Особенности организации досуга учащихся младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2015 в 09:01, дипломная работа

Краткое описание

Целью выпускной творческой работы является: изучение теоретических особенностей организации досуга учащихся младшего школьного возраста, практики их применения, а также разработка и проведение культурно-досугового мероприятия.
Задачи выпускной творческой работы:
- проанализировать научную и научно-методическую литературу по проблеме организации досуга учащихся младшего школьного возраста;
- раскрыть специфику досуга учащихся младшего школьного возраста;
- изучить основные формы организации досуга учащихся младшего школьного возраста;

Оглавление

Введение …………………………………………………………………
1 Теоретический анализ проблемы организации досуга учащихся младшего школьного возраста……….………………………………..……
1.1 Содержание досуга учащихся младшего школьного возраста ……….
1.2 Психолого-педагогические особенности младших школьников …………..…………………………………………………………………..…
2 Содержание работы по организации досуга учащихся младшего школьного возраста…..
2.1 Анализ этапов работы по организации досуга учащихся младшего школьного возраста …………………...
2.2 Система работы по организации досуга учащихся младшего школьного возраста на примере праздничного мероприятия «Чудеса у новогодней елки» ……………………...................................................…….
Заключение…………………………………………..………………..……...
Список использованной литературы…………………………...…

Файлы: 1 файл

дипломная Тезекбава Алтын.doc

— 426.00 Кб (Скачать)

- досуг способствует объективной  самооценке детей;

- досуг формирует позитивную  «Я- концепцию»;

- досуг обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное  удовольствие;

- досуг способствует самовоспитанию  личности;

- досуг формирует социально значимые потребности личности и нормы поведения в обществе;

- досуг- активность, контрастирующая  с полным отдыхом [21, с.119 – 120].

Таким образом, можно констатировать, что сущностью досуга детей младшего школьного возраста в каникулярное время является их творческое поведение в свободной для выбора рода занятий и степени активности среде, детерминированное потребностями и интересами, направляемое (но не навязываемое) педагогами - специалистами в области организации детского досуга совместно с другими взрослыми  [12].

Досуг является благоприятной почвой для испытания детьми, подростками и юношеством фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности. Досуг в существенной степени ответственен в части формирования характера ребенка, в частности таких качеств как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и др. [14].

Досуг создает для человека возможности реализовать потребности и аспекты его внутреннего развития, что невозможно в полной мере в деловой сфере, в домашнем хозяйстве, на фоне повседневных забот. Тем самым реализуются компенсаторные функции, поскольку в утилитарных областях практики ограничена свобода действий и выбора. Здесь человек далеко не всегда может реализовать свой творческий потенциал, обратиться к любимым занятиям, пережить развлекательный эффект, снимающий внутреннее напряжение, и т.п.[7].

Досуговая деятельность детей в связи с этим должна быть многообразной, включать различные формы образовательной, творческой, спортивной деятельности, удовлетворяющей самые разные интересы детей. Особое внимание должно уделяться созданию условий для свободного выбора ребёнком видов деятельности.

Поскольку ведущей деятельностью младшего школьника является учебная деятельность, во время досуга необходимо развивать у детей качества, от которых зависят их успехи в учёбе: интеллект, образное мышление, креативность. Для этого важно расширять конкретно – чувственный опыт воспитанников детского дома: увеличивать “пространство обитания”, в каникулярное время чаще совершать с детьми прогулки за территорию детского дома, всевозможные экскурсии, менять обстановку, в которой дети занимаются досуговой деятельностью [7, с. 23].

Досуг – деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности. Раз досуг – деятельность, то это означает, что он не пустое время провождение, не простое бездельничанье и вместе с тем не по принципу: «что хочу, то и делаю». Это деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек. Усвоение культурных ценностей, познание нового, любительский труд, творчество, физкультура и спорт, туризм, путешествия – вот чем и еще многим другим может быть занят он в свободное время. Все эти занятия укажут на достигнутый уровень культуры детского и молодежного досуга [11].

Таким образом, можно констатировать, что сущностью детского досуга является творческое поведение (взаимодействие с окружающей средой) детей, подростков и юношества в свободной для выбора рода занятий и степени активности пространственно-временной среде, детерминированный внутренне(потребностями, мотивами, установками, выбором форм и способов поведения) и внешне (факторами, порождающими поведение) [6,43].

Рассмотрим основные формы организации досуга детей младшего школьного возраста.

Сочинения сказки.

Сочинение сказок – один из сильнейших способов пробуждения фантазии ребенка и развития его личности.

Существует несколько типов проведения свободного времени в зависимости от способности воспринимать тот или иной вид искусства.

Важное место в объеме школьной работы по социализации учащихся занимают массовые мероприятия. Внутришкольные вечера, беседы, диспуты по различным проблемам, недели музыки, детской книги и другие мероприятия способствуют социальному становлению и развитию учащихся.

Детские недели

Комплексные формы работы привлекают к культурно-досуговым учреждениям внимание большой аудитории. С этим связано появление детских недель – музыки, книги, театра и др. Их целью является выявление интереса детей к искусству. Детские недели проводятся систематически, в недельный ход их планируются разные формы работы (массовые, игровые, выставки, театрализованные представления) При подборе форм учитываются психологические  и возрастные особенности ребенка. Во главе детской недели встает оргкомитет, который берет на себя составление плана, разработку сценариев, распределение ролей.

Начало детской недели предполагает торжественное открытие, в течение которого детям говорят о значении и роли того или иного вида искусства в жизни человека, знакомят с планом работы недели. Закрытие недели предполагает подведение итогов, награждение активистов, концерт.

Неделя детской книги:

Впервые такая форма работы была опробована в 1944 году. Неделя детской книги может проходить как в культурно-досуговых учреждениях, так и на базе школы. Неделя детской книги может включать в себя следующие мероприятия: викторины, выставки, конкурсы рисунков, книжные базары, обзоры литературы, литературно-музыкальные композиции. Программа должна быть максимально разнообразной и динамичной. В качестве одной из форм работы может рассказ о книге, ее история. В течение недели проводятся заседания любителей книг (книголюбов), отражаются важнейшие литературные даты (дни рождения писателей и поэтов, показы спектаклей по книгам, конкурсы чтецов, литературные конференции

Неделя музыки:

Недели музыки в нашей стране регулярно проводятся с конца 70-х годов. Целью ее является пропаганда классической и современной музыки. В программу недели могут входить: музыкальная гостиная, спектакли, концерты, выступления профессиональных и юных музыкантов. Широко пропагандируются в неделю музыки разные ее жанры (оперетта, симфония, романс)

Досуг может стать средством развития личности ребёнка, в чём заключены его воспитательные возможности. Но свободное время, не организованное должным образом, может привести к деформации личности,ограничению духовного мира человека, к различным проявлениям девиантного поведения. Организация детского досуга должна вылиться в крупномасштабную социальную акцию, цель которой – разностороннее развитие личности ребенка, профилактика девиантного поведения.

 

 

 

 

 

 

1.2 Психолого-педагогические особенности младших школьников

 

 

Особенности учащихся младшего школьного возраста связаны с важными биологическими и социально-психологическими закономерностями их развития. В этом возрасте идет процесс активного созревания организма, формирования двигательной сферы, укрепления выносливости. Движения ребенка на музыкальных занятиях становятся разнообразными, ритмичными, пластичными. Положительное влияние на физическую работоспособность детей этого возраста оказывает увеличение познавательной, двигательной активности и целенаправленное, точное выполнение движений. Характеризуя этот возраст, А.В. Запорожец отмечает: «Надо учитывать, что мы имеем дело с растущим детским организмом, созревание которого еще не закончилось, функциональные особенности которого еще не сложились и работа которого еще не закончена. При перестройке педагогического процесса, при совершенствовании воспитательных программ необходимо предусматривать не только то, что ребенок данного возраста способен достигнуть при интенсивной тренировке, но и каких физических и нервнопсихических затрат будет ему это стоить» [20, 263].

Как показывают исследования Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, изменяется социальная позиция ребенка в обществе,    происходящее    на    фоне    обострения        чувствительности, сензитивности к усвоению культурно-нравственных норм и правил поведения. Содержание Я- концепции делает его уязвимым к любым воздействиям других людей, в связи с чем, по мнению Г.С. Абрамовой, именно  защищенное   окружение   является   ресурсом   развития  младшего школьника [21].

Середина детства связывается с кризисом семи лет как периодом потери ребенком непосредственности и спонтанности в активности и приобретения произвольности и опосредованности. Поведение становится многоплановым - разделяется план реальный и вымышленный, и ребенок осознает их несовпадение.

Как пишет В.В. Давыдов, в своей познавательной деятельности дети воспроизводят реальный процесс создания людьми понятий, образов, ценностей и норм, которое человечество накопило и выразило в идеальных формах духовной культуры [22].

В процессе учебно-познавательной деятельности младший школьник решает соответствующие ее содержанию задачи: анализирует материал с целью выявления в нем закономерностей, строит на основе этого целостный объект, овладевая общим способом построения изучаемого объекта. При решении учебной задачи мысль ребенка движется от общего к частному, при этом он осуществляет следующие действия:

-преобразование условий  задачи с целью выделения всеобщего  отношения изучаемого объекта;

-  моделирование выделенного  отношения в предметной, графической  или буквенной форме;

- преобразование модели  для изучения ее свойств;

-  посторенние системы частных задач, которые решаются общим способом;

- контроль над выполнением  действий;

- оценка усвоения общего способа.

Умение учиться и будет составлять для школьника возможность самостоятельно формулировать учебные задачи, то есть задачи на нахождение общих способов действия и пытаться решать их.

Для младшего школьника отношения с учителем в современной школе лишены того содержания обожания, уважения и доверия, которые были характерны для этой ситуации лет 30, 20 тому назад. Дело в том, что очень сильно меняется мир, а с ним и система человеческих ценностей. Сегодня у ребенка в первом классе несколько учителей. До этого он, в большинстве случаев, посещал детские дошкольные учреждения, где уже встречался с чужими взрослыми. По традиции студентам, обучающимся педагогическим специальностям, преподается, что учитель пользуется у младших школьников большим авторитетом, а жизнь приносит все больше и больше подтверждений обратному. Современные учителя перестают быть для детей безоговорочным авторитетом очень рано (еще в начале детства). Отношения с учителями строятся по безличным правилам, предполагающим сохранение психологической дистанции, как бы очерчивающей границы территории, места, занимаемого каждым человеком. Это универсальные для организации любого взаимодействия правила руководства и подчинения, правила ведения переговоров, правила выражения собственной точки зрения, следования ей, пересмотра ее и тому подобное. Они достаточно подробно описаны д. современной психологии управления и могут быть сформулированы следующим образом: определение, обозначение и сохранение дистанции. Определение дистанции, по мнению Г.С. Абрамовой, связано для младшего школьника с восприятием позиции взрослого (кто он для меня?); обозначение дистанции - это правила воздействия (кому что можно и нельзя); сохранение дистанции - удержание границ своего психологического пространства от воздействия другого человека. Всему этому ребенок учится в групповой игре со сверстниками.

Освоение именно этого вида игры является важнейшей задачей развития познавательной активности младшего школьника. Именно игра со сверстниками, где ошибки в определении и сохранении дистанции легко исправляются обеими сторонами, накапливает полезный взаимный опыт переживания и сохранения границ чужого и своего психологического пространства.

Занимательная, игра со сверстниками является для младшего школьника содержанием настоящей жизни - полной и свободной. У детей данного возраста можно наблюдать условия и формы такой настоящей жизни в самозабвенном творчестве, которому они отдаются целиком. Важно, что в этих формах активности, так же, как и в игре со сверстниками, возникает важнейшее переживание собственной полноты и целостности, наполняющее «Я» ребенка новыми силами и активизирующее его познавательную активность. Младший школьник обладает достаточной силой и энергией, которая позволяет ему идти к цели более адекватным путем. Он знает ценность своих достижений, чувства собственной силы, собственной предприимчивости, он готов к экспериментированию над своими возможностями, над многими их проявлениями, он делает это уже ради себя, а не для кого-то. Таким образом, ребенок осваивает свое психологическое пространство и возможность жизни в нем. Его как бы переполняют чувства собственной умственной и физической силы.

Ребенок в этом периоде жадно готов учиться, его жизненная смелость позволяет легко и быстро овладевать целыми областями знания. Он кажется человеком без устойчивых интересов - ему интересно все, он готов к любому обучению. Только для этого нужно мудрое и опытное руководств.

В отечественной возрастной психологии (Г.С. Абрамова, Ш.А. Амонашвили, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович и др.) исследуемый возраст приходится на период младшего - начало среднего школьного возраста. Так или иначе, школа является важнейшим социальным пространством (кроме семьи и  соседей),  где разворачиваются жизненные  события ребенка,  в которых он решает свои важнейшие проблемы развития.

В русле разрешения основного противоречия этого возраста, через воплощение переживаемой меры правильности в свои возможности по устройству жизни, ребенок овладевает важнейшим человеческим качеством -трудолюбием. Именно в это время все трудовые навыки ребенка включаются в его психологическое пространство, как организующие устойчивые элементы, так как все они связываются с переживаниями целесообразности потраченных усилий по организации своего Я.

Школьное детство - новая ступень в формировании познавательной индивидуальности ребенка. Содержание ее кратко можно представить следующим образом: научиться соотносить общие и частные, родовые и видовые свойства предметов, вещей и явлений, отношений людей; научиться организовывать свое поведение в соответствии с этими свойствами. Все новое - новые требования, новые правила в отношениях с другими людьми, новые нормы предметных действий раскрывают неизвестные до сих пор закономерности объектов. Мир упорядочен системой научных знаний и понятий, которыми ребенку надо овладеть.

Информация о работе Особенности организации досуга учащихся младшего школьного возраста