Наука и религия

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 13:54, курс лекций

Краткое описание

1.Проблема двух культур:

2. Определение понятия науки.

3.Соотношение науки и религии. науки и искусства:

4. Особенности социального института науки:

5. Функции науки

6. Проблема классификации наук.

7. Структура современного естествознания

8. Критерии научного знания

9. Структура научного познания.

10. Эмпирические методы научного познания

11. Теоретические методы в науке.

12. Научная картина мира

13. Этика научной деятельности.

14. Физика как фундаментальная наука о природе.

15. Типы физических теорий:

16. Корпускулярно волновой дуализм материи. Принцип дополнительности и неопределенности.

17. Концепция взаимодействий:

18. Модели строения атома, классификац. эл. частиц.

19. Динамические и статистические закономерности.

20. Проблема создания единой физической теории.

21. Концепция пространства и времени в физике.

22. Смена парадигм в космологии.

23. Модель расширяющейся Вселенной

24. Естественнонаучные принципы изучения Вселенной

25. Атомно-молекулярная концепция вещества в химии.

26. Предмет и практическое значение биологии.

27. Свойства живых систем:

28. Концепция структурных уровней организации материи в биологии:

29. Современные концепции происхождения жизни

30. Идея эволюции в биологии

31. Основные этапы антропогенеза.

32. Современный этап эволюции человека:

Файлы: 33 файла

8.doc

— 23.00 Кб (Открыть, Скачать)

13.doc

— 27.00 Кб (Открыть, Скачать)

9.doc

— 29.00 Кб (Открыть, Скачать)

10.doc

— 29.50 Кб (Открыть, Скачать)

11.doc

— 28.50 Кб (Скачать)

11. Теоретические  методы в науке.

Метод означает систему регулятивных принципов  и правил практической и теоретической  деятельности. Правильно приведенный  метод обеспечивает правильную деятельность субъекта к объекту. В практике методом  является прием изготовления предмета (в основе технологии). В педагогике – метод – система воспитательных и образовательных средств. В искусстве метод является приемом отбора художественного материала. В науке это способ исследования объекта. Сознательный выбор метода позволяет повысить теоретический уровень научного исследования. Изучение самого метода занимается философская теория познания, которая вырабатывает учение о методе – методология. Философская методология включает в себя т.н. принцип единства технического и исторического, принцип восхождения от абстрактного к конкретному, принцип историзма. В каждой научной области имеется специфическая система методов. Существует понятие методики – системы приемов и правил, применяемых в конкретно научном исследовании или конкретно практическом действии. Изучением познавательных методов занимался ученый Декат, он сформулировал правила познания: объект исследования должен быть в ясном и отчетливом виде

всякую сложную  вещь можно разделить на простые  составляющие

познание должно начинаться с простых, элементарных вопросов чтобы знание было полным нужно изучить все объекты, составляющие его предметную область

Философия классифицирует методы:

1- по характеру  решаемых задач:

а) алгоритмические  методы – система последовательных действий, приводящих к однозначному решению типовых или массовых задач. б) эвристические методы – в основе которых лежит не логика. а воображение и интуиция

2- по точности  прогнозируемого результата методы  бывают: а) детерминистские – приводят к точно заданной цели, результату, применяется в исследовании физического макромира б) стохастическими – представляют результат вероятностно, неточно, применяется в исследовании физического микромира социальных и экономических явлений

3- по области применения методы делят на:

а) общенаучные – методы логического мышления, применяется во всех областях науки б) конкретно научные – применяются в отдельных отраслях и дисциплинах

4- по уровням  познания методы бывают:

а) эмпирическими б) теоретическими

По источниками  восприятия информации познание делится на: - чувственное; - рациональное;

по познавательным средствам: - эмпирическое; - теоретическое;

На теоретическом  уровне исследование связано с изучением сущности объекта. На теоретическом уровне не работают логические способы исследования. Методы теоретического уровня:

Абстрагирование - форма познания, основанная на мысленном  выделении существенных свойств  и связей предмета и отвлечении от других, частных его свойств и  связей; общее понятие — как результат процесса абстрагирования; синоним «мысленного», «понятийного».

Идеализация - процесс  идеализации, мыслительное конструирование  понятий об объектах, процессах и  явлениях, не существующих в действительности, но таких, для которых имеются прообразы в реальном мире (напр., «точка», «абсолютно твердое тело», «идеальный газ»).

Формализация - представление и изучение какой-либо содержательной области знания (научные  теории, рассуждения, процедура поиска и т. п.) в виде формальной системы или исчисления; связана с усилением роли формальной логики и математических методов в научных исследованиях.

Анализ - расчленение (мысленное или реальное) объекта  на элементы;

Синтез - соединение (мысленное или реальное) различных  элементов объекта в единое целое (систему);

Дедукция - вывод  по правилам логики; цепь умозаключений (рассуждение), звенья которой (высказывания) связаны отношением логического  следования. Индукция - умозаключение от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению).

Статистический метод – включает в себя все отрасли статистической науки. Отрасль знаний (и соответствующие ей учебные дисциплины), в которой излагаются общие вопросы сбора, измерения и анализа массовых количественных данных. Статистика разрабатывает специальную методологию исследования и обработки материалов: массовые статистические наблюдения, метод группировок, средних величин, индексов, балансовый метод, метод графических изображений.

Аналогия –  сходство явлений, процессов в каких-либо свойствах. Умозаключение по аналогии — знание, полученное из рассмотрения какого-либо объекта, переносится на менее изученный, сходный по существенным свойствам, качествам объект; такие умозаключения — один из источников научных гипотез. Моделирование — одна из основных категорий теории познания: на идее моделирования по существу базируется любой метод научного исследования — как теоретический (при котором используются различного рода знаковые, абстрактные модели), так и экспериментальный (использующий предметные модели.

18.doc

— 38.00 Кб (Открыть, Скачать)

16.doc

— 30.00 Кб (Открыть, Скачать)

30.doc

— 41.50 Кб (Открыть, Скачать)

19.doc

— 25.50 Кб (Открыть, Скачать)

20.doc

— 27.50 Кб (Открыть, Скачать)

21.doc

— 26.00 Кб (Открыть, Скачать)

22.doc

— 24.00 Кб (Открыть, Скачать)

23.doc

— 26.00 Кб (Открыть, Скачать)

29.doc

— 28.00 Кб (Открыть, Скачать)

31.doc

— 28.50 Кб (Открыть, Скачать)

12.doc

— 22.50 Кб (Открыть, Скачать)

17.doc

— 23.50 Кб (Открыть, Скачать)

15.doc

— 33.00 Кб (Открыть, Скачать)

14.doc

— 26.00 Кб (Открыть, Скачать)

25.doc

— 24.50 Кб (Открыть, Скачать)

26.doc

— 25.00 Кб (Открыть, Скачать)

27.doc

— 24.50 Кб (Открыть, Скачать)

28.doc

— 26.00 Кб (Открыть, Скачать)

32.doc

— 28.50 Кб (Открыть, Скачать)

1.doc

— 28.00 Кб (Открыть, Скачать)

2.doc

— 27.50 Кб (Открыть, Скачать)

3.doc

— 28.50 Кб (Открыть, Скачать)

4.doc

— 25.00 Кб (Открыть, Скачать)

5.doc

— 23.50 Кб (Открыть, Скачать)

6.doc

— 23.00 Кб (Открыть, Скачать)

7.doc

— 26.00 Кб (Открыть, Скачать)

24.doc

— 28.00 Кб (Открыть, Скачать)

Список.doc

— 22.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Наука и религия