Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 08:19, шпаргалка
Работа содержит ответы на 59 вопросов по дисциплине "Культурология".
По мнению Л.Н. Гумилева, этнос со своими традициями формируется на основе соответствия природно-истоическому ареалу, в котором он зарождается и развивается. То есть национальные традиции являются механизмом сохранения как культурно-исторических, так и природных богатств региона. В этом качестве они противостоят разрушительным тенденциям, характерным для современной цивилизации.
Особая значимость социально культурных традиций как способа воспитания. Через них вырабатываются представления о ценностях, а также о таких нравственных категориях как можно – нельзя, хорошо – плохо.
Социальная память сложное и многокомпонентное явление (историческая память народа, культурная память, политическая память и т.д.), которое выступает обязательным условием существования общества, базируется на накоплении, хранении и трансляции социально-значимой информации. Этносоциальная память, как подсистема социальной памяти, определяет специфическую форму аккумуляции и трансляции социально- этнического опыта.
Этнический фактор является одной из детерминант социальной памяти. Об этнической составляющей социальной памяти может идти речь лишь в том случае, когда представления, знания, оценки исторического прошлого со стороны индивидуума, группы, общества основываются на событиях, явлениях, отражающих конкретно-этническую их специфику.
Содержательную основу составляет культурный генофонд народа, включающий элементы этнической культуры, такие как: язык, народное искусство, материальная культура народа, национальные обычаи и традиции, народная философия и традиционная система воспитания, этика народа и т.д.
Формообразующим фактором этносоциальной
памяти служит то, что последняя
выступает как способ фиксации, сохранения
и передачи информации из накопленного
опыта национальной общности как
в рамках одного поколения, так и
между сменяющими друг друга поколениями
Фактор трансляции этносоциальной памяти
весьма значим, но никак нельзя умалять
важность аккумулятивной функции, ее роль
как синтезатора социально-
Главная функциональная характеристика этносоциальной памяти — сохранение и передачи самоидентичности национальной общности. Аккумулируемая этносоциальной памятью информация посредством института воспитания и образования, механизма социального наследования транслируется от одного поколения к другому, и именно это обеспечивает самоидентичность национальной общности.
Этносоциальная память
представляет одно из самых сложных
социально-психологических
Этносоциальную память
можно представить как «ядро»,
центр духовного облика нации. В
исследованиях сложных
Социальная
память народов зачастую ограничена
рамками личного опыта
Выдвижение этнического компонента в центр этносоциальной памяти свидетельствует не о главенстве, условно говоря, этнической памяти над социальной памяти в этом феномене, а о том, что гораздо более устойчивой прочной является этническая сторона национальной памяти
В
периоды социально-культурных кризисов,
подъема национальных движений происходит
актуализация исторического опыта
и знаний, обостряется историческая
народов. В этносоциальной памяти социальные
группы, общественные движения находят
обоснования и поддержку своим
национальным требования. Однако обращение
к этносоциальной памяти обусловлено
не самим феноменом памяти, а прежде
всего специфическими национальными
интересами. Разные политические, общественные
силы видят в исторической памяти
то, что хотят видеть. Национальная
память всегда избирательна, потому что
здесь присутствует субъективный фактор,
т.е. факты и события
При рассмотрении роли и места этносоциальной памяти в современных национальных процессах обнажаются объективные проблемы, пока не получившие конкретного толкования. Это прежде всего проблема «объема» исторической памяти: что «брать» из прошлого, как подходить к оценке острых событий в жизни той или иной этнической общности. Нет, пожалуй, такого народа, судьба которого складывалась благополучно и счастливо,
Массовая коммуникация (МК)9 - важный процесс связи и передачи информации группе людей одновременно с помощью средств масс медиа. Особенностями процесса МК являются:
массовость аудитории; ее гетерогенность;
использование высокоскоростных и репродуктивных текстов средств связи и информации;
быстрое распространение сообщений;
относительно небольшая
По определению С.Хеда: МК - это
почти одновременная доставка массовой
информации посредством ее быстрого
репродуцирования и распространения
значительному и
Главным для коммуникации остается ее восприятие как социально-культурного взаимодействия людей, групп и организаций, государств и регионов посредством информационных связей. Массовая коммуникация позволяет установить информационные связи с широкими слоями общественности и является по сути содержанием в журналистской и PR-деятельности.
По мере накопления человеком
социально-культурного опыта
На исследования процессов
устной, письменной, печатной и разного
рода другой технической (фото-, кино-,
радио-, телеммуникации) обращено у
ряда отечественных и западных мыслителей
к самим началам человечества
и социального знания о человеке
и мире. Русские философы В.Вернадский,
П.Флоренский, М.Бахтин, Л.Выготский, Ю.Лотман
не разделяли человечество на массовое
и немассовое. Так же как человек
вошел в мир бесшумно (онтогенез),
так и массовость человечества не
заявляла как-то единовременно о
своей массовости (филогенез). Концептуально
две позиции на массовую коммуникацию
расходятся как раз в пункте "массовость".
При этом вопрос о развитии социально-культурных
отношений увязывается с
Если изобретение печати послужило массовому расширению коммуникации в диахроническом (вертикальном, историческом) процессе, то изобретение других технических средств дало толчок массовости коммуникации как в диахроническом, так и в синхроническом (горизонтальном, относительно одновременном) процессе. Последнее проявилось особенно интенсивно и ярко.
П.Лазарсфельд и Р.Мертон рассматривают МК в контексте организуемого ими социального действия и провоцируемых массовых вкусов. Поэтому, если обобщить их суждения о МК и ее основных функциях, то можно сделать вывод, что массовая коммуникация представляет собой поток коммуникативных действий с целью (помимо чисто информационных, просветительских целей):
То, что массовая
коммуникация повышает уровень информированности
широких слоев населения
В научной
литературе, как отечественной, так
и зарубежной, дается большое количество
определений понятия "коммуникация".
Оно обозначает феномен, находящийся
в фокусе изучения процессов как
в области фундаментальных, так
и социальных наук, интегрирующих
эти процессы через сообщение. Этими
словами начинается статья об изучении
коммуникации в Международной энциклопедии
коммуникации [Gerbner G, Schramm W. Commukations, Studi
of// International Encyclopedia of Communikations/ Vol. 1. P.358.].
Причины интегративной природы
теории коммуникации авторы энциклопедии
объясняют тем фактом, что корни
ряда основных проблем современной
коммуникационной революции и изучающей
ее науки уходят в глубь веков.
Ведь как мы уже отмечали, информативно-системные
связи составляют основу социальности
человечества в создании, сохранении
и исторической трансляции для будущих
поколений его социально-
Истинной, личностно
освоенной социальностью
Американский социолог Чарльз Кули имел в виду под коммуникацией механизм, с помощью которого осуществляются и развиваются все многообразные человеческие взаимоотношения, символы, заключенные в разуме, а также средства для передачи их в пространстве и сохранения во времени. Как видим, от понимания коммуникации в широком смысле общения как такового авторы все чаще переходят к определениям, основанным на технических возможностях этого общения.
То есть коммуникация – основа социального взаимодействия, опирающаяся на технические средства связи.
Значительный педагогический потенциал оптимизации семейного досуга содержит социально-культурная деятельность, в которой значительное место занимает художественное творчество, сочетающее отдых, личностное развитие и эстетическое воспитание. Востребованность досугового художественного творчества позволит повысить эффективность нравственного развития ребенка, сформировать моральный климат в семье, обеспечивающий психологический комфорт, защиту и гармоничное развитие личности.
Своевременность исследования социально-культурной деятельности как средства повышения досуговой культуры семьи определяется острыми проблемами, которые переживает данный социальный институт, логикой развития педагогики досуга, а также креативным потенциалом социально-культурной деятельности. Реализация педагогических ресурсов социально-культурной деятельности чрезвычайно актуальна в условиях трансформации российского общества, а также в контексте современных тенденций развития педагогического знания.
Сегодня имеет место противоречием между значительным педагогическим потенциалом социально-культурной деятельности и мерой его востребованности в структуре досуговой деятельности современной семьи. В большей части семей не знают, а часто и не хотят знать о тех возможностях, которые современная социально-культурная среда предоставляет семьям. Возникает вопрос, должны ли специалисты в сфере СКД ориентироваться на примитивные потребности большинства семей или наоборот, их задачей является повышение запросов и интересов семей в область досуга, проводимого с использованием современных возможностей?
Представляется, что воспитание взрослых членов семьи сегодня очень важно. Именно через воспитание родителей должны формироваться в семьях культурные ценности, основанные на вековых традициях и в то же время на достижениях современного прогресса.
Семья в любом обществе является той нишей, где подрастающее поколение получает первый социальный опыт знания норм и эталонов культуры, знакомится с реальным повседневным повелением и общением людей. Семья выступает и воспитателем детей, реализуя (стихийно или сознательно) определенные идеалы, нормы, и ценности, приобщая подрастающее поколение к исторически сложившимся нормам и видам социальной деятельности, научая детей трудиться и познавать.
При этом следует отметить, что процесс социализации детей, подростков и юношества в каждой семье проходит по разному и зависит от совокупности факторов; условий субкультуры семьи; полноты семьи (полная или усеченная семья); степени, в которой семье удается оказывать влияние на ребенка; материального благополучия семьи; количества членов семьи и места конкретного ребенка в ее структуре (первый, последний, старший, младший, мальчик, девочка и т.п.); продолжительности времени, уделяемого родителями ребенку в сфере досуга.