Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 13:54, курс лекций
1.Проблема двух культур:
2. Определение понятия науки.
3.Соотношение науки и религии. науки и искусства:
4. Особенности социального института науки:
5. Функции науки
6. Проблема классификации наук.
7. Структура современного естествознания
8. Критерии научного знания
9. Структура научного познания.
10. Эмпирические методы научного познания
11. Теоретические методы в науке.
12. Научная картина мира
13. Этика научной деятельности.
14. Физика как фундаментальная наука о природе.
15. Типы физических теорий:
16. Корпускулярно волновой дуализм материи. Принцип дополнительности и неопределенности.
17. Концепция взаимодействий:
18. Модели строения атома, классификац. эл. частиц.
19. Динамические и статистические закономерности.
20. Проблема создания единой физической теории.
21. Концепция пространства и времени в физике.
22. Смена парадигм в космологии.
23. Модель расширяющейся Вселенной
24. Естественнонаучные принципы изучения Вселенной
25. Атомно-молекулярная концепция вещества в химии.
26. Предмет и практическое значение биологии.
27. Свойства живых систем:
28. Концепция структурных уровней организации материи в биологии:
29. Современные концепции происхождения жизни
30. Идея эволюции в биологии
31. Основные этапы антропогенеза.
32. Современный этап эволюции человека:
2. Определение понятия науки.
В сер. 19в. гум-филосовское знание получает статус научного, т.е. к нему примыкают коррективы объективности, рациональности, проверяемости. Наука – исторически определенный способ деятельности по производству и систематизации объективных знаний о мире. В процессе научной деятельности производится специфический продукт, который является не материальным, а идеальным – т.е. научным знанием. Сфера деятельности, где используется этот продукт – наука.
С 17в. наука становится Социальным институтом. Соц. институт – общественное явление, организация людей, связанных между собой определенными отношениями для выполнения определенных задач в общ-ве. Оформленность науки связанна с тем,что наука приобретает особые организационные формы (НИИ, академии), получают государственную поддержку. Научная деятельность становится профессиональной и в науке появляется сеть обмена информацией.
В соц. институте наука выполняет след. функции:
- познават.
- соц-практич.
- мировоззренческая
Связь науки и практики сложна и прямолинейна. В каждом научном направлении есть уровень фундаментальных и прикладных исследований. Фундаментальные не имеют посредственного выхода в практику, не дают быстрого эффекта. Они призваны вырабатывать концептуальные основы понимания мира. Пример: открытие планеты Нептун Леверье и Адамсом путем исследования возмущений в движении планеты Уран на базе небесной механики.
Прикладные направлены на реализацию научных достижений в произ-ве, медицине, технике, воен. деле и т.д.
Наука - это специфическая
деятельность людей, главной целью которой
является получение знаний о реальности.
Знание - главный продукт научной деятельности,
но не единственный. К продуктам науки
можно отнести и научный стиль рациональности,
который распространяется во все сферы
деятельности людей; и различные приборы,
установки, методики, применяемые за пределами
науки, прежде всего в производстве. Научная
деятельность является и источником нравственных
ценностей.
Хотя наука ориентирована на получение
истинных знаний о реальности, наука и
истина не тождественны. Истинное знание
может быть и ненаучным. Оно может быть
получено в самых разных сферах деятельности
людей: в обыденной жизни, экономике, политике,
искусстве, в инженерном деле. В отличие
от науки, получение знания о реальности
не является главной, определяющей целью
этих сфер деятельности (в искусстве, например,
такой главной целью являются новые художественные
ценности, в инженерном деле - технологии,
изобретения, в экономике - эффективность
и т.д.). Важно подчеркнуть, что определение
"ненаучный" не предполагает негативную
оценку. Научная деятельность специфична.
Другие сферы деятельности человека -
обыденная жизнь, искусство, экономика,
политика и др. - имеют каждая свое предназначение,
свои цели. Роль науки в жизни общества
растет, но научное обоснование не всегда
и не везде возможно и уместно. История
науки показывает, что научное знание
не всегда является истинным. Понятие
"научный" часто применяется в ситуациях,
которые не гарантируют получение истинных
знаний, особенно когда речь идет о теориях.
Многие научные теории были опровергнуты.
Иногда утверждают (например, Карл Поппер),
что любое теоретическое высказывание
всегда имеет шанс быть опровергнутым
в будущем. Наука не признает паранаучные
концепции - астрологию, парапсихологию,
уфологию и т.п. Она не признает эти концепции
не потому, что не хочет, а потому, что не
может, поскольку, по выражению Т.Гексли,
"принимая что-нибудь на веру, наука
совершает самоубийство". А никаких
достоверных, точно установленных фактов
в таких концепциях нет. Возможны случайные
совпадения. Важные черты облика современной
науки связаны с тем, что сегодня она является
профессией. До недавнего времени наука
была свободной деятельностью отдельных
ученых. Она не была профессией и никак
специально не финансировалась. Для развития
науки характерны противостояние различных
направлений. Новые идеи и теории утверждаются
в напряженной борьбе. Жизнь в науке - это
постоянная борьба различных мнений, направлений,
борьба за признание идей.