Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 13:54, курс лекций
1.Проблема двух культур:
2. Определение понятия науки.
3.Соотношение науки и религии. науки и искусства:
4. Особенности социального института науки:
5. Функции науки
6. Проблема классификации наук.
7. Структура современного естествознания
8. Критерии научного знания
9. Структура научного познания.
10. Эмпирические методы научного познания
11. Теоретические методы в науке.
12. Научная картина мира
13. Этика научной деятельности.
14. Физика как фундаментальная наука о природе.
15. Типы физических теорий:
16. Корпускулярно волновой дуализм материи. Принцип дополнительности и неопределенности.
17. Концепция взаимодействий:
18. Модели строения атома, классификац. эл. частиц.
19. Динамические и статистические закономерности.
20. Проблема создания единой физической теории.
21. Концепция пространства и времени в физике.
22. Смена парадигм в космологии.
23. Модель расширяющейся Вселенной
24. Естественнонаучные принципы изучения Вселенной
25. Атомно-молекулярная концепция вещества в химии.
26. Предмет и практическое значение биологии.
27. Свойства живых систем:
28. Концепция структурных уровней организации материи в биологии:
29. Современные концепции происхождения жизни
30. Идея эволюции в биологии
31. Основные этапы антропогенеза.
32. Современный этап эволюции человека:
5. Функции науки
В методологии
науки выделяются такие функции
науки, как описание, объяснение, предвидение,
понимание.
При всем свойственном Конту эмпиризме
он не склонен был сводить науку к собранию
единичных фактов. Предвидение он считал
основной функцией науки.
О.Конт писал: "Истинное положительное
мышление заключается преимущественно
в способности знать, чтобы предвидеть,
изучать то, что есть, и отсюда заключать
о том, что должно произойти согласно общему
положению о неизменности естественных
законов".
Э.Мах единственной функцией науки объявил
описание.
Он отмечал: "Дает ли описание все, что
может требовать научный исследователь?
Я думаю, что да!" Объяснение и предвидение
Мах по сути сводил к описанию. Теории
с его точки зрения - это как бы спрессованная
эмпирия.
Э.Мах писал: "Быстрота, с которой расширяются
наши познания благодаря теории, предает
ей некоторое количественное преимущество
перед простым наблюдением, тогда как
качественно нет между ними никакой существенной
разницы ни в отношении происхождения,
ни в отношении конечного результата".
Атомно-молекулярную теорию Мах назвал
"мифологией природы". Аналогичную
позицию занимал и известный химик В.Оствальд.
По этому поводу А.Эйнштейн писал: "Предубеждение
этих ученых против атомной теории можно,
несомненно, отнести за счет их позитивистской
философской установки. Это - интересный
пример того, как философские предубеждения
мешают правильной интерпретации фактов
даже ученым со смелым мышлением и тонкой
интуицией. Предрассудок, который сохранился
до сих пор, заключается в убеждении, будто
факты сами по себе, без свободного теоретического
построения, могут и должны привести к
научному познанию".
В.Дильтей разделял науки о природе и "науки
о духе" (гуманитарные). Он считал, что
основная познавательная функция наук
о природе - объяснение, а "наук о духе"
- понимание.
Однако науки о природе также выполняют
функцию понимания.
Объяснение связано с пониманием, поскольку
объяснение аргументированно демонстрирует
нам осмысленность существования объекта,
а значит, позволяет понять его.