Шпаргалка по "Культурологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 08:19, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 59 вопросов по дисциплине "Культурология".

Файлы: 1 файл

socekzamskd.docx

— 292.22 Кб (Скачать)

Результатом такого взаимообмена и взаимовлияния  является не совокупность (сумма) предметно-ограниченных знаний, умений, навыков или способностей, а сложившийся индивидуальный механизм восприятия, понимания, репродуцирования и коммуникации культуры. Основным механизмом организации партнерских отношений (взаимодействия) сообщества, как мы уже отмечали, является договор – форма проявления свободы и добровольности субъектов, что подразумевает принятие ими обязательств, нравственной ответственности перед другими членами сообщества.

В Положении о любительском объединении, клубе по интересам Тюменской области сказано:

Объединения:

- способствуют организации  содержательного досуга людей,  развитию их общественно-политической  и социальной активности, новаторских  идей и поисков, утверждению  здорового образа жизни;

- участвуют в пропаганде  научно-технических знаний, достижений  отечественной и мировой культуры, литературы, искусства (в зависимости  от вида юбительской деятельности);

- прививают участникам  навыки самоуправления, приобщают  их к общественной деятельности, самообразованию, исследовательской  работе, содействуют формированию  у них высоких моральных качеств и эстетических вкусов, развивают организаторские и творческие способности, участвуют в культурно-массовой работе проводимой организациями-учредителями.

Деятельность объединений  может осуществляться по следующим  основным видам: познавательная, пропагандисткая, учебная, поисково-исследовательская, досуговая, художественно-творческая, спортивно-оздоровительная.

Члены объединения  имеют право: избирать и быть избранным  в руководящие и ревизионные  органы объединения, принимать участие  во всех видах его деятельности, пользоваться в установленном порядке  имуществом объединения.

Члены объединения  обязаны активно участвовать  в его работе, соблюдать правила  внутреннего распорядка, утвержденного  организацией - учредителем, а при  условии индивидуального платного членства своевременно уплачивать членские взносы.

Общее руководство и  контроль за деятельностью объединения  осуществляет организация – учредитель. Она создает необходимые условия  для занятий и проведения массовых мероприятий объединения, утверждает смету доходов и расходов.

Органом коллективного  управления объединением является общее  собрание участников. Оно избирает Совет, рассматривает планы работы, проект сметы расходов и доходов  объединения, заслушивает отчеты Совета, определяет размер и порядок уплаты индивидуальных членских взносов.

Совет избирает председателя (руководителя) Совета объединения, его  заместителей, которые осуществляют практическое руководство его деятельностью  составляют планы организационно- творческой и учебно-воспитательной работы, вносят их в организацию - учредитель для  согласования, обеспечивают выполнение этих планов, участие членов объединения  в культурно-массовых мероприятиях организации учредителя; содействуют  созданию в объединении творческой атмосферы и высокой требовательности, обеспечению порядка при проведении мероприятий объединения.

Ответственность за содержание деятельности и финансовую работу несут  организация- учредитель и председатель совета (руководитель) объединения.

Научно-методическое руководство  объединениями осуществляют органы культуры; творческую и организационную  помощь на местах оказывают координационно-методические центры культуры и досуга.

Сам статус самодеятельности подразумевает отсутствие какого-либо принуждения к участию  в объединении, демократические  принципы управления, выборность руководящего состава и регулярную отчетность руководителей перед членами  объединения.

 

Законодательной базой развития детских общественных объединении являются Законы Российской Федерации «Об общественных объединениях»  и «О государственной поддержке  молодежных и детских общественных организаций» (1995). Закон РФ «Об общественных объединениях» (ст. 7) определяет, что  формами детских общественных объединений  могут быть детская организация, детское движение, детский фонд, детское общественное учреждение.

Наиболее  распространенной формой сегодня является детская общественная организация — самодеятельное, самоуправляемое объединение, создаваемое для реализации какой-либо социальной идеи (цели), имеющее регулирующие ее деятельность нормы и правила, зафиксированные в ее уставе или ином учредительном документе, выраженную структуру и фиксированное членство.

В детском движении сложились на основе опыта некоторые принципы, определяющие его влияние на молодежь. Среди  них следует выделить принцип самоорганизации, что обусловливает особенность детских формирований — создание и становление их по инициативе «снизу», их деятельность основывается на волеизъявлении членов, программы носят поисковый характер, отражая результаты самодеятельности и коллективного творчества. В скаутском движении существуют следующие принципы:

• приоритет интересов ребенка, забота о его развитии и соблюдение его  прав;

• уважение религиозных верований  и национальной самобытности детей;

• сочетание деятельности по реализации общих целей и признание прав членских организаций осуществлять самостоятельную деятельность па основе собственных позиций;

• открытость для сотрудничества во имя  детей.

Ведущим направлением, целью детского общественного  объединения является развитие личности посредством включения в деятельность, способствующую вхождению, адаптации, интеграции личности в социальную среду. Этим определяются основные функции, задачи детской организации:

• широкое разностороннее включение  личности в систему общественных отношений, в социальную жизнь;

• организация жизнедеятельности, удовлетворяющей  потребности в развитии, отвечающей эмоционально-нравственному состоянию  и возрастным особенностям;

• защита прав и свобод личности от негативных влияний социальной среды;

• корректировка различных влияний  на личность, ее сознание и поведение (формирование социально-нравственных идеалов, ценностей, потребностей).

Особые  социально-педагогические возможности  детского общественного объединения  обусловлены открытостью и добровольностью  членства, эмоционально-нравственной атмосферой, наличием более широких  социальных прав (по сравнению с  ролью ученика, ребенка в семье), возможностью выбора разных видов и  форм деятельности. Специфику воспитательного  потенциала определяют сущность и структура  детского объединения. Оно открыто, демократично, не является государственным  учреждением, создается добровольно, может пользоваться финансовой, кадровой, технической поддержкой различных  государственных учреждений.

В управлении самодеятельным детским  объединением нет жестких рамок, органы управления определяются самими членами, подвижны, взрослые и дети тесно сотрудничают, в управление периодически включают по возможности  всех членов объединения.

Вместе  с тем могут создаваться детские  организации, имеющие более жесткую  структуру: органы управления, подчиненность, первичные коллективы, источники  финансирования — все то, что  определяется законом об общественных организациях.

Сравнительно  новым явлением в современном  детском движении является членство взрослых в общественных объединениях детей. Статус взрослого предполагает его педагогическую, воспитательную, защитную функцию (создание условий для развития личности и объединения, охрана прав и интересов, здоровья и безопасности) и функцию организационную. Взрослый, руководящий организацией, выступает источником социального опыта детей, их знаний и предметно-практических, коммуникативных, социальных умений, он является образцом человека, гражданина, помощником и другом.

 

13. Технология  разработки и реализации территориальных  программ развития культуры.

Разработка и реализация территориальных программ развития культуры включает следующие этапы:

Первый этап — диагностический. Главное его содержание составляет всесторонний анализ ситуации и выявление наиболее актуальных и типичных для региона проблем.

В рамках проектирования данный этап является основополагающим. Это  обусловлено тем, что социально-культурная программа — не простой набор  мероприятий, а представляет собой  систему форм, методов, различных  акций и организационных структур, взаимоувязанных единой целью и  ориентированных (помимо оптимизации  процессов сохранения, трансляции, освоения и развития культурных ценностей, традиций, норм) на решение определенного  рода проблем. Проблемно-целевая ориентация является в социокультурном проектировании основным технологическим приемом  и принципом, который подчиняет  различные виды и формы социально-культурной деятельности решению конкретных проблем, носителями которых может выступать  личность, социальная группа или категория  населения, регион, учреждения и институты  сферы культуры, досуга, образования  и т.д.

Второй этап — нормативно-прогнозный. Он предполагает предвидение, вероятностные суждения о состоянии ситуации в будущем, о перспективах ее развития как при условии сохранения имеющихся тенденций и стихийного развития соответствующих процессов, так и в том случае, если они будут изменены в желаемом направлении в результате управленческого решения или реализации того или иного социально-культурного проекта.

Методика прогнозирования  во многом совпадает с этапами  проектирования. Она предполагает определение  объекта прогноза, выявление тенденций  и проблем его развития, анализ факторов, определяющих как негативные, так и позитивные тенденции его  изменения, создание модели объекта  путем определения системы показателей  и параметров, отражающих его структуру, проекцию модели в будущее с учетом объективных и субъективных факторов.

Третий этап — концептуальный. Его суть заключается в том, что на основе анализа проблем, характеризующих ситуацию, определяются приоритетные направления развития культуры, соответствующие сферы социально-культурного проектирования и формулируются перспективные цели, связанные с решением основного круга проблем.

Данный этап целиком осуществляется на базе результатов информационно-аналитического этапа. Сердцевину концепции культурного  развития территории составляют приоритетные направления социокультурной деятельности, которые фокусируют внутри себя как  бы два вектора ориентации:

а) проблемы регионального  характера в сфере искусства, истории, политики, экологии и т.д., являющиеся общими для различных социальных групп (кризис доверия местным властям, ухудшение экологической обстановки, межнациональные конфликты и  др.), жизненные проблемы и потребности  определенной социальной группы пли  категории населения (пожилых людей, лиц, проживающих в общежитии, лиц  некоренной национальности и т.д.); а  также проблемы данной территории, не имеющие непосредственного отношения  к культуре (большой процент мигрантов, двуязычие и др.).

б) различные формы деятельности по выявлению, углублению, возрождению  историко-культурной самобытности территории.

Четвертый этап — проектно-планирующий. Основой формирования как региональной программы социокультурного развития, так и локальных программ, служит концепция развития культуры. Следующий после концептуального проектно-планирующий этап проектирования призван осуществить переход от общей концепции региональной культурной политики к программе развития социально-культурной жизни территории. Здесь возникает весьма серьезная проблема, суть которой состоит в том, что “собственные” интеллектуальные ресурсы проектирования оказываются недостаточными в силу двух причин. Во-первых, разработчики могут в лучшем случае выступать носителями некоторого количества универсальных, типовых проектов, которые далеко не всегда приемлемы в условиях конкретного региона. Во-вторых, ценность любой программы во многом определяется ее реализационным потенциалом, который, в свою очередь, зависит от наличия не просто людей способных осуществить какую-то деятельность в рамках проекта, а людей неравнодушных, энтузиастов, способных преодолеть возникающие трудности, вдохнуть в проект творчество, проявить инициативу.

В этой связи рассматриваемый  этап предполагает широкое привлечение  всех реальных и потенциальных субъектов  культурной политики к процессу проектирования. Достигается это различными способами. Наиболее эффективны следующие:

а) объявление через средства массовой информации, а также на различных инструктивно-методических совещаниях с работниками учреждений культуры, искусства, досуга, спорта, образования конкурса на разработку региональных и локальных программ в соответствии с приоритетными направлениями социокультурного развития территории. Тем самым возникают необходимые условия для привлечения к реализации культурной политики как работников культурно-досуговых учреждений, так и других субъектов – кооперативов, инициативных групп, работников досуговых центров, других хозрасчетные структур, а также граждан, желающих в индивидуальном порядке внести свой вклад в оптимизацию культурной жизни региона.

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"