Шпаргалка по "Культурологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 08:19, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 59 вопросов по дисциплине "Культурология".

Файлы: 1 файл

socekzamskd.docx

— 292.22 Кб (Скачать)

Понятие "информационное общество" появилось во второй половине 1960-х гг. Наряду с ним использовались такие термины, как "технотронное общество", "общество знания", "постиндустриальное общество". Представление об информационном обществе связаны также с концепцией "трех волн" Э. Тоффлера

Американский  специалист Ф. Махлуп еще в начале 60-х гг. говорил, что информация может  рассматриваться как своего рода промышленный продукт и производство ее - один из видов промышленной индустрии. Но именно японцы стали активными  пропагандистами идеи о промышленном значении информации. И они блестяще использовали ее в конкурентной борьбе на мировом рынке.

А.И. Ракитов  в своих работах писал, что  переход к информационному обществу означает, что важнейшим продуктом  социальной деятельности становятся производство, эксплуатация и использование услуг  и знаний, причем удельный вес знаний в этом сочетании возрастает. Подлинное  информационное общество должно обеспечить правовые и социальные гарантии того, что каждый гражданин общества, находящийся  в любом пункте и в любое  время, сможет получить всю необходимую  для его жизнедеятельности и  решения, стоящих перед ним проблем  информацию. Информационное общество - это общество, где все средства информационной технологии, т.е. компьютеры, интегрированные системы, кабельная, спутниковая и другая связь, видеоустройства, программное обеспечение, научные  исследования нацелены на то, чтобы  сделать информацию общедоступной  и активно внедряемой в производство и жизнь.

По мнению А.И. Ракитова, основным критерием информационного  общества служат количество и качество имеющейся в обращении информации, ее эффективная передача и переработка. Дополнительным критерием является доступность информации для каждого  благодаря относительной ее дешевизне. Это означает, что огромная масса  трудящихся переключается из сферы  производства промышленной и сельскохозяйственной продукции в сферу производства и распространения информации. Соответственно возникает особая информационная экономика, играющая все более важную роль во всех промышленно развитых странах. В ней выделяются два сектора. Первый производит информационные продукты и услуги для непосредственного  потребления, второй - для производства других продуктов. Информационное общество демонстрирует такой уровень  развития экономики, когда информационный сектор экономики выходит на первое место по числу занятых в нем  трудящихся.

И.Н. Курносов считает, что в информационном обществе преобладают удаленные коммуникации, дистанционная работа и досуг; формируются  новые отношения между людьми в процессе производства и общественной деятельности; значительная часть ВВП  производится в информационном секторе, труд большей части людей становится по характеру информационным; осуществляется развитие интерактивных информационно-телекоммуникационных технологий, глобальных компьютерных сетей, комплексной обработки представления информации; представляются новые коммуникационные возможности для взаимодействия и выражения политической воли общества и социальных групп; возрастает роль стран с мощным информационным потенциалом.

О.А. Финько и Ю.М. Нестеров описывают информационное общество как общество, в котором:

- персональный  компьютер, подключенный к трансграничным  информационным сетям, входит  в каждый дом;

- каждый  член общества имеет возможность  своевременно получать с помощью  трансграничных информационных  сетей полную и достоверную  информацию любого вида и назначения  из любого государства, находясь  при этом практически в любой  точке географического пространства

- предоставляется  возможность оперативной коммуникации  как каждого члена общества  с каждым, так и с государственными  и общественными структурами  вне зависимости от места нахождения  на Земном шаре;

- трансформируется  деятельность СМИ по формам  создания и распространения информации, технологически стыкуясь с информационными  компьютерными сетями;

- "исчезают" географические и геополитические  границы государств в рамках  информационных сетей, происходит "столкновение" информационных  законодательств стран, возникает  необходимость гармонизации законодательств;

- появляются  новые формы деятельности с  использованием информационных  сетей: работа, творчество, воспитание  и образование, медицина.

Обобщая все  написанное социологами по поводу информационного  общества, можно следующим образом  представить базовые черты этого  типа социальной организации:

Определяющим  фактором общественной жизни в целом  является научное знание. Оно вытесняет  труд (ручной и механизированный) в  его роли фактора стоимости товаров  и услуг. Экономические и социальные функции капитала переходят к  информации. Как следствие, ядром  социальной организации, главным социальным институтом становится университет  как центр производства, переработки  и накопления знания. Промышленная корпорация теряет главенствующую роль;

Уровень знаний, а не собственность, становится определяющим фактором социальной дифференциации. Деление на "имущих" и "неимущих" приобретает принципиально новый  характер: привилегированный слой образуют информированные, в ту пору как неинформированные - это "новые бедные". Соответственно очаг социальных конфликтов перемещается из экономической сферы в сферу  культуры. Результатом борьбы и разрешения конфликтов является развитие новых  и упадок старых социальных институтов;

Инфраструктурой информационного общества является новая "интеллектуальная", а не "механическая" техника. Социальная организация и информационные технологии образуют "симбиоз". Общество вступает в "технетронную эру" (З. Бжезинский), когда социальные процессы становятся программируемыми.4

Важными перспективными направлениями развития информационного  общества являются - интеллектуализация общества, создание и внедрение новых  социальных технологий, основанных на эффективном использовании главного стратегического ресурса общества - знаний; создание единых универсальных  программно-инструментальных средств  для упрощения описания, интегрирования, идентифицирования знаний в различных  предметных областях; формирование новой  системы образования и воспитания будущих поколений людей, учитывающей  и использующей особенности и  новые возможности информационного  общества для формирования творческой, гармонично развитой и гуманистически ориентированной личности; разработка новых методов, которые должны позволить  человеку не только правильно понять и исследовать открывающуюся  перед ним новую высокодинамичную информационную картину мира, но и, постигнув единство законов информационного  обмена в природе и обществе, научится целенаправленно формировать эту  картину во имя своего будущего

 

59.Типы досугового  общения юношества.

Представляется  важным при рассмотрении особенностей раннего юношеского возраста обратить внимание на то, что концептуальная стадия социализации юношества порождает  следующие типы досугового общения :

конструктивный  ориентирован на ответственность по отношению в самому себе, другим, обществу (характеризуется сильным  самоконтролем, повышенным рационализмом, высокой степенью аргументированности  и целеустремленностью);

творческий  тип отличается одаренностью, талантливостью, большой энергетической силой (характеризуется  необычными сочетаниями высоких  творческих возможностей с чувством неполноценности, оптимизма с повышенной тревожностью, склонностью к самоанализу  с неадекватностью самооценки, уверенностью в себе с нерешительностью);

религиозно-направленный тип характеризуется фанатичным отношением к религии (юноши и  девушки такого типа досугового общения  отличаются покорностью, ограниченностью  социальных контактов искусственностью своего образа жизни);

авантюрно-романтический  тип проявляет склонность к риску  и авантюрам, предпочитает проводить  свободное время в веселых  компаниях (характеризуется беспечностью, легкомыслием, беспринципностью, склонностью  к алкоголю, наркотикам и девиантному  поведению);

криминальный  тип досугового общения юношей и  девушек окрашен ярко выраженной противоправной направленностью (характеризуется  агрессивностью, жестокостью, граничащей с садизмом, мстительностью и всепоглощающей разрушительной энергией).

Каждый тип  досугового общения юношества требует  особого к ним отношения, и  только учет всех специфических свойств  и качеств отдельно взятого индивида помноженный на всю совокупность параметров дифференцированного подхода, может привести к эффективности  процесса социализации в сфере досуга.

 

9 Николай РУДН. Теория массовой коммуникации


Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"