Шпаргалка по "Истории культурологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 15:44, шпаргалка

Краткое описание

Универсальность понятия «романтизма», его общекультурное значение.
Романтизм в литературе XIX в.
Живопись в эпоху романтизма
Музыка в эпоху романтизма.
Особенности позитивистского культурного сознания. Феномен (реализма.
Реализм в западноевропейской лихературе-Х1Х.в.
Реализм в русской литературе XIX в.
Реализм в европейской живописи XIX в.
Реалистические тенденции в музыке и театре XIX в.
Наука и техника в XIX столетии.

Файлы: 1 файл

история культуры.docx

— 159.05 Кб (Скачать)

Наиболее известные  и значимые произведения

Автопортрет с  рафаэлевской шеей (1920—1921) - это одна из первых работ Сальвадора. Выполнена в импрессионистском стиле.

Приспособление  и рука (1927)  - продолжаются эксперименты с геометрическими формами. Уже чувствуется та мистическая пустыня, манера написания пейзажа, свойственная Дали «сюрреалистического» периода, а также некоторым другим художникам (в частности, Иву Танги).

Незримый человек (1929) - также называемая «Невидимкой», картина демонстрирует метаморфозы, скрытые смыслы и контуры предметов. Сальвадор нередко возвращался к данному приёму, сделав его одной из основных черт своей живописи. Это касается ряда более поздних картин, таких как, к примеру, «Лебеди, отражённые в слонах» (1937) и «Явление лица и вазы с фруктами на берегу моря» (1938).

Метаморфозы нарцисса (1936—1937) - или «Превращение Нарцисса». Глубоко психологичная работа. Впоследствии использовалась в качестве обложки одного из дисков Pink Floyd.

Солнечный столик (1936) и Поэзия Америки (1943) - когда реклама плотно вошла в жизнь всех и каждого, Дали прибегает к ней для создания специального эффекта, этакого ненавязчивого культурного шока. В первой картине он как бы случайно роняет на песок пачку сигарет «CAMEL», а во второй — использует бутылку «Кока-Колы».

Тайная вечеря (1955) - известнейшее полотно, демонстрирующее одну из библейских сцен. Многие исследователи до сих пор спорят о ценности так называемого «религиозного» периода в творчестве Дали. Картины «Гвадалупская Богоматерь» (1959), «Открытие Америки усилием сна Христофора Колумба» (1958—1959) и «Вселенский собор» (1960) (на которой Дали запечатлел и себя самого) — яркие представители полотен того времени.

"Тайная вечеря" - одна  из самых удивительных полотен  мастера. На ней представлены  в своей совокупности сцены  Библии (собственно вечеря, хождение  Христа по воде, распятие, моление  перед предательством Иуды), которые  удивительно сочетаются, переплетаясь  друг с другом. Стоит сказать,  что библейская тема в творчестве  Сальвадора Дали занимает весомую  позицию. Художник пытался найти  Бога в окружающем мире, в себе, представляя Христа центром первозданной  Вселенной ("Христос Сан-Хуана  де ла Крус", 1951).

 

 

33. Сюрреализм  в кино. Л.Бунюэль "Андалусский  пес".

  Многие авангардистские направления, возникшие в литературе и других видах искусства, сразу же переходили в кино. Так произошло и с сюрреализмом. В окружающей действительности сюрреалисты искали проявления странного, неправдоподобного, нарушающего законы нормального восприятия.

Среди фильмов этого направления  выделились два фильма Луиса Бунюэля  «Андалузский пес» (1928) и Сальвадора Дали «Золотой век» (1930). Эти фильмы представляли собой череду странных, жестоких, алогичных видений, не связанных  каким-либо литературным сюжетом. Например, юноша выходит на балкон; он видит, как узкое облако наплывает на луну. Следующий план: бритва разрезает женский глаз.

В ранних картинах Бунюэль  дал чрезвычайно яркое выражение  эстетики эмоционального взрыва, яростного, разрушительного и иррационального  бунта.

  

 

34. Русская литература  начала 20 в.

Литературное развитие в  России проходило сложно, противоречиво  и бурно. Рождалось и развивалось  множество литературных направлений. Не иссякала мощь литературы критического реализма в лице Л.Н. Толстого, А.П. Чехова. В произведениях этих писателей  усиливается социальный протест (“После бала”, Хаджи-Мурат”, “Воскресение”  Л.Н. Толстого), ожидание очищающей бури (“Вишневый сад” А.П.Чехова).

Традиции критического реализма продолжали сохраняться и развиваться  в творчестве крупного писателя И.А. Бунина. Наиболее значительные произведения этого периода – повести “Деревня”(1910) и “Суходол”(1911).

Происходит зарождение и  развитие пролетарской литературы, позже  будут называть литературой социалистического  реализма. В первую очередь это  связанно с творческой деятельностью  М. Горького. Его “Городок Окуров”, “Жизнь Матвея Кожемякина”, цепи рассказов  “По Руси” несли в себе широкую  жизненную правду. В 1912г начинается литературный путь  А. Серафимовича. Наиболее значительным произведением дореволюционного периода является роман “Город в степи”, в нем показано становление пролетарской морали.

В предоктябрьское десятилетие  в русскую литературу приходит целая  плеяда крестьянских поэтов, среди  которых наибольшую значимость имела  фигура Сергея Есенина. Первый его сборник  “Радуница” вышел в 1916г. и имел большой  успех. Стихи Есенина высоко ценила царская семья, поэта неоднократно приглашали в Царское село.

Самое интересное происходило  в поэзии, здесь боролись и взаимодействовали  между собой  несколько течений: символизм, акмеизм, футуризм, “крестьянская  поэзия” и др. В это время  выходило великое множество журналов и альманахов на самый разный вкус. Это был новый взлет русской  поэзии, поэтому его принято называть “серебряным веком”.

Символизм был яркой страницей  в истории русской культуры. В  литературе он обогатил политические возможности стиха (смысловая полифония, реформа напевного стиха, обновление жанров лирики и т.д.), так как поэты стремились передать необычность своего мироощущения “одними звуками, одними образами, одними рифмами”, по словам В.Брюсова, полной отрешенностью от правил, от классической меры творчества, по словам К.Бальмонта.

Разочаровавшись в символическом  штампе, часть поэтов во главе с  Николаем Гумилевым создают осенью 1911г. “Цех поэтов”, а чуть позднее  новое течение – акмеизм (от греческого AKMЕ – высшая степень, чего-либо, цветущая сила) – течение русской поэзии 1910г.,  провозгласившее освобождение поэзии от символического “непознаваемого” и возврат к материальному миру, точному значению слова.

Взгляды поэтов акмистов были отражены в многочисленных теоретических  статьях, но нам интересен акминизм тем, что с ним связано творчество крупнейших русских поэтов таких, как  Н.С.Гумилев, С.М.Городетский, М.А.Зенкевич, Г.В.Иванов, Е.Ю.Кузьминой-Караваевой, О.Э.Мельденштам, А.А.Ахматовой.

Их объединяло приятие  земного мира в его зримой конкретности со всеми подробностями быта, живое  и непосредственное ощущение природы, культуры, а также повышенный интерес  к минувшим литературным эпохам. Последнее  позволило Мендельштаму определить акмеизм как “тоску по мировой  культуре”. Но каждый поэт был глубоко  индивидуален, глубок и интересен. Трудно лучше Гумилева сказать о трагической  загадке русской истории –  злой страшной “распутиньщине”.

Модернизм (авангардизм) в  русской поэзии был представлен  творчеством футуристов. В России футуризм как течение  существовал  как течение, примерно, с 1910 по 1915г. Представители: В.Хлебников, В.Маяковский, А.Крученых, И. Северян, Б.Пастернак и др.

Футуристы стремились создать  искусство будущего, декларировали  отрицание традиционной культуры, культивировали урбанизм (эстетику машинной индустриализации и большого города ). Для  этого  они разрушали естественный язык в поэзии, переплетали документальный материал с фантастикой, создавая свои бунтарские “заумы”.

      

 

 

35. Русское искусство  начала 20 в.

 

Новый стиль (модерн) в русском  искусстве возник в 80-е гг. XIX в. под  влиянием французского импрессионизма. Его расцвет отмечен рубежом XIX и ХХ вв. После своего заката (уже  к к. 1910г. русский модерн, с которым  ассоциируется Серебряный век, уступает свою главенствующую роль новым направлениям) искусство Серебряного века воспринималось как декаданс и безвкусие.

  Художественные направления. Поляризация художественных сил: К.Малевич (супрематизм), В.Кандинский (абстракционизм), русские импрессионисты (К.Коровин, И.Грабарь, В.Серов). Появляется творческое объединение «Мир искусства» (его основатели А. Бенуа и С. Дягилев). Отказ от реализма и утилитаризма XIX в., провозглашение пути «чистого искусства» накладывают отпечаток на живопись. Заслуги «Мира искусства» проявились также в создании им высокохудожественной книжной графики, эстампа новой критики, широкая издательская и выставочная деятельность.

В.Серов(1865-1911). Был ближе всех к реалистической традиции. Он был самым значительным из русских портретистов Серебряного века.   Создавал портреты-картины, где персонаж представлен в активном взаимодействии с жизненной средой - портрет княгини Ольги Константиновны Орловой.

Врубель (1856 -1910). «Шестикрылый серафим» - одна из последних работ Врубеля. Он писал ее в больнице, в тяжелом душевном состоянии. В своих последних живописных работах отходит от реализма. Он вырабатывает свойственную только ему мозаичность мазка, что усиливает декоративность пластического решения.

Н.Рерих (1874 -1947). Был не только художником, но и историком. Известен и его интерес к археологии. Особенно интересовала художника славянская языческая древность и раннее христианство.

Л.Бакст (1866 -1924). Больше, чем другие, приблизился к европейскому варианту модерна. Моделью для изображенной Бакстом дамы послужила супруга Александра Бенуа - Анна Карловна.

М.Шагал (1887-1985). Имея ярко выраженные национальные корни, он естественно чувствует себя в любой культурной среде. Основная тема творчества-изображение Витебска.

В.Кадинский (1866-1944). Свершил переворот-создал первые абстрактные композиции. К.Малевич (1878-1935). Работал в жанре супрематизма. После своего «Черного квадрата» работал с элементами геометрических фигур.

Н. XX в.-творческий взлет великих  русских композиторов-новаторов А.Н.Скрябина, И.Ф.Стравинского, С.И.Танеева, С.В.Рахманинова. Они пытались выйти за рамки традиционной классической музыки, создать новые музыкальные формы и образы.

        Молодые  постановщики А.А.Горский и М.И.Фокин в противовес эстетике академизма выдвинули принцип живописности, в соответствии с которым полноправными авторами спектакля становились не только балетмейстер и композитор, но и художник. Русская балетная школа "серебряного века" дала миру плеяду блестящих танцоров - А.Т.Павлову, Т.Т. Карсавину, В.Ф.Нижинского.

        Театральные  режиссеры: К.С.Станиславский, основатель психологической актерской школы, считал, что будущее театра - в углубленном психологическом реализме, в решении сверхзадач актерского перевоплощения. В.Э.Мейерхольд вел поиски в области театральной условности, обобщенности, использования элементов народного балагана и театра масок. Е.Б.Вахтангов предпочитал выразительные, зрелищные, радостные спектакли.

         В н.XXв. все проявлялась тенденция  к соединению различных видов  творческой деятельности. Во главе  этого процесса стоял "Мир искусства", объединявший в своих рядах художников, поэтов, философов, музыкантов. Представителей "Мира искусства" объединяли две главные идеи: 1) Стремление возвратить русскому искусству его главное, но основательно забытое в XIX в. качество - художественность, освободить его от любой тенденциозности (социальной, религиозной, политической и т.п.) и направить его в чисто эстетическое русло. 2) Романтизация, поэтизация, эстетизация русского национального наследия, интерес к народному искусству.

 

36. Особенности  развития культуры в СССР в  20-30-е годы 20 в.

После революции 1917 года начинается новый период в истории отечественной  культуры, происходит переход к новой  системе отношений. Главным вопросом для творческой интеллигенции в  это время стал вопрос об отношении  к революции. Следует признать, что  далеко не все смогли понять и принять  революцию. Многие воспринимали ее как  крушение, катастрофу, разрыв с прошлой  жизнью, разрушение традиций. Многие деятели  русской культуры эмигрировали за границу. Даже художники одного или близких  направлений оказались "по разные стороны баррикад". Так, В.В.Кандинский окончательно покинул Россию, а, казалось бы, столь родственный ему по пониманию  изобразительной формы К.С.Малевич  считал себя "художником революции".

За границей оказались  такие выдающиеся деятели русской  культуры, как С.В.Рахманинов, К.А.Коровин, А.Н.Толстой, М.И.Цветаева, Е.И.Замятин, Ф.И.Шаляпин, А.П.Павлова, И.А.Бунин, А.И.Куприн и другие. Некоторые из них вернулись, осознав невозможность жить вне  родины. Но многие остались за границей. Потеря была весьма ощутимой. Такая  утечка умов привела к существенному  понижению духовно-интеллектуального  уровня в стране.

Большая часть интеллигентов  осталось на родине. Многие из них активно  сотрудничали с новой властью. Прежде всего, ставилась задача преодолеть культурное неравенство, сделать доступным  для трудящихся сокровища культуры, создать культуру для всего народа, а не для отдельных элит. Для  достижения этой цели была проведена  национализация. Уже в 1917 году перешли  в собственность и распоряжение государства Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, Оружейная палата и многие другие музеи. Были национализированы частные коллекции Мамонтовых, Морозовых, Третьяковых, И.В.Цветаева, В.И.Даля, С.С.Щукина. Соборы Московского Кремля превратились в музеи, как и царские резиденции под Петроградом и Москвой.

К сожалению, в процессе национализации многое от неразумения и некультурности за ценности не принималось, многое расхищалось  и уничтожалось. Пропали бесценные  библиотеки, уничтожались архивы. В  барских домах устраивались клубы, школы. В некоторых усадьбах были созданы музеи быта (усадьбы Юсуповых, Шереметьевых, Строгановых). В то же время возникали новые музеи, например музей изящных искусств при МГУ, быта 40-х годов 19 века, Морозовского фарфора и другие. Только с 1918 по 1923 годы возникло 250 новых музеев.

 

 

37. Абсурд как  проблема культуры. Театр абсурда  Э.Ионеско.

Двадцатый, а теперь уже 21 век, по праву можно назвать веком  абсурда, время, когда человечество ощущает бессмысленность и нелепость  той жизни, которую они ведут. Невозможность найти в ней  смысла, потому что старые ценности и традиции нарушены, а новые если и появились, то далеко не всех удовлетворяют.  
 Новое время истории – научные открытия и технический прогресс; все бегут, спешат. На бегу, схватывая льющиеся потоки информации, мы не успеваем все это осознать и обдумать. А в результате человек превращается в робота, живущего по шаблону и говорящего сплошными штампами и клише. Грустно все это и нелепо, а вот Ионеско так не считает. В ответ на то, что его театр называли «театром абсурда», он говорил, что назвал бы этот театр «театром насмешки», т.к. персонажи этого театра ни трагические, ни комические, они — смешные и могут быть только паяцами, но все же они отходя от психологизма становятся персонажами-символами, выражающими определенную эпоху».

Информация о работе Шпаргалка по "Истории культурологии"