Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 13:54, курс лекций
1.Проблема двух культур:
2. Определение понятия науки.
3.Соотношение науки и религии. науки и искусства:
4. Особенности социального института науки:
5. Функции науки
6. Проблема классификации наук.
7. Структура современного естествознания
8. Критерии научного знания
9. Структура научного познания.
10. Эмпирические методы научного познания
11. Теоретические методы в науке.
12. Научная картина мира
13. Этика научной деятельности.
14. Физика как фундаментальная наука о природе.
15. Типы физических теорий:
16. Корпускулярно волновой дуализм материи. Принцип дополнительности и неопределенности.
17. Концепция взаимодействий:
18. Модели строения атома, классификац. эл. частиц.
19. Динамические и статистические закономерности.
20. Проблема создания единой физической теории.
21. Концепция пространства и времени в физике.
22. Смена парадигм в космологии.
23. Модель расширяющейся Вселенной
24. Естественнонаучные принципы изучения Вселенной
25. Атомно-молекулярная концепция вещества в химии.
26. Предмет и практическое значение биологии.
27. Свойства живых систем:
28. Концепция структурных уровней организации материи в биологии:
29. Современные концепции происхождения жизни
30. Идея эволюции в биологии
31. Основные этапы антропогенеза.
32. Современный этап эволюции человека:
10. Эмпирические методы научного познания
Хотя
научная деятельность специфична, в
ней применяются приемы рассуждений,
используемые людьми в других сферах
деятельности, в обыденной жизни.
Для любого вида человеческой деятельности
характерны приемы рассуждений, которые
применяются и в науке, а именно: индукция
и дедукция, анализ и синтез, абстрагирование
и обобщение, идеализация, аналогия, описание,
объяснение, предсказание, гипотеза, подтверждение,
опровержение и пр. Основными методами
получения эмпирического знания в науке
являются наблюдение и эксперимент. Наблюдение
- это такой метод получения эмпирического
знания, при котором главное - не вносить
при исследовании самим процессом наблюдения
какие-либо изменения в изучаемую реальность.
В отличие от наблюдения, в рамках эксперимента
изучаемое явление ставится в особые условия.
Задачи науки никак не сводятся к сбору
фактического материала. Научные теории
не появляются как прямое обобщение эмпирических
фактов. Теории возникают в сложном взаимодействии
теоретического мышления и эмпирии, в
ходе разрешения чисто теоретических
проблем, в процессе взаимодействия науки
и культуры в целом. В ходе построения
теории ученые применяют различные способы
теоретического мышления. Так, еще Галилей
стал широко применять мысленные эксперименты
в ходе построения теории. В ходе мысленного
эксперимента теоретик как бы проигрывает
возможные варианты поведения разработанных
им идеализированных объектов. Математический
эксперимент - это современная разновидность
мысленного эксперимента, при котором
возможные последствия варьирования условий
в математической модели просчитываются
на компьютерах. При характеристике научной
деятельности важно отметить, что в ее
ходе ученые порой обращаются к философии.
Большое значение для ученых, особенно
для теоретиков, имеет философское осмысление
сложившихся познавательных традиций,
рассмотрение изучаемой реальности в
контексте картины мира. Обращение к философии
особенно актуально в переломные этапы
развития науки. Великие научные достижения
всегда были связаны с выдвижением философских
обобщений. Философия содействует эффективному
описанию, объяснению, а также пониманию
реальности изучаемой наукой. Важные особенности
научного знания отражает понятие "стиль
научного мышления". Известный химик
и философ М.Полани показал в конце 50-х
годов нашего века, что предпосылки, на
которые ученый опирается в своей работе,
невозможно полностью вербализировать,
т.е. выразить в языке. Знания такого типа
Полани назвал неявными. Эти знания передаются
не в виде текстов, а путем непосредственной
демонстрации образцов.
Термин "менталитет" применяется
для обозначения тех слоев духовной культуры,
которые не выражены в виде явных знаний,
но тем не менее существенно определяют
лицо той или иной эпохи или народа. Но
и любая наука имеет свой менталитет, отличающий
ее от других областей научного знания,
но тесно связанный с менталитетом эпохи.
Говоря о средствах научного познания,
необходимо отметить, что важнейшим из
них является язык науки. Галилей утверждал,
что книга Природы написана языком математики.
Развитие физики полностью подтверждает
эти слова Галилея. В других науках процесс
математизации идет очень активно. Математика
входит в ткань теоретических построений
во всех науках. Ход научного познания
существенно зависит от развития используемых
наукой средств. Использование подзорной
трубы Галилеем, а потом - создание телескопов,
радиотелескопов во многом определило
развитие астрономии. Применение микроскопов,
особенно электронных, сыграло огромную
роль в развитии биологии. Без таких средств
познания, как синхрофазотроны, невозможно
развитие современной физики элементарных
частиц. Применение компьютера революционизирует
развитие науки. Методы и средства, используемые
в разных науках, не одинаковы. Различия
методов и средств, применяемых в разных
науках, определяются и спецификой предметных
областей, и уровнем развития науки. Однако
в целом происходит постоянное взаимопроникновение
методов и средств различных наук. Аппарат
математики применяется все шире. По выражению
Ю.Винера, "невероятная эффективность
математики" делает ее важным средством
познания во всех науках. Однако вряд ли
следует в будущем ожидать универсализации
методов и средств, используемых в разных
науках. Методы, развитые в одной научной
области, могут эффективно применяться
в совсем другой области. Один из источников
новаций в науке - это перенос методов
и подходов из одной научной области в
другую. Говоря о специфике разных наук,
можно отметить особенности философского
знания. В целом философия не является
наукой. Если в классической философской
традиции философия трактовалась как
особого рода наука, то современные мыслители
часто развивают философские построения
резко отграниченные от науки (это относится,
например, к экзистенциалистам, неопозитивистам).
Вместе с тем, в рамках философии всегда
были и есть построения и исследования,
которые могут претендовать на статус
научных. М.Борн относит к таковым "исследование
общих черт структуры мира и наших методов
проникновения в эту структуру".