Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 18:50, доклад
История взаимоотношений религии и науки непроста и насыщена столкновениями. Это стало основанием для пропагандистской формулы «Религия - враг науки». Хотя и в меньшей мере, но столкновения с наукой имеют место также в политике, искусстве, нравственности, да и в других сферах культуры. В антирелигиозной литературе науку сравнивали со светом, а религию - с тьмой и невежеством. Каждому советскому школьнику и студенту был известен тезис об их антагонистичности, который вошел в обыденное сознание как один из наиболее распространенных стереотипов господствовавшей идеологии.
РЕФЕРАТ
НАУКА И РЕЛИГИЯ
История
взаимоотношений религии и
Переосмысливая
духовное наследие недавнего прошлого,
обратимся к этому стереотипу.
Вспомним, что главным признаком
религии является вера в сверхъестественное,
в чудо и поклонение ему. Последователи
религии недаром именуются
Наука же исходит из признания познаваемости мира и всех его явлений. Ее отождествляют со знанием, основанным на достоверных, истинных сведениях о природе, обществе, человеке и его мышлении. Наука низводит все непознанное, сверхъестественное, чудесное к научно осмысленному. С этой позиции чудо -- порождение слепой веры. Ученые нередко повторяют высказывание Д. Дидро: «Чем больше верят, тем больше чудес».
Религиозная вера основана, прежде всего, на чувстве. Многое в ней от непосредственности, удивления перед мирозданием. Удивления, вызванного не плодами познания, но мистическим откровением. Научная деятельность основана на рассудочности, на правилах логики: установление достоверных фактов, поиск информации, выяснение действительных, естественных условий и причин очередной загадки природы. Религиозный опыт приобретается молениями и иными культовыми переживаниями. Научный опыт постепенно накапливается в ситуациях, которые не допускают даже невольное влияние эмоций и пристрастий ученого на ход его исследований.
Религия
обращена к субъективной сфере человеческого
бытия, осваивает мир и себя через
культовые действия, сокровенные
религиозные переживания. Верующий
обозревает мир природы сквозь призму
культа, и в этом видении мир
окрашивается мистическим чувством.
Более того, этот способ мировосприятия
вынуждает верующего искать Бога
в себе, в своем духовном мире.
Наука обращена преимущественно
к объективной сфере
Религия объясняет мир, опираясь на сказания «священных книг», каноны, догмы, свидетельства пророков, писания «святых отцов» и иных церковных авторитетов. Верующему не положено критиковать их, подвергать сомнению. Научное же объяснение мира - критично. Сомнение - долг ученого, а критичность - веление его профессиональной совести, его почерк, стиль мышления и деятельности на всех этапах исследования.
Отмеченные различия и противоречия между религией и наукой еще более резки в истории их взаимоотношений. Разумеется, они не конкурировали на поле познания; религия не изучает мир, она объясняет его и ориентирует в нем, опираясь на верования. Столкновения между Церковью и наукой были обусловлены тем, что открытия последней нарушали ту картину мира, которая сложилась еще с донаучных времен на основе верований и «священных книг».
Борьба
Церкви против свободомыслия - явление,
свойственное всем конфессиям. Так, в 1656
г. амстердамские раввины
Многочисленны
примеры церковных
В сознании
едва ли не всех ученых прошлого научное
мышление мирно уживалось с религиозной
верой. Даже тогда, когда они признавали
превосходство веры над разумом.
Некоторые выдающиеся естествоиспытатели
с глубоким интересом предавались
богословским занятиям. Так, на склоне
лет гениальный И. Ньютон занялся
толкованиями Апокалипсиса. Немало естествоиспытателей
(в том числе и один из основателей
генетики Г. Мендель) были монахами. Но,
обращаясь к научным занятиям,
они игнорировали постулат о непознаваемости
тайн бытия и упомянутые здесь
церковные запреты и
Споры
сторонников религии и
В заключении скажем, что наука и религия как явления культуры на протяжении веков несли и внедряли прямо противоположные ценности, что приводило к мощному противостоянию между светским обществом и духовенством. Но невозможно полностью разделить эти факторы. Можно говорить лишь о преобладании одного над другим в определенных временных рамках, ибо только в их совокупности возможна гармония в социуме и культуре.