Шпаргалка по "Культурологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 08:19, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 59 вопросов по дисциплине "Культурология".

Файлы: 1 файл

socekzamskd.docx

— 292.22 Кб (Скачать)

 Качество  жизни - социальная категория,  представляющая степень комфорта  в удовлетворении человеческих  потребностей.

Стиль жизни - социально-психологическая категория, характеризующая поведенческие  особенности жизни человека.

Первые две  категории носят общественный характер. Отсюда следует, что здоровье человека в первую очередь зависит от стиля  жизни.

Здоровье  в нашем обществе, в первую очередь  в силу низкой культуры, еще не встало на первое место в иерархии потребностей человека. Из этого вытекает важнейшая  роль воспитания у каждого члена  общества отношения к здоровью как  главной человеческой ценности. Решение  этой задачи возможно при работе по следующим направлениям:

  • n  валеологическое образование каждого человека начиная с самого раннего возраста;
  • n  создание оптимальных условий и рациональная организация труда и отдыха школьников - педагогическая валеология.

Педагогическая  валеология опирается на ряд принципов  здоровьетворящего образования.

  1. 1.   Принцип природосообразности

   На  основе этого принципа система  воспитания и образования должна  строиться в соответствии  с природой ребенка, с законами его развития. Образование и воспитание необходимо строить для реализации трех базовых потребностей, присущих человеку: Это:

  • n  потребность в поиске смысла жизни (эта потребность является основой духовности человека);
  • n  потребность человека в другом человеке (это основа бесконфликтного существования общества);
  • n  потребность в творческом самоутверждении (смысл человеческого бытия - в стремлении к раскрытию заложенных в каждом из нас внутренних возможностей и в признании их другими людьми).

Дополнительное  образование и организация социально-культурной деятельности по самой сути своей являются инструментами педагогической валеологии.

 

47.Деловой этикет  и культура делового общения.

Деловой этикет и этика делового общения - это свод определённых правил поведения, принятых сферой производства, услуг, культуры, науки, то есть в сфере вашей профессиональной деятельности. Соблюдение служебно-делового этикета зависит от времени, обстоятельств. В отличие от норм морали (этики) правила этикета большей частью являются условными, носят характер неписаных законов, которые все неукоснительно соблюдают.

Эти правила  формируются естественным путем  или устанавливаются нормативно в каждой организации. Их несоблюдение приводит к тому, что сотрудник  оказывается вне коллектива, не может  нормально общаться с коллективом, отторгается им.

Определение этикета как установленного порядка  проведения где-либо дает наиболее общее  представление о нем. Деловой  этикет богаче по своему содержанию, поскольку  относится к данной категории  как особенное к общему.

Деловой этикет — важнейшая сторона морали профессионального  поведения предпринимателя. У отечественных  начинающих бизнесменов срывается  множество выгодных сделок, особенно с инофирмами, из-за того, что они  не знают правил делового этикета.

Знание делового этикета  — основа предпринемательского успеха.

• Правила этикета, облаченные в конкретные формы ведения, указывают  на единство двух его сторон: морально-этической  и эстетической. Первая сторона —  это выражение нравственной нормы: предупредительной заботы, защиты и  т.д.

Вторая сторона —  эстетическая — свидетельствует  о красоте, изяществе форм поведения.

Кроме правил этикета для  всех существует также профессиональный этикет. В жизни всегда были и  останутся отношения, которые обеспечивают наивысшую эффективность в выполнении профессиональных функций. Участники  какого-либо взаимодействия всегда стараются  сохранить наиболее оптимальные  формы этого взаимодействия и  правила поведения. От новичка они  станут требовать неукоснительного соблюдения отработанных и проверенных  правил делового общения, так как  они облегчают выполнение профессиональных функций способствуют достижению поставленных целей. В том или ином коллективе, группе работников, сотрудников, деловых  людей складываются определенные традиции, которые с течением времени приобретают  силу моральных принципов и составляют этикет данной группы, общности.

В практике деловых отношений  всегда есть какие-то стандартные ситуации, которых невозможно избежать. Для  этих ситуаций и вырабатывают формы  и правила поведения. Этот набор  правил составляет этикет делового общения.

Вот одно из определений  этикета деловых отношений —  это свод поведения в бизнесе, который представляет внешнюю сторону  делового общения.

Деловой этикет — результат  длительного отбора правил форм наиболее целесообразного поведения, которое  способствовало успеху в деловых  отношениях.

Прежде всего следует  помнить, что деловой этикет включает точное соблюдение правил культуры поведения, которая предполагает в первую очередь  глубокое уважение человеческой индивидуальности. Социальная роль, которую играет, тот  или иной человек, не должна быть самодовлеющей, не должна она оказывать и гипнотического влияния на делового партнера.

Культура поведения в  деловом общении немыслима без  соблюдения правил вербального (словесного»  речевого) этикета, связанного с формами  и манерами речи, словарным запасом, т.е. со всем стилем речи, принятым в  общении данного круга деловых  людей. Существуют исторически наработанные стереотипы речевого общения.

 

48.Принципы, средства, формы социально-культурной деятельности.

С учетом состояния  и перспектив развития нашего общества должна строиться сегодня и вся  социально-культурная деятельность. Необходимо подходить к ее организации с  позиций рыночных отношений, наличия  различных форм собственности и  в социально-культурной сфере, что  диктует задачу овладения основами свободного предпринимательства, менеджмента  в проведении досуга.

Говоря о  природе и назначении социально-культурной деятельности, специалисты рассматривают  ее не только в гуманитарной плоскости, охватывающей широкий спектр содержания и современных технологий применительно  к этой сфере. Актуальное значение имеют  в настоящих условиях также экономический  и организационно-управленческий аспекты  этой деятельности. При анализе экономического аспекта доминирующими характеристиками выступают такие категории как  хозрасчет и рентабельность, затраты  и освоение капиталовложений, эффективность, самоокупаемость, материальная обеспеченность.

Смыслообразующую  основу организационно-управленческих структур составляют понятия менеджмента  в социально-культурной сфере, централизации  и децентрализации, демократизма и  самоуправления, контроля и отчетности, социально-культурного диагностирования, прогнозирования и проектирования.

Все эти процессы в сфере социально-культурной деятельности взаимозависимы и тесно взаимодействуют.

В развивающуюся  современную модель социально-культурной сферы все активнее вписывается  ныне самоуправляемый, саморазвивающийся  частный (коммерческий) сектор в лице множества фирм, компаний, предприятий, кооперативов, акционерных обществ  и товариществ. Этот сектор широко включается в регулирование процессов в  социально-культурной сфере, на рынке  досугового спроса.

В отличие  от государственных структур, которые  функционируют в социально-культурной сфере через специально созданные  ведомства, институты и организации, коммерческий (частный) сектор, обладающий большой гибкостью и динамизмом, быстро наращивает свою материальную базу, создает свою достаточно разветвленную  производственную инфраструктуру, позволяющую  восполнить дефицит или пробел в  досуговых услугах, предоставляемых  государством или общественно-добровольными  структурами.

Коммерческий (частный) сектор целиком и полностью  зависит от социально-культурных, досуговых  потребностей людей в региональном пространстве. Он достаточно оперативно улавливает малейшие колебания моды и предпочтений досугового рынка. Постоянная ориентация на спрос и конъюнктуру  дает возможность коммерческим предприятиям, фирмам, компаниям безошибочно находить и «закрывать» экономические  выгодные «ниши» в социально-культурной сфере. Именно этим объясняется появление  огромного разнообразия современных  коммерческих, самоокупаемых клубов и досуговых центров, рассчитанных на самые полярные вкусы и потребности: ночных клубов-казино, спортивных клубов различного профиля с гимнастическим и атлетическим оборудованием, клубов лечебно-профилактического характера  с бассейнами, саунами, теннисными кортами, массажными и косметическими кабинетами, учебных центров восточных единоборств  и т. д.

Следует отметить, что характер предпринимательской  деятельности частных фирм, компаний и совместных предприятий в социально-культурной сфере далеко неоднозначен, он определяется основными целями осуществления  данной деятельности. Нередко определенные частные предприятия, фирмы и  компании преследуют чисто коммерческие интересы, реализуя те или иные досуговые  программы ради извлечения максимальной выгоды. Но есть представители частного сектора, принимающие участие в  досуговом бизнесе, которые ставят своей целью предоставление детям, подросткам, пенсионерам, инвалидам, многодетным  семьям и т. д. права на пользование  социально-духовными благами, возможности  духовного обновления во имя добра  и милосердия. Именно этот мотив  обусловливает тесное сотрудничество ряда деловых кругов с добровольными  общественными формированиями —  фондами, движениями, объединениями  социальной защиты.

Вместе с  тем, многие досуговые программы, осуществляемые с социально-культурной сфере по принципу самоокупаемости, финансируются  за счет частных вкладов и членских взносов. Поэтому пользователями программ клубов закрытого типа, дорогостоящих  шоу-программ, круизов, конкурсов являются люди, которые могут себе позволить  заплатить солидный вступительный  взнос, стоимость путевки или  входного билета. При всем многообразии этих программ, в их реализации преобладает  к сожалению, ярко выраженная социальная обособленность.

 

49.Семейное право.  Права и обязанности супругов. Правовая защита семьи в контексте  СКД.

Семейное право - это самостоятельная отрасль права, регулирующая отношения, связанные с семьей, материнством, построением семейных отношений, воспитанием и ответственностью членов семьи, условиями беспрепятственного осуществления своих прав всеми членами семьи и судебной защиты этих прав в случае их нарушения

В соответствии с Семейным кодексом РФ в браке  оба супруга имеют равные личные и имущественные права и обязанности. Принцип равенства супругов в  семье означает, что каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессии, мест пребывания и жительства. Супруги  совместно решают все вопросы, связанные  с материнством, отцовством, воспитанием, образованием детей, как и все  другие вопросы жизни семьи. Важным личным правом являются право выбора супругами фамилии. Супруги свободно, по личному желанию и согласию выбирают при заключении брака фамилию  одного из супругов в качестве обшей  фамилии, либо каждый из супругов сохраняет  свою добранную фамилию, либо присоединяет к своей фамилии фамилию другою супруга. Соединение фамилии не допускается  только в том случае, если добрачная  фамилия хотя бы одного из супругов является двойной. Перемена фамилии  одним из супругов не влечет за собой  обязанности изменения фамилии  для другого супруга. В случае расторжения брака каждый из супругов вправе сохранить общую фамилию  или вернуть себе добрачную фамилию. Супруги в браке свободны в  определении своего места жительства, т.е. по закону они не обязаны проживать  совместно, хотя именно эта черта  является естественной для прочной, нормальной семьи. Каждый из супругов вправе самостоятельно выбирать занятие, профессию. Споры супругов по поводу названных личных прав (выбор места  жительства, профессии) в государственных  органах не рассматриваются. Воспитание и обучение детей является не только важным правом, но и обязанностью супругов-родителей. Споры между супругами по поводу воспитания детей решаются в суде. Супруги имеют тж. имущественные  права и обязанности. Имущество  может быть общим и личным (раздельным). К личному имуществу относятся  вещи, принадлежащие каждому из супругов до вступления в брак, или получение  каждым из них во время брака в  дар или по наследству и предметы личного пользования (одежда, обувь  и т.п.), за исключением предметов  роскоши (драгоценности и т.п.) и  предметов профессиональной деятельности (скрипка, рояль и т.п.). В силу их большой стоимости они относятся  к общей собственности супругов, как и имущество, нажитое но время  брака. Владеть, пользоваться и распоряжаться  общим имуществом супруги имеют  равные права. Раздел общего имущества  в результате спора между супругами  разрешается в суде. Между родителями и детьми в семье возникают  особые правоотношения, основывающееся на происхождении детей, удостоверенном в установленном законом порядке. Особое место занимают личные права  и обязанности, а именно: право  ребенка на имя, отчество и фамилию  и соответствующее право и  обязанность родителей дать ребенку  имя, отчество и фамилию; право детей  на воспитание и соответствующее  право и обязанность родителей  воспитывать своих детей; право  детей на защиту их прав и интересов  и соответствующее право и  обязанность родителей защищать права и интересы своих детей.

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"