Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 15:44, шпаргалка
Универсальность понятия «романтизма», его общекультурное значение.
Романтизм в литературе XIX в.
Живопись в эпоху романтизма
Музыка в эпоху романтизма.
Особенности позитивистского культурного сознания. Феномен (реализма.
Реализм в западноевропейской лихературе-Х1Х.в.
Реализм в русской литературе XIX в.
Реализм в европейской живописи XIX в.
Реалистические тенденции в музыке и театре XIX в.
Наука и техника в XIX столетии.
Более прямолинейно и натуралистично-пугающе искусство живописи Ф. фон Штука. Появившаяся в его образах театральность также, как и у французов, сближает его образы с изысканностью модерна. Штук и был одним из организаторов общества "Сецессион" в Мюнхене, распространявшего и развивавшего германский вариант модерна. Но мрачная выразительность и относительная скупость приемов также напоминает экспрессионизм.
В русской живописи символисты заявили о себе с 1904 г., когда в Саратове состоялась выставка под названием "Алая роза", в которой участвовали В.Э. Борисов-Мусатов, П.В. Кузнецов, М.А. Врубель, М.С. Сарьян, Н.Н. Сапунов, С.Ю. Судейкин и другие. Многие из них учились в мастерских Серова и Коровина. В 1907 г. в Москве эти же художники (всего 16 человек) организовали выставку "Голубая роза", давшую название творческому объединению. В дальнейшем они участвовали в выставках журнала "Золотое руно", который издавался на средства Н.П. Рябушинского. (На этих выставках экспонировались и картины французских живописцев — Матисса, Марке, Брака, Дерена, Ван Донгена, Вламинка и др.) Из символистов к голуборозовцам примкнул и К.С. Петров-Водкин, композиторы Скрябин и Метнер. Общее движение символистов составляли "Общество свободной эстетики", журнал "Весы", литературно-художественный кружок. Как теоретики движения выступали поэты Мережковский, Брюсов, Блок, Белый, Иванов.
Символизм русской живописи — это символизм не первой и не второй волны, он вбирает в себя достижения, опыт многих других течений.
Если картины Врубеля явно сохраняли еще образный строй романтизма (например, произведений М.Ю. Лермонтова), то Борисов-Мусатов тяготел к музыкальности прозрачных и совершенно неопределенных еще импрессионистских аккордов. Еще в 1895 г. он мечтал поступить в мастерскую Пюви де Шаванна. На его картинах "Гобелен" (1901 г.), "Водоем" (1902г.) позы и жесты лишены какого-либо определенного смысла. Во многом его живопись близка картинам Мориса Дени, Пьера Боннара, но Мусатов ближе к собственно символизму.
П. В. Кузнецов под влиянием
Гогена нашел свою живущую интуицией
цивилизацию в степях Киргизии Правда,
образы поэтизированного, тихо звенящего
Востока стилизованы под
В яркую солнечную сказку превращается Восток на картинах М.С. Сарьяна. Эмоциональное напряжение контрастных тонов приближает его к экспрессионизму ("Зной Бегущая собака"). В тоже время декоративность его работ сближает его с фовизмом.
Сочетает многозначительность декорации с ее изяществом и многоцветием на своих картинах Н. Сапунов. Иногда он прямо осуществляет "постановку" сцен из символической поэзии: "Пляска смерти" (1907 г.), "Балаганчик" (1909 г.).
Поражает не имеющая аналогов синкретичность русского искусства этого времени. Так, символисты в 1906 г объединяются для постановки блоковского "Балаганчика" — постановщик Мейерхольд, поэт М.А. Кузмин в качестве композитора, Сапунов как декоратор. Но если У других символистов интуитивизм тяготеет к самоуглублению или музыкальности, то Сапунов сближает его с примитивизмом. Уже в переложении произведения Кузмина "Голландка Лиза" (1910 г.) фигуры становятся неуклюжими, грубоватыми.
Символичен неожиданный эффект грусти, которая таится в забавных грубоватых фигурках С.Ю. Судейкина: дама с лютней оказывается на дереве, рядом с балеринами танцует собака и т.п. Похожими эффектами оперирует и Н.П. Крымов: смешные уменьшенные домики и игрушечные деревья наполнены страшноватой мощью.
Изначальное влияние иконописи, с которой он начал свое творчество, чувствуется в полотнах К. Петрова-Водкина. Фигуры его картин, как и образы икон, пребывают в вечности. Сложность угловатых поз на картине "Мальчики" (1911 г.) заставляет исследователей вспоминать о трагедии Авеля и Каина. В наиболее популярном его произведении "Купание красного коня" (1912 г.) деревенская сценка приобретает значение проникновения в иной мир. Зловещий и кроткий глаз красного коня делает его символом наивной мечты, которая ведет к концу света.
17. Символизм в музыке и театре.
Категория музыки — вторая
по значимости (после символа) в эстетике
и поэтической практике нового течения.
Это понятие использовалось символистами
в двух разных аспектах — общемировоззренческом
и техническом. В первом, общефилософском
значении, музыка для них — не
звуковая ритмически организованная последовательность,
а универсальная метафизическая
энергия, первооснова всякого
В самой же музыке черты символизма проявляются лишь опосредовано, в первую очередь в произведениях, навеянных образами символистской литературы: утонченной лирики, хрупкой, бесплотной, истаивающей, настроений сумеречных, полных неясных предчувствий, тревожных ожиданий, мистических прозрений.
Если трудно принять без
доказательств факт существования
символистской музыки, невозможно отрицать,
что некоторые композиторы
В символизме рациональное
начало редуцируется; слово, изображение,
цвет – любая конкретика – в
искусстве утрачивают свое информационное
содержание; зато многократно возрастает
подоплека, преобразующая их в таинственное
иносказание, доступное лишь иррациональному
восприятию. «Идеальным» видом
Основоположниками символизма стали французские поэты Поль Верлен и Стефан Малларме. Однако театр, как наиболее социально чуткий вид искусства, не мог оставаться в стороне от современных воззрений. И третьим основоположником этого направления явился бельгийский драматург Морис Метерлинк. Собственно, и Малларме в своих теоретических работах, посвященных символизму, обращается к театру будущего, трактуя его как замену богослужению, ритуал, где в необычайном единстве сольются элементы драмы, поэзии, музыки, танца.
Метерлинк начал литературную деятельность как поэт, издав в 1887 сборник стихов «Теплицы». Однако уже в 1889 появилась его первая пьеса, «Принцесса Мален», восторженно принятая модернистской критикой. Именно на этом, драматургическом поприще он достиг наивысшего успеха – в 1911 он был удостоен Нобелевской премии. Такие пьесы Метерлинка, как «Слепые» (1890), «Пелиас и Мелисанда» (1892), «Смерть Тентажиля» (1894), «Сестра Беатриса» (1900), «Чудо святого Антония» (1903), «Синяя птица» (1908) и др. стали не только «библией» символизма, но и вошли в золотой фонд мировой драматургии.
В театральной концепции
символизма особое внимание уделялось
актеру. Тема губительного рока, управляющего
людьми, как куклами, преломлялась в
сценическом искусстве в
В своей общей концепции
театр символизма имел много общего
со средневековым театром и его
жанрами – мистерией, мираклем, моралите,
и закономерно пытался
В конце 19 – начале 20 вв. в Париже появились студийные театры, основывающие свой репертуар исключительно на произведениях символизма: «Театр д'ар», «Эвр», «Театр дез ар». Здесь, кроме пьес Метерлинка, ставились произведения Г.Ибсена, Б.Бьернсона, А.Стриндберга, П.Кийара, К.Мендеса; исполнялись поэтические произведения Ш.Бодлера, А.Рембо, П.Верлена, С.Малларме.
В России развитие символизма получает весьма благодатную почву: общие эсхатологические настроения усугубляются тяжелой общественной реакцией на неудавшиеся революции 1905–1907. Пессимизм, темы трагического одиночества и фатальности бытия находят горячий отклик в русской литературе и театре. Блестящие писатели, поэты и режиссеры Серебряного века с радостью окунаются в теорию и практику символизма. О символистической театральной эстетике пишут Вяч.Иванов (1909) и Вс.Мейерхольд (1913). Драматургические идеи Метерлинка разрабатывают и творчески развивают В.Брюсов (Земля, 1904); А.Блок (трилогия «Балаганчик», «Король на площади», «Незнакомка», 1906; «Песня судьбы», 1907); Ф.Сологуб («Победа смерти», 1907 и др.); Л.Андреев («Жизнь Человека», 1906; «Царь Голод», 1908; «Анатэма», 1909 и др.).
К периоду 1905–1917 относится
ряд блестящих символистских
драматических и оперных
К символизму обращается и главный оплот русского сценического реализма – Московский Художественный Театр. В первом десятилетии наступившего 20 в. во МХТ были поставлены одноактные пьесы Метерлинка «Слепые», «Непрошенная» и «Там, внутри»; «Драма жизни» К.Гамсуна, «Росмерсхольм» Г.Ибсена, «Жизнь Человека» и «Анатэма» Л.Андреева. А в 1911 на совместную с К.С.Станиславским и Л.А.Сулержицким постановку «Гамлета» был приглашен Г.Крэг (в главной роли – В.И.Качалов). Однако предельно условная эстетика символизма была чуждой театру, изначально сделавшему ставку на реалистическое звучание спектаклей; а мощный психологизм Качалова оказался невостребованным в Крэговской установке на актера-сверхмарионетку. Все эти и последующие символистские спектакли («Miserere» С.Юшкевича, «Будет радость» Д.Мережковского, «Екатерина Ивановна» Л.Андреева) в лучшем случае остались лишь в рамках эксперимента и не пользовались признанием зрителей МХТ, приходящих в восторг от постановок Чехова, Горького, Тургенева, Мольера. Счастливым исключением стал спектакль «Синяя птица» М.Метерлинка (постановка Станиславского, режиссеры. Сулержицкий и И.М.Москвин, 1908). Получив от автора право первой постановки, МХТ преобразил тяжелую, смыслово перенасыщенную символистскую драматургию в тонкую и наивную поэтичную сказку. Весьма показательно, что в спектакле поменялась возрастная зрительская ориентация: он был адресован детям. Спектакль сохранялся в репертуаре Художественного Театра более пятидесяти лет (в 1958 состоялось двухтысячное представление), и стал первым зрительским опытом для многих поколений юных москвичей.
Однако время символизма
как эстетического течения
Пожалуй, последним российским
апологетом и теоретиком символизма
оставался Вяч.Иванов. В 1923 он пишет
«программную» театральную
Одной из самых влиятельных
фигур европейского символизма был
норвежский писатель и драматург
Г.Ибсен. Его пьесы «Пер Гюнт», «Гедда
Габлер», «Кукольный дом», «Дикая утка»
объединяли конкретное и абстрактное.
Ибсен разграничивал свое искусство
и французский вариант
18. Модерн как
художественное течение к.19в. - н.20в.
Модернизм (от фр modern — новейший, современный) — общее условное обозначение направлений искусства XX в., для которых характерен отказ от традиционных методов художественного отображения мира. Модернизм как художественная система был подготовлен двумя процессами своего развития:
— декадентством (dekadentia — упадок) — т. е. бегством, неприятием реальной жизни, культом красоты как единственной ценности, отторжением социальных проблем;
— авангардом (фр avantgarde — передовой отряд) — манифеcты которого призывали порвать с наследием прошлого и создать нечто новое, противоречащее традиционным художественным установкам.
Основные направления и течения модернизма либо отвергли, либо до неузнаваемости преобразили всю систему художественных средств и приемов. Конкретно в различных видах искусства это выразилось: