Шпаргалка по "Культурологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 08:19, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 59 вопросов по дисциплине "Культурология".

Файлы: 1 файл

socekzamskd.docx

— 292.22 Кб (Скачать)
fy">- фехтование, стрельба, плавание, водные лыжи.

Функции:

- физкультурно-оздоровительное  просвещение, популяризация спорта;

- воспитание физической  культуры;

- пропаганда здорового  образа жизни;

- подготовка и участие  в соревнованиях, конкурсах, спортивных  олимпиадах.

6. Неординарные формы самодеятельного  творчества:

- праздники: семьи, двора,  улицы, города, КВНы, брейнринги и  другие;

- конкурсы “Талантливая  семья”, “Папа, мама и я –  спортивная семья”;

- конкурсы красоты “Мисс  Татарстан”, моделей одежды;

- коллекционно-собирательская  деятельность (филофонисты, филателисты,  нумизматы и другие);

- дни национальных культур,  декады, выставки-ярмарки.

Функции:

- популяризация культурных  ценностей и субъектов культурной  деятельности;

- вовлечение людей в  социально-культурную практику;

- превращение пассивных  потребителей культуры в активных  потребителей; активных – в распространителей;  распространителей – в созидателей;

- формирование культуры  быта.

Таким образом достигается  несколько результатов, которые  Салахутдинов Р. Г. назвал предметными  и воспитательными:

1. Предметные – это  культурные ценности, к которым  относятся достижения в области  художественного творчества, спорта  и т.д.; культурная среда, т.е.  культура быта, труда, производства.

2. питательные – это  культура личности, т.е. нравственная, эстетическая, физическая культура, экологическая, экономическая, правовая, культура общения.

Оба эти результата дополняют  друг друга, делая процесс социализации более эффективным.

 

4.Принципы ораторского  искусства и специфика их использования  в СКД

Термины “ораторское искусство” (лат. orator <orare - “говорить”), “риторика” (греч. retorike) , “витийство” (устар., старославянск.) , “красноречие” (русск.) синонимичны.

Риторика - это одно из древнейших искусств. Оно возникло приблизительно в V веке до н.э. как ответ  на практическую потребность общества. В этом обществе практические вопросы  решались на Народном собрании, публично при огромном стечении народа слушался суд, достаточно многолюдны были празднества. Риторика становилась необходимыми для каждого человека. Ее создателями  стали Платон и Аристотель; их предшественники, создавшие первые труды по риторике: Лисий, Горгий. Наиболее прославленные  ораторы того времени - Демосфен, Сократ, Перикл.

Необходима риторика и  в наши дни. Невозможно переоценить  ее роль в политике, коммерции и  в повседневной жизни. Одной из основных задач человека, который хочет  добиться успеха, становиться привлечение  как можно большего числа людей  на свою сторону.

Деятельность человека, профессия которого связана с  постоянным произнесением речей, чтением  лекций и докладов, просто немыслима  без основательных знаний принципов  и правил ораторского искусства. К числу таких людей относятся  политики, профессора, преподаватели, прокуроры, адвокаты и др. Для них публичная речь -- главнейшее оружие.

Практика высокоразвитого  общества знает многообразные виды и типы устной публичной речи. Оставляя в стороне художественную игровую  речь - театральную и декламационную, с ее сложным генезисом и специфической  структурой, мы встречаемся с различными формами устной публичной речи в  более узком смысле, как речи "деловой": агитационной, пропагандистской, научно-теоретической  и пр.; здесь и митинговая речь, и дипломатическая, и научно-исследовательский  доклад, и судебная речь, и университетская  лекция, и научно-популярная "публичная  лекция", и "вступительное слово" перед спектаклем, и "застольный спич", и "траурная речь".

Все эти формы являются различными видоизменениями и проявлениями публичной речи. Непосредственный контакт  с аудиторией, богатство интонации  и мимики, пластика жеста и движения, наконец, само обаяние личности оратора  позволяют добиться эмоционального подъема в аудитории и, как  правило, нужного эффекта. Публичная  речь - это всегда искусство.

Ораторство -- сильнейший рычаг культуры. Однако теоретические вопросы ораторского искусства, являющегося одним из средств человеческого познания, разработаны мало.

Ораторский успех во многом зависит от эффективности  работы над содержанием каждого  отдельно взятого публичного выступления.

Из чего же конкретно  складывается содержание публичного выступления? Что для этого нужно? Анализ публичных  выступлений наиболее талантливых  ораторов показывает, что способности  к импровизации, эрудиция и многие другие достоинства оратора - это  лишь предпосылки ораторского успеха, который может и не состояться, если не вложен труд в разработку содержания публичного выступления. Вообще разработка содержания публичного выступления  начинается с осмысления и уточнения  темы, вычленения главной - центральной  идее, уточнения основных положений  и понятий, формулирования основного  тезиса и подтверждающих его аргументов.

В основе классической схемы  ораторского искусства лежат  пять этапов:

1. Подбор необходимого  материала, содержания публичного  выступления.

2. Составление  плана, распределение собранного  материала в необходимой логической  последовательности.

3. Литературная  обработка речи, насыщение ее  содержания.

4. Заучивание, запоминание текста речи.

5. Произнесение  речи с соответствующей интонацией, мимикой, жестами.

Задача оратора состоит  в том, чтобы воздействовать на чувства  слушателей. Важнейшим условием ораторского  искусства является умение пользоваться образами и картинами. Без этого  речь всегда бледна и скучна, а главное -- неспособна воздействовать на чувства  и через них на разум. Основнфе пути достижения оратором успеха:

Логика речи

Культура речи

Стилистические  приемы ораторской речи

Лексические приемы ораторской речи:

Тропы - это  речевые обороты и отдельные  слова, употребляемые в переносном значении, которые позволяют достичь  необходимой эмоциональной выразительности  и образности. К тропам относят  сравнения, метафоры, эпитеты, гиперболы...

Сравнение - один из наиболее часто используемых приемов, который обладает большой  убеждающей силой, стимулирует у  слушателей ассоциативное и образное мышление и тем самым позволяет  оратору достичь желаемого эффекта.

Метафора - это  перенос названия одного предмета на другой, это речевое сближение  двух явлений по сходству или контрасту. Например: "Локомотив истории  остановить невозможно..."

Эпитет - образное определение предмета, явления, раскрывающее его сущность. Например: "Студент - это не сосуд, который следует  заполнить знаниями, а факел, который  надо зажечь!.."

Аллегория иносказательно изображает что-либо. Например: "Однажды  прохожий спросил у строителя: "Что  ты делаешь?" Тот подумал и ответил: "Не видишь? Вожу камни". Второй строитель  на тот же вопрос ответил: "Зарабатываю  деньги!"

Гипербола представляет собой вид тропа, состоящего в  преднамеренном преувеличении свойств, качеств предметов и явлений. Например: "Редкая птица долетит  до середины Днепра".

Говоря о  культуре ораторского мастерства, ее разнообразии, нельзя не обратить внимание на применения крылатых слов, пословиц, поговорок. Важно, чтобы они были неожиданно, но к месту сказаны.

Высокий уровень  культуры речи предполагает и непрерывное  самосовершенствование техники  речи. В этой связи следует обратить внимание на следующие особенности  собственной речи:

Дикция - это  четкость и ясность произношения фраз, слов и отдельных звуков. Для  высокого уровня ораторского мастерства характерно то, что его легко слушать, у него нет скороговорок, "проглатывания" отдельных слогов и звуков. Хорошая  дикция свободна от шепелявости, гнусавости и заикания.

Сила голоса должна быть соразмерна величине аудитории, в которой произносится речь, при  этом должны учитываться те задачи, которые своим ораторским мастерством  стремиться достичь выступающий. Сила голоса - это не только его громкость, но и сила воздействия на психику: волю, чувства, сознание слушателей.

Темп речи - число слов, произносимых в минуту, оно может сильно варьироваться. Однако чаще всего публичное выступление  начинается в медленном темпе. В  целях драматизации темп усиливают, либо, наоборот, снижают. Принято считать, что наиболее оптимальным темпом публичного выступления является 120 слов в минуту.

Полетность  голоса - это длительность звучания отдельных фраз, слов и звуков. Когда  звук насыщен интонациями, слова  произносятся с определенной эмоциональной  окраской, ясно, четко и достаточно сильно, то речь оратора как бы зависает в воздухе. Она достигает самых  дальних уголков аудитории.

Тембр голоса - это звуковая окраска голоса, которая  создает те или иные эмоционально-экспрессивные  оттенки речи.

Речь оратора  не должна быть монотонной. Фразы должны произноситься с разной интонацией. Они разделяются паузами. Существует гросспауза, она делается при смысловом  переходе, для эмоционального эффекта, и для подчеркивания важности предыдущей или последующей фразы.

При публичном  выступлении нельзя забывать о голосовой  акустике: градуировании вектора  звуковой волны в вертикальной плоскости  в зависимости от расстояния до аудитории, динамике вектора в трехмерном пространстве ("универсальная восьмерка"). Если оратор выступает с трибуны, он должен учитывать ее высоту при градуировании  вектора.

Также нельзя забывать о "эффекте мортиры" - субъективном ощущении слушателя того, что сзади него находятся люди нелояльные оратору.

Перечисленные приемы и  методы не исчерпывают всего арсенала ораторского мастерства.

  

5. Сущность прикладной культурологи как области.

Прикладная культурология исследует организацию и технологию культурной жизни общества; деятельность учреждений культуры, культурных центров досуга, любительских и инициативных объединений по интересам; методику проведения массовых праздников, фестивалей, форумов. Главным направлением становится разработка культурной политики; экономическое, политическое и духовное обеспечение реализации культурных программ. Прикладная культурология изучает интересы публики, мотивы приобщения к культуре, формы организации досуга.

Деятельность  театров, кинотеатров, видеосалонов, музеев, концертных и выставочных залов, клубов и дворцов культуры, библиотек; просветительная работа творческих союзов и фондов, Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, а также других общественных организаций  и ассоциаций -все это является объектом научного анализа.

Прикладная  культурология имеет практический характер, а специалисты обладают организационными умениями и навыками, способствующими реализации духовных потребностей различных категорий  населения4.

КУЛЬТУРОЛОГИЯ ПРИКЛАДНАЯ – совокупность концепций, методол. принципов, методов и познават. процедур культурология, знания, ориентированных на применение в разных областях социального взаимодействия и на достижение опр. практич. эффектов в этих областях. Поскольку прикладной уровень культурологии предполагает практич. использование рез-тов познания, особое значение здесь приобретают такие направления и особенности анализа, как диагностика и прогнозирование социокультурной динамики, развивающейся в режиме спонтанной самоорганизации, проектное изменение тех ее аспектов и элементов, к-рые могут быть трансформированы под воздействием целенаправленной управленч. деятельности, а также программирование и планирование конкр. сторон практики, способных изменяться в нужном направлении под действием набора преобразоват., в частности управленч., мер. Все это делает неотъемлемым компонентом К.п. (помимо теорий и познават. принципов) такие элементы знания, как совокупность социальных технологий, конкр. программ и рекомендаций, предназначенных для специалистов и практич. работников разных областей социальной деятельности.

Специфика прикладного  уровня культурологич. знания состоит  в его интегративном характере, что предъявляет более сложные  требования к тем практич. решениям, к-рые могут быть выработаны на его  основе. Если прикладной уровень какого-либо дисциплинарного знания (напр., экон., политологич., социол., психол.) углубляет  лишь свой, узкоотраслевой аспект познават. деятельности, а практич. рекомендации касаются только соответствующего сегмента социокультурной практики и предназначены  для профессионально отраслевого  использования, то для культурологич. подхода характерны такие особенности, как интегративно-целостное рассмотрение объекта познания в его истор. динамике, выделение и учет таких  его аспектов, как коммуникативный, ценностно-смысловой, традиционалистский, инновативный, групповой, индивидуально-личностный и др. Все это, безусловно, способно усложнить восприятие культурологич. проектов и предложений в рамках, напр., таких отраслей практики, как  полит, управление, хоз. деятельность, социальная или нац. политика и др. Учет совокупности социокультурных  качеств и сторон практич. деятельности требует перехода специалистов и  управленч. работников на межотраслевое взаимодействие, что позволяет углубить понимание их проф. проблемы, разработать адекватное их решение, а также эффективно реализовать это решение.

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"