Шпаргалка по "Культурологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 08:19, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 59 вопросов по дисциплине "Культурология".

Файлы: 1 файл

socekzamskd.docx

— 292.22 Кб (Скачать)

Прикладной  уровень культурологич. познания формировался в 20 в. в развитых странах мира в  рамках практич. применения рез-тов  культурной и социальной антропологии. Важнейшие причины расширения потребностей специалистов и управленч. персонала  в знании рез-тов культурологич. анализа можно свести к сл. глобальным факторам: в мире начали интенсивно расширяться межкультурные контакты и развиваться междунар. туризм; во многих странах стали усиливаться  процессы аккулыпурации и внедрения социокультурных инноваций; для многих традиц. об-в стали актуальными явления модернизации и постмодернизации, что затрагивало не только технологии труда, духовные ценности, нормы поведения, но и социальные институты, образ жизни в целом; изменялось соотношение между городской и сельской культурой; трансформировался традиц. тип личности, что усложняло процесс личностной, групповой, социальной самоидентификации; во многих странах мира появлялась новая проблема социокультурной реадаптации об-ва и человека к нездоровой, чреватой катастрофами экол. обстановке, порождаемой техногенно-антропол. фактором.

В отеч. научной  и социальной практике советского периода  прикладной уровень культурологич. познания развивался долгое время в  рамках культурно-отраслевого подхода. В свою очередь это было связано  с теор. постулатами марксизма, отводившего  культуре вспомогат. роль на уровне надстройки. Поэтому в теории культуры советского периода культура сводилась к  таким областям практики, как духовная, худож., образоват., научная деятельность, где могли находить применение рекомендации культурологов. В 60-80-е гг. наиболее развитыми уровнями прикладного  культурологич. знания были такие направления  анализа, как социология худож. культуры и искусства, социология культурной деятельности (имелось в виду широкое  понятие духовной активности – деятельность работников науки, образования, учреждений культуры). Вместе с тем, в эти  годы отеч. исследователи спонтанно, в нерефлектированной форме обращались к анализу культурных аспектов деятельности людей в рамках таких областей знания, как социология труда, полит, отношений и пропаганды, нац. отношений, религии и др. Изучая, напр., социальные перемещения в сфере труда, обращение  людей к разным информационно-пропагандистским источникам, выявляя масштабы групп  верующих и атеистов, исследователи  не могли не затронуть сугубо культурологич. аспекты этих проблем: мотивы, установки  действий людей, ценностные ориентации разных групп и слоев, уровень  конфронтационности или согласованности  таких ориентации и др. В 80-е годы в отеч. обществоведении стали  появляться работы, обосновывающие необходимость  применения культурологич. познания как  самостоят, междисциплинарного направления, к-рое включает в себя теор. и прикладной уровни. В наст. время можно говорить о завершении становления в рос, обществоведении теор. культурологии, в то время как прикладной уровень  находится пока в стадии становления. Ведущие теоретики признают необходимость  и важность его развития, но практич. его применение задерживается. В  наиболее полном объеме используются те аспекты К.п., к-рые развивались  в советский период в рамках таких  отраслей знания, как социология худож. культуры и искусствознания (музееведение, худож. воспитание молодежи и др.), управление отраслью культуры (библиотековедение, охрана памятников культуры, подготовка специалистов в сфере худож. творчества и организации досуга, организация  концертной деятельности, деятельности театра, кино и т.п.). В условиях модернизации выработка целостной и адекватной совр. требованиям культурной политики рос. об-ва требует преодоления узковедомственного подхода и формирования ее на широкой  социокультурной основе. Такой же целостный социокультурный подход необходим и в процессе разрешения других сложных проблем рос. об-ва. Культурологии, экспертиза, социокультурное проектирование и соответствующие технологии должны стать неотъемлемыми компонентами при выработке решений в самых разных областях практики. Мировой и отеч. опыт свидетельствует, что прикладное культурологич. знание успешно находит практич. применение в ел. областях: регулирование социальных отношений при взаимодействии разных социальных и культурных групп, слоев; регулирование этнонац. взаимодействий; при разрешении межгрупповых конфликтов, в процессе снятия социального напряжения, порождаемого самыми разными факторами; устранение или минимизация причин отклоняющегося поведения (пьянства, алкоголизма, наркомании и др.); в процессах социализации личности, социальной и культурной адаптации человека к модернизационным переменам, в ходе психол. консультирования по разным жизненным проблемам; в повышении социальной эффективности деятельности СМ И, а также в ходе регулирования любых процессов коммуникации между группами и слоями, между социальными институтами и личностью, между производителями и потребителями (напр., в рекламной деятельности, в деятельности public relations) и др. Список прикладного использования культурологич. знания далеко не полон, к тому же он постоянно расширяется, ибо любая область деятельности, каждый ее социальный сегмент заключают в себе социокультурные аспекты, к-рые необходимо принимать во внимание при регулировании их структуры и динамики. В этом процессе многое зависит не только от исследователей, но и от. специалистов конкр. отраслей практики, от руководителей разного уровня, к-рые способны увидеть и признать роль культурных факторов в разрешении проблем, находящихся на пересечении их социальной и профессионально-отраслевой значимости.5

 

 

6.Основные этапы  работы над программой досугового  мероприятия. Характеристика выразительных  средств каждого из них.

Марков и Бирженюк описывают  следующие этапы социально-культурного  проектирования:

Первый  этап — диагностический. Главное его содержание составляет всесторонний анализ ситуации и выявление наиболее актуальных и типичных для региона проблем. В рамках проектирования данный этап является основополагающим. Это обусловлено тем, что как уже отмечалось, социально-культурная программа — не простой набор мероприятий, а представляет собой систему форм, методов, различных акций и организационных структур, взаимоувязанных единой целью и ориентированных (помимо оптимизации процессов сохранения, трансляции, освоения и развития культурных ценностей, традиций, норм) на решение определенного рода проблем.

Второй этап — нормативно-прогнозный. Он предполагает предвидение, вероятностные суждения о состоянии ситуации в будущем, о перспективах ее развития как при условии сохранения имеющихся тенденций и стихийного развития соответствующих процессов, так и в том случае, если они будут изменены в желаемом направлении в результате управленческого решения или реализации того или иного социально-культурного проекта.

Методика прогнозирования  во многом совпадает с этапами  проектирования. Она предполагает определение  объекта прогноза, выявление тенденций  и проблем его развития, анализ факторов, определяющих как негативные, так и позитивные тенденции его  изменения, создание модели объекта  путем определения системы показателей  и параметров, отражающих его структуру, проекцию модели в будущее с учетом объективных и субъективных факторов.

Третий  этап — концептуальный. Его суть заключается в том, что на основе анализа проблем, характеризующих ситуацию, определяются приоритетные направления развития культуры, соответствующие сферы социально-культурного проектирования и формулируются перспективные цели, связанные с решением основного круга проблем. Данный этап целиком осуществляется на базе результатов информационно-аналитического этапа.

Четвертый этап — проектно-планирующий. Как уже отмечалось, основой формирования как региональной программы социокультурного развития, так и локальных программ, служит концепция развития культуры.

Пятый этап — исполнительско-внедренческий — создание условий и

организационных структур, обеспечивающих реализацию программы

(материально-техническая  база, ресурсы, финансы, кадры,  информационное

обеспечение), т.е. воплощение в жизнь тех проектов и программ, которые были

отобраны на конкурсной основе. Этот этап начинается с заключения системы

договоров.

А.П. Марков предлагает универсальный  подход к проектированию социально-культурных акций, при котором создание такой  акции включает следующие этапы:

1 ЭТАП: АНАЛИЗ СИТУАЦИИ.

В качестве объекта анализа могут  выступать:

ü совокупность внутренних и внешних факторов и условий функционирования того или иного учреждения (например, бизнес–структуры, включая и ее макросреду);

ü ситуация, радиус которой совпадает с той или иной территориально–административной единицей (регион, город, район, поселение);

ü обстоятельства жизнедеятельности определенной социальной категории или группы населения  (которая рассматривается как реальная или потенциальная аудиторияОшибка! Закладка не определена. проекта). Данный уровень функционирования социокультурного субъекта фиксируется понятием «образ жизни», которое представляет собой своеобразную теоретико–познавательную конструкцию, позволяющую выявить взаимосвязь социальных и индивидуальных факторов, детерминирующих деятельность и поведение людей.

2 ЭТАП: ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА  АУДИТОРИИ ПРОЕКТА

На данном этапе проектирования проблемная ситуация конкретизируется и обретает определенность в виде сложноструктурированного  субъекта, которому адресуется содержание проекта. В состав аудитории  входят  целевые и контактные группы, а в некоторых  видах  проектирования – участники  разрабатываемой акции. Контактные группы и участники – это те социальные силы, которые в силу своих специфических мотивов могут в какой–то форме принять участие в подготовке и реализации проекта.

3 ЭТАП: ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.

Этот этап предполагает определение  нормативных параметров объекта проектирования (в форме целевых установок) и шагов их достижения (задачи).

Цель – это «предмет стремления», желаемая ситуация в будущем, это  осознанное и вербализованное предвосхищение результата действий.

В технологическом плане цель представляет собой «перевернутую» проблему–следствие.

4 ЭТАП: ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ  ОСНАЩЕНИЕ ПРОЕКТА. 

Здесь необходимо решить несколько  задач:

ü осуществить поиск вариантов проектного изменения ситуации;

ü просчитать возможные последствия (социальные, маркетинговые, нравственные и т.д.) реализации каждого решения и выбрать оптимальные и обеспеченные в ресурсном отношении действий и акций;

ü обосновать наиболее эффективные в маркетинговом отношении формы коммуникации (включая организацию взаимодействия инициатора, исполнителей проекта и его аудитории – целевых и контактных групп);

ü проработать проект в содержательном отношении, т.е. определить средства и методы достижения целей, опредметив их в виде практических мероприятий и содержания деятельности внутри каждого из них.

ü обосновать логическую последовательность и взаимозависимость действий – в виде графика действий (который уточняется и дополняется после анализа ресурсов

 

 

7. Средства культурно-досуговой  деятельности и педагогические  требования к их эффективному  использованию.

Среди массовых форм культурно-досуговой  деятельности наиболее распространенными  являются: концерты, развлекательно-игровые  программы, вечера отдыха, дискотеки, литературные гостиные, экскурсии и так далее.

Все большей популярностью  во время досуга у учащейся молодежи пользуются так называемые «центры  психологической разгрузки»4. Создание таких центров оказывает значительное влияние на формирование личности студента, его социальное воспитание.

Очень большой потенциал  для реализации социального воспитания учащейся молодежи имеют спортивно-оздоровительные  мероприятия – их проведение и  организация - так же совместная задача образовательного учреждения и представителей студенчества.

Естественно, что нельзя обойтись и без работы «Клуба Веселых  и Находчивых» - как одной из самых  популярных форм проведения досуга

Средства  культурного досуга детей, подростков, молодежи чрезвычайно разнообразны. Это многочисленные учреждения дополнительного образования и их кружками, секциями, клубами, театральными студиями и т.п., это спортивные клубы, школы и секции, это кружки при школах, по месту жительства при муниципальных образованиях. Это музыкальные и художественные школы с их устоявшимися программами.

Специальные детско-юношеские и молодежные программы  предлагают туристские компании.

К учреждениям  культурного досуга относятся библиотеки, музеи, театры, концертные залы. Многие имеют специальные отделы по работе с детьми (как в Русском музее, Эрмитаже и пр.)

К средствам  культурно-досуговой деятельности можно отнести имущество указанных  учреждений, подготовленный персонал.

Условия эффективного использования названных средств  – профессионализм педагогических коллективов, подготовленные и согласованные  программы. Очень важно, чтобы программы  соответствовали возрастным особенностям целевой аудитории, а в идеале соответствовали школьной программе  и поддерживали ее.

Одно из наиболее действенных средств детского досуга – игра. Игры и требования к ним  варьируются в зависимости от возраста ребенка. Игры несут различную  функциональную направленность, но в  целом формируют умение взаимодействовать  в группе, ориентацию на себя, имеют  эстетическую составляющую, способствуют физическому развитию.

 

8. Художественный  образ и основные средства  его создания.

Художественный образ — всеобщая категория художественного творчества, форма истолкования и освоения мира с позиции определенного эстетического идеала путем создания эстетически воздействующих объектов. Художественным образом также называют любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении.

Художественный образ - обобщенное художественное отражение  действительности, облеченное в форму  конкретного индивидуального явления.
Художественный образ  отличается:
- доступностью  для непосредственного восприятия; и 
- прямым воздействием  на чувства человека.
Художественные образы создаются артистами, художниками, писателями.

Художественный образ диалектичен: он объединяет живое созерцание, его субъективную интерпретацию и оценку автором (а также исполнителем, слушателем, читателем, зрителем).

Художественный образ создается  на основе одного из средств: изображение, звук, языковая среда, — или комбинации нескольких. Он неотъемлем от материального субстрата искусства. Например, смысл, внутреннее строение, чёткость музыкального образа во многом определяется природной материей музыки — акустическими качествами музыкального звука. В литературе и поэзии художественный образ создается на основе конкретной языковой среды; в театральном искусстве используются все три средства.

В то же время, смысл художественного  образа раскрывается лишь в определённой коммуникативной ситуации, и конечный результат такой коммуникации зависит от личности, целей и даже сиюминутного настроения столкнувшегося с ним человека, а также от конкретной культуры, к которой он принадлежит. Поэтому нередко по прошествии одного или двух веков с момента создания произведения искусства оно воспринимается совсем не так, как воспринимали его современники и даже сам автор.

В «Поэтике» Аристотеля образ-троп возникает как неточное преувеличенное, преуменьшенное или измененное, преломленное отражение подлинника природы. В эстетике романтизма подобие и сходство уступают место творческому, субъективному, преображающему началу. В этом смысле бесподобный, ни на кого не похожий, значит, прекрасный. Таково же понимание образа в эстетике авангарда, предпочитающей гиперболу, сдвиг (термин Б. Лившица). В эстетике сюрреализма «реальность, умноженная на семь, — правда». В новейшей поэзии появилось понятие «метаметафора» (термин К. Кедрова).Это образ запредельной реальности за порогом световых скоростей, где замолкает наука и начинает говорить искусство. Метаметафора вплотную смыкается с «обратной перспективой» Павла Флоренского и «универсальным модулем» художника Павла Челищева. Речь идет о расширении пределов человеческого слуха и зрения далеко за физические и физиологические барьеры.

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"