Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 13:54, курс лекций
1.Проблема двух культур:
2. Определение понятия науки.
3.Соотношение науки и религии. науки и искусства:
4. Особенности социального института науки:
5. Функции науки
6. Проблема классификации наук.
7. Структура современного естествознания
8. Критерии научного знания
9. Структура научного познания.
10. Эмпирические методы научного познания
11. Теоретические методы в науке.
12. Научная картина мира
13. Этика научной деятельности.
14. Физика как фундаментальная наука о природе.
15. Типы физических теорий:
16. Корпускулярно волновой дуализм материи. Принцип дополнительности и неопределенности.
17. Концепция взаимодействий:
18. Модели строения атома, классификац. эл. частиц.
19. Динамические и статистические закономерности.
20. Проблема создания единой физической теории.
21. Концепция пространства и времени в физике.
22. Смена парадигм в космологии.
23. Модель расширяющейся Вселенной
24. Естественнонаучные принципы изучения Вселенной
25. Атомно-молекулярная концепция вещества в химии.
26. Предмет и практическое значение биологии.
27. Свойства живых систем:
28. Концепция структурных уровней организации материи в биологии:
29. Современные концепции происхождения жизни
30. Идея эволюции в биологии
31. Основные этапы антропогенеза.
32. Современный этап эволюции человека:
1.Проблема двух культур:
В обществе назревает такая ситуация, когда намечается разделение культуры художественной и знаний естественных наук. Традиционно культуру принято отождествлять с худ. творчеством и гум. знанием. Культура – система духовных ценностей, созданная искусством, которую противопоставляют результатам ест. наук и инженерно-технич. творчества. Культура, созд. наукой,существует только для избранного круга ученых, которые даже внутри этого круга не всегда понимают друг друга. идеи ученых-естественников доступны только для самих ученых и малоизвестны среди художников и широкого круга людей. Гум. культура часто оказывается антинаучной, ориентируется на традиции прошлого, игнорирует достижение ест. наук. В результате такого разделения духовные потери имеют и естественники и гуманитарии.
Ученые-естественники теряют в образности мышления. Гуманитарии и творческая интеллигенция не имею представления о научной модели физич. мира сужают предмет своего творчества. Они снова приходят к выводу, что человеческая культура должна быть единым духовным миром, в котором объединяются и прекрасные творения художников и творения ученых и инженеров. Различия: Гумм. знание влияет на состояние нравственности в общ-ве, на уровень гуманности самого общ-ва. Ест. науки сами нуждаются в нравственной поддержке и ориентире. В истории науки и философии существуют две крайние точки зрения по вопросу о соотношении естественно-научной и гуманитарной культур. Сторонники первой из них заявляют, что именно естествознание с ее точными методами исследования должно стать образцом, которому должны подражать гуманитарные науки. Наиболее радикальными представителями этой точки зрения являются позитивисты, которые считают идеалом науки математическую физику, а методом построения любого научного знания — аксиоматико-дедук-тивный способ математики. Защитники противоположной позиции справедливо утверждают, что подобный взгляд не учитывает всей сложности и специфики гуманитарного исследования и потому является явно утопическим и мало продуктивным. Некоторые крайние ее сторонники даже отказываются признать какую-либо общность и единство между гуманитарным и естественно-научным познанием. К их числу относятся многие представители возникшего еще в прошлом веке антипозитивистского направления в истории, социологии, психологии и других гуманитарных науках.
В последние
годы под влиянием научно-технической
революции и возникновения
Такие попытки не могли не встретить сопротивления и критики со стороны специалистов, изучавших явления социальной жизни и духовной культуры. Иногда подобное сопротивление сопровождалось полным отрицанием какого-либо значения методов естествознания для исследования социально-культурных и гуманитарных процессов. Однако в последние десятилетия под влиянием научно-технической революции и возникновения новых общенаучных и междисциплинарных направлений исследования былая конфронтация между естествоиспытателями и гуманитариями все больше уступает место согласию и стремлению понять и использовать методы друг друга.