Шпаргалка по "Истории культурологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 15:44, шпаргалка

Краткое описание

Универсальность понятия «романтизма», его общекультурное значение.
Романтизм в литературе XIX в.
Живопись в эпоху романтизма
Музыка в эпоху романтизма.
Особенности позитивистского культурного сознания. Феномен (реализма.
Реализм в западноевропейской лихературе-Х1Х.в.
Реализм в русской литературе XIX в.
Реализм в европейской живописи XIX в.
Реалистические тенденции в музыке и театре XIX в.
Наука и техника в XIX столетии.

Файлы: 1 файл

история культуры.docx

— 159.05 Кб (Скачать)

 

9. Реалистические  тенденции в музыке и театре 19 в.

  Музыка является наименее подверженным воздействию реализма видом искусства, поскольку она аппелирует к наиболее возвышенным человеческим чувствам и не имеет прямых аналогов в повседневной человеческой жизни. Вместе с тем и музыка – а в первую очередь музыкальный театр, опера – продемонстрировали возможности реалистического отображения действительности.

В пер. пол. 19в. под влиянием романтизма традиционные жанры итальянской  оперы, сложившиеся на рубеже 17-18в.в., изменились. Опера превратилась из «концерта в костюмах» в повествование  о любви, сохранив при этом важную особенность жанра – виртуозность вокальных партий.

Новый для Италии вид оперы  создал Джузеппе Верди. В своем творчестве он обратился к реализму, и его  лучшие произведения можно назвать  реалистической музыкальной драмой, сохранившей вместе с тем черты  романтизма. Сложные психологические ситуации в них показаны многосторонне и правдиво, переданы сокровенные движения души героев. Оперы Верди обладают удивительным свойством: с одинаковой силой они захватывают как знатока, так и человека, далекого от музыки; оригинальность соединяется с благородной простотой и доступностью. Верди написал такие выдающиеся произведения как: «Отелло», Аида», «Травиата», «Бал-маскарад» и др.

Композитора, пианиста и дирижера Бедрижиха Сметану называют «чешским Глинкой» не случайно. Его роль в формировании национальной музыкальной школы подобна роли М.Глинки в русской культуре. Сметана, как и Глинка, освоил традиции европейской музыки и на их основе сумел передать дух народного искусства, создать яркие народные образы. Работал композитор в основном в двух жанрах – опере и программной симфонической поэме.

Многие оперы Сметаны  написаны на исторические темы или  бытовые сюжеты из народной жизни. Самая  известная – комическая опера  «Проданная невеста». Музыка проникнута интонациями и ритмами чешского фольклора, выразительна, легка и  искренна.

Для музыкальной жизни  Франции вт. пол. 19в. характерно обращение  к легким жанрам театрального искусства, в частности к оперетте.

Венский вариант оперетты создал Иоганн Штраус – австрийский  композитор, скрипач и дирижер. Он вошел в историю музыки не только как родоначальник оперетты, но и  как крупнейший мастер вальса.

Зрелые вальсы композитора  – крупные программные пьесы, созданные не для танца в кафе, а для концертного исполнения. Яркие примеры таких сочинений  – «Прощание с Петербургом», «Жизнь артиста», «Сказки Венского леса».

 

10. Наука и техника  в 19 ст.

  Научной революции XIX в. предшествовали выдающиеся открытия в науке XVII—XVIII вв. и становление ее как социального института. Благодаря трудам Н. Коперника, Г. Галилея, Ф. Бзкона, Р.Декарта, И. Ньютона, И. Кеплера сформировалась новая картина мира. Научный эксперимент в механике привел к установлению связи науки и производства. На базе механики, физики и математики разрабатывалась техника и технология.

Наука XIX в. ознаменована революцией в химии. Открытия в этой области  привели к появлению химической статистики Дж. Далтона, который показал, что каждый элемент природы составляет совокупность атомов, строго одинаковых между собой и обладающих единым атомным весом. Благодаря этой теории в химию проникли идеи системного развития процессов. И. Берцелиус открывает  закон кратных отношений и  распространение его на органические вещества, что помогло установить наличие связи между предметами органического и неорганического  мира. В 1828 г. Ф. Веллер разработал процесс получения мочевины из неорганических веществ, что подтвердило на практике эту связь. Благодаря получению неорганическим путем таких соединений, которые до того времени вырабатывались только живыми организмами, было доказано, что законы химии имеют ту же силу для органических тел, что и неорганические.

Важным открытием XIX в. является закон о клетке и клеткообразовании  Т. Швенна и М. Шлейдена, создавших  клеточную теорию и указавших  на единство клеточной структуры  растений и животных в 1838—1839 гг.

Идеи М. Ломоносова о сохранении и превращении энергии были закреплены открытиями Р. Мейера, Дж. Ленца, У. Грова. Закон был открыт в разных сферах природы. В основе открытия этого  закона лежало признание единства количественных и качественных сторон движения материи. Его по праву можно считать  вторым великим открытием XIX в.

Третье великое открытие XIX в. связано с именем Ч. Дарвина, издавшего в 1854 г. книгу «Происхождение видов», где была обоснована эволюционная теория. Теория естественного отбора, в ходе которого выживают сильнейшие организмы, постоянно враждующие между собой и передающие затем свои особенности по наследству, привела в дальнейшем к появлению направления генетических исследований. В природе происходит сложный процесс, представляющий взаимодействие трех моментов: борьбы за существование, изменчивости, наследственности. Теория Дарвина доказывает, что все виды животных и растений связаны между собой генетически по своему происхождению находятся в состоянии постоянного изменения и развития.

Научные открытия XIX в. составили  огромный по своим масштабам комплекс знаний, имеющих чрезвычайную глубину  и пространство для дальнейших исследований. Это способствовало изменению мировоззрения  и изменило многие косные взгляды  на природу и ее связь с человеком, породило новый способ мышления — диалектико-материалистический. 

 

11. Импрессионизм  в искусстве. 

Особый интерес для  импрессионистов представляет мгновенное преходящее впечатление (отсюда и их название). Эту моментальность они  подчеркивают, нарушая привычную  композиционную прочность картин, —  точнее, целостность предметов. Их картинам свойственна своеобразная кадрированность, этюдность: края предметов и тел  бывают произвольно срезаны, сюжет  полотна составляет не основное и  типичное, а случайное — не выступление  балерин, например, как в картинах Дега, а репетиционные моменты.

Они активно использовали подсказанный японскими гравюрами  подход к натуре — мгновенное изображение  одного и того же объекта — Клод Моне пишет серии стогов, тополей, фасадов собора. Причем для завершения серии ему пришлось заплатить, чтобы  тополя не срубили. Достичь и передать необходимое ощущение ему удалось, работая на специально оборудованной  лодке.

Стремление достичь силы естественного впечатления заставило  импрессионистов писать чистым цветом, не смешивая краски. При этом ощущение полутонов достигалось рядоположенными  мазками чистых дополнительных цветов — при отдалении от полотна  создавался эффект смешения, который  придавал оттеночность даже цветам повышенной интенсивности.

При этом была открыта самостоятельная  выразительная возможность мазка, которую потом использовал Поль Сезанн для построения концептуальной картины мира, Ван Гог и экспрессионисты  — для передачи эмоционального состояния, пуантилисты (Сера и Синьяк, пишущие  точками) — для передачи объемности мерцающего пространства.

Фактически, провозглашая одну из программ, импрессионисты открыли  концептуальное искусство — искусство  современное, где главным оказывается  принцип видения, идея, которая и  представляет собой основную ценность. В полной мере это реализовали  постимпрессионисты (Сезанн, Гоген, Ван  Гог, Дега, Тулуз-Лотрек).

В то же время основатель течения Эдуард Мане (хотя и не участвовал в выставках импрессионистов) сознательно  противопоставил новое мировоззрение  классическому, уходящему корнями  в итальянское католическое представление  о гармонии мира, не зависящей от человека (и о человеке как части  этого мира). Повторив путь разрушения этого мировоззрения, проделанный  искусством XVI-XVII вв., Курбе, Милле и  особенно Домье подготовили бунт Мане, выраженный в его картинах "Завтрак на траве" (1863 г.) и "Олимпия" (1863 г.).

Мане, пародируя классические сюжеты, придал красоту человеческому  произволу, наслаждаясь скандальным  контрастом античного обнаженного  тела с мужчинами в современной  одежде.

Мане отстаивал право  на собственное мироощущение. Это  право отстаивали и другие импрессионисты, организуя собственные выставки — 8 выставок с 1874 по 1886 гг. Относительно общей программы (вышеизложенной) придерживались только некоторые из художников —  Моне, Писсарро, Сислей. Ренуар предпочитал  изображать не пейзажи, а румяных  девушек и детей, Б. Моризо чаще писала в помещении, Дега — рабочие моменты  на репетициях балерин, иногда в искусственном  свете рампы; булочные и кафе; лошадей  перед скачками и т. п.

В русской живописи импрессионизм  свойствен начальному периоду многих художников. Выдающимися произведениями в этом стиле были картины В.Серова "Девочка с персиками" (1887 г.), "Девушка, освещенная солнцем" (1888 г.). Всецело в духе импрессионизма творчество К. Коровина и И. Грабаря.

В литературе импрессионизм  не представляет собой целостного направления  — как стилевая особенность, стремление передать мгновенные впечатления импрессионизм  присущ произведениям литераторов  различных направлений. Ценителями растянутых и изощренных психологических  исследований были братья Гонкуры, К. Гамсун (роман "Голод"); "в поток сознания" превращается анализ воспоминаний в  эпопее Марселя Пруста "В поисках  утраченного времени".

Импрессионизм в поэзии —  это тонкие наблюдения и описания с применением чисто живописных средств, но в нежных пастельных тонах, свойственных неоклассицизму (модерну), а также приемы тонкой ассоциативной  звукописи, свойственной, прежде всего, Верлену — иногда и его последователям.

Но при попытках акцентировать  и без того сильные ощущения художник и поэт переходят к передаче уже  субъективного накала эмоций, что  свойственно уже экспрессионизму. Поэтому постимпрессионист Ван  Гог считается и отцом экспрессионизма.

На грани между импрессионизмом  и экспрессионизмом создавал свои скульптуры и Огюст Роден. Передача неуловимых переходных состояний тела позволяет  в пластической форме выразить и  движения души. Особенно поразителен  эффект этого внутреннего движения в статуе "Мыслитель" (по замыслу  — поэта, сидящего перед вратами  ада).

П. Сезанн, как и Дега, участвовавший  уже в первой выставке импрессионистов, в передаче той же чувственной  среды исходил из принципов, прямо  противоположных мироощущению импрессионистов. Своими крупными мазками-пятнами он как бы гранил плотный непрозрачный воздух, тяжелую, как ртуть, воду и вырезанные из почвы фрукты и лица.

Поль Гоген, практически  сразу отказавшийся от мазка, придал декоративную ценность сопоставлению  контрастных пятен и по цвету, и по форме, нашел подходящую для  этого натуру — остров Таити, и  погрузился в символику примитивного сознания как пророчество рая: "Наби" (пророк) называлась основанная им группа после распада общества импрессионистов.

Почти все русские художники  проходили парижскую школу живописи. Быть может, наибольшее влияние на русских  оказывал Сезанн. Однако отпечатки  его широких, но призрачных импрессионистских  мазков накладывались либо на экспрессионистские пятна П.П. Кончаловского и И.И. Машкова, либо на футуристические объемы К. Малевича, либо на кубистические  разломы А.В. Лентулова, примитивистские  массы Гончаровой и Ларионова. Наиболее устойчивое влияние его техники  и мировоззрения ощущается в  творчестве P.P. Фалька. Художнику удается  сохранить и усилить сезанновскую монументальность не только в пейзажах, но и в натюрмортах. При этом Фальк  вводит незнакомый французам щемящий  лиризм и посткубистическую объемность, доходящую до иллюзионизма ("Красная  мебель" 1915 г.). 
12. Постимпрессионизм в искусстве.

Постимпрессионизм - совокупность направлений, возникших во французском искусстве во второй половине 1880-х годов и пришедших на смену импрессионизму. Началом постимпрессионизма принято считать середину 1880-х, когда состоялась последняя выставка импрессионистов и был опубликован Манифест символизма (1886) поэта Жана Мореаса. Новые течения декларировали неприятие эстетики импрессионизма и реализма. Их объединяла готовность передавать в картинах не сиюминутные, но длительные, сущностные состояния жизни, как материальные, так и духовные.

Поиски шли различными путями: это и пуантелизм (Жорж Сёра, Поль Синьяк), и символизм Поля Гогена и группы «наби» (Морис Дени, Поль Серюзье, Эдуард Вюйар, Пьер Боннар и др.), и создание линейно-живописного строя стиля модерн (Анри де Тулуз-Лотрек и др.), и проникновение в конструктивную основу предмета (Поль Сезанн), и даже предвещавшая опыты экспрессионизма живопись Винсента Ван Гога.

Принципы художественных тенденций и изобразительных  элементов постимпрессионизма стали  основой направлений в современной  живописи.  
С конца XIX - начала XX вв. разнообразные новые течения во французской живописи объединились под названием постимпрессионизм, который сознательно выступил против некоторых принципов импрессионизма. Постимпрессионизм повысил интерес к философским и символическим началам искусства.

Одновременно с импрессионистами в 1880-х гг. во Франции выступает со своими картинами голландец Винсент Ван Гог, искусство которого теснейшим образом связано с развитием французской живописи. Обладая яркой самобытной индивидуальностью, Ван Гог выработал свою собственную живописную манеру. Человек напряженной внутренней жизни, обостренных чувств, художник не мог смириться с окружающей действительностью, полной противоречий и несправедливости. Образы его картин окрашены пессимистическими и тревожными настроениями. Любой портрет, пейзаж или натюрморт наполнен у Ван-Гога теми беспокойными чувствами, которые обуревали и его самого. Он достиг небывалого до сих пор в искусстве эмоционального воздействия цвета, динамичности мазка и линий, острой выразительности форм. При жизни Ван-Гога его картины не встретили признания и были высоко оценены лишь впоследствии.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории культурологии"