Шпаргалка по "Культурологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 08:19, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 59 вопросов по дисциплине "Культурология".

Файлы: 1 файл

socekzamskd.docx

— 292.22 Кб (Скачать)

  Это дети с устойчивым негативным  отношением к общению. Они   любят играть одни, не тянутся  к сверстникам, избегают возни  и  шумных забав. Как правило,  обида, недовольство, неприязнь   надолго задерживаются в их  памяти (что вообще не свойственно   детям этого возраста), но в проявлении негативных эмоций они сдержаны.

  Может показаться, что они равнодушны к тому, что происходит  вокруг них, на самом деле они пристально наблюдают за  происходящим, но включаться не решаются, им мешает внутренняя  зажатость, неуверенность в себе, в своем успехе в случае  включения в деятельность. Попытки взрослых вовлечь их в какую-либо деятельность чаще всего вызывают внезапное  отчуждение, испуг, неуверенность в себе. Их беспокоят  многочисленные страхи, которые вначале не связаны с какими-либо  предметами и проявляются неожиданно и весьма бурно. Если такие  дети попадают в затруднительную ситуацию, они начинают вести себя непредсказуемым образом.

  КАПРИЗНЫЕ ДЕТИ.

  Среди детей 3-5 лет выделяется категория детей, главной чертой которых является капризность. Это свойство, часто переходящее в раздражительность, может проявляться совершенно внезапно по самым пустяковым поводам. Они отличаются повышенной  утомляемостью и частыми жалобами на плохое самочувствие.

  Это неуравновешенные, быстро возбудимые дети. Безудержность  эмоций часто бывает причиной дезорганизации не только их  деятельности, но и целой группы детей. При возникновении  конфликтов во взаимодействии со сверстниками, эмоции капризных детей получают разрядку в бурных аффективных проявлениях вспышках гнева, громком плаче, отчаянной обиде и выходе из игры, совместных занятий, что приводит к разрушению игровой ситуации, занятий и, как результат, к конфликтам, дракам. В играх и занятиях со сверстниками такие дети, чаще всего, относятся негативно к чужому замыслу, мнению, решению. Вместе с тем они не злопамятны и довольно легко отходчивы.

Стандартизированные характеристики уровня социализации детей 3-5 лет.

  Разработанные в процессе опытно-экспериментальной  деятельности характеристики уровня  социализации детей 3-5 лет составлены на основе наблюдений и бесед с детьми, а так же анализа сочинений - описаний и опросов их родителей с целью выявления направленности детей на те или иные социальные ценности.

  Не все дети одинаковы в  своем социальном развитии. Одни  активны, проявляют устойчивость  в осуществлении той или иной  деятельности, но относятся к ней неосознанно, другие, не только не осознают то, что делают, но и слабо активны, не проявляют устойчивости, а третьи и вовсе проявляют индифферентность к тому или иному виду деятельности, граничащую с негативизмом. Однако и те и другие могут быть приведены к качественному состоянию, при котором максимально проявляются осознанность, активность и устойчивость в освоении тех или иных социальных ценностей.

  Приведенные ниже характеристики степени социализации детей первого периода детства содержат в себе четыре качественных уровня по каждому из девяти основных параметров социализации. Оптимальной является ориентация на осознанное, активное и устойчивое качество направленности ребенка на социально значимые ценности.

 

 

54.Особенности  методического обеспечения деятельности  социально-культурных учреждений  в условиях рыночных отношений.

Важным  инструментом активизации культурно-досуговой  деятельности особенностей выступают  методы влияния на сознание. Универсальным  способом влияния этой группы выступают  словесные методы, словом выражают близкую и понятную человеку идею, осведомление и принятие которого выступает  глубоким убеждением, внутренней сутью.

На  формирование сознания значительно  влияет не только слово, но и символ, который находит образное выражение  в музыке, живописи, танцах, архитектуре  и т.д. Художник мыслит языком образов, который передается специфическим  языком искусства. Эта символическая  система обращена к сознанию. Она  побуждает, развивает и формирует  особенности.

Социальное  предназначение методов влияния  на сознание заключается в том, что  они в общем виде образуют общественные отношения. Поэтому, эту группу методов  называют еще методами передачи общественного  опыта.

В заведениях культуры широко используется метод внушения. Он реализуется в  процессе неформального досугового взаимодействия, когда особенность, которая выступает объектом внушения, не вынужденно, подсознательно усваивает  обозначенные идеи, установки и без  борьбы мотивов использует данные задания. Однородность внушения кроется в  беспрекословном принятии установок  того, что внушать. Этот процесс сопровождается ослаблением критической мысли, принуждением особенностей воли.

В процессе повседневной жизни человек  каждый день находится под влиянием внушения, как данность она принимает  для себя обычаи, традиции, печатное слово, литературу и искусство, мысли  известных людей и преобразует  в своем поведении 

Внушение  закладывается в начальном процессе (ускоренное изучение иностранных языков), спортивная деятельность является обязательным условием аутотренингов, которые способствуют подавлению коммуникативных барьеров, максимализма, скептицизма и т.д. Оно является необходимым условием реабилитации, коррекции поведения, когда требуется преодолеть упор негативного внешнего влияния, стимулировать  перемены традиционных установок.

В процессе культурно-досуговой деятельности взрослых на первый план выходят такие  способы особенностей социализации как взаимное влияние участников досугового процесса одного на других, когда социализация происходит в  ходе культурного взаимодействия. Теоретическую  основу этого метода составляют положения  про то, что индивиды не только физически, но и духовно образуют один другого.

Формирующее взаимодействие пользователей средствами культуры выявляются в нерегламентированных контактах, которые помогают добывать новизну культурного общения  и досугового поведения, освоить  нормы повседневной этики. Они реализуются  в формах совместной деятельности, а именно, в работе над программами, уставом, планом работы любительских объединений, а также в подготовке массовых акций, которые помогают установления соответствующей дисциплине, контроле за выполнением полученного задания, умения подчинить особенный интерес  общественному.

В процессе культурно-досуговой деятельности наиболее расширенным методом социализации выступает метод общения. Коммуникативность, как особенное социальное качество, проявляет себя в способности людей к социальному взаимодействию, умения сочувствовать другим, понимать их потребности и жизненные проблемы

К группам методов социального  взаимодействия и методов идентификации  или собственного примера, в которой  присутствует прямое указание на тои  или иной характер социального действия или условия ее выполнения. Таким  образом, социализация происходит не прямым путем, через культурно-досуговую  ситуацию, которые образуются в мероприятиях культурной и повседневной жизни. Этот метод базируется на умении человека увидеть и применить в иное то лучшее, что выражает ее социальная сущность и устанавливает социальную ценность. Особенность ставится в  условие социального выборы. В  этом случае особенное влияние на окружение оказывают люди, которые  в иерархии потребностей приобретает  высокий социальный статус.

В культурно-досуговой деятельности не только особенный пример одного человека, а и коллективный пример, а именно имеет место коллективная идентификация – опыт деятельности инициативной группы, клубного объединения  самодеятельного коллектива. В условиях социального заказа, в следствие  расширения и укрепления среднего класса, часть представителей общества оказалась  за чертой бедности. Это явление  связано с множественными негативными  социальными последствиями, в том  числе, обнищанием, алкоголизмом, наркоманией, противоправными действиями. Поэтому, в отдельных случаях заведения  культуры используют в своей работе методы перевоспитания, которые в  некоторых обстоятельствах становятся необходимым условием социализации связь перевоспитания с социализацией  выражается в детальном изучении и обобщении примеров переустройства ежедневной жизни и производственных отношений на демократических началах, обнародование позитивного опыта, профессионального роста и материального  развития, позитивной роли рыночных условий, становления альтруистических качеств  и примеров добродетельных поступков  людей.

Привлечение беспризорных детей и «трудных»  подростков в творческие коллективы, ознакомление их с вокальным искусством и народной культурой предусматривает  интенсификацию их культурного взаимодействия, а в дальнейшем и развитие творческой взаимной работы и коммуникативных  связей с волевыми, морально стойкими, общественно-активными личностями. Так, интерес к популярной музыки, пению в составе ансамблей  и в дуэтах требуют максимального  внимания к своему партнеру: знания партии, размышления над музыкальными и поэтическими текстами, чувства  партнера. Применение метода социального  влияния в социализации человека с эгоистическим характером и  антикультурными проявлениями могут  предусматривать в данной культурно-досуговой  ситуации такие формы социальных взаимоотношений, как отношения  на творческой основе, взаимоподдержка  взаимопомощь.

Формированию  позитивных качеств характера, позитивного  опыта способностей моральный климат учреждений культуры. Социально благоприятные  условия деятельности (общий интерес  и психологическая совместимость, симпатии участников любительского  кружка один к другому) сыграют позитивную роль, способствуют успешной социализации

В нестабильных товарищеских группах  возможна организация разнообразных  форм занятий. Чаще деятельность их участников носит познавательный характер, идет интенсивный обмен информацией, повседневным опытом. Организуя такие  формы работы, работники культуры стремятся к реализации задач  социализации и развитии личности. Технология разработки и подготовки учреждений предусматривает доступность  информации, полезность и интерес  для какого-либо человека, независимо от его возраста, образования, рода профессиональных занятий.

Другим  направлением досуговых занятий, распространенных в нестабильных группах, есть формы  работы ценностно-ориентационной направленности в основе которой лежит потребность  человека узнать, что думают другие по поводу разных событий. Она базируется на потребности людей о взаимодействии представлений о событиях с мыслями  ближайшего окружения. Все указанные  закономерности повседневного человеческого  общения. Поскольку, в процессе ценностно-ориентационной деятельности человек соотносит  свои мысли с мыслями других людей, эти виды занятий реализуются  не в индивидуальных, а в коллективно-групповых  формах. Во время досуговой деятельности заинтересованные лица принимают участие  в обсуждении событий и фактов жизни на равноправной основе. Ценностно-ориентационная направленность проявляется в таких  формах работы как: дискуссия, диспут, беседа, лекция. Обсуждая проблемы участники  культурно-досуговой деятельности дополняют и развивают один другого. Каждый из них высказывает свою точку  зрения, соглашаясь или не соглашаясь с партнером.

 

 

55.Типы досугового  общения детей второго периода  детства.

Типы досугового общения детей  6-10 лет.

ЛИДЕР. 

Среди детей 6-7 летнего возраста встречаются такие, жизненное кредо которых быть первым (лидирующим). У них нет еще страстного желания, как у подростков, вести за собой, они удовлетворяются малым, быть на виду. 

Дети этого типа отличаются организаторскими способностями. Так они в состоянии организовать игру или другие совместные действия и довести их до конца, проявляя при этом доброжелательное отношение к партнерам по игре. Дети-лидеры обладают операционными навыками и умениями, их интеллектуальные качества проявляются в богатстве фантазии, запасе конкретных знаний, развитой речи и относительной информативности.

В поведении стремление к лидерству  проявляется в двух направлениях. Одно носит интеллектуально-творческий характер- увлеченность музыкой, рисованием, моделированием, животными и т.д. и яркая демонстрация своих увлечений; другое носит характер активного самовыражения и самоутверждения в лидирующей позиции в роли заводилы, помощника руководителя и т.п. Дети этого подтипа отличаются постоянными (подчас не обоснованными) претензиями на лидерство или на исключительное положение в группе. Обладая хорошим интуитивным чутьем настроения в группе сверстников, еще назревающих в ней желаний, стремлений, событий, могут становиться их первыми выразителями, зачинщиками, а если инициативу проявляет кто-то другой, они с легкостью ее перехватывают. Причем для этого им иной раз достаточно произнести “правильно!” и взоры сверстников уже прикованы к ним. Они признаны. В порыве, возбужденные обращенными на них взорами, часто проявляют отвагу. Иногда “пускают пыль в глаза” своими неправдоподобными историями. Чтобы удержаться на гребне волны, могут записаться в художественную самодеятельность, заняться спортом и т.п. если данный вид деятельности поможет им быть на виду.        

ОДАРЕННЫЕ. 

Одаренные дети отличаются индивидуальными особенностями, выражающимися как в проявлении тех или иных способностей, так и в своеобразии их общения со сверстниками. Для всех детей этого типа характерен повышенный умственный тонус, а для большинства из них и высокий уровень работоспособности. 

Согласно  учению академика И.П. Павлова имеются два противоположных типа сигнальной системы и промежуточный между ними, а именно: с относительным преобладанием первой сигнальной системы- “художественный” тип, с относительным преобладанием второй сигнальной системы -“мыслительный” и с уравновешенностью сигнальных систем- “средний” тип. 

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"