Особенности организации досуга учащихся младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2015 в 09:01, дипломная работа

Краткое описание

Целью выпускной творческой работы является: изучение теоретических особенностей организации досуга учащихся младшего школьного возраста, практики их применения, а также разработка и проведение культурно-досугового мероприятия.
Задачи выпускной творческой работы:
- проанализировать научную и научно-методическую литературу по проблеме организации досуга учащихся младшего школьного возраста;
- раскрыть специфику досуга учащихся младшего школьного возраста;
- изучить основные формы организации досуга учащихся младшего школьного возраста;

Оглавление

Введение …………………………………………………………………
1 Теоретический анализ проблемы организации досуга учащихся младшего школьного возраста……….………………………………..……
1.1 Содержание досуга учащихся младшего школьного возраста ……….
1.2 Психолого-педагогические особенности младших школьников …………..…………………………………………………………………..…
2 Содержание работы по организации досуга учащихся младшего школьного возраста…..
2.1 Анализ этапов работы по организации досуга учащихся младшего школьного возраста …………………...
2.2 Система работы по организации досуга учащихся младшего школьного возраста на примере праздничного мероприятия «Чудеса у новогодней елки» ……………………...................................................…….
Заключение…………………………………………..………………..……...
Список использованной литературы…………………………...…

Файлы: 1 файл

дипломная Тезекбава Алтын.doc

— 426.00 Кб (Скачать)

В подходах к пониманию сущности досуга до сих пор нет полного единства. Существует три основных взгляда на сущность досуга:

 деление временного отрезка на рабочее (учебное) и внерабочее (внеучебное) время, где «досуг» и «внерабочее» (внеучебное) время рассматриваются как одно и то же;

отождествление понятий «досуг» и «свободное время»;

досуг – часть свободного времени, отдых и развлечения, связанные с

развитием личности. Мы придерживаемся третьего подхода к пониманию досуга.

Ещё до начала XX века понятие «досуг» означало способность, возможность человека проявить себя в свободное от работы время [15, 15].

В современных энциклопедиях и словарях понятия «досуг» и «свободное время» между собой равнозначны: «Досуг – часть внерабочего времени, остающегося у человека за вычетом непреложных, необходимых затрат. В структуре свободного времени выделяют активную творческую деятельность; учебу, самообразование; культурное потребление; спорт и прочее; любительские занятия, игры с детьми; общение с другими людьми» [13].

Когда люди говорят о досуге, чаще всего они имеют в виду свободное от работы, учёбы время. Однако ученые – исследователи и менеджеры, работающие в области организации досуга населения, не отождествляют эти явления, хотя они тесно связаны между собой (А.Ф. Воловик, В.А. Воловик, И.П. Иванов,С.М. Курганский и др.).

Для определения свободного времени отдельного человека из его суточного бюджета времени следует вычесть время, которое он затрачивает:

- на производственно - трудовые функции, или учебную деятельность, включая дорогу к месту работы (учёбы), и обратно;

- физиологический отдых (ночной сон);

- оздоровительные и санитарно – гигиенические нужды;

- покупку продуктов, их приготовление, прием пищи;

- приобретение необходимых вещей, товаров повседневного спроса и длительного пользования;

- воспитание малолетних детей, неотложную помощь близким людям.

Доля суток, которая остается в распоряжении человека после указанных вычислений, может быть определена как его досуг, или «чистое» свободное время в течение дневного бодрствования. Именно этой частью времени человек может распорядиться по своему усмотрению.

В будний день доля свободного времени у работающего, или обучающегося в учебном заведении человека – относительно небольшая величина. Это время человек может увеличивать или сокращать, затрачивать его на занятия, не связанные с досугом. Однако, если учёба или труд на производстве, а также многочисленные заботы по хозяйству выходят за рациональные рамки, то человек резко ограничивает свое свободное время, что может вызвать стресс из-за переутомления. В то же время люди, проводящие свободное время дома в пассивном бездействии, сдерживают свое развитие, их существование приобретает однообразный характер.

Доля свободного времени в объеме суточного времени у человека заметно возрастает в выходные дни и в отпускной (каникулярный) период. Многие стремятся использовать эти дни преимущественно с рекреационно – досуговой целью, минимизируя повседневные нагрузки и домашние дела.

В современных условиях свободное время является настоящей ценностью.

Идеология демократического общества в области свободного времени базируется на фундаментальном праве человека самостоятельно распоряжаться своей свободой и осуществлять свою жизнедеятельность, исходя из личных потребностей и интересов. Однако обществу небезразлично, как и на что человек расходует свое свободное время, поэтому оно, с одной стороны, формирует ценностные ориентации в сфере досуга, с другой – создает инфраструктуру его организации и проведения. Общество исходит из того, что человек должен использовать свободное время прежде всего на восстановление собственного здоровья и на развитие своей личности.

Таким образом, понятия «досуг» и «свободное время» взаимозаменяемы. Однако они не идентичны по смыслу. Когда говорят о свободном времени, акцентируется потенциальная возможность вариативно использовать его на что угодно. Некоторые люди проводят его неэффективно. Понятие «досуг» подразумевает использование человеком свободного времени для своего личностного развития.

Рассмотрим понятие «свободное время».

Свободное время – это прежде всего временное пространство жизни ребенка, та его часть, что остается от учения в школе, выполнения домашних учебных заданий, работы, бытовых отправлений (сон, питание, самообслуживание, дорога и т. п.), от общественных домашних поручений и обязанностей. Свободное время есть личное время ребенка, расходуемое по его усмотрению.

В структуре свободного времени школьника, в его наполнении можно выделить и такие важные компоненты: дополнительную учебу по личной инициативе, самообразование, общественную деятельность, углубленное знакомство с ценностями культуры, техническое творчество, труд по желанию и оплачиваемая работа, прикладной труд; художественное самодеятельное творчество, спорт, туризм и физическая культура, общение с природой и экологические занятия, общение по интересам, любительские занятия, игры, и сюда же входит отдых как «ничегонеделание», и, в том числе, к сожалению, антикультурные занятия и криминальный досуг. Свободное время во все общественные периоды являлось своеобразным индикатором воспитывающей и развивающей деятельности — учебной, трудовой, досуговой. Но в развитии личности ребенка свободное (досуговое) время имеет и абсолютно самостоятельную педагогическую ценность, оказывая сильное воздействие на все стороны жизнедеятельности детей, приобщая их к освоению богатств духовной культуры, являясь областью раскованного общения и участия во всех видах практической творческой деятельности.

Существует множество разнообразных типологий современного досуга. Наиболее распространено деление досуга на: [15, с. 19].

деятельный и созерцательный;

ежедневный, еженедельный, отпускной, праздничный;

домашний и внедомашний;

- индивидуально организованный  и коллективно – организованный.

В зависимости от типа социально-досуговых учреждений, занимающихся организацией досуга, выделяют:

семейный досуг;

досуг в условиях дошкольного образовательного учреждения, школьный досуг, досуг, осуществляющийся в условиях других учебных заведений (ПТУ, колледжи, техникумы, вузы и т.д.);

досуг в школах - интернатах, детских домах;

досуг в летнем лагере;

досуг, который проводится в библиотеках, культурно-досуговых центрах, физкультурно-спортивных комплексах, музыкальных, хореографических, художественных школах и т. п. [7].

C точки зрения Ю.А.Стрельцова в подходах к пониманию сущности досуга до сих пор нет полного единства и одновременно существует три позиции:

- деление временного отрезка  на рабочее и внерабочее время, где «досуг» и «внерабочее»  рассматриваются как одно и  то же;

- отождествление понятий «досуг»  и «свободное время»,

- досуг – часть свободного  времени, отдых и развлечения  не связанные с развитием личности [16].

Сегодня в энциклопедиях и справочниках «досуг» и «свободное время» между собой уравнивают [9, 46].

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И.Даль дает характеристику человеку в условиях досуга как «досужий» – умеющий, способный к делу, ловкий, искусный. До начала XX века понятие «досуг» означало достижение, способность, возможность человека проявить себя в свободное время от работы время [17, 43].

Все вышеперечисленные социально – досуговые учреждения и институты являются основными.

К вспомогательным досуговым учреждениям относятся: средства массовой информации, театры, кинотеатры, творческие союзы, технические и спортивные общества, массовые добровольные организации.

Виды досуговой деятельности человека можно условно разделить на три группы:

а) просто отдых: игры, развлечения и т.д.

б) просвещение: усвоение, потребление культурных ценностей;

в) творчество: техническое, научное, художественное.

Таким образом, существуют различные виды досуга в зависимости от времени и места его проведения; типа социально - досугового учреждения, занимающегося его организацией, формы организации, вида досуговой деятельности.

В современных социально-экономических условиях досуг (в том числе и детский досуг) недопустимо коммерциализируется, и включенность в сферу деятельности досуговых учреждений становится уделом избранных в силу отсутствия у многих людей материальных средств, поэтому говорить о масштабности сферы влияния данных учреждений не приходится.

В результате в обществе создается вакуум в сфере социализации подрастающего поколения. Поэтому главным источником социальной информации для детей становится улица, определяя свои нормы поведения, формируя своеобразный «кодекс нравственности», диктуя свои условия общественного становления и выживания. В конечном итоге улица все больше и больше превращается в одно из самых действенных средств социализации подрастающего поколения. И, как результат – страстное желание детей разбогатеть, не прикладывая при этом ни физических, ни интеллектуальных усилий, и безудержный рост проявлений различного рода девиаций среди детей и подростков [38, с. 35].

В этих условиях особую актуальность приобретает вопрос о соотношении между направленным процессом социализации и количественно преобладающим стихийным воздействием на индивида. К сожалению, чаще всего социализирующее воздействие на детей, подростков и юношество бывает случайным, мало организованным в целостную систему в различных сферах деятельности – в семье, в школе, в досуговых учреждениях. Случайными могут быть посещение кино, театра, выставки, выбора литературы для чтения и музыки для прослушивания. Случайным может оказаться окружение. И хорошо, если случайный выбор удачен, в противном случае он влечет за собой приобщение детей, подростков и юношества к ассоциальным явлениям.

Разрешение этого противоречия заключается в целенаправленной формирующей деятельности различных социальных институтов, ориентированной на формирование соответствия между лично значимым и общественно значимым, на формирование общечеловеческих ценностей у подрастающего поколения. Особая роль в решении этих задач отводится семье, школе и досуговым учреждениям [38, с. 38].

Семья, являясь источником первоначального развития природных свойств человека, местом, где формируются его специфические социальные роли, закладываются основы отношения ребёнка к себе, к близким, к окружающему миру, оказывает существенное воздействие на процесс социализации подрастающего поколения.

Важную роль в социализации детей, подростков и юношества играет школа, где на различных этапах в программу образования включены предметы, способствующие оптимальному осуществлению этого процесса: «обществоведение», «основы этики и эстетики», «риторика», «этика и психология семейных отношений» и др. Однако этого совершенно недостаточно для полноценной социализации учащихся. Более активно целкнаправленная социализация школьников осуществляется через систему внеклассных мероприятий. Так, лекции и беседы на нравственно-этические, экологические, искусствоведческие и другие темы проводятся во всех общеобразовательных школах.

Внутришкольные вечера, диспуты по различным проблемам, недели музыки, детской книги и другие мероприятия способствуют социальному становлению и развитию учащихся.

Однако внеклассная работа не носит для школьников обязательного характера и поэтому не охватывает всех учащихся. Кроме того, в этой деятельности не используется все многообразие форм и методов работы, она эпизодична, не всегда целенаправленна и не имеет массового характера в связи со слабой оснащенностью многих школ и недостатком специалистов, способных заинтересовать детей и подростков, профессионально организовать их досуг.

Важным и эффективным фактором социализации детей, подростков и юношества является досуговое учреждение, которое по природе своей является учреждением полифункциональным и мобильным, способным объединять и активно использовать различные социальные институты, оказывающие социализирующее воздействие на личность [33, с. 119].

Досуговое учреждение дает возможность широким массам школьников развивать свои творческие способности и открывает пути самореализации личности. В своих высших формах досуговая деятельность служит целям воспитания, просвещения и самовоспитания подрастающего поколения. Причем решаются эти задачи в досуговом учреждении в органичном сочетании с культурным отдыхом и разумными развлечениями.

Досуг может стать могучим стимулом для развития личности. В этом заключен его воспитательный потенциал. Но свободное время, не организованное должным образом, может превратиться в силу, калечащую личность, деформирующую сознание и поведение, привести к ограничению духовного мира человека, и даже к таким проявлениям девиантного поведения, как пьянство, наркомания, проституция, преступность.

В условиях усиления тенденции сокращения вложений государственных средств в развитие детско-юношеских досуговых учреждений, исходя из посылки вредоносности «растаскивания» личности ребенка по ведомствам и сферам влияния, а также, опираясь на международный опыт организации детского досуга, многие специалисты в области социальной педагогики, организации досуговой деятельности считают целесообразным сконцентрировать материальные средства, кадровый потенциал и основную досуговую деятельность детей, подростков и юношества в детских образовательных учреждения. В результате этого все без исключения дети, подростки и юноши (девушки) будут вовлечены в орбиту педагогически направленной культурно-досуговой деятельности [38, с. 35].

Вместе с тем, параллельно с всеобщей системой может существовать специальная или дополнительная система, обеспечивающая социализацию подрастающего поколения в сфере досуга. То есть, могут существовать две модели социализации детей, подростков и юношества в сфере досуга – общая и специальная, каждая со своим наполнением.

Информация о работе Особенности организации досуга учащихся младшего школьного возраста