Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 13:54, курс лекций
1.Проблема двух культур:
2. Определение понятия науки.
3.Соотношение науки и религии. науки и искусства:
4. Особенности социального института науки:
5. Функции науки
6. Проблема классификации наук.
7. Структура современного естествознания
8. Критерии научного знания
9. Структура научного познания.
10. Эмпирические методы научного познания
11. Теоретические методы в науке.
12. Научная картина мира
13. Этика научной деятельности.
14. Физика как фундаментальная наука о природе.
15. Типы физических теорий:
16. Корпускулярно волновой дуализм материи. Принцип дополнительности и неопределенности.
17. Концепция взаимодействий:
18. Модели строения атома, классификац. эл. частиц.
19. Динамические и статистические закономерности.
20. Проблема создания единой физической теории.
21. Концепция пространства и времени в физике.
22. Смена парадигм в космологии.
23. Модель расширяющейся Вселенной
24. Естественнонаучные принципы изучения Вселенной
25. Атомно-молекулярная концепция вещества в химии.
26. Предмет и практическое значение биологии.
27. Свойства живых систем:
28. Концепция структурных уровней организации материи в биологии:
29. Современные концепции происхождения жизни
30. Идея эволюции в биологии
31. Основные этапы антропогенеза.
32. Современный этап эволюции человека:
31. Основные этапы антропогенеза.
Систему современных наук можно уподобить некоторому спектру, в котором присутствуют моменты дискретности и непрерывности. Именно поэтому при введении той или иной жесткой классификации сразу же выявляются пограничные науки. Это, по сути, свидетельствует о пределах применимости введенной классификации. Если естествознание противопоставляется гуманитаристике, то интересующая нас антропология (от греч. antropos — человек), учение о человеке, попадает в разряд пограничных наук. При введении более детальных, чем в случае противопоставления естественно-научных дисциплин гуманитарным, критериев антропологические концепции приобретают не пограничный, а самостоятельный статус. Главная особенность антропологических концепций состоит в непременном совместном рассмотрении как биологических, так и социальных
факторов. Анализ биологической эволюции подвел вплотную к миру человека. Для нас, людей, человек — центр всего сущего. Ясно, что этот центр вызывает самое пристальное внимание ученых. По критериям зоологической систематики человек составляет вид Homo sapiens и относится к царству животных (Animalia), типу хордовых (Chordata), классу млекопитающих (Mammalia), отряду приматов (Primates), подотряду узконосых (Cataphini), надсемейству гоминоидов (Hominoidea), семейству гоминид (Hominidae), роду Homo. В настоящее время семейство гоминид состоит только из одного рода Homo. Наряду с Homo представителем линии антропоидов считаются роды рамапитеков (Ramapithecus), вымерли около 8 млн. лет назад, и австралопитеков (Australopithecus), вымерли около 1,5 млн. лет тому назад. Современных представителей гоминоидов делят на три группы: гибонообразные (малые человекообразные обезьяны), понгиды, или крупные человекообразные обезьяны (орангутаны, гориллы и шимпанзе), а также сам человек. Род homo, кроме человека разумного (Homo sapiens), включает человека умелого (Homo habilis), человека прямостоящего (Homo erectus), человека неандертальского (Homo Neandertalensis), которого называют также архаическим сапиенсом. В настоящее время род Homo состоит из одного вида -- человека разумного (Ното Sapiens). Подобно другим организмам человек произошел естественным путем, без какого-либо вмешательства сверхъестественных сил. С научной точки зрения происхождение человека представляет собой один из результатов видообразования в процессе биологической эволюции. Представить этот процесс в деталях сложно, ведь вопреки расхожему мнению поток времени смывает часть следов прошлого, тем не менее в основных чертах он достаточно хорошо известен.
Рамапитек обнаружен на территории современной Индии. Австралопитеки образовывали несколько групп, различавшихся степенью массивности черепов и зубов. Представителями человека прямостоящего считаются петикантропы, синантропы, восточноафриканские архан-тропы и атлантропы. Иногда выделяют в отдельный вид человека гейдельбергского. Поздний неоантроп — подвид человека разумного появился в различных районах Земли 40—80 тыс. лет тому назад. Анатомически он не отличается от современного человека. Итак, продолжительность существования вида Homo sapiens от появления человека умелого до позднего неоантропа и далее составляет около 2 млн лет. По современным научным данным весьма правдоподобной выглядит гипотеза о возникновении примитивного Homo sapiens около 200 тыс. лет назад в Африке и постепенном расселении его по планете.
• Подобно другим организмам человек произошел естественным путем, без какого-либо вмешательства сверхъестественных сил.
• Эволюцию человека можно представить в виде следующей схемы: человек умелый-человек прямостоящий-человек гейдельбергскийчеловек неандертальскийчеловек разумный (в основном кроманьонцы)-современный человек (поздний неоантроп).
• История рода Homo составляет около 2 млн. лет.