Шпаргалка по "Культурологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 08:19, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 59 вопросов по дисциплине "Культурология".

Файлы: 1 файл

socekzamskd.docx

— 292.22 Кб (Скачать)

 

Правам и обязанностям родителей посвящена глава 12 Семейного  кодекса РФ.

Права и обязанности  родителей включают в себя как  имущественные, так и личные неимущественные права и обязанности.

Большинство прав родителей  корреспондируются с правами  ребенка, однако последние шире по объему. Например, право ребенка выражать свое мнение является абсолютным. Данное право может быть реализовано  не только в отношениях с родителями, но и с другими родственниками, любыми гражданами иди должностными лицами, в полномочия которых входит разрешение вопросов, затрагивающих  права и интересы детей.

Родительские права  и обязанности имеют определенные особенности. Во-первых, родители обладают равными правами и несут равные обязанности в отношении своих  детей (п. 1 ст.61 СК РФ). При этом не имеет  значения в зарегистрированном браке  родился ребенок или нет, отцовство было признано в добровольном порядке или установлено судом. Принцип равенства родительских прав последовательно проводился в семейном законодательстве России в послереволюционный период. Конвенция о правах ребенка (ч. 1 ст.18) также предписывает всем государствам-участникам обеспечить признание общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка.

Во-вторых, родительские права  и обязанности ограничены во времени. По достижении ребенком совершеннолетия  или при приобретении полной дееспособности несовершеннолетним родительские права  и обязанности прекращаются. С  этого момента гражданин становится полноценным членом общества, достигает  необходимой степени зрелости, чтобы  самому создавать и осуществлять права и обязанности. Если совершеннолетний ребенок нетрудоспособен, то на родителей  возлагается обязанность по его  содержанию. Однако данные правоотношения являются не родительскими, а отношениями  между опекуном и совершеннолетним подопечным.

В-третьих, при осуществлении  родительских прав и обязанностей должен соблюдаться приоритет интересов  ребенка (п. 1 ст.65 СК РФ). Это положение  имеет принципиальное значение, поскольку  нередки жизненные ситуации, когда  интересы родителя противоречат интересам  ребенка. Например, родители не оказывают  должного внимания духовному развитию ребенка, ссылаясь на нехватку времени. Не занимаясь воспитанием ребенка, родители ущемляют права несовершеннолетнего. Приоритет прав и интересов ребенка  является основополагающим при осуществлении  родительских прав и обязанностей, он закреплен во многих нормах СК РФ.

Четвертая особенность  родительских прав и обязанностей заключается  в том, что родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей  перед всеми другими лицами (п. 1 ст.63 СК РФ). Отступление от этого  правила возможно только в случаях, когда нарушаются интересы ребенка.

В соответствии с п. 1 ст.63 СК РФ родители имеют право и обязаны  воспитывать своих детей. Право  на воспитание своего ребенка является личным правом каждого родителя, заключается  оно в возможности воспитывать  своего ребенка лично, применяя всевозможные способы и методы семейного воспитания. Для осуществления этого права  родителям со стороны государства  должна оказываться всевозможная поддержка. Так, в соответствии с Основными  направлениями государственной  семейной политики, утвержденными Указом Президента РФ № 712 от 14 мая 1996 г., государство  гарантирует занятость на рынке  труда для работников из семей, нуждающихся  в повышенной социальной защите; дальнейшее развитие системы семейных пособий; расширение натуральных выдач, льгот  и дополнительных целевых выплат семьям с детьми в субъектах РФ и др.

Право и обязанность  родителей по воспитанию своих детей  включает в себя:

- само право на воспитание  и развитие своих детей; 

- обязанность по заботе  о здоровье, физическом, психическом,  духовном и нравственном развитии  своих детей. 

Родители несут ответственность  за воспитание и развитие своих детей. На них возложена обязанность по подготовке полноценной личности для общества. По сути, эта обязанность представляет собой ежедневный непрекращающийся труд обоих родителей, направленный на подготовку ребенка к взрослой жизни.

Обязанность родителей по заботе о ребенке предполагает прежде всего заботу о его здоровье, физическом и психическом развитии. Это во многом зависит от питания, занятий физкультурой и спортом, своевременного предоставления лечения в случае болезни, здорового микроклимата в семье, способствующего нормальному психическому развитию ребенка. Кроме того, родители обязаны заботиться о духовном и нравственном развитии ребенка. Исполнение этой обязанности во многом зависит от личных качеств родителей, их духовных ценностей. Реализуя это право, родители обладают преимуществом на личное воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

Родители имеют право  выбора образовательного учреждения и  формы обучения детей до получения  детьми основного общего образования (п. 2 ст. 63 СК РФ). Данное право основано на положении ст. 26 Декларации прав человека о приоритетном праве родителей  в выборе вида образования для  своих малолетних детей. Выбор учебного заведения и формы обучения ребенка  зависит и от мнения самого ребенка. Так, в соответствии п. 2 ст. 63 СК РФ родители имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения с  учетом мнения ребенка.

Семейный кодекс предусматривает  также права и обязанности  родителей по защите прав и интересов  своих детей (ст.64 СК РФ). Правовой защите со стороны родителей подлежит более  широкий круг прав детей, чем содержащийся в СК РФ. Так, к ним относятся  жилищные права ребенка, наследственные права, право на охрану его жизни  и здоровья, право на социальное обеспечение, право на защиту чести  и достоинства, а также другие права.

Родители являются законными  представителями своих детей  и выступают в защиту их прав и  интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в административных и судебных органах, без каких-либо специальных полномочий. При этом способы защиты могут быть самыми разнообразными. Так, родители могут  принимать меры к предупреждению нарушений прав ребенка, могут требовать  восстановления нарушенного права  ребенка, могут выступать от имени  несовершеннолетних в суде и т. п.

Исключением из правила, предусмотренного п. 1 ст. 64 СК РФ, являются случаи, когда  между интересами родителей и  детей имеются противоречия. В  таких ситуациях родители не вправе представлять интересы ребенка в  силу нормы п. 2 ст. 64 СК РФ. Для защиты прав и интересов ребенка органами опеки и попечительства назначается  представитель.

Родители имеют право  требовать возврата своего ребенка  от любого лица, удерживающего его  у себя не на основании закона или  судебного решения (п. 1 ст. 68 СК РФ). Это  право взаимосвязано с правом родителей самим воспитывать  своих детей. В случае незаконного  удержания у себя ребенка родители или один из них могут обратиться с иском в суд с требованием  о возврате им несовершеннолетнего  ребенка.

 

50.Применение  социологических методов в исследованиях  СКД деятельности.

Методика  проведения научных исследований в  социально- культурной сфере подчиняется  общим принципам и идеям научных  исследований, характерных практически  для любой предметной области.

Идея  научного исследования обуславливается  либо практической необходимостью, либо личным интересом исследователя, основанном на наблюдении явлений в социально- культурной сфере и отслеживании происходящих в ней процессов  и тенденций. Кроме того толчок к  исследованиям дается открытиями в  смежных областях, которые могут  быть применены, либо оказывать влияние  на СКД.

Методика  проведения научных исследований заключается  в следующем:

1) Изучаются явления и процессы, имеющие место в социально-  культурной сфере. Средством изучения  является ознакомление с литературой:  исследованиями коллег, статьями  и заметками в периодической  прессе, личные наблюдения. Как уже  говорилось, очень значимым средством  изучения является сбор статистического  материала по запросу организации,  использующей теоретические исследования  в своей практической деятельности.

2) Собранный статистический и аналитический  материал обрабатывается формально  0 математическим инструментарием,  а также анализируется на основе  опыта, интуиции и логики ученого.  В результате формулируются идеи  и гипотезы, которые становятся  новыми объектами исследования  и либо подтверждаются, либо опровергаются.

3) Идеи и гипотезы формализуются:  создается модель исследуемого  социально- культурного объекта  или явления. Эта модель может  быть вербальной (описательной), математической (моделью являются формулы), информационной (модель – база данных и  алгоритм их обработки), имитационной (моделируемый объект изображают  какими- либо физическими процессами). Возможны и другие варианты  моделей.

4) На основе модели определяются  ситуации, которые должны возникать  при каких-либо начальных условиях. С помощью наблюдений за реальной  действительностью проверяется  адекватность модели, а значит  и теории, лежащей в ее основе, реальной действительности.

5) В случае соответствия предсказанной  моделью ситуации с реальностью.  Модель признается адекватной. Выполняется  работа по уточнению и совершенствованию  теории, поиску аналогий, внедрению  теории в практическую работу  компаний, предоставляющих социально-  культурные услуги населению.  В случае несоответствия модель  отвергают и предлагают новые  теоретические идеи12.

Выполнение  исследовательских работ в современных  условиях является обычно делом не одного ученого, а коллектива. Существенным по объему моментом является сбор данных. Эта работа выполняется путем  распространения анкет, организации  тестирования, опросов. Здесь необходимо разрабатывать тесты, опросные формы, анкеты. Очень важно, чтобы вопросы  были непротиворечивы, взаимно независимы, Разработка инструментария для проведения исследования – важный научный процесс, требующий аналитического ума. К  самому процессу опроса привлекаются студенты. Опросы проводятся в целевой аудитории, поэтому сотрудничество с предприятиями, оказывающими практические услуги обоюдовыгодно.

Статистическая  обработка сегодня проводится в  основном компьютерными методами. Ввод данных осуществляется вручную, однако нередко используются сканеры. Возможны также методики, использующие удаленный  опрос с помощью компьютерных технологий. Такие методики существенно  автоматизируют ввод данных, однако выборка  оказывается достаточно специфической: в ней участвуют только те потребители  услуг и участники социально- культурных процессов, которые имеют  компьютер и в достаточной  мере владеют информационными технологиями. Значит, исследования с такой базой  носят ограниченный характер.

Эффективность теории в большой мере обуславливается  критическим отношением к моделям  на этапе разработки. Публикации, научные  диспуты, конференции, широкие обсуждения достижений – хороший метод получить конструктивную критику.

Постоянная  работа в данной области, анализ теоретических  исследований и практики позволяет  следить за состоянием СКД и на основе теории формулировать практические рекомендации и идеи.

 

51.Игровые технологии  в социально-культурной и социально-педагогической  деятельности.

Особое место в процессе социализации подрастающего поколения занимает игровая деятельность. С целью стимулирования творческой активности детей, формирования у них навыков социального поведения мудрая природа избрала игру. Еще задолго до того, как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве основного средства социальной интеграции детей. Развивающая игровая деятельность продуктивно используется в воспитании подрастающего поколения на протяжении всей истории педагогики, что позволяет детям относительно легко и непринужденно познать себя и окружающий их мир, органично войти в него. Игра сопровождает все этапы становления личности. Без игры немыслимо "очеловечивание” человека. Почти все ученые, занимающиеся исследованием игр детей повторяют в равной форме мысли Дж.Селли о том, что сущность детской игры заключается в выполнении какой-нибудь социальной роли.

  Игра сопровождает человечество  на протяжении всей его истории,  переплетаясь с магией и религией, спортивными и военными тренировками, воспитанием и развлечениями, искусством и великими научными открытиями.

  Подходы к природе игры самые разнообразные и подчас противоречивые. Г. В. Плеханов связывает происхождение игры с магико-культовыми потребностями, с трудовыми процессами; английский философ Г. Спенсер расценивает игру как проявление “избытка сил”; австрийский психолог К.Бюлер видит причину игры в функциональном удовольствии, а З.Фрейд рассматривает игру как реализации вытесненных из жизни желаний и т.п.

  Е.А.Аркин, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин выработали подход к игре как явлению, имеющему социально-историческую природу. В частности, детские игры рассматриваются ими как форма включения ребенка в мир человеческих отношений, как стремление к гармоничному сосуществованию с миром взрослых, как формирование произвольного поведения ребенка, его социализация.

Игра  выступает в самых разнообразных проявлениях (М. С. Каган)

- активность природы, не зависимая человека (играют волны, ветер свищет);

- специальная деятельность человека (игра актера, игра спортсмена и т.п.);

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"