Шпаргалка по "Истории культурологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 15:44, шпаргалка

Краткое описание

Универсальность понятия «романтизма», его общекультурное значение.
Романтизм в литературе XIX в.
Живопись в эпоху романтизма
Музыка в эпоху романтизма.
Особенности позитивистского культурного сознания. Феномен (реализма.
Реализм в западноевропейской лихературе-Х1Х.в.
Реализм в русской литературе XIX в.
Реализм в европейской живописи XIX в.
Реалистические тенденции в музыке и театре XIX в.
Наука и техника в XIX столетии.

Файлы: 1 файл

история культуры.docx

— 159.05 Кб (Скачать)

 

23. Фовизм как  рубеж модерна и авангарда. 

Первым в XX столетии течением модернистского искусства считается  фовизм. Фовистами назвала французская  критика группу молодых художников, в которую входили А. Матисс, А. Дерен, М. Вламинк, А. Марке и др. Их совместная выставочная деятельность была наиболее интенсивной в 1902—1907 гг.

Фовисты не имели собственной  теории, манифеста. Участников группы объединяло только стремление к изобразительным  экспериментам с цветом. Для фовистов характерно стремление к яркому открытому  цвету, который они широко использовали в жанре пейзажа. Максимальная выразительность  цвета, организация с его помощью  художественного пространства, активное влияние цветовой гаммы на композиционное соотношение частей художественного  произведения — все это и является характерными признаками фовизма. Цветовые эксперименты художников-фовистов оказали  определенное влияние на формирование изобразительного искусства XX в.

 

24. Кубизм в  искусстве Западной Европы. П.Пикассо,  Ф.Леже и др.

  Кубизм (от франц. – куб) – модернистское направление в изобразительном искусстве (преимущественно в живописи) 1й чет. XX в. Возникновение К. относят к 1907 г., когда П. Пикассо написал картину «Авиньонские девицы», необычную по своей острой гротескности: деформированные, огрубленные фигуры изображены здесь без каких-либо элементов светотени и перспективы, как комбинация разложенных на плоскости объемов. К представителям К. причисляют, кроме художников П. Пикассо, Ж. Брака, Х. Гриса, писателей Г. Аполлинера, Г. Стайна и др.

Слово «кубисты» впервые  употребил в 1908 г. французский критик Л. Воссель как насмешливое прозвище художников, изображающих предметный мир в виде комбинаций правильных геометрических объемов (куба, шара, цилиндра, конуса).

Кубизм ознаменовал собой решительный разрыв с традициями реалистического искусства. Вместе с тем, творчество кубистов носило характер взрыва стандартной красивости салонного искусства, иносказаниям символизма, зыбкости живописи позднего импрессионизма.

Представители кубизма обратились к конструированию объемной формы на плоскости, расчленению реального объема на геометризированные тела, сдвинутые, пересекающие друг друга, воспринятые с разных точек зрения. Входя в круг бунтарских индивидуалистических течений, кубизм выделялся среди них тяготением к суровой аскетичности цвета, к простым весомым, осязаемым формам, к элементарным мотивам (таким, как дом, дерево, утварь и др.). Это особенно характерно для раннего этапа кубизма, сложившегося под влиянием живописи П. Сезанна и африканской скульптуры. В этот «сезанновский» период кубизма (1907-1909) геометризация форм подчеркивает устойчивость предметного мира; мощные граненые объемы как бы плотно складываются на поверхности холста, образуя подобие рельефа; цвет, выделяя отдельные грани предмета, одновременно и усиливает и дробит объем (П. Пикассо «Три женщины»,1909; Ж. Брак «Эстак», 1908). В следующей, «аналитической» стадии К. (1910-1912) предмет распадается на мелкие грани, которые четко отделяются друг от друга; предметная форма как бы распластывается на холсте (П. Пикассо «А. Воллар», 1910; Ж. Брак «В честь И.С. Баха», 1912). В последней, «синтетической» стадии (1912-1914) побеждает декоративное начало, а картины превращаются в красочные плоскостные панно (П. Пикассо «Гитара и скрипка», 1913; Ж. Брак «Женщина с гитарой», 1913); появляется интерес ко всякого рода фактурным эффектам – наклейкам (коллажам), присыпкам, объемным конструкциям на холсте, т.е. отказ от изображения пространства и объема как бы компенсируется рельефными материальными построениями в реальном пространстве. Тогда же появилась кубистическая скульптура с ее геометризацией и сдвигами формы, пространственными построениями на плоскости (неизобразительные композиции и ассамбляжи – скульптуры из неоднородных материалов П. Пикассо, произведения А. Лорана, Р. Дюшана-Виллона, геометризированные рельефы и фигуры О. Цадкина, Ж. Липшица, вогнутые контррельефы А.П. Архипенко).

К 1914 г. кубизм начал уступать место другим течениям, но продолжал влиять на французских художников, итальянских футуристов, русских кубофутуристов (В.Е. Татлин, частично творчество К.С. Малевича), немецких художников. Поздний К. вплотную приблизился к абстрактному искусству; одновременно через увлечение К. прошли некоторые крупные мастера: мексиканец Д. Ривера, чехи Б. Кубишта, Э. Филла и О. Гутфрёйнд, итальянец Р. Гуттузо, поляк Ю.Т. Маковский и др.

 

 

25. Футуризм как  явление культуры. 

  Футуризм - течение, проявившееся в живописи и поэзии Италии и США в 10-20-х гг. XX века с претензией создать искусство будущего под лозунгом нигилистического отрицания всего предшествующего художественного опыта. Его последователи стремились отразить динамизм современной машинной цивилизации, воспевали технический прогресс, войну, насилие, жизнь больших городов, что сводилось в живописи к хаотическим комбинациям плоскостей и линий, дисгармонии цвета и формы, а в поэзии - к "заумности", насилию над лексикой и синтаксисом, как это видно на примере раннего творчества Маяковского.

Футуристы призывали перенести  центр тяжести с изображения  человека на изображение его материально-технического окружения. Главный идеолог итальянского и мирового футуризма Филиппа  Томмазо Маринетти (1876-1944), в частности, писал: "Теплота куска железа или  дерева отныне более волнует нас, чем улыбка или слезы женщины"'.  
В идеологическом плане футуризм был связан как с, правым, так и с левым экстремизмом в лице фашизма, анархизма и коммунизма, претендуя на "революционное" ниспровержение прошлого и на свою особую ангажированность будущим.

Одним из самых радикальных  модернистских течений, зародившихся в 1916-1922 гг. преимущественно в Швейцарии  среди анархиствующей интеллигенции  как протест против первой мировой  войны, стал так называемый дадаизм.

Он выражался в воинствующем антиэстетизме, своеобразном художественном хулиганстве, страсти к эпатажу  обывателя в виде бессмысленных  сочетаний слов и звуков, причудливых  комбинаций самых разнообразных  житейских предметов (консервных банок, старых вещей, деталей инструментов, этикеток, газетных и журнальных вырезок  и т.п.), предвосхитив этим современный  поп-арт - искусство коллажа и  композиций на основе использования  и эстетизации материального  богатства, созданного современной  цивилизацией.

Перечисленные разновидности  модернистского и авангардистского искусства отнюдь не исчерпывают  его разнообразия и отличаются размытостью  своих критериев и границ, объединяясь  общим пафосом отрицания предшествующей художественной традиции.  
26. Основные художественные принципы экспрессионизма. Экспрессионизм в изобразительном искусстве.

 
  Экспрессионизм (от лат. expressio — выражение), просуществовавший дольше фовизма (первая четверть XX в.), возник, как и фовизм, в 1905 году, но охватил и литературу, и изобразительное искусство. Наиболее ярко он проявил себя в культуре Германии и Австрии (писатели Г. Кайзер, и В. Газенклевер в Германии, Ф. Верфель в Австрии, художники Э. Нольде, Ф. Марк, П. Клее в Германии, О. Кокошка в Австрии, австрийские композиторы А. Шенберг, А. Берг, немецкие кинорежиссеры Ф.В. Мурнау, Р. Вине, П. Лени). Единственной реальностью экспрессионизм провозгласил субъективный мир человека, выражение которого стало главной целью искусства. Экспрессионизм стремился передать напряженность человеческих эмоций, гротескную изломанность, иррациональность образов. К экспрессионизму стали впоследствии относить несколько художественных группировок.

Первой была основанная в  Дрездене художником Эрнстом Людвигом Кирхнером (1880—1938) группа «Мост». Он создавал произведения, где динамичное, «пульсирующее» пространство сочетается с резкими, нервными контрастами цвета. В кругу  экспрессионистов были часты религиозные  настроения, граничащие с мистикой. В картине Эмиля Нольде (1867—1956) «Поклонение волхвов» огрубленные  формы, чудовищные лица, налет чертовщины, следование цветовой символике (синий  — цвет бесконечности) возникли из увлечения художника работами средневековых  мастеров.

Вторая группа — «Синий всадник» возникла в 1911 году в Мюнхене  и просуществовала до 1914 года. Ее главой считают художника Франца Марка (1880— 1916), погибшего в начале Первой мировой войны. Его динамичные, напряженные по колориту мистико-символические картины выражают неприятие действительности, настроения тревоги («Судьба животных», 1913). Члены «Синего всадника» (Ф. Марк, В. Кандинский, П. Клее, А. Макке) разрабатывали проблемы живописно-декоративной и чисто колористической выразительности, тяготели к абстрактным композициям.

 

 

27. Экспрессионизм  в музыке, театре, кинематографе.

 
  Экспрессионизм пришел в кинематограф из Германии. Немецкий авангард начал с «оживления» абстрактных изображений. 
Все четверо его крупнейших представителей (В. Эггелинг, Х. Рихтер, О. Фишингер, В. Рутманн) были художниками-абстракционистами. 
В 1919 году Эггелинг первым из них снял «Вертикально-горизонтальную мессу», потом в сотрудничестве с Рихтером — «Вертикально-горизонтальную симфонию» (1920) и, наконец, «Диагональную симфонию» (1922). А «Ритм 21, 24 и 25» (1926) Рихтера, «Опусы, 1-4» (1923—1925) Рутманна, «Упражнения 6-8 и далее» (1929—1932) Фишингера экспериментировали с кинематографическим ритмом, используя движение абстрактных картинок и во многом прокладывая путь современной анимации.

В драматургию и театр экспрессионизм пришел из живописи и графики. В свою очередь, живописцы видели своих предшественников в В.Ван-Гоге (Нидерланды), П.Гогене (Франция), Э.Мунке (Норвегия), Дж.Энсоре (Бельгия). Впервые термин «экспрессионизм» употребил в печати в 1911 Херварт Вальден, основатель художественного журнала «Штурм» (1910–1932) и одноименной берлинской галереи, где выставлялись картины художников общества «Синий всадник», объединения «Мост»: В.В.Кандинского, Ф.Марка, Э.Л.Кирхнера, М.Пехштейна, Э.Хеккеля, К.Шмидт-Ротлуфа, Э.Нольде. Их остроэмоциональные произведения, тяготевшие к резким цветовым контрастам, смелой светотени, пространственным смещениям, к гротеску и гиперболе, повлияли на формирование сценического и кинематографического экспрессионизма. Вокруг немецких и швейцарских журналов, как «Штурм», «Акцион» (1911–1933), «Вайсен блеттер» (1913–1921) группировались также писатели, поэты, драматурги, деятели театра и кино.

Экспрессионизм  в музыке получил наиболее радикальное выражение у композиторов нововенской школы: прежде всего у ее основоположника — Арнольда Шёнберга и у его учеников — Альбана Берга и Антона Веберна. 
Резкая оппозиция отмиравшему романтизму и утонченным эстетским школам начала XX века сближала эту группу с конструктивизмом молодого Пауля Хиндемита, с кубистскими опытами Стравинского и композиторов группы «6» («Les Six») — Л. Дюрея, Д. Мийо, А. Онеггера, Ж. Орика, Ф. Пуленка, Ж. Тайфер. Но Шенберг и его школа заняли особое место в западной музыке, составив самую экстремистскую ее ветвь. Мотивы беспокойства за судьбы мира, неприятие зла и бесчеловечности парадоксально соединялись в их искусстве с элитарной замкнутостью, сознательной изоляцией от широкой аудитории.

В 20-е годы прошлого века были созданы важнейшие образцы  музыкального экспрессионизма: монодрамы  «Ожидание», «Счастливая рука», Пять пьес для оркестра и вокальный  цикл «Лунный Пьеро» Шёнберга, а  также «Симфония» ор.21 Веберна. Ученик Шёнберга Альбан Берг создал единственное в своем роде экспрессионистское сочинение, отмеченное духом социального  критицизма, — оперу «Воццек». Это  — высшее достижение музыкального экспрессионизма.

Истоки экспрессионизма в музыке: опера Вагнера «Тристан и Изольда», поздние симфонии Малера, некоторые сочинения Рихарда Штрауса. 
Из всех направлений нового искусства 20 в. экспрессионизм острее всего выразил конфликт человека с реальностью. В одних случаях он вел к обостренному выражению трагического, в других — к художественной утопии, которая казалась спасением духовных ценностей. Этот конфликт вел к радикальности художественных решений, к взрыву традиций. Реформа А. Шенберга явилась для тех лет наиболее радикальной. Стиль, складывавшийся в русле нововенской школы, — жестко-экспрессивный, аскетичный, абстрагированный от всего «слишком человеческого».

Тенденции: 
1) конфликт с миром, бунт и бессилие, беспросветность;

2) сострадание к человеку, к человечеству и вместе с  тем крайний эгоцентризм;

3) безудержная эмоциональность;

4) абстракционизм.

 

28. Возникновение  кинематографа  и особенности раннего этапа его  развития. 

Одной из отличительных черт культуры XX в. является расширение сфер ее воздействия на людей через  средства массовой коммуникации, такие, как радио, кино, телевидение, которые  явились продуктами научно-технической  революции. Их значение в усилении информационного  обмена трудно переоценить.

Кинематограф как вид  искусства отличается от других своей  синтетичностью. В нем синтезированы  эстетические свойства литературы, театра, изобразительного искусства, фотографии, музыки, достижения в оптике, механике, химии, физиологии. Популярность кинематографа  заключается в свойственной только ему совокупности и многообразию выразительных средств. Кино, зародившись  на рубеже XIX — XX вв., возникло под влиянием потребностей общества осмыслить свою историю, жизнь и деятельность и  развивалось в русле культуры XX в., поэтому его стили и направления  отвечают основным стилям искусства XX в.

Киноискусство исторически  подразделяется на виды. В нем сложились  четыре основных вида:

1) Художественный (игровой)  кинематограф, воплощающий средствами  исполнительского творчества замысел  кинодраматического произведения, или адаптированного произведения  поэзии или прозы.

2)Документальный, являющийся  особым видом образной публицистики.

3) Мультипликация или  анимация, «одушевляющая» графические  или кукольные персонажи (людей,  животных, растения, вещи, даже стихии).

4) Научно-популярный кинематограф, использующий средства всех трех  жанров для пропаганды знаний.

Киноискусство многогранно  по жанрам, но для современного кино характерна тенденция к их взаимопроникновению, реализующаяся в основном посредством  новаторских устремлений и приемов. Степень новаторства зависит  от уровня творчества кинорежиссера  и всех участников творческого коллектива, от качества и совершенства технических  средств.

Первые десятилетия после  своего возникновения кино как вид  искусства лишь завоевывало свою популярность. В 20-е г. кинематограф становится не только популярным и  модным видом искусства, но и киноиндустрией: формируются множество киностудий, сеть кинопроката. В это время  создаются шедевры раннего, пока еще немого кино- «Броненосец Потемкин»  С. Эйзенштейна, «Большой парад» К Видора с Ч. Чаплином, «Алчность» Э. Штрогейма. Творчество режиссеров Д. Вертова, Я. Протазанова, Л. Трауберга, В. Пудовкина, Г. Козинцева  складывается именно в это время  Третье десятилетие XX в входит в историю кинематографа как начало эпохи звукового кино, что делает его еще более массовым. Господствующее положение в мировой киноиндустрии занимают США. Коммерческие фильмы — экранизации бродвейских мюзиклов — в тот период очень популярны. Но создаются и настоящие произведения искусства: «Новые времена» Ч. Чаплина, «Гроздья гнева» Дж. Форда, «Хлеб наш насущный» К- Видора. В СССР на экраны выходят шедевры отечественного кино «Веселые ребята», «Волга-Волга» и «Цирк» Г. Александрова, «Чапаев» братьев Васильевых и др.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории культурологии"