Шпаргалка по "Культурологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 08:19, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 59 вопросов по дисциплине "Культурология".

Файлы: 1 файл

socekzamskd.docx

— 292.22 Кб (Скачать)

Формирующий эксперимент  позволяет не ограничиваться регистрацией выявляемых фактов, а, через создание специальных условий развития, раскрывать закономерности, механизмы, динамику и  доминирующие тенденции формирования психики и становления личности, одновременно определяя возможности  оптимизации этих процессов.

Результаты эксперимента могут искажаться в силу ряда факторов — артефактов исследования, связанных с ожиданиями экспериментатора или испытуемых. Один из наиболее частых артефактов обусловлен эффектом Пигмалиона (или эффектом Розенталя), который выражается в том, что экспериментатор, глубоко убежденный в обоснованности выдвинутой им гипотезы, непроизвольно транслирует свои ожидания испытуемым и, посредством косвенного внушения или другого влияния, изменяет их поведение в желательном направлении. Влияние испытуемых на результаты эксперимента выражается в так называемом эффекте Хоторна : зная или угадывая гипотезу, принятую экспериментатором, испытуемый намеренно или непроизвольно начинает вести себя соответственно его ожиданиям.

Устранить (или минимизировать) эти артефакты помогает применение метода слепого , суть которого в том, что испытуемые удерживаются в неведении относительно целей исследования и принятых гипотез, а разделение испытуемых на экспериментальную и контрольную группы производится без ведома экспериментатора.

 

10. Методика разработки  сюжетно-композиционного решения  театрализованных мероприятий.

Сценарий – это подробная  литературная разработка содержания мероприятия, в которой в строгой последовательности излагаются отдельные элементы действия, показаны авторские переходы от одной  части к другой, вносятся используемые художественные произведения, оформление здания.

Основные этапы  работы над сценарием 

1. В начале работы над сценарием четко продумывается тема и идея будущего мероприятия. Тема – то, о чем автор хочет рассказать. Идея – то, ради чего проводится праздник, вечер и пр..

2. После определения темы, идеи начинается подбор документального и художественного материала.

3. Сценарно-режиссерский замысел или сюжетный ход.

4. Композиционное построение сценария: экспозиция, завязка, основное действие, кульминация, финал. Экспозиция – ввод в действие, короткий рассказ о событиях, предшествующих возникновению конфликта. Завязка - экспозиция перерастает в завязку. Экспозиция и завязка должны быть предельно четкими и лаконичными. Основное действие – это часть подчинятся строгим законам. Строгая логичность построения и развития темы. Каждый эпизод должен быть обусловлен, связан смысловым мостиком с предыдущим и последующим. Действие развивается по нарастающей к кульминации и развязке. Нельзя идти от эмоционально сильных эпизодов к более слабым. Кульминация – наивысшая точка действия. Действие необходимо довести до кульминации, в которой наиболее концентрировано выражается идея драматургического замысла.

Финал – несет особую смысловую нагрузку и является наиболее важным моментом для максимального проявления активности всех участников.

Методические требования при разработке сценария

1. Строгая логичность  построения сюжета и развития  конфликта. Однако логичность  совсем не обязательно должна  означать хронологическую последовательность.

2. Законченность каждого  эпизода. Сценарий всегда состоит  из эпизодов. Каждый из них  обладает внутренней логикой  и должен быть обязательно закончен, прежде чем начнется другой.

3. Органическая связь  между эпизодами. Она необходима для того, чтобы сценарий не распадался на отдельные части, чтобы художественные произведения не выглядели вставными номерами, а устные произведения не перекликались только друг с другом.

4. Нарастание действия  в его движении к кульминации.  Заданное экспозицией- завязкой  действие развивается с нарастающей  силой к кульминации и затем  идет к развязке, к финалу действия. Финал – это весьма важная часть композиции, его отсутствие или «смазанность» рождают ощущение незавершенности всего мероприятия.

Виды сценариев

Условно сценарии можно разделить  на три вида: простейшие, иллюстрированные, театрализованные. Простейшие сценарии или сценарные планы представляют собой:

  • ·логическую последовательность материла,
  • организационные моменты подготовки мероприятия,
  • предполагаемый отбор выразительных средств.

Сценарные планы пишутся  к следующим мероприятиям: дискотеки, концерты, презентации и другие малые  формы. 

В иллюстративном сценарии соединяется информационный материал и искусством. Тема является основным стержнем.

Театрализованный  сценарий предполагает идейно-тематическое, сюжетное, композиционное единство.

 

11.Основные тенденции  изменения инфраструктуры социально-культурной  сферы в 90 х годах.

Политические  потрясения конца 1980 - начала 1990-х гг., последовавшие затем экономические  преобразования привели к существенным переменам и в социально-культурной сфере. С идеологическим воспитанием  и культурным обслуживанием было покончено быстрее, чем предполагалось. Российская интеллигенция с болью  и озабоченностью заговорила о необходимости  духовного возрождения нации. Начавшиеся в сфере культуры преобразования коснулись прежде всего сложившейся  практики управления отраслью. Принятие Закона о культуре (1992 г.), Конституции Российской Федерации (1993 г.), других законодательных актов и нормативных документов, перевод учреждений культуры на новые условия функционирования, внедрение хозяйственного расчета, расширение прав культурно-досуговых учреждений в области финансово-экономической деятельности в корне изменили представления и о культурном досуге, и о способах его организации. Доминантой начавшихся преобразований становится собственно культура с присущими ей функциями, целями и задачами, созидательным характером деятельности ее институтов. Сегодня все мы являемся свидетелями нового этапа в развитии культуры и досуга. На смену "культурно-просветительной работе" пришла та самая культурно-досуговая деятельность, о проблемах и перспективах развития которой сегодня много говорят и пишут. Само слово "деятельность" как бы характеризует развивающиеся в сфере свободного времени процессы: демократичность путей и способов организации досуговых акций, альтернативность в принятии управленческих решений, плюрализм в обсуждении назревающих проблем, живое и непосредственное участие населения в реализации культурных проектов и программ. Во всяком случае с прежними трафаретно-шаблонными подходами и, казалось, застывшими на вечные времена методиками в организации досуговых занятий людей приходится расставаться решительно и бесповоротно.

Высокие идеалы, во имя которых и велась вся  культурно-просветительная работа в массах и которыми руководствовались  культработники, оказались нежизнеспособными, а вместо них обнаружился широкий  спектр негативных явлений: преступность, наркомания, алкоголизм, половая распущенность  и т.п. язвы на теле общества, только по чистой случайности не достигшего сияющих вершин светлого будущего. Потенциальная аудитория воспитательных культурно-досуговых мероприятий  значительно расширилась, а ее реальные (не предполагаемые, как это было прежде) потребности резко изменились. Это обстоятельство поначалу поставило  культработников в тупик: работать прежними методами они уже не могли, а новыми еще не овладели. В этой ситуации полпреды культуры, как это  не раз случалось и раньше, пошли  путем механического подражания западным образцам и стандартам, без  должных к тому оснований перенося на российскую почву чуждый менталитету  россиян заморский опыт. Появились  игорные дома, казино, ночные бары и  клубы, в которых можно услышать и увидеть многое из того, что  еще недавно считалось запретным  плодом. Прежние методы воспитания - осуждение и порицание, пресечение и наказание - и раньше-то были не особенно действенными, в условиях же полной вседозволенности, порожденной  безграничной демократией (можно все, что не запрещено), они попросту не работают. Ни партийные догмы, ни профсоюзные  дотации, ни комсомольский оптимизм, ни даже усилия общественности теперь не работают, надеяться стало не на кого, все экономические, управленческие и педагогические решения культработникам  теперь приходится принимать самостоятельно. Словом, настало время основательно пересмотреть свой профессиональный багаж, искать инновационные подходы, овладевать новыми технологиями деятельности и управления. По сути дела, настает новый этап в развитии культуры и досуга.6

Современная культурология рассматривает культурно-досуговую  деятельность как процесс создания условий для мотивационного выбора личностью предметной деятельности. Причем процесс этот определяется потребностями  личности, ее интересами. Пришло время  не просто снисходительно учитывать  запросы потенциальной или реальной аудитории, но положить их в основу всей сегодняшней деятельности учреждений культуры. С развитием рыночных отношений  культурно-досуговая деятельность вплотную приблизилась к маркетинговым  технологиям, в основании которых  как раз и лежит проблема поиска и удовлетворения потребностей отдельных  граждан или социальных групп. Сама же культурно-досуговая деятельность постепенно трансформируется в индустрию досуга.

 

12. Стиль и  принципы руководства самодеятельным  объединением.

Понятие «группа» – универсально для общей характеристики социальных отношений. Оно универсально и по отношению к учреждению дополнительного образования детей как социальному институту, в структуру которого входят самые разнообразные большие и малые группы детей, педагогов, смешанного состава.

С одной  стороны, группа – это формальное объединение. Подобно тому, как в школе объектами управления являются классы, так и в учреждении дополнительного образования объектами управления являются группы или относительно устойчивые объединения детей и педагога на основе единой цели (декларируемой и закрепленной в образовательной программе), сходных интересов, потребности в общении и совместной деятельности.

Инициатива  в создании таких групп (предмету их деятельности, количеству участников) принадлежит самому учреждению. Дети, приходя первый раз в учреждение дополнительного образования, не выбирают группу и не предлагают создать совсем новую, а ориентируются в имеющихся предложениях, соотносят их со своим интересом, записываются туда, где их привлекает вид занятий, профиль деятельности, изучаемый предмет или иной показатель. Часто таким ведущим показателем является мнение друга, родителей, а иногда – имя педагога, о котором известно много хорошего.

Для групп характерно наличие сходных  интересов и потребностей в общении и совместной деятельности. Главный фактор, объединяющий группу, – совместная деятельность, а одним из основных признаков группы является способность участников осознанно и непосредственно включаться в согласованное действие (прямой обмен деятельностью и способностями, творческое сотрудничество), благодаря которому могут быть удовлетворены их индивидуальные потребности. Кроме этого главного признака, традиционно выделяют и другие групповые показатели: установление определенных отношений между членами группы; внутренняя организация, включающая в себя распределение обязанностей, иерархию статусов; наличие так называемого группового давления (мнения, оценки) и воздействие его на изменение взглядов, поведения отдельных участников группы. Регуляция отношений и разделение ролей в группе осуществляется в процессе саморегуляции, корректируемой руководителем (педагогом) или другим лидером группы. Основным средством, инструментом объединения малой группы можно назвать межличностное взаимодействие, которое имеет преимущественно эмоциональный характер и подчиняется закономерностям психологической совместимости и конфликтности (симпатии и эмпатии).

Содержание  совместной деятельности членов группы оказывает влияние на все процессы внутригрупповой динамики (восприятие друг друга, формирование норм, ценностей, взаимной ответственности), а отношения внутри группы между ее членами влияют на эффективность деятельности, на возможность или невозможность реализации цели.

Процесс образования  и развития группы имеет сложный, внутренне противоречивый характер, в котором сталкиваются тенденции к объединению и дифференциации. Первая направлена на сохранность, обособленность группы, на ее стабилизацию в окружающих обстоятельствах, а вторая – на специализацию ролей участников группы, на их индивидуальное признание и самоопределение. Поэтому развитие группы может проходить своеобразные этапы внутреннего и, одновременно, внешнего утверждения – от спонтанного объединения к подлинному сообществу равноправных, взаимозначимых партнеров (но и обратно!).

Следовательно, с другой стороны, группа – это неформальное сообщество детей и педагога, особое добровольное самодеятельное объединение. Группа из объекта управления переходит в статус субъекта управления образовательным процессом учреждения. В рамках государственных образовательных учреждений отношения неформальных детских объединений (с участием или под руководством взрослых) с администрацией учреждения складываются трудно, порой конфликтно. Учреждения дополнительного образования детей более способны к построению и поддержке диалога с такими объединениями.

Естественно, что процесс появления таких  самоуправляемых, самодеятельных объединений не может быть жестко регламентирован и стандартизирован, формализован, что и гарантируется приоритетными идеями системы дополнительного образования детей. При этом особое значение придается педагогу, его педагогическому стилю, реализуемому в содержании авторской программы, в инновационном проектировании свой педагогической деятельности.

В рамках такого сообщества создается реальная возможность дать каждому ребенку опыт свободного демократического освоения культуры в системе диалогических отношений не только со сверстниками, но и со взрослыми, детьми разного возраста как носителями иных смыслов, ценностей, норм. Диалогическое общение – это всегда совместное обсуждение одной, интересной для всех проблемы или совместное действие по ее разрешению. В диалоге важен предмет общения и деятельности, на который направлена вся активность единого сообщества. Но не менее значимо и то, что каждый участник диалога имеет свое собственное мнение, свое видение, умеет выразить свою позицию и защитить ее. На пересечении этого разнообразия смыслов и открывается для каждого участника диалога многогранность, объемность, глубина действительности, значимость и ценность другого человека, способность к сопереживанию и сочувствию. Другими словами, включение и развитие диалогических отношений в образовательный процесс способствуют наиболее эффективному удовлетворению потребности каждого человека в выражении своего «Я» и в то же время опосредует индивидуальную способность к персонализации.

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"