Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 13:54, курс лекций
1.Проблема двух культур:
2. Определение понятия науки.
3.Соотношение науки и религии. науки и искусства:
4. Особенности социального института науки:
5. Функции науки
6. Проблема классификации наук.
7. Структура современного естествознания
8. Критерии научного знания
9. Структура научного познания.
10. Эмпирические методы научного познания
11. Теоретические методы в науке.
12. Научная картина мира
13. Этика научной деятельности.
14. Физика как фундаментальная наука о природе.
15. Типы физических теорий:
16. Корпускулярно волновой дуализм материи. Принцип дополнительности и неопределенности.
17. Концепция взаимодействий:
18. Модели строения атома, классификац. эл. частиц.
19. Динамические и статистические закономерности.
20. Проблема создания единой физической теории.
21. Концепция пространства и времени в физике.
22. Смена парадигм в космологии.
23. Модель расширяющейся Вселенной
24. Естественнонаучные принципы изучения Вселенной
25. Атомно-молекулярная концепция вещества в химии.
26. Предмет и практическое значение биологии.
27. Свойства живых систем:
28. Концепция структурных уровней организации материи в биологии:
29. Современные концепции происхождения жизни
30. Идея эволюции в биологии
31. Основные этапы антропогенеза.
32. Современный этап эволюции человека:
24. Естественнонаучные принципы изучения Вселенной
Характер космологического знания таков, что он непременно побуждает к постановке кардинальнейших вопросов: ведь речь идет о происхождении Вселенной, а вместе с ней и человека. Способен ли человек познать происхождение Вселенной? Не превышает ли степень экзотичности космологических теорий все допустимые пределы? Возможно ли установление первопричин возникновения нашей и других, если они существуют, вселенных? Эти и им подобные вопросы суммируются в так называемом антропном принципе в космологии. В различных формулировках антропного принципа в космологии речь идет, по сути, о единстве космоса и человека и той роли, которую выполняет последний в этом единстве. Здесь особое внимание привлекают два факта. Во-первых, сама возможность человеческого существования содержится в характере космологических законов и находится в определенной взаимосвязи со значениями физических констант. Малейшие вариации значения последних несовместимы с реальностью человеческой жизни. Во-вторых, в научном отношении человеку доступно лишь то, что он способен познать. Иначе говоря, как существо, пособное к пониманию, человек занимает во Вселенной центральное положение, которое не способно поколебать никакая коперникианская революция. Таким образом, в соответствии с приведенными выше фактами и состоянием современной науки по крайней мере три суждения не вызывают особых сомнений: 1) человек — существо космическое; 2) человек познает Вселенную доступным ему образом; 3) в качестве познающего существа человек не имеет в космосе альтернативы. Именно в этой связи появились формулировки так называемого слабого и сильного антропных принципов в космологии (АПК).
Слабый АПК: то, что человек может наблюдать, ограничено условиями его существования.
Сильный АПК: доступная нам Вселенная должна быть такой, чтобы в ней на некотором этапе эволюции допускалось существование наблюдателей. Довольно часто АПК рассматривается совместно с теистическим космологическим принципом (ТКП): Вселенная эволюционизирует согласно рациональному проекту, что свидетельствует о космическом Творце.
Согласно слабому АПК, человек наблюдает то, что ему доступно. В таком понимании слабый АПК фактически совпадает с приведенным выше суждением 2 и, следовательно, не выводит за его пределы. Из слабого АПК как бы следует вывод о возможности существования чего-то такого, например других вселенных, что недоступно человеку из-за его специфической природы. Такой вывод не выдерживает критики: сам вопрос о существовании, об этом свидетельствует практика науки, решается на основании теоретических и экспериментальных данных. Сильный АПК настаивает на том, что изучаемый космос должен соответствовать природе наблюдателей. Здесь появляется весьма рискованное выражение «должен», вместе с которым в космологию вносится контекст проектирования. Долженствование — это этический феномен, актуальный там, где имеется возможность выбора или специального проекта.
Существенно, что для космологии, в отличие от этики, характерен не критерий долженствования, а критерий подтверждаемости Космология дает картину того, что есть, а не того что должно быть. Если космологическая теория не подтверждается экспериментальными фактами, то она считается несостоятельной. Сторонники сильного АПК не замечают, что они вводят в космологию чуждый ей принцип долженствования. Вселенная такова, каковой она является. Человек не волен изменить ее природу. Над космологической теорией довлеют его величество экспериментальные факты. Именно это обстоятельство детерминирует характер космологического познания. Как познающее существо, человек вынужден «подстраиваться» под природу, содержание Вселенной. Итак, сильный антропный принцип в космологии не является научным положением, он — результат неправомерной подмены характерного для астрономического знания критерия подтверждаемости чуждым этому знанию критерием долженствования. Что касается теистического космологического принципа, то он, разумеется, также не выдерживает критики. Космологические закономерности свидетельствуют только о космических явлениях. Космология чужда религии, только первая, в отличие от второй, подтверждается фактами. Значение религии как культурного феномена относится к области гуманитаристики, где она, кстати, имеет влиятельных соперниц. так, в оценке антропологического принципа в космологии следует быть весьма осторожным. самим космическим объектам и процессам.