Особенности организации досуга учащихся младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2015 в 09:01, дипломная работа

Краткое описание

Целью выпускной творческой работы является: изучение теоретических особенностей организации досуга учащихся младшего школьного возраста, практики их применения, а также разработка и проведение культурно-досугового мероприятия.
Задачи выпускной творческой работы:
- проанализировать научную и научно-методическую литературу по проблеме организации досуга учащихся младшего школьного возраста;
- раскрыть специфику досуга учащихся младшего школьного возраста;
- изучить основные формы организации досуга учащихся младшего школьного возраста;

Оглавление

Введение …………………………………………………………………
1 Теоретический анализ проблемы организации досуга учащихся младшего школьного возраста……….………………………………..……
1.1 Содержание досуга учащихся младшего школьного возраста ……….
1.2 Психолого-педагогические особенности младших школьников …………..…………………………………………………………………..…
2 Содержание работы по организации досуга учащихся младшего школьного возраста…..
2.1 Анализ этапов работы по организации досуга учащихся младшего школьного возраста …………………...
2.2 Система работы по организации досуга учащихся младшего школьного возраста на примере праздничного мероприятия «Чудеса у новогодней елки» ……………………...................................................…….
Заключение…………………………………………..………………..……...
Список использованной литературы…………………………...…

Файлы: 1 файл

дипломная Тезекбава Алтын.doc

— 426.00 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки Республики Казахстан

 

Карагандинский государственный университет

им. академика Е.А. Букетова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тезекбаева Алтын

 

 

 

 

 

Особенности организации досуга учащихся младшего школьного возраста

 

 

ВЫПУСКНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

 

 

 

специальность 050906 – «Культурно-досуговая работа»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Караганда 2011

 

Министерство образования и науки Республики Казахстан

 

Карагандинский государственный университет

им. академика Е.А. Букетова

 

 

 

«Допущена к защите»

 

Зав. кафедрой социальной работы

и социальной педагогики

 

____________ Ш.М. Мухтарова

 

 

 

 

ВЫПУСКНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

 

На тему: «Особенности организации досуга учащихся младшего школьного возраста»

 

 

по специальности 050906 – «Культурно-досуговая работа»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:        А. Тезекбаева

 

Научный руководитель

к.соц.н., доцент                          Г.Ж. Джамалиева

 

 

 

 

 

 

 

 

Караганда 2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение …………………………………………………………………

1 Теоретический анализ проблемы организации досуга учащихся младшего школьного возраста……….………………………………..……

1.1 Содержание досуга учащихся младшего школьного возраста ……….

1.2 Психолого-педагогические особенности младших школьников …………..…………………………………………………………………..…

2 Содержание работы по организации досуга учащихся младшего школьного возраста…..

2.1 Анализ этапов работы по организации досуга учащихся младшего школьного возраста …………………...

2.2 Система работы по организации досуга учащихся младшего школьного возраста на примере праздничного мероприятия «Чудеса у новогодней елки» ……………………...................................................…….

Заключение…………………………………………..………………..……...

Список использованной литературы…………………………...…………...

Приложения……………………………………………………………...

6


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Особое значение в социальном становлении личности имеет младший школьный возраст. В этом возрасте у ребенка происходит интенсивное развитие социальных отношений, формирование эмоционально-чувственного познания, он начинает понимать и осваивать нравственные категории. В это же время младший школьник познает и осознает эстетическую сторону окружающего мира, проявляет интерес к различным видам деятельности, в частности, к художественной. Этому способствует то, что ребёнок является не только объектом воздействия семьи, школы, сверстников, которые формируют его личность и передают социальный опыт, но и то, что он сам активно участвует в познании окружающего мира, общается с ровесниками, взрослыми. Условия для успешного формирования личности создаются и в семье, и в школе [1].

Сказанное в равной мере относится и к младшим школьникам, занимающимся и воспитывающимся в культурно-досуговых учреждениях Республики Казахстан. Однако формирование личности младших школьников характеризуется определенным своеобразием.

В основу эмоционального благополучия детей младшего школьного возраста должна быть положена сформированность у них социальных и эстетических чувств. Эти чувства проявляются в процессе общения и взаимодействия с другими детьми и со взрослыми. Социальные чувства способствуют успешному включению младших школьников в социум, а эстетические чувства оказывают положительное влияние на духовно-нравственную сторону личности.

Одним из важных средств формирования социальных и эстетических чувств является художественная коллективная деятельность во время досуга, которая позволяет ребёнку выражать свои эмоции, чувства, отношение к происходящему в личной и общественной жизни. Организация детей в художественной деятельности может быть как индивидуальной, так и коллективной, проходит на уроках, во внеурочное время и во время досуга.

Коллективная досуговая деятельность предоставляет возможности для свободного общения, самовыражения, способствует полному раскрытию индивидуальности ребенка, именно в совместной деятельности реализуется взаимодействие детей, она учит ребенка общаться с партнером, выслушивать его, радоваться достижениям других детей, оказывать необходимую помощь.

Актуальность выбранной темы настоящей выпускной творческой работы находит свое отражение и в государственных документах Республики Казахстан.

Так, в законодательных документах Республики Казахстан, в частности в Законе РК «О культуре» [2],  Законе РК «Об образовании» [3] и Законе РК «О государственной молодежной политике в Республике Казахстан» [4], в качестве стратегической цели выступает -  воспитание гражданина демократического общества и всесторонне развитого человека, способного преумножать и реализовывать свой личностный потенциал в интересах общественного и личного прогресса.

Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. Поэтому очень важно, чтобы ребенок был активно вовлечен в досуговую деятельность, так как наряду с обеспечением освоения образовательных стандартов, развитием творческих способностей не менее важным следует признать создание поля исследовательского творчества в свободное время, наличие которого позволяет решать задачи формирования у школьников аппарата самореализации в современном мире и освоения ими познавательных способностей в процессе организации досуга и отдыха.

В процессе вовлечении младшего школьника в организацию и проведение творческих мероприятий огромная роль ложиться на организатора. Он выступает сразу в роли воспитателя, и сценариста, и режиссера, и осветителя, и костюмера, и гримера, и художника, и музыкального продюсера, и  другое.

В научный анализ теории и практики культурно-досуговой деятельности младшего школьного возраста значительный вклад внесли такие ученые как, Абульханова-Славская К.А. [5], Аванесова Г.А. [6], Воловик А.Ф. [7], Жарков А.Д. [8], Иванов И.П. [9], Опарина Н.А. [10], Орлов В.Н. [11], Стрельцов Ю.А. [12], Шубина И.Б. [13] и другие.

Актуальность данной проблемы обусловила выбор темы настоящей выпусткной творческой работы в следующей редакции: «Особенности организации досуга учащихся младшего школьного возраста».

Целью выпускной творческой работы является: изучение теоретических особенностей организации досуга учащихся младшего школьного возраста, практики их применения, а также разработка и проведение культурно-досугового мероприятия.

Задачи выпускной творческой работы:

- проанализировать научную и научно-методическую литературу по проблеме организации досуга учащихся младшего школьного возраста;

- раскрыть специфику досуга учащихся младшего школьного возраста;

- изучить основные формы организации досуга учащихся младшего школьного возраста;

- выявить функции, принципы, задачи и особенности досуга учащихся младшего школьного возраста;

- разработать, организовать и провести мероприятие;

    • провести анализ результатов практической работы по реализации творческого мероприятия.

Объект выпускной творческой работы – организация досуга учащихся младшего школьного возраста.

Предмет выпускной творческой работы – процесс организации досуга учащихся младшего школьного возраста.

 Для реализации поставленных в работе задач использовались различные методы, в том числе и метод анализа литературы по проблеме организации досуга учащихся младшего школьного возраста.

Базой выполнения выпускной творческой работы стал Районный дом культуры города Абай.

Выпускная творческая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Во введении обосновывается актуальность темы выпускной творческой работы, определяются объект, предмет, цель, задачи, методы работы, характеризуется структура  работы.

В первой главе «Теоретические основы организации досуга учащихся младшего школьного возраста» изучаются содержание понятий «досуг», «досуг учащихся младшего школьного возраста», «формы досуга», дается характеристика особенностей видов и содержания организации различных форм досуга учащихся младшего школьного возраста.

Во второй главе «Опыт организации досуга учащихся младшего школьного возраста» раскрывается содержание практической работы по технологии организации творческого мероприятия. Сформулированы методические рекомендации по технологии организации досуга учащихся младшего школьного возраста.

В заключении дается обобщение по теме выпускной творческой работы.

В списке литературы дан перечень использованной литературы.

В приложении представлены материалы практической работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретический анализ проблемы организации досуга учащихся младшего школьного возраста

 

 

1.1 Содержание досуга учащихся младшего школьного возраста

 

В настоящее время перед казахстанским обществом стоит великая цель воспитания новой личности, свободной, способной к активной, творческой деятельности во всех сферах жизни.

Определить воспитание можно как воздействие на человека, но для развития целостной личности важно понимать воспитание как взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей. Воспитание развитой личности неотделимо от культуры и досуга. У каждого человека есть понимание значимости культуры и досуга.

На сегодняшний день существует множество трактовок понятия «досуг» и «свободное время».

Досуг – «деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой человек восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности» [14].

Словом «досуг» мы обозначаем пространство, время и содержание творческих интересов и занятий детей, выходящих за пределы их учебной деятельности.

В науке эту сферу, где пересекаются пространство, время и содержание независимой деятельности, называют рекреативной, то есть сферой активного отдыха, восстановления физических, психических и духовных сил, а также удовлетворения и развития творческих способностей и интересов.

Несомненным качеством творческой личности является доминирование досуговых и учебных интересов, свойственных ребенку на протяжении всей жизни. Высокий интеллект создаст необходимую предпосылку для того, чтобы эти интересы переходили в сферу общественно полезного труда, – таким образом и формируется творческая деятельность.

Досуг – основная детерминанта творчества детей. Творческая личность отличается не присутствием каких-то особых, уникальных качеств, а преимущественным развитием тех, которые необходимы для продуктивной и созидательной деятельности. Досуг удовлетворяет жажду привилегий – чисто человеческую черту, свойственную детям изначально. Школьникам абсолютно необходимы события, потрясающие их воображение [17].

Досуг — это удовлетворение личных интересов и притязаний детей. Закон досуговой деятельности – сублимация, то есть процесс преобразования и переключения энергии аффективных (душевных, страстных, эмоциональных) влечений, волнений на цели социальной деятельности и культурного творчества. Необходимо спокойно и терпеливо относиться к «первичным» страстям детей и постепенно переводить их в русло социально значимых. Детям свойственно все опробовать: собирательство, коллекционирование, спорт, мир музыки, книги, туризма, технического творчества. Оценка того или иного досугового явления зависит у детей от их системы ценностей. Каждый ребенок – субъект свободного времени, он «сам по себе», и этого не надо бояться. Досуговая практика – опыт самоценной личности. Досуг для детей — всегда самореализация и самореабилитация. Это его очень важные функции [15].

Важно понимать, что это не пустое времяпрепровождение, не простое бездельничанье по принципу: «что хочу, то и делаю». Это деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек. Усвоение культурных ценностей, познание нового, любительский труд, творчество, физкультура и спорт, туризм, путешествия – вот чем и еще многим другим может быть занят он в свободное время.

От умения направлять свою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей жизненной программы, развитие и совершенствование своих сущностных сил во многом зависит социальное самочувствие человека, его удовлетворенность своим свободным временем.

Информация о работе Особенности организации досуга учащихся младшего школьного возраста