Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 15:44, шпаргалка
Универсальность понятия «романтизма», его общекультурное значение.
Романтизм в литературе XIX в.
Живопись в эпоху романтизма
Музыка в эпоху романтизма.
Особенности позитивистского культурного сознания. Феномен (реализма.
Реализм в западноевропейской лихературе-Х1Х.в.
Реализм в русской литературе XIX в.
Реализм в европейской живописи XIX в.
Реалистические тенденции в музыке и театре XIX в.
Наука и техника в XIX столетии.
Из американских режиссеров
советскому зрителю больше других был
известен Стенли Крамер, фильмы которого
часто демонстрировались в
Вершинами творчества Френсиса Форда Копполы стали эпические повествования. Традиционный киноэпос – это широкое полотно, изображающее жизнь нескольких поколений какого-либо рода, или картина масштабного исторического события, воссозданная через многообразные судьбы людей, в нем участвующих («Крестный отец», «Апокалипсис сегодня», «Дракула Брэма Стокера»).
Признанными мастерами кинофантастики являются Джордж Лукас («Звездные войны») и Стивен Спилберг («Дуэль», «Челюсти», «Инопланетянин», «Парк юрского периода», «Список Шиндлера» и др.).
Кинематограф последних лет отличается большим разнообразием: здесь и рассчитанные на массового зрителя блокбастеры (высокобюджетные ленты, стоимость которых превышает 100 млн. долл.), и претендующие на элитарность авторские картины.
В сегодняшнем мировом киноискусстве создается все больше произведений, которые, экранизируя национальную «реальность», переводят ее образными средствами в плоскость наднациональную, общечеловеческую. Кино становятся самым интернациональным искусством.
43. Живопись в конце 20 - начале 21 вв.
В конце 20в. в жизни США, Японии, а затем и Западной Европы произошли качественные перемены, позволяющие говорить о зарождении нового, постиндустриального общества. В этом обществе на смену проблемам классического, индустриального капитализма пришли другие; одна из них – потеря ориентиров, отсутствие объединяющей общество идеи. Постмодернизм – довольно широкое понятие, определяющее в целом состояние западной культуры конца 20в. Постмодерн – принципиально новое, претендующее на современнейшее, состояние культуры.
В отличие от авангарда, ставящего себя выше прошлого и, таким образом, в определенной степени остающегося связанным с ним, постмодернизм вообще не признает иерархических оценок, ставя себя в позицию вне прошлых достижений культуры.
«Звездным часом» постмодернистской живописи и скульптуры стало начало 80-х г.г., когда прошли программные выставки в Базеле и Амстердаме. Их участники, художники разных национальностей, называли себя постклассицистами, гиперманьеристами, неотрадиционалистами, мастерами ретро-арта и т.д. Более общим определением новой ситуации в изобразительном искусстве стал термин «трансавангард», введенный итальянским критиком и историком искусства Акилле Бонито Оливой.
Постмодернистской стилизации
доступно все наследие мирового искусства
– от первобытных орнаментов до
различных направлений
44. Массовая культура. Ее основные формы.
Вероятно, точкой отсчета
в появлении и развитии массовой
культуры следует все же считать
конец XIX – начало XX века. Мы полагаем,
что явление массовой культуры не
просто некая разновидность «
К одной из ранних форм массовой культуры исследователи относят детективный жанр, который появился еще в начале 30-х годов XIX века и сразу же завоевал огромную популярность. В конце XIX века еженедельные СМИ начали публикацию произведений, которые спустя время получили название «сердечная пресса» или «индустрия грез». В самом конце XIX века в Соединенных Штатах Америки появляется такая форма массовой культуры как комиксы. Сначала этот жанр был предназначен исключительно для детей, но затем стал неотъемлемой частью и взрослой жизни. Активное, а точнее стремительное развитие массовой культуры начинается с середины XX века. С этого момента она становится тотальной и экспансивной.
Как и в случае с традиционной
культурой универсального определения
массовой культуры до сих пор не
существует. Такая ситуация имеет
свое рациональное объяснение. Дело в
том, что как научно-философская
категория, «массовая культура»
включает в себя целых три понятия.
Во-первых, «культуру», как особый характер
продукта. Во-вторых, «массовость», как
степень распространения
Некоторые исследователи полагают, что массовая культура – это особый культурный феномен, автономное образование, в котором часто происходит разрыв формы и содержания. Одним из наиболее интересных и продуктивных следует признать подхода Д. Белла, согласно которому массовая культура – это своего рода организация обыденного сознания в информационном обществе, особая знаковая система или особый язык, на котором члены информационного общества достигают взаимопонимания. Она выступает как связующее звено между постиндустриальным обществом высокой специализации и человеком, который интегрирован в него лишь как «частичный» человек. Коммуникация же между «частичными» людьми, узкими специалистами, к сожалению, осуществляется, по всей видимости, лишь на уровне «массового человека», т. е. на среднем общедоступном языке, которым и является массовая культура.
Сейчас массовая культура проникает практически во все сферы жизни общества и формирует свое единое семиотическое пространство.
Очевидно, массовая культура – явление далеко не однородное. Оно имеет свою структуру и уровни. В современной культурологии, как правило, выделяют три основные уровня массовой культуры:
Анализируя массовую культуру как особое социо-культурное явление, необходимо указать ее основные характеристики. Такими характеристиками, на наш взгляд, являются:
45. Постмодернизм в архитектуре.
Постмодернизм — понятие, обозначающее новый, последний на сегодняшний день сверхэтап в цепи закономерно меняющих друг друга на протяжении истории направлений культуры. Постмодернизм как парадигма современной культуры представляет собой общее направление развития европейской культуры, сформировавшееся в 70-е гг. XX в.
Возникновение постмодернистских тенденций в культуре связано с осознанием ограниченности социального прогресса и боязнью общества, что результаты этого прогресса поставят под угрозу уничтожения само время и пространство культуры Постмодернизм как бы должен установить пределы вмешательства человека в процессы развития природы, общества и культуры.
Поэтому постмодернизму свойственны:
- поиски универсального художественного языка;
- сближение и сращивание различных художественный направлений;
- «анархизм» стилей, их бесконечное многообразие, эклектизм, коллажность, царство субъективного монтажа.
Характерными чертами постмодернизма являются:
- ориентация постмодернистской культуры на все слои общества (т. е. и на «массу» и на «элиту»);
- существенное влияние искусства на внехудожественные сферы человеческой деятельности (на политику, религию, информатику и т. д.);
- стилевой плюрализм;
- широкое цитирование в постмодернистских творениях произведений искусства предшествующих эпох;
- иронизирование над художественными традициями прошлых культур;
- использование приема игры при создании произведений искусства.
В постмодернистском
Постмодернизм как теория
получил существенное обоснование
в работах Ж. Бодрийяра «Система
вещей» (1969), Ж.-Ф. Лиотара «Постмодернистское
знание» (1979) и «Спор» (1984), П. Слотердийка
«Волшебное дерево» (1985) и др.
46. Постмодернизм в литературе.
Европейский и американский
постмодернизм сложился в конце 60-х –начале
70-х г.г. В отличие от классического модернизма
с его культом эстетической новизны и
высокой эстетической формы, а также тяготением
к системности в мировоззрении, постмодернизм
основывается на культивировании художественной
цитаты, заимствованного сюжета, языкового упрощенчества,
ориентируется на плебейский вкус.
На первых порах постмодернизм
имел некоторые позитивные художественные
результаты (творчество Гарсиа Маркеса,
Умберто Эко, Х.-Л.Борхеса, частично
В.Набокова («Лолита»). Позднее он измельчал
в содержательном, стилевом и жанровом
отношениях. И хотя в основе постмодернистских
деклараций лежал протест против
чрезмерного идеологизирования
общественного сознания, что исторически
вполне целесообразно и продуктивно,
творческие результаты, особенно в
сфере художественной практики, в
постмодернизме оказались малозначительными.
Ложная теоретическая посылка
Среди крупных явлений
этого литературного течения
выделятся роман А.Битова «Пушкинский
дом» (1971г.). Здесь делается попытка
восстановить разрушенную тоталитарной
системой связь с классической модернистской
традицией. Есть в романе моменты, которые
напоминают вполне реалистическую традицию.
Так, в сцене изображения смерти
Сталина звучит тема симуляции всеобщей
скорби по тирану. В романе звучит тезис:
«нереальность – условие жизни»
Вторым серьезным
Третье произведение в этом ряду крупных – роман Саши Соколова «Школа для дураков» (1975г.). В этой «трагической и трогательной книге» (слова В.Набокова о романе) постмодернизм выступает в образах многочисленных персонажей, как бы случайно встретившихся друг с другом и оказывающихся в хаотической близости. Отсюда в романе вытекают мотивы абсурда, унижения, тупости в этом скоплении. А в итоге – ощущение миражности существования людей в социальном общежитии.
Постмодернисты, позднее
вступившие в литературу, представили
упрощенный вариант указанных мотивов
в произведениях
47. Особенности культурного развития в СССР во второй половине 20 в.
Война нанесла значительный ущерб русской культуре, ее материальной базе. Невосполнимой утратой стала гибель на фронтах многих представителей научной и творческой интеллигенции.