Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 13:54, курс лекций
1.Проблема двух культур:
2. Определение понятия науки.
3.Соотношение науки и религии. науки и искусства:
4. Особенности социального института науки:
5. Функции науки
6. Проблема классификации наук.
7. Структура современного естествознания
8. Критерии научного знания
9. Структура научного познания.
10. Эмпирические методы научного познания
11. Теоретические методы в науке.
12. Научная картина мира
13. Этика научной деятельности.
14. Физика как фундаментальная наука о природе.
15. Типы физических теорий:
16. Корпускулярно волновой дуализм материи. Принцип дополнительности и неопределенности.
17. Концепция взаимодействий:
18. Модели строения атома, классификац. эл. частиц.
19. Динамические и статистические закономерности.
20. Проблема создания единой физической теории.
21. Концепция пространства и времени в физике.
22. Смена парадигм в космологии.
23. Модель расширяющейся Вселенной
24. Естественнонаучные принципы изучения Вселенной
25. Атомно-молекулярная концепция вещества в химии.
26. Предмет и практическое значение биологии.
27. Свойства живых систем:
28. Концепция структурных уровней организации материи в биологии:
29. Современные концепции происхождения жизни
30. Идея эволюции в биологии
31. Основные этапы антропогенеза.
32. Современный этап эволюции человека:
32. Современный тап эволюции человека:
Под влиянием факторов биологической эволюции организм человека приобрел уникальные системно-функционирующие качества. Наука о жизнедеятельности организмов называется физиологией. Иногда полагают, что предметом физиологии являются лишь внутренне присущие организму процессы и свойства. Это ошибочное мнение было опровергнуто П.К.Анохиным, который ввел в физиологию понятие функциональной системы. По Анохину, система является функциональной, если в процессе своей жизнедеятельности она достигает полезного приспособительного результата и при этом, осуществляя опережающее отражение действительности, обеспечивает свое будущее. Введение в физиологию фактора времени имеет важное значение, ибо в функционировании организма выявляется его направленность — обеспечение своего будущего.С глубокой древности известно, что любой организм представляет собой сложную живую систему. о организм не есть машина, в отличие от нее он приспосабливается к действительности. Приспособительные реакции организма достаточно очевидны. Сложнее понять, что организмы способны к жизни лишь в том случае, если они успешно проецируют свое будущее. Все организмы предваряют будущее, но наиболее успешно это делает человек. И ясно благодаря чему — развитию высшей нервной деятельности. Отнюдь не случайно эволюция антропоидов сопровождалась увеличением объема черепа: у человека умелого 509—752 см3, у человека прямоходящего 727-1225 см3, у человека разумного 1000-2000 см3. У понгид объем головного мозга составляет в среднем 300-500 см3. Особенно существенно также, что в отличие от человекообразных обезьян человек обладает отчетливым поясничным изгибом (что позволяет ему передвигаться на двух ногах и заниматься предметной деятельностью стоя), а также особым голосовым мускулом, обеспечивающим богатство звуков речи человека. Все ярко выраженные специфические особенности человека, такие как, например, интеллектуальная и предметная деятельность, речь и общение, зиждятся на его физиологии, ориентированной в конечном счете на предварение будущего. В биологическом отношении потребляемые энергия, вещество и информация более высокого качества, чем выделяемые вещество, энергии и выдаваемая информация. Упорядоченность организма выше, чем у окружающей его природной среды. К тому же следует учитывать, что человек за счет своей познавательной деятельности вырабатывает высокоинформативное знание, представляемое им в словесной форме и овеществляемое в предметной деятельности. В качестве интеллектуальной силы человек способен не только дезорганизовывать, но и упорядочивать свое окружение.Управление физиологическими процессами организма осуществляется: 1) центральной нервной системой (представлена головным и спинным мозгом и образует функциональное целое с периферической нервной системой); 2) вегетативной (автономной) нервной системой (отвечает за нервную регуляцию внутренней среды организма, морфологически частично совпадает с головным мозгом); 3) эндокринной системой; 4) жидкими средами, кровью и лимфой. Как и все существующее в мире, человек имеет прошлое, настоящее и будущее. Современные антропологические концепции позволяют выразить смысл всех трех временных измерений Homo sapiens.Человек — самое высокоорганизованное существо из всех известных. Человек явился итогом биологической эволюции, растянувшейся на огромный временной период в 4 млрд лет. Таков возраст жизни на Земле. Последние 2 млн лет — время эволюции вида Homoосредственно, оно оказалось необходимым для перехода от Homo Habillis к Homo sapiens. Итогом этого процесса явился организм человека, удивительно гармонично функционирующая физиологическая система.Физиология человека изучила в основных чертах организм человека, его системные черты, тонкую согласованность функций и структур органов и желез. Трудно не прийти к выводу, что не только вид Homo sapiens, но и непосредственно организм современного человека явился результатом длительного эволюционного процесса.
Человек — уникальное существо. Эта уникальность проявляется прежде всего в его самосознании и творчестве. Он осознает свою собственную миссию — быть и творить добро — и в соответствии с нею стремится сделать как можно больше, а для этого необходим простор для настоящего и будущего. Именно в этой связи огромнейшее значение приобретает поддержание работоспособности, сохранение здоровья и, наконец, творчество наперекор процессам старения.