Особенности организации досуга учащихся младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2015 в 09:01, дипломная работа

Краткое описание

Целью выпускной творческой работы является: изучение теоретических особенностей организации досуга учащихся младшего школьного возраста, практики их применения, а также разработка и проведение культурно-досугового мероприятия.
Задачи выпускной творческой работы:
- проанализировать научную и научно-методическую литературу по проблеме организации досуга учащихся младшего школьного возраста;
- раскрыть специфику досуга учащихся младшего школьного возраста;
- изучить основные формы организации досуга учащихся младшего школьного возраста;

Оглавление

Введение …………………………………………………………………
1 Теоретический анализ проблемы организации досуга учащихся младшего школьного возраста……….………………………………..……
1.1 Содержание досуга учащихся младшего школьного возраста ……….
1.2 Психолого-педагогические особенности младших школьников …………..…………………………………………………………………..…
2 Содержание работы по организации досуга учащихся младшего школьного возраста…..
2.1 Анализ этапов работы по организации досуга учащихся младшего школьного возраста …………………...
2.2 Система работы по организации досуга учащихся младшего школьного возраста на примере праздничного мероприятия «Чудеса у новогодней елки» ……………………...................................................…….
Заключение…………………………………………..………………..……...
Список использованной литературы…………………………...…

Файлы: 1 файл

дипломная Тезекбава Алтын.doc

— 426.00 Кб (Скачать)

Интеллектуальная деятельность, основанная на активном мыслительном процессе, поиск способов действий, уже в младшем школьном возрасте при соответствующих условиях может стать привычной для детей. В связи с этим З.А. Михайлов пишет: «Особую умственную активность ребенок проявляет в ходе достижения игровой цели, как на занятиях, так и в повседневной жизни» [22]. Занимательные игровые моменты содержатся в разнообразном увлекательном музыкальном материале. Формы организации ребят разнообразны: со всем классом, с группами и индивидуально. Педагог должен создавать условия для игр, поддерживать и развивать интерес, поощрять самостоятельность, стимулировать творческую инициативу.

Таким образом, - особенности развития младших школьников проявляются в учебно-коммуникативной, трудовой и учебно-игровой деятельности и важно создавать в образовательном процессе такие ситуации, в которых дети могут сочетать все эти виды деятельности. Младшие школьники реактивны на непосредственные впечатления, доставляемые органами чувств, чутки, восприимчивы к образно-эмоциональным явлениям, легко переходят от серьезной, умственной деятельности к развлекательной, игровой.

 

 

2 Содержание работы по организации досуга учащихся младшего школьного возраста

 

2.1 Анализ этапов работы по организации досуга учащихся младшего школьного возраста

 

 

В настоящей выпускной творческой работе основными этапами работы в процессе подготовки и проведения елки акима Абайского района для  детей из малообеспеченных семей «Чудеса у новогодней елки» явились:

I этап – предварительное планирование.

Данный этап включает в себя следующие пункты:

- постановка цели;

- определение степени участия каждого;

- определение сроков подготовки и даты выступления;

- обсуждение временных и материальных затрат.

II этап – работа над сценарием.

Данный этап включает в себя следующие пункты:

- написание сценария;

- подбор музыкального оформления;

- распределение ролей, при котором каждый участник получает свою роль;

- репетиции (индивидуальные и групповые);

- изготовление декораций, костюмов, афиши, программок, реквизита;

- оформление помещения, в котором проводится мероприятие.

III этап – предварительное знакомство детей с праздником.

На данном этапе нами проводились беседы с учащимися, опрос учащихся о желании принять участие в проведении мероприятия.

IV этап – репетиции.

Подготовка к мероприятию осуществлялась нами в процессе проведения репетиций.

V этап – проведение мероприятия.

Мероприятие было проведено 25 декабря 2010 год. 11.00 час.

VI этап – подведение итогов.

Данный этап работы включал в себя:

- обсуждение: что понравилось, а  что нет, как подготовиться и  провести следующее мероприятие  ещё лучше; анализ сильных и слабых сторон праздничного мероприятия.

Праздник представляет собой сложное общественно-культурное явление и изучается достаточно широким кругом наук - социологией, психологией, историей, этнографией. Значение праздника для современного человека нельзя недооценивать. Благодаря особой эмоциональной атмосфере праздник примиряет нас с не всегда легкой и безоблачной действительностью, даруя хотя бы на короткое время иллюзию свободы. В жизни ребенка праздник занимает особое место. Хороший или плохой, он в любом случае не проходит для младшего школьника бесследно. Основная цель детского праздника - это доставить ребенку как можно больше радости, сформировать у него своеобразную праздничную культуру и одновременно обогатить его новыми, яркими впечатлениями. Но праздник - это не только отдых, организованный досуг, развлечение, но и важное средство учебно-воспитательного процесса, так как содержат богатые возможности для умственного и нравственного развития детей. Праздник дарит ребенку массу переживаний и богатую пищу для восприятия, что служит отличным стимулятором для детского воображения, способствуя развитию творческих способностей. Тематические праздники дают много новой информации и закрепляют знания, полученные школьниками на уроках. Наконец, праздник сплачивает ребят, вносит коррективы в их школьную и досуговую жизнь.

Работа по организации досуга учащихся младшего школьного возраста проводилась нами на базе Районного дома культуры г. Абая Карагандинской области, что указано в приложении 1.

Всего в праздничном мероприятии было задействовано 50 детей младшего школьного возраста.

Как утверждает А.В.Воловик, понятие массовости по отношению к досуговой деятельности содержит в себе не столько количественную характеристику, сколько указывает на общедоступность, произвольность и нерегламентированность участия в ней, что и обуславливает процесс ее организации. Методика этого процесса зависит от нескольких факторов.

Первый — социальная значимость и масштабы проводимого мероприятия. Оно может проводиться как общенародный государственный или религиозный праздник, как праздник региона, города, района, как профессиональный или как праздник отдельного учреждения, предприятия — юбилей, завершение этапа работы, презентация и т. п.

В нашем случае – это было праздничное мероприятие, которое мы проводили в канун нового года.

Второй — конкретные условия проведения — парк, улица, площадь, стадион, помещение.

Третий — содержание самого мероприятия. Учет перечисленных факторов — это в первую очередь учет потенциальной численности участников организуемой массовой досуговой деятельности. Существуют пределы допустимого количества людей в определенной окружающей среде. Масштабы и конкретные условия, в которых протекает массовая досуговая деятельность, представляют собой такую специфическую среду. И если количество людей в данном пространстве превышает оптимальный уровень, а в критические моменты — вообще допустимый, человек перестает воспринимать происходящее. Его восприятие будет сосредоточено только на большом количестве людей и он будет стремиться покинуть эту среду. Такая ситуация возникает в тех случаях, когда мероприятие проводится в открытой среде улицы, площади, парка и концентрируется в одном локальном месте. С изменением окружающей среды изменяется и поведение человека, его переживания, реакция, восприятие. Один и тот же человек ведет себя совершенно по-разному в церкви или на футбольном матче, в аллее парка или в праздничной толпе. Поэтому организация среды и ее символическое значение являются гарантией того, что человек поступит так, а не иначе [19].

Как известно, основным инструментом формирования массовой аудитории, позволяющим привлечь человека к участию в массовой досуговой деятельности, является реклама. Психологически обоснованная реклама представляет собой действенный канал передачи нужной информации нужному лицу. Сообщая человеку о предстоящем мероприятии, необходимо учитывать те особенности, вкусы, привычки, ценностные ориентации той категории людей, на которых оно рассчитано, видеть тот адресат, к которому обращается. Поэтому далеко не всегда реклама должна быть броской, эффектной во что бы то ни стало. Она может быть краткой, деловитой, шутливой, то есть разной в зависимости от адресата [20].

Рассматривая рекламу как основной инструмент привлечения человека к участию в массовой досуговой деятельности, среди ее форм следует выделить плакат. Плакат — объявление и его разновидность — афишу, которая является объявлением о предстоящем концерте или спектакле. Объявление быстрее и точнее воспринимается, чем реклама в печати, на радио, по телевидению. По отношению к объявлениям в форме плаката не существует того предубеждения, которое выработали к себе рекламные сообщения средств массовой информации, особенно телевидение.

Задача объявления — сообщить о мероприятии, о его содержании, дате и месте проведения. Каждый из этих элементов, составляющих общую структуру сообщения, располагается в определенной последовательности, обусловленной психологическими закономерностями восприятия. Человека прежде всего интересует название мероприятия, затем содержание (наполнение), организатор и дата, место и время проведения. Учитывая это, композиция плаката строится таким образом, чтобы вычленялся в первую очередь основной элемент и обеспечивалась последовательность восприятия остальных. Здесь возможно несколько композиционных решений:

При компоновке текста объявления его не следует загружать избыточной информацией, то есть словами «состоится», «объявление», «на тему» повторным написание даты (симметрично с двух сторон), повторным упоминанием названия мероприятия со словом «начало» (начало вечера, начало встречи и т.п.).

В практике создания плакатов-объявлений широко используются типовые названия мероприятий, указывающие на форму их проведения: вечер отдыха, детский утренник и т.д. Такая информация правомерна, но недостаточна, так как лишена конкретности и требует дополнительного разъяснения. Его стиль и содержание зависят от предполагаемой аудитории и характера мероприятия. Для аудитории заинтересованной или подготовленной достаточно перечислить основные элементы предлагаемого мероприятия. Для малоподготовленной и не имеющей определенного интереса аудитории текст нужно строить так, чтобы он вызывал любопытство, непроизвольный интерес. Существенным фактором, вызывающим непроизвольное внимание к объявлению, является рисованная или фотографическая информация. В условиях дефицита времени и существующей напряженности повседневной жизни такая информация легко преодолевает различные психологические барьеры, создаваемые усталостью, предубеждением или пассивностью внимания. Действуя на зрителя не только и не столько текстовым пояснением, сколько эмоциональной художественной выразительностью, она точнее и быстрее воспринимается, чем иные визуально или текстово громоздкие рекламные выступления радио и телевидения.

Наша задача — найти такие изобразительно-выразительные приемы рекламного объявления, которые позволили бы перевести его из зоны безразличия в зону переживания. Иначе говоря, построить его таким образом, чтобы он воздействовал на непроизвольное внимание человека, заставил его заинтересоваться, обратил внимание на его содержание. Достигается это с помощью таких изобразительно-выразительных решений, которые резко отличаются от привычных норм реалистического станкового искусства.

В нашей выпускной творческой работе перед проведением мероприятия нами был оформлен плакат с приглашением на новогоднюю елку.

 

 

2.2 Система работы по организации досуга учащихся младшего школьного возраста на примере праздничного мероприятия «Чудеса у новогодней елки»

 

 

В процессе организации нашей работы мы опирались на следующую методику проведения праздников:

Методика проведения праздника (А.Д.Жарков):

Создание постановочной группы (режиссер, художник, музыкальный руководитель)

Создание сценария

выбор формы мероприятия, темы и сюжета.

Подбор необходимого материала.

Подбор выразительных средств (музыка, костюмы, декорации, оборудование)

Составление сметы расходов

Постановка мероприятия (выбор и подготовка участников,  репетиционный период).    

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1 - Проект елки акима Абайского района для  детей из малообеспеченных семей «Чудеса у новогодней елки»

 

1

2

Название

Театрализованная игровая программа «Чудеса у новогодней елки»

Разработчики

и исполнители

Работники Районного дома культуры города Абай,

Тезекбаева А

Целевая аудитория

50 детей в возрасте  от 7 до 13 лет из сельских округов  Абайского района.

Цель

развитие артистических способностей детей через театрализованную деятельность; формирование и развитие творческих способностей.

Задачи и методы

поэтапное освоение детьми видов творчества по возрастным группам; совершенствование артистических навыков детей; раскрепощение ребенка; работа над речью, интонациями; коллективные действия, взаимодействия; пробуждение в детях способности живо представлять себе происходящее, сочувствовать, сопереживать.

Принципы:

импровизационность, гуманность, учет индивидуальных способностей.

Форма реализации

театрализованная игровая программа «Чудеса у новогодней елки»

Сроки реализации

25 декабря 2010 год. 11.00 час.

Условия

реализации

елка акима Абайского района для  детей из малообеспеченных семей «Чудеса у новогодней елки», проводится на базе Районного дома культуры города Абай.

Техническое

обеспечение,

оборудование,

реквизит

Звуковая аппаратура, микрофоны, видеопроектор, экран. Сцена оформлена в соответствии с тематикой праздника: зал украшен гирляндами, воздушными шарами, дождем

Информация о работе Особенности организации досуга учащихся младшего школьного возраста