Шпаргалка по "Культурологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 08:19, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 59 вопросов по дисциплине "Культурология".

Файлы: 1 файл

socekzamskd.docx

— 292.22 Кб (Скачать)

Логика маркетингового подхода достаточно проста. Каждый нормальный человек всегда испытывает в чем-либо нужду, ощущая при этом дискомфорт. Стремление попасть в  зону комфортного существования  приводит человека к осознанию нужды. А осознанная нужда - это и есть возникшая потребность. Потребности  человека колеблются в более или  менее значительных пределах - от элементарных физиологических потребностей (пища, сон и т.п.) до самых высоких, теперь уже социальных (общение, признание  со стороны окружающих, наслаждение  искусством, самоутверждение и т.п.). Существует несколько способов удовлетворения возникших потребностей: что-то можно  создать (произвести, выполнить, обеспечить) самостоятельно; что-то можно выпросить  у окружающих, дождаться от общества, государственного учреждения, спонсора. В отдельных случаях необходимое  отнимается у кого-то силой. Но самый  цивилизованный способ удовлетворения потребностей - о б м е н. Последний  может быть и коммерческим (деньги - товар - деньги), и некоммерческим, т.е. благотворительным. Там, где осуществляются коммерческие обмены, именуемые сделками, возникает р ы н о к, а  между субъектами обмена складываются рыночные отношения. В других случаях  предметами обмена становятся не товар  и/или деньги, а свободное время, чувства, идеи и т.п. Потребности "нерыночного  характера" перекрываются государственными субсидиями или чьими-либо пожертвованиями, но поскольку наше государство достаточно бедно, чтобы удовлетворить все  многообразие потребностей своих граждан, а меценатство и спонсорство  на современном этапе пока эпизодичны, рынок и рыночные отношения в  сфере культуры и, в частности, в  культурно-досуговой деятельности не только неизбежны, но и просто необходимы. Как видим, маркетинговый взгляд на вещи снимает все сомнения по поводу правомерности развития рыночных отношений в сфере культуры. Доминанта  завтрашнего этапа развития культурно-досуговой  деятельности - рыночная экономика. Она мобилизует для удовлетворения духовных потребностей не только государственные ресурсы, но и личные средства граждан, а также пожертвования всевозможных спонсирующих организаций и лиц.

Как же работать культурно-досуговым учреждениям  в этих сложных условиях, какими должны быть новые технологии культурно-досуговой  деятельности?

Сама по себе культурно-досуговая деятельность представляет достаточно сложную систему, элементами которой выступают миссия, конкретные цели деятельности, объект и субъект деятельности, содержание, средства достижения поставленных целей, формы и методы (в других случаях - способы и приемы) выполнения тех  или иных работ, наконец, материальная база и финансовое обеспечение? Как  и во всякой социальной системе, в  культурно-досуговой деятельности все элементы тесно взаимосвязаны. Стоит потерять из виду хотя бы один из них, как вся система "захромает", даст сбои в работе. Для этого  достаточно, хотя бы и мысленно, оставить воображаемое учреждение культуры без  кадров или денег, средств аудиовизуальной  пропаганды или транспорта. Не лучше выглядит ситуация, в которой перед учреждением культуры нет четкой цели деятельности, а его работники и культактив вообще не знают толком, чем им заниматься и перед кем отчитываться о своей работе.

Самая хорошая  культурно-досуговая программа должна начинаться, как уже отмечалось, с изучения аудитории, ее интересов  и потребностей. Уместно напомнить: запросы личности и спрос на услугу - это далеко не одно и то же. Запрос - это возможный уровень удовлетворения возникшей потребности, который  отражается в сознании потребителя  услуги в идеальной, воображаемой фирме. Спрос же - то, за что потребитель  готов реально заплатить или, по крайней мере, воспользоваться  возможностью получить желаемое на самом  деле, а не в мечтах и предположениях.

В коммерческой и хозрасчетной деятельности последнее  условие имеет особо важное значение.

 

Маркетинг порождает определенную философию развития сервисного предприятия, вырабатывает разнообразные способы, использует специальные технологии и приемы, которые позволяют повышать уровень конкурентоспособности  предприятия. В маркетинге активно  используются анализ экономической ситуации, проводятся специальные исследования рынков разного типа (потребителей, учредителей, доноров и т.п.); изучается соотношение спроса и предложения в конкретном сегменте рынка, уточняются особенности спроса разных категорий потребителей. Результаты маркетингового анализа широко применяются при выработке инновационной стратегии и ее внедрении. Программирование и реализация деятельности сервисного предприятия также во многом строятся на рекомендациях такого анализа. Используя данный инструмент, менеджеры досуговых фирм могут более уверенно проводить рекламные кампании, эффективную РR-политику, находить методы оптимального позиционирования своего продукта на рынке, вырабатывать оценку результатов деятельности предприятия.

Значение маркетинга в  менеджменте культурно-досуговой  сферы раскроем на примере двух его  направлений, которые достаточно рельефно отображают его значение: изучение массового спроса на культурные продукты (социальный маркетинг) и продвижение новых досуговых занятий и новых сервисных продуктов.

Сначала остановимся на значении социального маркетинга. Под этим понимается анализ культурных потребностей, продуцируемых основными слоями населения конкретного общества, включая и тех представителей, которым недоступны продукты и услуги с высокой ценовой планкой. Учитывая результаты социального маркетинга, менеджмент в сфере культуры не только вырабатывает ближайшие цели собственного бизнеса, анализирует сложившуюся экономическую конъюнктуру в досуговой деятельности, но и прогнозирует долговременные цели общественного развития, одновременно обосновывая свои долгосрочные цели. Из этого следует, что сосредоточенность усилий менеджмента культуры на дорогостоящих досуговых продуктах или ставка на спрос, связанный исключительно с поп-искусством, опасны как для развития конкретной фирмы, так и для развития общества. В осмыслении подобных тенденций следует признать важность сохранения национальных традиций, поддержки развивающих направлений досуга, а также учитывать спрос социально незащищенных слоев населения, прежде всего детей, молодежи, как стратегический ресурс развития своего бизнеса. Анализ книжного дела позволяет видеть, что издание детективов, популярных женских романов дает возможность издательствам, перераспределяя доходы, издавать менее выгодную в краткосрочной перспективе детскую классику, учебники. Тем самым издатели выполняют развивающую функцию по отношению к подрастающим поколениям и реализуют долгосрочную стратегию своей отрасли. В противном случае уже через десять лет начнет исчезать читательская аудитория даже детективов и мелодрам. Все это говорит о том, что любой культурно-досуговый бизнес должен более тщательно и ответственно вырабатывать стратегию своего развития на ближайшее и долгосрочное будущее.

Теперь рассмотрим агрессивную  тактику продвижения новых досуговых занятий, которая дает о себе знать во многих сегментах сферы организации культуры и досуга. Менеджеры предприятия, сталкиваясь с высоким уровнем конкуренции в своем сегменте досуга, вынуждены не только считаться со сложившейся расстановкой сил и устоявшимся спросом, но и переходить к гиперактивному формированию спроса с заданными параметрами. В этой ситуации вырабатываются наступательные технологии, агрессивно воздействующие на целевые группы потребителей. Порой эта стратегия переходит в манипулирование сознанием людей.

Но, как неоднократно подчеркивалось ранее, сфера культуры и досуга имеет особый характер, где безудержная коммерциализация деятельности способна привести к результатам, неожиданным для общества и неблагоприятным для самого бизнеса.

Специалисты по маркетингу любого предприятия культуры должны обладать широким кругозором, хорошо знать ведущие тенденции в развитии досуга и общества, уметь их прогнозировать. Недооценка общекультурных и социальных характеристик, пренебрежение к позитивным духовным ценностям и ориентация лишь на досуговые запросы узких целевых групп вызовет немалые издержки в продвижении инноваций.

Назначение досугового маркетинга – делать ставку бизнеса и менеджмента на перспективные культурные проекты, конструктивные идеи, яркие личности, динамичные общественные организации. С этой целью маркетинг должен анализировать спрос разных групп общества, в том числе низкодоходных, социально незащищенных, маргинальных.

Сторонники агрессивной  стратегии в борьбе за состоятельных  потребителей досуга зачастую не соглашаются  с такой позицией, считая излишним заниматься социальным маркетингом, следить  за досуговыми потребностями общества и неперспективных с коммерческой точки зрения групп населения. Действительно, составляя значительную часть населения, эти группы не в состоянии оплачивать дорогостоящие услуги.

 

44.Понятие «игра»  и игровая деятельность. Основные  признаки игровой деятельности.

Многие ученые пытались дать определение понятию игра. Старое определение игры, как всякой деятельности ребенка, не преследующей получение  результатов, рассматривает все  эти виды детской деятельности эквивалентными друг другу. Открывает ли ребенок  дверь, играет ли в лошадки, с точки  зрения взрослого, он и то и другое делает для удовольствия, для игры, не всерьез, не для того, чтобы что-нибудь получить. Все это называют игрой.

К. Гросс был первым автором, который попытался внести ясность в вопрос определения  игры. Он пытался классифицировать детские игры и найти новый  подход к ним. Он показал, что экспериментальные  игры стоят в ином отношении к  мышлению ребенка и к будущим  его целесообразным неигровым действиям, чем символические игры, когда  ребенок воображает, что он лошадь, охотник и т.п. Один из учеников Гросса – А. Вейс пытался показать, что  различные виды игровой деятельности чрезвычайно далеко стоят друг от друга, или, как он выражался, имеют  в психологическом отношении  мало общего. У него возник вопрос: можно  ли одним словом "игра" называть все различные виды подобной деятельности (Л.С. Выготский "Раннее детство")?

П.П. Блонский полагает, что  игра есть только общее название для  самых разнообразных деятельностей  ребенка. Блонский, вероятно, доходит  в этом утверждении до крайности. Он склонен думать, что "игры вообще" не существует, не существует вида деятельности, который бы подходил под это понятие, ибо само понятие игры есть понятие  взрослых, для ребенка же все серьезно. И это понятие должно быть изгнано  из психологии. Блонский описывает  следующий эпизод. Когда нужно  было поручить кому-либо из психологов написать в энциклопедию статью "Игра", он заявил, что "игра" есть слово, за которым ничего не скрывается и  которое должно быть изгнано из психологии.

Представляется плодотворной мысль, Д.Б. Эльконина относительно расчленения понятия "игра". Игру нужно рассматривать как совершенно своеобразную деятельность, а не как  сборное понятие, объединяющее все  виды детских деятельностей, в частности, и такие, которые Гросс называл  экспериментальными играми. Например, ребенок закрывает и открывает  крышку, делая это много раз  подряд, стучит, перетаскивает вещи с места на место. Все это не является игрой в собственном  смысле слова. Можно говорить о том, не стоят ли эти виды деятельности между собой в таком же отношении, как лепет в отношении к  речи, но, во всяком случае, это не игра.

Весьма плодотворно  и соответствующе сути дела и положительное  определение игры, которое выдвигается  при этой идее на первый план, а именно что игра — это своеобразное отношение  к действительности, которое характеризуется  созданием мнимых ситуаций или переносом  свойств одних предметов на другие. Это дает возможность правильно  решить вопрос об игре в раннем детстве. Здесь нет того полного отсутствия игры, которым с этой точки зрения характеризуется младенческий возраст. Мы в раннем детстве встречаемся  с играми. Всякий согласится, что  ребенок этого возраста кормит, нянчит куклу, может пить из пустой чашки  и т.д. Однако было бы опасностью не видеть существенного различия между  этой "игрой" и игрой в собственном  смысле слова в дошкольном возрасте — с созданием мнимых ситуаций. Исследования показывают, что игры с переносом значений, с мнимыми  ситуациями появляются в зачаточной форме только к концу раннего  возраста. Только на третьем году появляются игры, связанные с внесением элементов  воображения в ситуацию.

Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет  такие функции:

-   развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

-   коммуникативную: освоение диалектики общения;

-   самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

-   игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

-   диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

-   функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

-   межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову):

•       свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);

•       творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»); Р.Г.Хазанкина, К.В.Маховой и другие.

•       эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);

•       наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

В структуру  игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

В структуру  игры как процесса входят:

а) роли, взятые на себя играющими;

б) игровые  действия как средство реализации этих ролей;

в) игровое  употребление предметов, т.е. замещение  реальных вещей игровыми, условными;

г) реальные отношения между играющими;

д) сюжет (содержание) - область действительности, условно  воспроизводимая в игре.

В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"