Шпаргалка по "Культурологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 08:19, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 59 вопросов по дисциплине "Культурология".

Файлы: 1 файл

socekzamskd.docx

— 292.22 Кб (Скачать)

По  мнению Л.Н. Гумилева, этнос со своими традициями формируется на основе соответствия природно-истоическому ареалу, в котором  он зарождается и развивается. То есть национальные традиции являются механизмом сохранения как культурно-исторических, так и природных богатств региона. В этом качестве они противостоят разрушительным тенденциям, характерным  для современной цивилизации.

Особая  значимость социально культурных традиций как способа воспитания. Через  них вырабатываются представления  о ценностях, а также о таких  нравственных категориях как можно  – нельзя, хорошо – плохо.

Социальная память сложное  и многокомпонентное явление (историческая память народа, культурная память, политическая память и т.д.), которое выступает обязательным условием существования общества, базируется на накоплении, хранении и трансляции социально-значимой информации. Этносоциальная память, как подсистема социальной памяти, определяет специфическую форму аккумуляции и трансляции социально- этнического опыта.

Этнический фактор является одной из детерминант социальной памяти. Об этнической составляющей социальной памяти может идти речь лишь в том  случае, когда представления, знания, оценки исторического прошлого со стороны  индивидуума, группы, общества основываются на событиях, явлениях, отражающих конкретно-этническую их специфику.

Содержательную основу составляет культурный генофонд народа, включающий элементы этнической культуры, такие как: язык, народное искусство, материальная культура народа, национальные обычаи и традиции, народная философия  и традиционная система воспитания, этика народа и т.д.

Формообразующим фактором этносоциальной памяти служит то, что последняя  выступает как способ фиксации, сохранения и передачи информации из накопленного опыта национальной общности как  в рамках одного поколения, так и  между сменяющими друг друга поколениями  Фактор трансляции этносоциальной памяти весьма значим, но никак нельзя умалять  важность аккумулятивной функции, ее роль как синтезатора социально-культурного  опыта.

Главная функциональная характеристика этносоциальной памяти — сохранение и передачи самоидентичности национальной общности. Аккумулируемая этносоциальной памятью информация посредством института воспитания и образования, механизма социального наследования транслируется от одного поколения к другому, и именно это обеспечивает самоидентичность национальной общности.

Этносоциальная память представляет одно из самых сложных  социально-психологических образований  в системе духовного облика нации. Откладываясь слой за слоем в языке, культуре, обычаях, обрядах, в психологии, этносоциальная память дает о себе знать и в представлениях о родной земле, в осознании национальных интересов, отношении народа к материальным и духовным ценностям. В этносоциальной памяти находят отражение как героические, так и драматические события в истории, как национальная гордость, так и национальные обиды.

Этносоциальную память можно представить как «ядро», центр духовного облика нации. В  исследованиях сложных эволюционных систем в рамках синергетики учеными  было отмечено, что информация о  прошлом системы обычно хранится в центральной ее части. Этносоциальная память представляет своего рода «национально-генетический код», хранящий информацию об истории, этапах развития, условиях существования  и этническом потенциале нации. Кодирование  культурного и социального опыта  этноса в памяти — многоплановый процесс. Он протекает как в сфере интеллектуально-духовной, так и в материально-производственной деятельности.

Социальная  память народов зачастую ограничена рамками личного опыта различных  поколений. Люди обычно не способны вспомнить  в качестве важнейших те события, которые происходили до начала их жизни.

Выдвижение  этнического компонента в центр  этносоциальной памяти свидетельствует  не о главенстве, условно говоря, этнической памяти над социальной памяти в этом феномене, а о том, что  гораздо более устойчивой прочной  является этническая сторона национальной памяти

В периоды социально-культурных кризисов, подъема национальных движений происходит актуализация исторического опыта  и знаний, обостряется историческая народов. В этносоциальной памяти социальные группы, общественные движения находят  обоснования и поддержку своим  национальным требования. Однако обращение  к этносоциальной памяти обусловлено  не самим феноменом памяти, а прежде всего специфическими национальными  интересами. Разные политические, общественные силы видят в исторической памяти то, что хотят видеть. Национальная память всегда избирательна, потому что  здесь присутствует субъективный фактор, т.е. факты и события воспроизводятся  через призму интересов личности, различных социальных групп.

При рассмотрении роли и места этносоциальной памяти в современных национальных процессах обнажаются объективные  проблемы, пока не получившие конкретного  толкования. Это прежде всего проблема «объема» исторической памяти: что  «брать» из прошлого, как подходить  к оценке острых событий в жизни  той или иной этнической общности. Нет, пожалуй, такого народа, судьба которого складывалась благополучно и счастливо,

 

23. Средства массовой  коммуникации в системе социально-культурных  процессов.

Массовая коммуникация (МК)9 - важный процесс связи и передачи информации группе людей одновременно с помощью средств масс медиа. Особенностями процесса МК являются:

массовость аудитории; ее гетерогенность;

использование высокоскоростных и  репродуктивных текстов средств  связи и информации;

быстрое распространение сообщений;

относительно небольшая потребительская  стоимость информации.

По определению С.Хеда: МК - это  почти одновременная доставка массовой информации посредством ее быстрого репродуцирования и распространения  значительному и недифференцированному  в массе своей количеству людей. Только в системном единстве все  эти особенности образуют понятие  массовая коммуникация.

Главным для коммуникации остается ее восприятие как социально-культурного  взаимодействия людей, групп и организаций, государств и регионов посредством информационных связей. Массовая коммуникация позволяет установить информационные связи с широкими слоями общественности и является по сути содержанием в журналистской и PR-деятельности.

По мере накопления человеком  социально-культурного опыта усложнялись  орудия труда, и вместе с тем упрощались способы сообщений друг с другом, племени и общности людей с  другими племенами и общностями. А это означает, что упрощались и приобретали все большую  массовость способы и знаковые системы  коммуникативных процессов. В хозяйственной, экономической деятельности развивалась  коммуникация, дававшая импульсы новым  видам деятельности и коммуникации.

На исследования процессов  устной, письменной, печатной и разного  рода другой технической (фото-, кино-, радио-, телеммуникации) обращено у  ряда отечественных и западных мыслителей к самим началам человечества и социального знания о человеке и мире. Русские философы В.Вернадский, П.Флоренский, М.Бахтин, Л.Выготский, Ю.Лотман не разделяли человечество на массовое и немассовое. Так же как человек  вошел в мир бесшумно (онтогенез), так и массовость человечества не заявляла как-то единовременно о  своей массовости (филогенез). Концептуально  две позиции на массовую коммуникацию расходятся как раз в пункте "массовость". При этом вопрос о развитии социально-культурных отношений увязывается с техническим  прогрессом, сделавшим коммуникацию, действительно, массовой.

Если изобретение печати послужило массовому расширению коммуникации в диахроническом (вертикальном, историческом) процессе, то изобретение  других технических средств дало толчок массовости коммуникации как  в диахроническом, так и в синхроническом (горизонтальном, относительно одновременном) процессе. Последнее проявилось особенно интенсивно и ярко.

П.Лазарсфельд  и Р.Мертон рассматривают МК в  контексте организуемого ими  социального действия и провоцируемых  массовых вкусов. Поэтому, если обобщить их суждения о МК и ее основных функциях, то можно сделать вывод, что массовая коммуникация представляет собой поток коммуникативных действий с целью (помимо чисто информационных, просветительских целей):

  • присвоения статуса общественным проблемам, личностям, организациям и общественным движениям;
  • укрепления социальных норм;
  • наркотизации социума.

То, что массовая коммуникация повышает уровень информированности  широких слоев населения является бесспорным. Вместе с тем, возрастающий поток сообщений массовой коммуникации может непреднамеренно (а часто  и преднамеренно - В.Б.) преобразовывать  энергию людей от активного участия  к пассивному знанию". (П.Лазарсфельд, Р. Мертон. Массовая коммуникация, массовые вкусы и организованное социальное действие.// М.М.Макаров. Массовая коммуникация в современном мире. М., 2000, с.144-145).

В научной  литературе, как отечественной, так  и зарубежной, дается большое количество определений понятия "коммуникация". Оно обозначает феномен, находящийся  в фокусе изучения процессов как  в области фундаментальных, так  и социальных наук, интегрирующих  эти процессы через сообщение. Этими  словами начинается статья об изучении коммуникации в Международной энциклопедии коммуникации [Gerbner G, Schramm W. Commukations, Studi of// International Encyclopedia of Communikations/ Vol. 1. P.358.]. Причины интегративной природы  теории коммуникации авторы энциклопедии объясняют тем фактом, что корни  ряда основных проблем современной  коммуникационной революции и изучающей  ее науки уходят в глубь веков. Ведь как мы уже отмечали, информативно-системные  связи составляют основу социальности человечества в создании, сохранении и исторической трансляции для будущих  поколений его социально-культурных ценностей и традиций.

Истинной, личностно  освоенной социальностью считает  коммуникацию немецкий философ Ю.Хабермас. Но таковой она становится не сразу, а лишь по мере того, как начинает обеспечивать людям возможность  совершенно свободного и беспристрастного обсуждения высших ценностей. Последние  исторически изменяются, и поэтому  требуют постоянного спора о  себе. Исходя из этого, у Ю.Хабермаса  сама теория познания предстает как  коммуникативный процесс, как коммуникация [См.: Современная западная теоретическая  социология. Вып. 1. Ю.Хабермас. М.. 1992]. Немецкий ученый развил свою концепцию на основе ряда положений своего предшественника  в немецкой философии - К.Ясперса, утверждавшего, что истина - это коммуникация, и, стало быть, истинная коммуникация - это коммуникация по поводу искания  истины.

Американский  социолог Чарльз Кули имел в виду под  коммуникацией механизм, с помощью  которого осуществляются и развиваются  все многообразные человеческие взаимоотношения, символы, заключенные  в разуме, а также средства для  передачи их в пространстве и сохранения во времени. Как видим, от понимания  коммуникации в широком смысле общения  как такового авторы все чаще переходят  к определениям, основанным на технических  возможностях этого общения.

То есть коммуникация – основа социального взаимодействия, опирающаяся на технические средства связи.

 

24.Культурология  семьи и учет ее требований  к организации семейного досуга.

Значительный  педагогический потенциал оптимизации  семейного досуга содержит социально-культурная деятельность, в которой значительное место занимает художественное творчество, сочетающее отдых, личностное развитие и эстетическое воспитание.  Востребованность досугового художественного творчества позволит повысить эффективность нравственного развития ребенка, сформировать моральный климат в семье, обеспечивающий психологический комфорт, защиту и гармоничное развитие личности.

Своевременность исследования социально-культурной деятельности как  средства повышения досуговой культуры семьи определяется острыми проблемами, которые переживает данный социальный институт, логикой развития педагогики досуга,  а также креативным потенциалом социально-культурной деятельности. Реализация  педагогических ресурсов  социально-культурной деятельности чрезвычайно актуальна в условиях трансформации российского общества, а также в контексте современных тенденций развития педагогического знания.

Сегодня имеет место противоречием между значительным педагогическим потенциалом социально-культурной деятельности и мерой его востребованности в структуре досуговой деятельности современной семьи. В большей части семей не знают, а часто и не хотят знать о тех возможностях, которые современная социально-культурная среда предоставляет семьям. Возникает вопрос, должны ли специалисты в сфере СКД ориентироваться на примитивные потребности большинства семей или наоборот, их задачей является повышение запросов и интересов семей в область досуга, проводимого с использованием современных возможностей?

Представляется, что воспитание взрослых членов семьи сегодня очень  важно. Именно через воспитание родителей  должны формироваться в семьях культурные ценности, основанные на вековых традициях  и в то же время на достижениях  современного прогресса.

Семья в любом обществе является той нишей, где подрастающее поколение получает первый социальный опыт знания норм и эталонов культуры, знакомится с реальным повседневным повелением и общением людей. Семья выступает и воспитателем детей, реализуя (стихийно или сознательно) определенные идеалы, нормы, и ценности, приобщая подрастающее поколение к исторически сложившимся нормам и видам социальной деятельности, научая детей трудиться и познавать.

  При этом следует отметить, что процесс социализации детей, подростков и юношества в каждой семье проходит по разному и зависит от совокупности факторов; условий субкультуры семьи; полноты семьи (полная или усеченная семья); степени, в которой семье удается оказывать влияние на ребенка; материального благополучия семьи; количества членов семьи и места конкретного ребенка в ее структуре (первый, последний, старший, младший, мальчик, девочка и т.п.); продолжительности времени, уделяемого родителями ребенку в сфере досуга.

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"