Шпаргалка по "Культурологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 08:19, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 59 вопросов по дисциплине "Культурология".

Файлы: 1 файл

socekzamskd.docx

— 292.22 Кб (Скачать)

- развитие физических и творческих сил человека (игра воображения художника, конструктора, гонщика и т.п.);

- самостоятельная форма деятельности ( суть ее собственно игра: игра в биллиард, игра в шахматы, деловая игра и пр. ).

  Существует ряд видов игровой деятельности:

  а) спортивные, способствующие развитии физических  и интеллектуальных сил человека;

  б) ролевые, воспроизводящие действия других людей, животных и т.п.;

в ) художественные, природы, настроение и пр.;

г) дидактические, формирующие навыки;

  д) деловые, воссоздающие предметное и социальное  содержание профессиональной деятельности, моделирующие систему отношений, характерных для определенного вида  деятельности;

  е) военные, прогнозирующие ход сражения.

  Все обозначенные виды игровой деятельности на протяжении всей истории педагогики продуктивно используются в воспитании подрастающего поколения, что позволяет детям относительно легко и непринужденно познать самого себя и окружающий их мир, органично войти в него.

  Игра полифункциональна. Одна  и та же игра способна  удовлетворить многие социальные потребности детей. С  глубокой проницательностью художника отмечает это обстоятельство А.П. Чехов в рассказе "Детвора". У Гриши к игре исключительно материальный интерес, для Али игра - вопрос самолюбия. Соне нравится сам процесс, Алеша играет ради недоразумений, возникающих между игроками, Андрей пытается постичь философию игры.

  В практике организации досуга подрастающего поколения используется огромный арсенал игр, которые оказывают на играющих особое эмоциональное воздействие, способствуют активизации процесса творческого развития формирующейся личности.

  В процессе исторического развития детского досуга накоплен огромный арсенал форм игровой деятельности. Это игра-путешествие (во времени, географическое, событийное и пр. ), когда, например, участники игры садятся в 'машину времени" и под звуки органа и демонстрации слайдов с видами Германии ХУ11- XVIII вв. "отправляются к великому И. С. Баху. Игра-путешествие вызывает интерес к получению новой информации, расширяет кругозор играющих.

  Игра-викторина (игра-загадка, игра-ребус и т.п.), имеющая множество модификаций с возможным ее применением как специально подготовленной многоэтапной игры и как игры-экспромта. Слова: ”кто больше?" - поистине волшебные, это стимулятор и активизатор деятельности детей. "Кто больше назовет слов с двумя шипящими?" - спрашивает руководитель драматического кружка. "Кто выше прыгнет?" - обращается к детям руководитель хореографического объединения. "Кто быстрее заправит пленку в фотоаппарат?" - задает вопрос руководитель фотостудии и этот вопрос звучит как задорный старт. Игры-викторины, проникнутые духом состязательности, вырабатывают самостоятельность и смелость решений, формируют настойчивость и выдержку, т.е. те качества, которые ведут к успеху, к победе.

Игра-инсценировка может органично вписываться в самые разнообразные виды досуговой деятельности, сделав их более творческими, пробудив инициативу детей. Так, при работе над постановкой танца запорожцев, участникам самодеятельного объединения можно предложить "оживить” какую-нибудь картину в хореографической миниатюре. И вот дети творят, спорят и, как результат, хореографическая картинка "Запорожская сечь", которая есть не что иное, как инсценировка картины И.Е.Репина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану".

Игра-импровизация должна сопровождать каждое детское мероприятие, ибо оно выводит детей из состояния закрепощенности, развивает воображение, приводит к  остроумным и оригинальный находкам. “Изобразите мячик “,- обращается педагог к детям, и они начинают скакать,  прыгать, кататься и т.п.,”а теперь кто больше поз покажет сидя, стоя или лежа на стуле” и детской выдумке нет предела.

Игра-фантазия. "Мы в лесу, - обращается руководитель фотостудии к детям, - но сегодня я прошу Вас снимать таким образом, чтобы муравей, стоящий рядом с человеком, был больше его и казался бы страшным гигантом; обычный осенний лист был бы похож на извергающуюся лаву, словом, каждый снимок должен быть  необычным, фантастическим, сделанным на другой  планете". Такое охранение превращает сложную техническую съемку в легкий и удивительный труд.

Игра-диспут (с конкретной личностью или  направлением в искусстве, собственной системой или эпохой) побуждает играющих. к обдумыванию, сравнению,  сопоставлению, к аргументированным выводам, поиску  решения проблемы, выработке собственного решения.

Сюжетно-ролевая игра способна подчинить себе все мероприятие или определить лейтмотив деятельности самодеятельного объединения. "У нас не просто  хор, - говорит руководитель вновь принятым мальчикам, - у нас флотская команда - парусник с кубриком, палубой и штурвалом, а ребята - юнги на корабле, которые вступают на палубу в форме, выполняют все правила морского  устава и поем мы в основном морские песни". Условия игры приняты, роль понятна, сюжет отныне будет развиваться также и при их, новичков, участии.

Сюжетно-ролевая игра "Пеппи принимает гостей” создает, воображаемые условия действия, побуждает  участников игры к перевоплощению и, в конкретных  условиях, научает детей нормам и правилам общественного поведения.

Игра-драматизация - очень близка к сюжетно-ролевой игре, но она как бы конкретнее, локальнее. Она представляет собой некий синтез восприятия художественного произведения и ролевой игры. Это разыгрывание театрального действия на сюжет художественного произведения или какого-либо события в лицах. К примеру, рассказать о творчестве В. Высоцкого, можно в форме литературно-музыкальной композиции, но можно и в форме игры-драматизации, когда поэт творит и спорит в кругу других героев вечера. Игра-драматизация выстраивается на основе литературно-художественного материала, допуская при этом отступления, привнесение своего личного отношения играющих к герою или явлению.

Посредством игры -драматизации можно на основа всем известного художественно-литературного материала более пристально познакомиться с биографией и творчеством поэта, писателя, художника, продолжить  неразрешенный спор между Микеланджело и Рафаэлем, Моцартом и Сальери.

Игра-драматизация позволяет участнику игры  психологически сблизиться с изображаемым героем,  пережить его проблемы и поражения, счастье и беду и одновременно обогатить себя новой информацией, насытить  новым эмоциональным  ощущением.

Игры - аттракционы (набрасывание колец на конусы  или булавы, головоломки, занимательные задачи и т.п.)  помогают с пользой проводить в коллективе свободные  минуты отдыха, при этом способствуют, выработке быстрой реакции, координации движения, сообразительности и  решительности действий.

Подвижные игры исчерпывают все виды свойственных человеку естественных движений : ходьбу, бег, прыжки, лазанье, метание и т.п. Они несут эмоциональный заряд,  а потому разряжают обстановку, снимают усталость,  стимулируют активную деятельность.

Массовая работа детских  досуговых учреждений  строится на основе использования всего многообразия  игровых форм.

 

52.Деятельность  центров досуга по изучению  и удовлетворению интересов и  запросов населения как основа  программирования их работы.

Термин  «центр досуга» понимается неоднозначно. Официальные документы не дают достаточно полного представления о центре досуга. В приказе Министерства культуры Российской Федерации речь идет о  залах игровых автоматов и  аттракционных комплексах на электронной  основе, которые предполагается разместить в парках культуры и отдыха, других местах массового отдыха. Такие залы должны стать органичным элементом  культурной среды обслуживания населения, вписаться в её структуру.

Центр досуга на современном этапе представляется как качественно новый уровень  в развитии социально-культурной деятельности населения, оставаясь близким к  такому типу учреждений, как клуб.

Главной задачей центров досуга является создание оптимальных условий для  массового, группового, семейного и  индивидуального развития творческих способностей, общения, отдыха, развлечений, восстановления духовных и физических сил на основе изучения культурных запросов и интересов различных  категорий населения.

Перед центрами досуга ставится задача возможно более широкого предоставления населению  платных культурно-оздоровительных  услуг, пользующихся наибольшим спросом. Предполагается, что эти типы учреждений культуры смогут сосредоточить в  одном здании полный комплекс услуг, включая организацию массового  активного отдыха, развлечений, способствующих восстановлению физических и духовных сил человека.

Теоретическое образование и практическая деятельность по созданию центров досуга являются отражением современной концепции  досуга, принципы организации которого во все большей степени ориентируются  на удовлетворение разнообразных потребностей различных слоев населения на платной основе. В отличие от других учреждений культуры, которые выполняют  более узкие задачи по организации  досуга, центры предназначаются для  многопрофильного обслуживания населения.

Перед центрами досуга ставится задача как  можно более широко предоставлять  населению высококачественные платные  услуги – в том числе культурно-оздоровительного плана, которые пользуются наибольшим спросом и популярностью у  самых разных слоев населения.

Согласно  временному положению центры досуга выполняют следующие функции: развлечения, стимулирования творческой активности, досугового общения, обучения досуговым  навыкам, физкультурно-оздоровительную, информационно-методическую и другие.

Чтобы выполнить эти функции, центр  досуга должен располагаться в здании или комплексе зданий и сооружений, оснащенных необходимым оборудованием.

В основу организации центров досуга положено три принципа: коллективного  самоуправления, полной самоокупаемости  и индивидуального членства. Население  участвует в создании центра досуга, а затем принимает участие  в его работе на основе широкой  самостоятельности и индивидуального  членства.

Центр досуга действует на основе устава, утвержденного вышестоящим органом, а управление осуществляет директор на основе единоначалия. Директор назначается  и освобождается от должности вышестоящим органом, он организует всю работу центра и несет ответственность за его деятельность.

Обязанности художественного руководителя, главного инженера, главного художника, главного механика устанавливаются директором. Художественно-технический совет  выполняет роль совещательного органа.

 

53.Типы досугового  общения детей первого периода  детства.

МАЖОРНЫЙ ТИП.

Пожалуй самым распространенным типом досугового общения среди детей 3-5 лет следует считать стандартный, ничем не выделяющийся тип поведения, который, при верной и своевременной корректировке приносит родителям больше радостей, чем хлопот.

У детей такого типа сформировано чувство ответственности (правильнее сказать они знают "что такое хорошо и что такое плохо"), они координируют свое поведение и научены основным правилам и нормам общения. Их возрастное проявление любознательности несколько гипертрофированно в силу поощрения этого свойства взрослыми и на него "наращиваются" трудолюбие. аккуратность, стремление довести начатое дело до конца.  В общении со сверстниками они, стремясь занять лидирующее положение, одновременно легко принимают лидерство других детей. Отзывчивы к самым разнообразным спортивным, художественным и техническим видам деятельности, где можно повеселиться, проявить себя. Они доверчивы к взрослым, чувствительны к ласке и длительное время могут обходиться без родительской опеки. Дети этого типа отличаются высокой степенью эмпатичности.

  ЗВЕЗДОЧКИ. 

  Многие психологи, выделяя наиболее значимые черты детей 3-6 летнего возраста, пользующихся популярностью у сверстников, называют такие качества, как аккуратность, опрятность, яркую, привлекательную внешность. Ребенок может быть красивых или просто симпатичным и к нему начинают тянуться сверстники.

  Другой, не менее важный, признак  популярных детей этого возраста наличие у них необычных игрушек (сюда же можно отнести яркую, необычную одежду, для детей это один порядок).

  И, наконец, третий признак - способности детей, отличающие их от основной массы. Это умение выразительно декламировать, петь, играть на инструменте и т.п. При этом не сами способности привлекают детей, а то, как на них реагируют взрослые, т.е. их похвала, одобрение. Так, когда в процессе эксперимента в группу детей вводился способный ребенок и на него "реагировали" как на всех. то после массированных похвал этого ребенка педагогом и родителями, отношение к нему резко менялось, все хотели стать его другом.

  Звездочки это дети, выгодно отличающиеся от окружающих, причем чаще всего это заслуга не их, а их родителей. Такие дети, попадая в "тень", либо замыкаются в себе, либо (что бывает чаще) капризничают, проявляют агрессивность.

  "РОДИТЕЛЬСКИЕ» ДЕТИ.

  Дети этого типа ориентированы  исключительно на родителей, причем, как правило, либо на маму, либо  на папу. Они тяжело переживают  временную разлуку с родителями, что мешает им активно приобретать  новые социальные связи и устанавливать  новые отношения с другими  детьми.

  Нарушение привычного плотного  контакта с родителями сопровождается  растерянностью, плачем, раздражительностью.

  При этом в игре, специальных  видах спортивной, художественной  и другой деятельности они могут быть весьма активными, но при условии, что кто-то из родителей рядом, оценивает его действия или участвуя в этих действиях.

  Они пугливы и боязливы. Дети  этого типа часто боятся темноты, сторонятся животных, страшатся остаться1 другими (кроме родителей) взрослыми. Не любят шумных озорства, чуждаются бойких и шумных сверстников. Вместе они способны отойти от своих родителей, но исключительно к более младшим, в игре с ними они чувствуют себя уверенными и спокойными, а иногда, в этой ситуации, у них проявляются бойцовские качества.

  Основная их черта привязанность к родным и близким, они слывут "домашними детьми".

  ЗАМКНУТЫЕ ДЕТИ.

  Это дети не пользующиеся популярностью.  У них чаще всего выделяются  такие качества, как неаккуратность, неопрятность,  непривлекательная  внешность, и, в особенности, какой-нибудь  природный недостаток (хромота, косоглазие и т.п.)

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"