Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 13:54, курс лекций
1.Проблема двух культур:
2. Определение понятия науки.
3.Соотношение науки и религии. науки и искусства:
4. Особенности социального института науки:
5. Функции науки
6. Проблема классификации наук.
7. Структура современного естествознания
8. Критерии научного знания
9. Структура научного познания.
10. Эмпирические методы научного познания
11. Теоретические методы в науке.
12. Научная картина мира
13. Этика научной деятельности.
14. Физика как фундаментальная наука о природе.
15. Типы физических теорий:
16. Корпускулярно волновой дуализм материи. Принцип дополнительности и неопределенности.
17. Концепция взаимодействий:
18. Модели строения атома, классификац. эл. частиц.
19. Динамические и статистические закономерности.
20. Проблема создания единой физической теории.
21. Концепция пространства и времени в физике.
22. Смена парадигм в космологии.
23. Модель расширяющейся Вселенной
24. Естественнонаучные принципы изучения Вселенной
25. Атомно-молекулярная концепция вещества в химии.
26. Предмет и практическое значение биологии.
27. Свойства живых систем:
28. Концепция структурных уровней организации материи в биологии:
29. Современные концепции происхождения жизни
30. Идея эволюции в биологии
31. Основные этапы антропогенеза.
32. Современный этап эволюции человека:
3.Соотношение науки и религии. науки и искусства:
Познание окружающего нас Мира и Человека как части этого Мира – если и не смысл Жизни вообще, то, вне всякого сомнения, неотъемлемая черта, характерная особенность жизни Человечества и каждого человека в отдельности. Существуют различные пути познания Мира: от простого созерцания до возвышенного, порой даже абстрактного, философствования. Но, анализируя историю развития человечества, можно, пожалуй, выделить три основных способа познания, которые лежат в основе всякой культуры. Это религия, искусство и наука.Невозможно спорить с тем, что и религия, и искусство, и наука призваны ответить на те вопросы, которые ставит перед человеком жизнь и окружающая его Природа. Без этого их существование было бы бессмысленным. Но у каждого из этих способов познания Мира есть свои методы познания, свои отличительные черты.Религия предлагает нам принять некоторый набор знаний об окружающем нас Мире и поверить в их правильность. Наблюдения, осознание этих наблюдений, часто связанное с душевными переживаниями, и вера в правильность сделанных выводов - это три основных этапа познания окружающего Мира, свойственных религии.Если религия на пути познания Мира обращается к нашей душе, то искусство чаще всего обращается к нашим чувствам. Эмоциональные переживания, связанные с различными наблюдениями, можно назвать основным методом познания окружающего Мира в искусстве.Каковы же основные черты научного метода познания? Сущность научного метода можно сформулировать довольно просто: он позволяет добыть такие знания о явлениях, которые можно проверить, сохранить и передать другому. Отсюда сразу следует, что наука изучает не вообще всякие явления, а только те из них, которые повторяются. Ее главная задача - отыскать законы, согласно которым эти явления протекают.Так же, как и для религии и искусства, источником знаний для науки являются наблюдения, опыт (эмпирическая сторона познания). Однако сразу нужно отметить, что эти наблюдения, в отличие от наблюдений религии и искусства, не пассивны, а активны. Это наблюдения, полученные обычно в ходе осознанно и целенаправленно проводимых исследований и экспериментов. В ходе этих экспериментов осуществляется регистрация и накопление различных фактов, их описание и первичная систематизация. Вторым этапом научного познания Мира является активное осмысление полученных фактов (теоретическая сторона познания), которое включает в себя не только размышление, но еще и воображение. И в этом еще одна отличительная черта науки. Она обращается к нашему разуму. Именно разум, способность человека воображать, фантазировать, позволяет ему за намеками увидеть что-то большое и главное, позволяет отгадать нежданную, простую и прекрасную картину Мира, получить небольшое число законов, которые подытоживают все наши знания. Безусловно, окружающий мир богаче и сложнее, чем его образ, даваемый наукой. Она не дает исчерпывающих ответов на все без исключения вопросы. У науки более скромные задачи. Она лишь старается найти эти ответы. И в этом, по-видимому, основная ценность науки: она является источником новых идей, источником развития нашего сознания.Еще одной, может быть главной отличительной чертой науки является проверка полученных знаний, законов на опыте. Опыт, эксперимент - это единственный судья научной истины, пробный камень всех научных знаний. Именно поэтому, когда мы говорим о научных знаниях о Мире, даже не возникает вопроса верить нам в них или нет. Именно поэтому научные знания не зависят от нашего самочувствия или настроения и могут быть названы объективной реальностью, т. е. той Истиной, которая заключена внутри окружающего нас Мира и которая существует независимо от нас.Все сказанное выше о науке совершенно не означает, что знания о Мире, добытые религией или искусством являются по определению неверными. Кто будет спорить, например, что воровать нехорошо? Кто будет спорить, что убийство - это преступление? Знания, которые дают нам религия, искусство и наука взаимно дополняют друг друга. Можно сказать, что религия, искусство и наука - это взгляд Человека на одно и то же здание, здание Мира, в котором мы живем, с трех разных сторон. Они отличаются друг от друга не по существу, а лишь по методам познания окружающего мира и человеческой природы.Религия и искусство являются основой нравственного и эстетического развития каждого человека в отдельности и всего Человечества в целом. Но знания, которые дает нам религия и искусство, являются субъективными, так как они являются знаниями, на которых остались отпечатки наших чувств или души (хотя, может быть, это не так уж и плохо). И это главное, что отличает их от знаний научных.