Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 13:54, курс лекций
1.Проблема двух культур:
2. Определение понятия науки.
3.Соотношение науки и религии. науки и искусства:
4. Особенности социального института науки:
5. Функции науки
6. Проблема классификации наук.
7. Структура современного естествознания
8. Критерии научного знания
9. Структура научного познания.
10. Эмпирические методы научного познания
11. Теоретические методы в науке.
12. Научная картина мира
13. Этика научной деятельности.
14. Физика как фундаментальная наука о природе.
15. Типы физических теорий:
16. Корпускулярно волновой дуализм материи. Принцип дополнительности и неопределенности.
17. Концепция взаимодействий:
18. Модели строения атома, классификац. эл. частиц.
19. Динамические и статистические закономерности.
20. Проблема создания единой физической теории.
21. Концепция пространства и времени в физике.
22. Смена парадигм в космологии.
23. Модель расширяющейся Вселенной
24. Естественнонаучные принципы изучения Вселенной
25. Атомно-молекулярная концепция вещества в химии.
26. Предмет и практическое значение биологии.
27. Свойства живых систем:
28. Концепция структурных уровней организации материи в биологии:
29. Современные концепции происхождения жизни
30. Идея эволюции в биологии
31. Основные этапы антропогенеза.
32. Современный этап эволюции человека:
25. Атомно-молекулярная концепция вещества в химии.
Любое ве-во состоит из хим. элементов и их соединений. История развития хим. концепций начинается с древних времен. Демокрит, Эпикур и др. представители натурфилософии высказывали мысли о том, что все тела состоят из атомов различной величины и разной формы. Аристотель считал, что в телах сочетаются различные элементы стихии или элементы свойства: тепло и холод, сухость и влажность.
Во второй половине 17 в. результаты исследований Бойля показали, что качество и свойства тел зависят от того, из каких материальных элементов они состоят.
В 1860-е г. русским химиком Бутлеровым была создана теория хим. строения вещ-ва- возник более высокий уровень развития хим. знаний - структурная химия.
В 1960-е - 1970-е гг. появился следующий, более высокий, уровень хим. знаний - эволюционная химия. В основе ее лежит принцип самоорганизации хим. систем, т. е. принцип применения хим. опыта живой природы.
В истории развития учения о составе хим. элемента вещ-ва начиналось ошибочно. Первая научная теория химии - теория флогистона, касающаяся состава вещ-ва, оказалась ошибочной (т.к. металлы считались сложными вещ-ми). В дальнейшем франц. химик Лавуазье опроверг эту теорию вследствие открытия кислорода и установления его роли в образовании кислот, окислов и воды. Лавуазье сделал первую попытку систематизировать хим. элементы. В свою систему элементов он включил 7 известных в то время металлов. Однако он ошибочно считал, что известь, глинозем и другие неделимы. Ошибку исправил в дальнейшем Менделеев, доказав, что место хим. элемента в периодической системе определяется атомной массой и открыв тем самым периодический закон хим. элементов (1869). Место элементов в периодической системе определяется не просто порядковым номером, а зарядом атомного ядра. Это означает, что не атомная масса, а заряд ядра обеспечивает индивидуальность хтм. элемента. В этой связи можно утверждать, что хим. элемент - это совокупность атомов, обладающих одинаковым зарядом ядра. Во времена Менделеева было известно всего 62 элемента. В 1930-е г. система элементов заканчивалась ураном. В 1940-45 гг. путем синтеза атомных ядер были открыты элементы: плутоний, нептуний, америций, кюрий. В 1949-52 гг. - берклий, калифорний и фермий. Затем за последующие 40 лет были открыты еще ряд элементов. Все эти элементы крайне неустойчивы. Следует ожидать, что с развитием техники эксперимента будут открыты новые хим. элементы.
Число хим. соединений огромно. Они отличаются как составом, так и хим. и физ. св-ми.