Шпаргалка по "Культурологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 08:19, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 59 вопросов по дисциплине "Культурология".

Файлы: 1 файл

socekzamskd.docx

— 292.22 Кб (Скачать)

б) организация региональных общественных слушаний по проблемам  культуры. Такого рода акция позволяет  решить целый ряд задач. Во-первых, появляется реальная возможность обнародовать концепцию развития культуры региона, сделать ее предметом своеобразной общественной экспертизы и, возможно, в чем-то ее уточнить, откорректировать. Во-вторых, слушания, как показывает опыт, усиливают внимание населения, администрации, различных общественных формирований и пр. к проблемам  культуры. В-третьих (и это самое  главное) слушания инициируют различные  идеи, проекты, программы, авторами которых  выступают потенциальные исполнители  этих программ и проектов. Проведение общественных слушаний по проблемам  культуры само по себе может составить  один из проектов, направленных на реализацию концепции развития культуры.

Пятый этап — исполнительско-внедренческий — создание условий и организационных структур, обеспечивающих реализацию программы (материально-техническая база, ресурсы, финансы, кадры, информационное обеспечение), т.е. воплощение в жизнь тех проектов и программ, которые были отобраны на конкурсной основе. Этот этап начинается с заключения системы договоров. Эти договора могут заключаться между Комитетом (управлением) по культуре, Фондом развития культуры и искусства, целевыми фондами, с одной стороны, и конкретными субъектами реализации программ (клубы, парки, музеи, национально-культурные центры, кооперативы и т.д.), с другой стороны.

Предметом договора выступает  выполнение социально-творческого  заказа с конкретными исполнителями. Важно предусмотреть в договоре формулировку конечных результатов  работы, которые по возможности должны иметь четко различимые качественные и количественные параметры. Здесь  необходима дополнительная юридическая  и экономическая экспертиза для  определения нормативной базы реализации программы, взаимоотношений между  заказчиком и исполнителем, а также  между соисполнителями (если их несколько), для более точного определения  объемов, содержания и характера  фондообеспечения программы. Все это  фиксируется в договоре на выполнение социально-творческого заказа.

Реализация региональной программы и локальных программ в ее рамках в процессуальном отношении  выступает в форме текущей  деятельности культурно-досуговых  учреждений, общественных объединений  и др. субъектов реализации данных программ. На этом этапе актуализируется  вопрос о контроле за выполнением  программ, их эффективности. Для этого  могут использоваться опросы общественного  мнения, материалы периодической  печати, экспертные оценки.

Критериями оценивания качества реализации культурно-досуговых программ могут выступать те же показатели, что применялись на формирующем  этапе, когда шел отбор программ на конкурсной основе. К этим критериям  добавляются показатели соотнесения  намеченных в договоре конечных результатов  выполнения социально-творческого  заказа и реальных итогов работы. Данный этап может рассматриваться как  подготовительный для следующего этапа, когда заключаются договоры на новые  программы и продлеваются договоры на те, что продолжаются, или уже  завершились, но практика показала целесообразность их возобновления.

Шестой этап — контрольно-коррекционный, на котором обобщаются и анализируются промежуточные результаты реализации программы в целом и отдельные проектов, учитывается их социальная эффективность и производятся соответствующие корректирующие действия.

 

14. Типология самодеятельных объединений.

В имеющемся на сегодняшний день арсенале научных знаний, отражающих особенности  детского общественного бытия, детских  социальных явлений, типология детских  общественных организаций представлена самыми различными подходами и классификационными принципами. Наиболее распространенной, по нашему мнению, типологией, имеющей  междисциплинарный статус, является сущностно-ориентационная типологическая модель с явно выраженной идеологической, социально ценностной, целевой дифференциацией. По этой типологии детские и молодежные социальные инициативы, общественные движения и соответствующие им форы бытия классифицируются (дифференцируются) на демократические, социалистические, коммунистические, националистические, конфессиональные, экологические, миротворческие и т.д.

Не менее  распространенной междисциплинарной  типологией детских общественных организаций  является их классификация по правовому  статусу: формальные (официально признанные, институциированные) детские организации (класс, отряд, дружина и пр.) и  неформальные (неофициальные, не имеющие  юридического статуса: дружеские компании, группировки, тусовки и пр.).

Достаточно  широко на междисциплинарном уровне используется структурно-функциональный типологический подход, в основе которого лежит социально-психологическая  функциональная модель группы как поливариативной  социальной формы и естественного  способа общественного бытия  человека с особо высоким индексом личностной значимости в кризисные  периоды подросткового возраста.

Типологические  параметры детских групп дифференцируются по следующим характерологическим  признакам:

- количественные показатели (большие,  малые, микрогруппы, диады, триады  и пр.);

- общественно-правовой статус (официальные,  формальные, неофициальные, неформальные, асоциальные, антиобщественные, общественно  полезные и т.д.);

- стиль, установившиеся нормы групповых  взаимоотношений (реальные, условные, ответственные, диффузные, открытые, закрытые и пр.);

- уровень и специфика системной  интеграции взаимоотношений членов  группы (индивидуальных и групповых)  внутреннего и внешнего социально  ориентированного диапазона: группы, коллективы, группировки, ассоциации, федерации, союзы, организации,  корпорации, классы, клубы, звенья, отряды, дружины и т.д.;

- показатели личностной ценности, социальной значимости групповых  взаимоотношений, стиля, образа  жизни группы: референтные группы, группы формального, неформального  членства;

- специфика функциональной заданности (социального заказа): группы личностного  роста (скаутские, пионерские  звенья, патрули, отряды и пр.), социальной реабилитации, анимации, коррекции, направленной социальной  активности, общественно полезной  деятельности.

Данный  типологический подход, используемый чаще всего в специальных исследованиях, в социологии, психологии, педагогике, представляет огромную и чрезвычайно  значимую для нас информацию о  диалектике сущности и существования  общественного бытия детей, логике и динамике развития процессов группообразования, личностного роста, социализации подрастающего поколения, интеграции и дезинтеграции взаимоотношений детей с окружающей действительностью.

Принципиальными позициями этого типологического  подхода являются положения о  том, что:

а) социальные группы - естественная и  необходимая форма общественного  бытия людей, обеспечивающая человеку решение его актуальных жизненных  проблем в критические периоды  социализации, когда ему не под  силу самому выйти из сложной ситуации;

б) матричной, генетической, жизнеобеспечивающей  основой любого типа детских объединений, в том числе и высокоорганизованных, высокоразвитых систем (организаций), являются неформальные группы, генерирующие эмоциональный, психологический, нравственный климат, деловой настрой всего  объединения.

Величина, структура, состав, сплоченность, динамика группового и личностного развития детского объединения детерминируются, согласно типологическим параметрам, во-первых, актуальными потребностями»? социальными запросами, притязаниями входящих именно в данную группу детей, а во-вторых, целями и задачами складывающихся и развивающихся в группе взаимоотношений  внутренней и внешней ориентации, направленностью и результативностью  этих отношений. Особое внимание уделяется  степени соответствия личностно-индивидуальных и групповых, общественных ценностно-смысловых  компонентов интеграционной системы  группы, ролевой и функциональной дифференциации, групповым нормам и  ценностям, адекватности социальной перцепции  заданным параметрам взаимоотношений, а также перспективной динамике социокультурных процессов в  группе, в сфере ее бытия.

В специальных исследованиях, например, в педагогических, используется возрастной и ценностно-ориентационный (профильный) типологические подходы: общественные объединения младших школьников (октябрята, “почемучки”, “балалан”  и пр.), подростковые клубы, юношеские  творческие союзы; юннаты, тимуровцы, ОСВОД, следопыты, туристы, юные спортсмены, юные музыканты, краеведы и пр. Исследователям хорошо известен сущностно-системный  комплексный типологический подход в изучении специфики характерологических  свойств наиболее популярных, распространенных детских общественных организаций - международных социально-педагогических систем: скаутинг, пионердвижение. Основываясь  на данном типологическом подходе, сегодня  можно и нужно исследовать  вполне сформировавшиеся и заявившие  о себе на широком международном  уровне детские общественные движения. В качестве примера можно привести и Одиссею разума, и движение Дети-миротворцы, и экологические, и многие другие социальные инициативы подрастающего  поколения нашей планеты.

В типологии  детского общественного движения, организаций  используется и территориальная  организационная модель, отражающая специфику региональных детских  формирований, являющихся, как правило, своеобразными подсистемами более  широкого детского социального явления. Так, в общей типологии автономно выделены, например, в скаутинге: английские, американские, российские скауты; в пионердвижении: пионеры СССР, России, Республики Казахстан, Франции, США, Финляндии и т.д.; среди неформалов: хиппи-система (американские хиппи, московская система и пр.); люберы и т.д.

Социология, криминология, проявляя интерес к  молодежным, в том числе к детским  формированиям, исходят, как правило, из анализа их правового соответствия, социального статуса. Таким образом, определяется базовая типологическая модель, в которой выделяется социальная заданность, направленность группы-организации: просоциальные, асоциальные или  антисоциальные формирования. Соответственно уточняются и ведущие характерологические  параметры, свойственные тому или иному  виду, типу молодежных (подростковых) объединений. В сферу профессионального внимания социологов, криминологов, социальных психологов чаще всего попадают неформальные молодежные инициативы, выражающие альтернативные, авангардистские социальные ценности подрастающего поколения, молодежную, детскую субкультуру, положительное, прогрессивное значение которых  старшее поколение, официальные  социальные институты культуры, образования, правоохранительные и др., как правило, принимают с большими сомнениями, недоверием, критично, а порой и  с категоричным отвержением, даже с  агрессией, сопровождающейся всевозможными  запретами, преследованиями, мерами наказания7.

 

15. Организация  социально-культурной деятельности  как вид профессионально-педагогического  творчества.

СКД это деятельность, направленная на создание условий для  наиболее полного развития, самоутверждения  и самореализации личности и группы (студии, кружки, любительские объединения) в сфере досуга. Она включает в  себя все многообразие проблем по организации свободного времени: общение, производство и усваивание культурных ценностей и т.д. Педагогам-организаторам  приходится участвовать в решении  проблем семьи, детей, в решении  проблем в историко-культурной, экологической, религиозной и др. сферах, в создании благоприятной среды для СКД и инициатив населения в сфере досуга.    КДД (культурно-досуговая деятельность) составная часть СКД, помогает в решению многих социальных проблем своими своеобразными средствами, формами, методами (искусство, фольклор, праздники, обряды и т.д.)    КПР (культурно-просветительская работа) также является частью СКД, но, к сожаленью, неэффективно используется в деятельности культурных учреждений (нет лекций, лекториев, народных университетов и других ранее зарекомендовавших себя форм просветительской работы.

Важность СКД в том, что это не просто организация досуга, а организация в социально-значимых целях: удовлетворение и развитие культурных потребностей и интересов как отдельной личности, так и социума в целом. Деятельность КДУ (учреждений) в настоящее время организуется на основе документа, вышедшего в 1992 году – «Основы законодательства РФ о культуре». В нем четко определены «культурная деятельность», «культурные ценности», «культурные блага», «творческая деятельность» и т.д., основные сферы деятельности государства в области культуры (охрана памятников, народное творчество, художественные промыслы, художественная литература, кинематография и т.д.), а также основные права граждан в области культурной деятельности.

Особенности СКД:

-осуществляется в свободное  время

-отличается свободой  выбора, добровольностью, активностью 

и т.д.  

-характеризуется многообразием  видов  

-РФ располагает большим  количеством институтов,

создающих условия для  СКД (музей, библиотека, клуб

и т.д.)

Отличительные черты СКД:  

-гуманистический характер  

-культурологический характер   

-развивающий характер

Функции СКД:  

-развивающая  

-информационно-просветительская   

-культурно-творческая  

-рекреационно-оздоровительная

Организация социально- культурной деятельности в педагогике связана  с творческой увязкой в единое целое образовательных, воспитательных и развивающих задач при предоставлении учащемуся больших возможностей в самореализации, выборе наиболее привлекательных и отвечающих склонностям  и способностям образовательных  маршрутов.

Организация СКД требует  учета многообразия видов. Форм и  методов социально-культурной деятельности, вариативности подходов к ее организации (клубы, кружки, секции, студии, школы  и т.п.)

Особая роль организатора – подбор кадров с учетом невысоких  заработных плат. Здесь на первое место  выступает как профессионализм, так и энтузиазм педагогических работников в социально-культурной сфере, их стремление к творческой самореализации через контакт с детьми и подростками.

Стимулом творческой социально-досуговой деятельности служит ожидание " завтрашней радости", видение "перспективы пути". А.С.Макаренко выделяет три перспективные линии:

-  близкая перспектива (т.е. общее стремление к завтрашнему дню) ;

- средняя перспектива (заключается в проекте события несколько   отодвинутого во времени);

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"