Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 08:19, шпаргалка
Работа содержит ответы на 59 вопросов по дисциплине "Культурология".
б) организация региональных
общественных слушаний по проблемам
культуры. Такого рода акция позволяет
решить целый ряд задач. Во-первых,
появляется реальная возможность обнародовать
концепцию развития культуры региона,
сделать ее предметом своеобразной
общественной экспертизы и, возможно,
в чем-то ее уточнить, откорректировать.
Во-вторых, слушания, как показывает
опыт, усиливают внимание населения,
администрации, различных общественных
формирований и пр. к проблемам
культуры. В-третьих (и это самое
главное) слушания инициируют различные
идеи, проекты, программы, авторами которых
выступают потенциальные
Пятый этап — исполнительско-внедренческий — создание условий и организационных структур, обеспечивающих реализацию программы (материально-техническая база, ресурсы, финансы, кадры, информационное обеспечение), т.е. воплощение в жизнь тех проектов и программ, которые были отобраны на конкурсной основе. Этот этап начинается с заключения системы договоров. Эти договора могут заключаться между Комитетом (управлением) по культуре, Фондом развития культуры и искусства, целевыми фондами, с одной стороны, и конкретными субъектами реализации программ (клубы, парки, музеи, национально-культурные центры, кооперативы и т.д.), с другой стороны.
Предметом договора выступает выполнение социально-творческого заказа с конкретными исполнителями. Важно предусмотреть в договоре формулировку конечных результатов работы, которые по возможности должны иметь четко различимые качественные и количественные параметры. Здесь необходима дополнительная юридическая и экономическая экспертиза для определения нормативной базы реализации программы, взаимоотношений между заказчиком и исполнителем, а также между соисполнителями (если их несколько), для более точного определения объемов, содержания и характера фондообеспечения программы. Все это фиксируется в договоре на выполнение социально-творческого заказа.
Реализация региональной программы и локальных программ в ее рамках в процессуальном отношении выступает в форме текущей деятельности культурно-досуговых учреждений, общественных объединений и др. субъектов реализации данных программ. На этом этапе актуализируется вопрос о контроле за выполнением программ, их эффективности. Для этого могут использоваться опросы общественного мнения, материалы периодической печати, экспертные оценки.
Критериями оценивания качества реализации культурно-досуговых программ могут выступать те же показатели, что применялись на формирующем этапе, когда шел отбор программ на конкурсной основе. К этим критериям добавляются показатели соотнесения намеченных в договоре конечных результатов выполнения социально-творческого заказа и реальных итогов работы. Данный этап может рассматриваться как подготовительный для следующего этапа, когда заключаются договоры на новые программы и продлеваются договоры на те, что продолжаются, или уже завершились, но практика показала целесообразность их возобновления.
Шестой этап — контрольно-коррекционный, на котором обобщаются и анализируются промежуточные результаты реализации программы в целом и отдельные проектов, учитывается их социальная эффективность и производятся соответствующие корректирующие действия.
В имеющемся на сегодняшний день арсенале научных знаний, отражающих особенности детского общественного бытия, детских социальных явлений, типология детских общественных организаций представлена самыми различными подходами и классификационными принципами. Наиболее распространенной, по нашему мнению, типологией, имеющей междисциплинарный статус, является сущностно-ориентационная типологическая модель с явно выраженной идеологической, социально ценностной, целевой дифференциацией. По этой типологии детские и молодежные социальные инициативы, общественные движения и соответствующие им форы бытия классифицируются (дифференцируются) на демократические, социалистические, коммунистические, националистические, конфессиональные, экологические, миротворческие и т.д.
Не менее распространенной междисциплинарной типологией детских общественных организаций является их классификация по правовому статусу: формальные (официально признанные, институциированные) детские организации (класс, отряд, дружина и пр.) и неформальные (неофициальные, не имеющие юридического статуса: дружеские компании, группировки, тусовки и пр.).
Достаточно
широко на междисциплинарном уровне
используется структурно-функциональный
типологический подход, в основе которого
лежит социально-
Типологические
параметры детских групп
-
количественные показатели (большие,
малые, микрогруппы, диады,
- общественно-правовой статус (официальные, формальные, неофициальные, неформальные, асоциальные, антиобщественные, общественно полезные и т.д.);
-
стиль, установившиеся нормы
-
уровень и специфика системной
интеграции взаимоотношений
-
показатели личностной
-
специфика функциональной
Данный
типологический подход, используемый
чаще всего в специальных
Принципиальными
позициями этого
а)
социальные группы - естественная и
необходимая форма
б)
матричной, генетической, жизнеобеспечивающей
основой любого типа детских объединений,
в том числе и
Величина,
структура, состав, сплоченность, динамика
группового и личностного развития
детского объединения детерминируются,
согласно типологическим параметрам,
во-первых, актуальными потребностями»?
социальными запросами, притязаниями
входящих именно в данную группу детей,
а во-вторых, целями и задачами складывающихся
и развивающихся в группе взаимоотношений
внутренней и внешней ориентации,
направленностью и
В
специальных исследованиях, например,
в педагогических, используется возрастной
и ценностно-ориентационный (профильный)
типологические подходы: общественные
объединения младших школьников
(октябрята, “почемучки”, “балалан”
и пр.), подростковые клубы, юношеские
творческие союзы; юннаты, тимуровцы, ОСВОД,
следопыты, туристы, юные спортсмены, юные
музыканты, краеведы и пр. Исследователям
хорошо известен сущностно-системный
комплексный типологический подход
в изучении специфики характерологических
свойств наиболее популярных, распространенных
детских общественных организаций
- международных социально-
В типологии детского общественного движения, организаций используется и территориальная организационная модель, отражающая специфику региональных детских формирований, являющихся, как правило, своеобразными подсистемами более широкого детского социального явления. Так, в общей типологии автономно выделены, например, в скаутинге: английские, американские, российские скауты; в пионердвижении: пионеры СССР, России, Республики Казахстан, Франции, США, Финляндии и т.д.; среди неформалов: хиппи-система (американские хиппи, московская система и пр.); люберы и т.д.
Социология,
криминология, проявляя интерес к
молодежным, в том числе к детским
формированиям, исходят, как правило,
из анализа их правового соответствия,
социального статуса. Таким образом,
определяется базовая типологическая
модель, в которой выделяется социальная
заданность, направленность группы-организации:
просоциальные, асоциальные или
антисоциальные формирования. Соответственно
уточняются и ведущие характерологические
параметры, свойственные тому или иному
виду, типу молодежных (подростковых) объединений.
В сферу профессионального
СКД это деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы (студии, кружки, любительские объединения) в сфере досуга. Она включает в себя все многообразие проблем по организации свободного времени: общение, производство и усваивание культурных ценностей и т.д. Педагогам-организаторам приходится участвовать в решении проблем семьи, детей, в решении проблем в историко-культурной, экологической, религиозной и др. сферах, в создании благоприятной среды для СКД и инициатив населения в сфере досуга. КДД (культурно-досуговая деятельность) составная часть СКД, помогает в решению многих социальных проблем своими своеобразными средствами, формами, методами (искусство, фольклор, праздники, обряды и т.д.) КПР (культурно-просветительская работа) также является частью СКД, но, к сожаленью, неэффективно используется в деятельности культурных учреждений (нет лекций, лекториев, народных университетов и других ранее зарекомендовавших себя форм просветительской работы.
Важность СКД в том, что это не просто организация досуга, а организация в социально-значимых целях: удовлетворение и развитие культурных потребностей и интересов как отдельной личности, так и социума в целом. Деятельность КДУ (учреждений) в настоящее время организуется на основе документа, вышедшего в 1992 году – «Основы законодательства РФ о культуре». В нем четко определены «культурная деятельность», «культурные ценности», «культурные блага», «творческая деятельность» и т.д., основные сферы деятельности государства в области культуры (охрана памятников, народное творчество, художественные промыслы, художественная литература, кинематография и т.д.), а также основные права граждан в области культурной деятельности.
Особенности СКД:
-осуществляется в свободное время
-отличается свободой выбора, добровольностью, активностью
и т.д.
-характеризуется
-РФ располагает большим количеством институтов,
создающих условия для СКД (музей, библиотека, клуб
и т.д.)
Отличительные черты СКД:
-гуманистический характер
-культурологический характер
-развивающий характер
Функции СКД:
-развивающая
-информационно-
-культурно-творческая
-рекреационно-оздоровительная
Организация социально- культурной
деятельности в педагогике связана
с творческой увязкой в единое
целое образовательных, воспитательных
и развивающих задач при
Организация СКД требует учета многообразия видов. Форм и методов социально-культурной деятельности, вариативности подходов к ее организации (клубы, кружки, секции, студии, школы и т.п.)
Особая роль организатора – подбор кадров с учетом невысоких заработных плат. Здесь на первое место выступает как профессионализм, так и энтузиазм педагогических работников в социально-культурной сфере, их стремление к творческой самореализации через контакт с детьми и подростками.
Стимулом творческой социально-досуговой деятельности служит ожидание " завтрашней радости", видение "перспективы пути". А.С.Макаренко выделяет три перспективные линии:
- близкая перспектива (т.е. общее стремление к завтрашнему дню) ;
- средняя перспектива (заключается в проекте события несколько отодвинутого во времени);