Шпаргалка по "Культурологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 08:19, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 59 вопросов по дисциплине "Культурология".

Файлы: 1 файл

socekzamskd.docx

— 292.22 Кб (Скачать)

-   в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

-   как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

-   в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

-   как технологии внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орленок», КТД и др.).

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации  педагогического процесса в форме  различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

 

45.Социально-культурная  и социально-педагогическая работа  с родителями.

Проблема  детско-родительских отношений остается актуальной на протяжении всего развития психологии как науки. Казалось бы, в нормальной обыденной жизни  ребенок постоянно окружен вниманием  и заботой, и поводов для беспокойства быть не должно. Однако, среди детей  воспитывающихся в семье, можно  наблюдать проявления социальной дезадаптации и определенных отклонений в поведенческой  сфере.

В настоящее  время самой серьезной проблемой  в отношениях между родителями и  ребенком (или воспитателем и учеником) является плохое общение. Это все  равно как если бы один разговаривал на русском языке, а второй - на китайском. Научившись общению и взаимному  пониманию языка, можно добиться значительного улучшения на уровне отношений.

Современная жизнь углубляет изоляцию и дефицит  общения ребенка и взрослого, приводит к тому, что родители все  больше отдаляются от создания условий  благоприятных для полноценного психического развития ребенка. Исследования в области развития семьи показали, что на психологический комфорт  современной семьи оказывают  влияние ряд неблагоприятных  факторов:

социально-экономический  фактор, когда неудовлетворительные жилищно-бытовые условия или же занятость родителей сводит к  минимуму общение с ребенком;

социально-культурный фактор проявляется в ускорении  темпа современной жизни, недостаточность  условий для снятия эмоционального напряжения и расслабления, следствием чего является невротизация родителей;

социально-психологический  фактор выражается в дисгармонии  семейных отношений и семейного  воспитания, нарушении в сфере  детско-родительских отношений.

Эти обстоятельства наносят вред отношениям доверия  и эмоционального благополучия семьи, мешают родителям воспитывать детей  в атмосфере радости и теплого  общения. Не в наших силах изменить экономику, но оказать влияние на социально-культурные и социально-психологические  факторы мы можем.

Таким образом, приоритетным направлением в своей  работе считаем - повышение психологической  и педагогической грамотности родителей, так как во все времена главным  действующим лицом в сфере  воспитания остаются родители, и только в семье закладывается фундамент  духовной культуры человека. Конфликты  в семье, невротизация родителей, вызывают у детей чувство беспокойства, неуверенности в себе, эмоциональное  напряжение, что способствует истощению  еще неокрепшей нервной системы  ребенка. Поэтому психологический  дискомфорт в семье серьезно сказывается  на психическом развитии и соматическом здоровье ребенка. А если учесть, что  дошкольный и младший школьный возраст  является важным сензитивным периодом для становления нравственно-полноценной  личности ребенка, то актуальность данной проблемы очевидна.

Работа с  родителями осуществляется на уровне:

1. Работы  в школе. Эта деятельность явно  недостаточна. Поскольку не формирует  родительскую культуру, а лишь  в большинстве случает является  попыткой повлиять на учебную  и дисциплинарную ситуацию в  школе

2. Работа  с родителями специальных консультационных  и психологических служб. Она  сравнительно эффективна, но не  носит массового характера.

3. Работа  с родителями в детских комнатах  и пр. К сожалению. работа правоохранительных  органов обычно свидетельствует  о крайне неблагополучной ситуации, о запущенности в семье воспитательного  процесса, нередко в таких семьях  можно говорить об асоциальной  обстановке.

Эффективным методом гармонизации семейных отношений  и воспитания детей является формирование общих семейных традиций, организация  семейных клубов, в которых было бы интересно и детям и взрослым. Частный случай такой деятельности – семейный туризм, который постепенно развивается и в России.

Хорошие школы  и образовательные программы  по воспитанию родителей имеются, например, в Финляндии, где таким воспитанием занимаются в школах. В России эта традиция не привилась, а отдельные выступления в СМИ и рекомендации, не носящие обязательного характера не влияют на общую негативную ситуацию.

Принимая  во внимание тот факт, что лекционные собрания и групповые консультации имеют существенный недостаток. Родителям  говорят о необходимости менять себя и свое поведение, о необходимости  более чуткого или внимательного  отношения к детям. В результате, родители, получая много информации, оценок и указаний, свыкаются с  мыслью «мы должны». Они, понимая, что  многое делают неправильно, чувствуют  себя виноватыми. Все это сдерживает позитивное развитие взаимоотношений, а также является поводом для  поддержки «перевернутой» иерархии и еще большего увеличения власти детей над родителями. В связи  с этим, возникла необходимость поиска новых форм работы с семьей, и  мы остановились на тренинговых занятиях в семейной системе.

Преимущества  работы с совместными группами перед  группами с другим составом (только родители или только дети) в том, что:

- во-первых, прорабатываются важные вопросы  в контексте общей темы;

- во-вторых, проходит осознание общности  многих проблем;

- в-третьих,  взаимодействие родителей и детей  - не воображаемое, а реальное.

Работа педагога-психолога, направленная на сопровождение психического развития детей, заключается в интеграции возможностей педагогов и родителей  и координации их совместной деятельности. В рамках этого перед непосредственной работой по программе на первом этапе  была проведена предварительная  исследовательская деятельность с  использованием методик:

• Ивановой А.И, с целью определения показателя обучаемости;

• Лускановой Н.Г. с целью диагностики школьной мотивации;

• «Опросник  для учителя» Л.Ковалевой, который  позволяет систематизировать представления  о ребенке;

• Социометрия  с целью исследования межличностных  взаимоотношений в классном коллективе и определению статусных категорий;

• Беседа-справка  с учителем, который имеет постоянную возможность наблюдать за ребенком в самые разные моменты его  деятельности.

Информация, полученная в результате вышеперечисленных  мероприятий, позволяет выделить детей  с проявлениями дезадаптации. При  комплектовании тренинговой группы набираются дети из разных классов.

Второй этап - встречи и консультации с целью  мотивирования родителей на участие  в детско-родительском тренинге. Причем, родители обычно охотно соглашаются  на работу в тренинговой группе. Более настороженное отношение  проявляют учащиеся. Это можно  объяснить тем, что в школе  и повседневной жизни они уже  неоднократно переживали ситуацию неуспеха, а такие индивидуальные особенности, как повышенная тревожность, застенчивость  и неуверенность, еще более этому  способствуют.

На каждой встрече создается ситуацию успеха для каждого участника тренинга, для чего используются безоценочные суждения, основы партнерского общения  и личностно-ориентированный подход. Особое внимание уделяется развитию у детей навыков уверенного поведения  и адекватной самооценки. Ребенок  оценивает себя «глазами» близких  ему людей-родителей, что оказывает  влияние на его статус в обществе сверстников, на способы взаимодействия с окружающими его людьми и  на его психическое здоровье в  целом.

Совместно с  детьми родители усваивают «шаги» социально  приемлемого поведения в различных  жизненных ситуациях, пересматривают отношение к своему ребенка, как  к полноценной личности, имеющей  равные с ними права11.

 

46.Педагогическая  валеология. Валеологические аспекты  социально-культурной деятельности.

Валеология (от латинского - здравствую) - это область  знаний о закономерностях и механизмах формирования, сохранения и укрепления здоровья человека. Одним из направлений  валеологии является педагогическая валеология.

Педагогическая  валеология - это направление валеологии, предусматривающее формирование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся  педагогическими средствами.

В педагогической валеологии определены два направления:

  1. 1.   Педагогические аспекты валеологического образования.
  2. 2.   Валеологические основы общего образования.

Термин «валеология» впервые был предложен проф. И.И.Брехманом  в 1980 г. Он оказался актуальным, так  как проблема состояния здоровья населения России становится с каждым годом все более острой. Особенно тревожит здоровье детей. Результаты массовых обследований состояния здоровья детей  угрожающи для будущего страны: сокращаются  рождаемость и доля здоровых новорожденных  детей; растет уровень детской смертности; увеличивается количество «социальных  сирот».

Приоритетным  направлением образования и воспитания стали знания. Однако известно, что  знания сами по себе еще не гарантируют  душевных и духовных качеств человеку. Часто они идут вразрез с нравственным, психическим и физическим здоровьем  ребенка. Это происходит тогда, когда  знания становятся самоцелью.

Понятно, что  знания человеку нужны, но не как самоцель, а как средство для развития личности ребенка, как инструмент решения  им своих жизненных задач. Целью  воспитания и образования должен стать сам ребенок, его физическое, душевное и духовное развитие. 

Негативные  результаты воспитания и образования  можно преодолеть путем формирования у ребенка ответственного отношения  к самому себе: к своему телу, душе и разуму на уровне готовности быть здоровым. Эта готовность должна складываться из потребности (хочу) быть здоровым; из способности (могу) строить отношения  с самим собой и окружающим миром; и решимостью (буду) жить по природосообразным  законам.

Валеология  может помочь решить эти проблемы; помочь переосмыслить весь учебно-воспитательный процесс с позиции здоровьетворения. Для этого все педагоги должны владеть технологиями управления процессами сохранения, пополнения и укрепления здоровья, должны стать учителями  здоровья.

Валеология  учит человека строить отношения  с самим собой (своим телом, душой  и разумом); отношения с людьми; отношения со всем своим окружением. Валеология подходит к здоровью человека с позиции «само» (самоосознание, самопознание, самооздоровление, самосовершенствование). Следовательно, предметом валеологии является процесс здоровьетворения, который строится на знании законов  человеческого здоровья, на знаниях  особенностей и возможностей своего организма, на владении умениями и технологиями сохранения, поддержания и улучшения  собственного здоровья.

«Здоровье»  является важнейшей категорией валеологии. Для понимания этой категории  можно выделить следующие основания:

  1. 1)   понятие «здоровье», как область человеческой культуры, включает в себя в единстве три составляющие: тело, душу и разум, следовательно здоровье - это совокупность культуры физической (способности управлять своими движениями, своим телом); культуры физиологической (способности управлять физиологическими процессами в организме и наращивать их резервную мощность); культуры психической (способности управлять своими ощущениями, чувствами, эмоциями); культуры интеллектуальной (способности управлять своими мыслями);
  2. 2)   здоровье человека - это результат его собственной деятельности;
  3. 3)   уровень здоровья определяется запасом, объемом жизненных сил человека; путь здоровья - это путь накопления, сохранения и усиления жизненных сил;
  4. 4)   здоровье - это уровень адаптивных возможностей организма, его способности адекватно реагировать на внешние воздействия и приспосабливаться к возникающим условиям проживания, это степень устойчивости жизненных сил человека в изменяющихся условиях (экологических, социальных и др.);
  5. 5)   здоровье каждого человека находится в зависимости от здоровья окружающих его людей;
  6. 6)   система массового образования является механизмом здоровьетворения ребенка и в целом человечества, ибо почти каждый человек связан с ней всю свою жизнь: когда учится сам, когда учатся его дети, и когда учатся его внуки.

Образ жизни  человека включает три категории: уровень  жизни, качество жизни и стиль  жизни.

 Уровень  жизни - экономическая категория,  представляющая степень удовлетворения  материальных, духовных и культурных  потребностей человека.

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"