Шпаргалка по "Истории культурологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 15:44, шпаргалка

Краткое описание

Универсальность понятия «романтизма», его общекультурное значение.
Романтизм в литературе XIX в.
Живопись в эпоху романтизма
Музыка в эпоху романтизма.
Особенности позитивистского культурного сознания. Феномен (реализма.
Реализм в западноевропейской лихературе-Х1Х.в.
Реализм в русской литературе XIX в.
Реализм в европейской живописи XIX в.
Реалистические тенденции в музыке и театре XIX в.
Наука и техника в XIX столетии.

Файлы: 1 файл

история культуры.docx

— 159.05 Кб (Скачать)

В послевоенный период кинематографический  мир потрясли ленты итальянских  мастеров неореализма: Л. Висконти, В. де Сика, Р. Росселини, Ф. Феллини, М. Антониони  и др. За последние десятилетия  мировой кинематограф обогатился не только новыми художественными направлениями, но региональными, национальными школами, которым присущи и прогрессивный  взгляд на мир, и глубокий гуманизм, и тонкая лирика. Конкурировать с  кинематографом может только телевидение, и по доступности к зрительской  аудитории, и по комплексу выразительных  средств.

В целом культуре XX в. присуще  многообразие ликов, различие способов отношения к миру и к себе подобным, но при этом она едина в своем  многообразии, так как развитие культуры как целостности — необходимое  условие ее существования.

 

29. Архитектура  в Европе и США в первой  половине 20 в. 

Говоря об основных характеристика архитектуры XX в. и об основных тенденциях в ее развитии, необходимо упомянуть  главное: архитектура не знала кризиса, подобного живописи. Это объясняется, во-первых, бурным развитием техники, ростом городов, потребностью в строительстве, решении художественно-планировочных  задач и, во-вторых, интенсивными послевоенными  восстановительными работами. Архитектурный  облик стран и восстанавливался, и создавался заново.

Архитектуру XX в. характеризуют  не только новые строительные технологии, но и новые строительные материалы  и конструкции их них: железобетон, цемент с различными наполнителями, сталь, бетон, пенобетон, стекло, полиматериалы, применение которых привело к  поиску новых стилей. Эклектика конца XIX в. как архитектурный стиль  теряет свое значение. На смену ей пришел модерн, суть которого состоит в  соединении рациональных конструкций, с применением современных строительных материалов. В Германии этот стиль  называется югендстиль, или сецессион, во Франции — ар нуво. Подъем строительства  начался с 1924 г., когда в капиталистических странах начался период относительной экономической стабилизации. Новая архитектурная школа - баухауз — стала центром архитектурной деятельности в Германии. Ее творческой основой был «функционализм», т. е. «то хорошо, что хорошо функционирует». Архитекторам баухауза свойственны геометризация форм и контрастные сочетания гладких стен с большими плоскостями зеркального стекла, черты экспрессивности и романтики в архитектуре.

Одно из главных достижений архитектуры этого времени —  попытки решения проблемы «минимального  жилья», дешевого жилья, соединявшего особую экономичность с комфортом  буржуазной квартиры, что не могло  не сказаться на решении жилищной проблемы в капиталистических городах.

Широкую известность и  руководящее положение в архитектуре  в эти годы приобретает Ле Корбюзье, который видел истинную красоту  в четкой ясности геометрических объемов, в простоте и логике современных  железобетонных конструкций: «Дом - это  машина для жилья». Единственным источником архитектурно-эстетической выразительности, по его мнению, является архитектурная  конструкция. Он создавал оригинальные, элегантные и красивые здания. В  качестве лидера «новой архитектуры» Ле Корбюзье выдвинул пять тезисов, определяющих современный стиль:

1. Столбы (здание на столбах,  которые заменяют первый этаж);

2. Плоская крыша (с использованием  ее в качестве сада),

3 Свободное оформление  плана (свайная каркасная система,  доходящая до крыши, что дает  возможность располагать внутренние  стена в любых местах);

4. Удлиненное окно (вследствие  каркасной конструкции горизонтальные  ленточные окна могут располагаться по всему фасаду);

5. Свободное оформление  фасада (каркас дает возможность  распределять окна «без прямого  отношения к внутреннему членению  здания»).

В своей книге «Урбанизм» он предложил проект идеального многонаселенного города с деловой частью, индустриальной зоной и зоной садов. Именно ему  принадлежит идея домов-небоскребов.

Небоскребы раннего периода  обладали чертами ретроспективизма, но со временем их облик приобрел черты  геометризации, конструктивизма, а  потом приблизился и к ультралаконичному.

Кроме Ле Корбюзье и Ф. Райтта крупнейшими архитекторами были К. Мельников, О. Нимейер, В. Гропиус, осуществившие  многие оригинальные проекты.

 

30. Абстракционизм  как направление в искусстве.

Абстракционизм — направление так называемого «беспредметного», нефигуративного искусства, провозгласившего в живописи и скульптуре отказ от изображения форм реальной действительности и стремящееся к «гармонизации» или отвлеченных цветовых сочетаний, или геометрических форм, плоскостей, прямых и ломаных линий, которые должны вызывать самые разнообразные ассоциации. В русской живописи начала XX века это направление представлено одним из его теоретиков Василием Васильевичем Кандинским (1866—1944), Казимиром Севериновичем Малевичем (1878—1935), автором знаменитого «Черного квадрата» (1913), и др. Близок к абстракционизму предвосхитивший его кубизм, адепты которого стремились изображать реальные объекты в виде множества пересекающихся, полупросвечивающих плоскостей (четырехугольников, треугольников, полуокружностей), создающих впечатление неких комбинаций преимущественно прямолинейных фигур, схематично воспроизводящих живую натуру. Едва ли не самым ярким проявлением кубизма стала ранняя живопись великого франко-испанского художника Пабло Пикассо (1881—1973).

Разрабатывая принципы кубизма, Пикассо и Брак не дожили до полной абстракции, сохранив, хотя и слабую, связь между живописным изображением и реальными объектами. Их новации  довели до логического завершения другие художники — Василий Кандинский (1866—1944), Казимир Малевич (1878—1935) и  Питер Мондриан (1872— 1944). Язык их живописи становится совершенно беспредметным. Кандинский заканчивает юридический  факультет, его ожидает университетская  карьера, но он неожиданно покидает Россию и переезжает в Мюнхен (1896). Первым среди всех он дает теоретическое  обоснование нового метода в живописи, утверждая, что главная цель искусства  заключается в выражении внутреннего  мира художника. К этой позиции присоединяются трое немецких живописцев-экспрессионистов (Франц Марк, Август Макке и Пауль  Клее), основавших в Мюнхене вместе с Кандинским группу «Синий всадник». Как и Кандинский, К. Малевич отказался  от изображения предметного мира, избрав в качестве альтернативы сочетание  геометрических форм, которые, по его  убеждению, утверждали интеллектуальное превосходство человека над природой. Его супрематические картины  «Черный квадрат» (1915), «Белый квадрат на белом фоне» (1918) —зрелое выражение абстракционизма.

Благодаря творчеству русских  художников в мировой культуре появился новый вид — абстрактное искусство. Его называют беспредметным и  нефигуративным. Сложилось несколько  его вариантов: геометрическая абстракция, абстрактный экспрессионизм, информель, ташизм, постживописная абстракция.

 

31. Развитие европейской  литературы в первой половине 20 в.

Литература XX века по своему стилистическому и идейному разнообразию несопоставима с литературой XIX века, где можно было выделить только три-четыре ведущих направления. Вместе с тем  современная литература дала ничуть не больше великих талантов, чем  литература прошлого столетия. Европейская  художественная литература XX века сохраняет  верность классическим традициям. На рубеже двух веков заметна плеяда писателей, творчество которых еще не выражало устремления и новаторские поиски XX века: английский романист Джон Голсуорси (1867—1933), создавший социально-бытовые романы (трилогия «Сага о Форсайтах»), немецкие писатели Томас Манн (1875—1955), написавший философские романы «Волшебная гора» (1924) и «Доктор Фаустус» (1947), раскрывающие нравственные, духовные и интеллектуальные искания европейского интеллигента, и Генрих Белль (1917—1985), сочетавший в своих романах и повестях социальную критику с элементами гротеска и глубоким психологическим анализом, французские Анатоль Франс (1844—1924), давший сатирическое обозрение Франции конца XIX века, Ромен Роллан (1866—1944), отобразивший в романе-эпопее «Жан Кристоф» духовные искания и метания гениального музыканта, и др.

В то же время европейская  литература испытала воздействие модернизма, что прежде всего проявляется  в поэзии. Так, французские поэты  П. Элюар (1895—1952) и Л. Арагон (1897—1982) были ведущими фигурами сюрреализма. Однако наиболее значительными в стиле  модерн была не поэзия, а проза —  романы М. Пруста («В поисках утраченного  времени»), Дж. Джойса («Улисс»), ф. Кафки («Замок»). Эти романы явились ответом  на события Первой мировой войны, породившей поколение, получившее в  литературе название «потерянного». В  них анализируются духовные, психические, патологические проявления человека. Общим для них является методологический прием — использование открытого  французским философом, представителем интуитивизма и «философии жизни» Анри Бергсоном (1859—1941) метода анализа «поток сознания», заключающийся в описании непрерывного течения мыслей, впечатлений  и чувств человека. Он описывал человеческое сознание как непрерывно изменяющуюся творческую реальность, как поток, в  котором мышление составляет лишь поверхностный  слой, подчиняющийся потребностям практики и социальной жизни. В глубинных  же своих пластах сознание может  быть постигнуто лишь усилием самонаблюдения (интроспекции) и интуицией. Основу познания составляет чистое восприятие, а материя и сознание суть явления, реконструированные рассудком из фактов непосредственного опыта. Его главная  работа «Творческая эволюция» принесла Бергсону славу не только философа, но и писателя (в 1927 году он был награжден Нобелевской премией по литературе).

Философия Бергсона оказала  значительное влияние на интеллектуальную атмосферу Европы, в том числе  на литературу. У многих писателей  первой половины XX века «поток сознания»  из философского метода познания превратился  в эффектный художественный прием.

Философские идеи Бергсона легли в основу знаменитого романа французского писателя Марселя Пруста (1871—1922) «В поисках утраченного времени» (в 14-ти томах). Работа, представляющая собой цикл романов, служит выражением его детских воспоминаний, выплывающих из подсознания. Воссоздавая ушедшее время людей, тончайшие переливы чувств и настроений, вещный мир, — писатель насыщает повествовательную ткань произведения причудливыми ассоциациями и явлениями непроизвольной памяти. Опыт Пруста — изображение внутренней жизни человека как «потока сознания» — имел большое значение для многих писателей XX века.  
 Видный ирландский писатель, представитель модернистской и постмодернистской прозы Джеймса Джойс (1882—1941), опираясь на бергсоновский прием, открыл новый способ письма, в котором художественная форма занимает место содержания, кодируя в себе идейные, психологические и другие измерения. В художественном творчестве Джойса использован не только «поток сознания», но также пародии, стилизации, комические приемы, мифологические и символические слои смыслов. Аналитическому разложению языка и текста сопутствует разложение образа человека, новая антропология, близкая к структуралистской и характерная почти полным исключением социальных аспектов. Внутренняя речь как форма бытия литературного произведения вошла в активный оборот литераторов XX века.

Произведения выдающегося  австрийского писателя Франца Кафки (1883—1924) при его жизни не вызывали большого интереса у читателей. Несмотря на это, он считается одним из наиболее известных прозаиков XX века. В романах «Процесс» (1915), «Замок» (1922) и рассказах в гротескной и притчеобразной форме показал трагическое бессилие человека в его столкновении с абсурдностью современного мира. Кафка с потрясающей силой показал неспособность людей к взаимным контактам, бессилие личности перед сложными, недоступными человеческому разуму механизмами власти, показал напрасные усилия, которые люди-пешки прилагали для того, чтобы уберечь себя от давления на них чуждых им сил. Анализ «пограничных ситуаций» (ситуации страха, отчаяния, тоски и т. д.) сближает Кафку с экзистенциалистами.

Близким к нему, но своеобразным путем к поиску нового языка и  нового поэтического содержания двигался австрийский поэт и прозаик Райнер Мария Рильке (1875—1926), создавший цикл мелодичных стихотворений в русле символистской и импрессионистской традиции первых десятилетий XX века. В них поэт размышляет об экзистенциальных проблемах человека, его трагической раздвоенности, стремлении к взаимопониманию и любви.

 

2. Сюрреализм в  западной культуре. Творчество С.Дали  и др.

 
  Сюрреализм (от фр. surrealisme — надреализм, сверхреализм) — авангардистское направление в художественной культуре XX в, провозгласившее изображение сферы бессознательного главной целью искусства. Как самостоятельное художественное направление сюрреализм возник в 20-х гг. XX в. во Франции. В 1924 г. в Париже был опубликован «Первый манифест сюрреализма». Его автор французский поэт А. Вретон провозгласил исходную модель сюрреализма, опираясь на психоанализ 3. Фрейда и К.Г. Юнга.

В литературе данного направления  определяющим стал принцип «автоматического письма», т. е. скоростной записи первых пришедших в голову слов или обрывков речи во всем их причудливом сочетании. Ключевым понятием сюрреализма становятся «грезы» или «сны» (Л. Арагон «Волна грез» — эссе, 1924).Сновидения, галлюцинации, бред, мистические видения — весь этот опыт бессознательного выражения  духа и есть суть творчества поэтов-сюрреалистов. Литературный образ сюрреализма  — это господство чистой случайности  при его возникновении. Весьма популярны  были произведения А. Бретона, Л. Арагона, П. Элюара.

Очень ярко, эффектно сюрреализм проявил себя в живописи. Сам принцип  соединения несоединимого нагляден, а следовательно, живописен. Полотна  сюрреалистов в одно мгновение вызывали эмоциональный шок. Сложные композиции сюрреалистических картин сочетали в себе «хаос автоматического  выплескивания подсознания» с фотографически точным воссозданием реальных деталей  и предметов. В этой связи особую популярность получило творчество известного испанского художника С. Дали.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории культурологии"