Наука и религия

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 13:54, курс лекций

Краткое описание

1.Проблема двух культур:

2. Определение понятия науки.

3.Соотношение науки и религии. науки и искусства:

4. Особенности социального института науки:

5. Функции науки

6. Проблема классификации наук.

7. Структура современного естествознания

8. Критерии научного знания

9. Структура научного познания.

10. Эмпирические методы научного познания

11. Теоретические методы в науке.

12. Научная картина мира

13. Этика научной деятельности.

14. Физика как фундаментальная наука о природе.

15. Типы физических теорий:

16. Корпускулярно волновой дуализм материи. Принцип дополнительности и неопределенности.

17. Концепция взаимодействий:

18. Модели строения атома, классификац. эл. частиц.

19. Динамические и статистические закономерности.

20. Проблема создания единой физической теории.

21. Концепция пространства и времени в физике.

22. Смена парадигм в космологии.

23. Модель расширяющейся Вселенной

24. Естественнонаучные принципы изучения Вселенной

25. Атомно-молекулярная концепция вещества в химии.

26. Предмет и практическое значение биологии.

27. Свойства живых систем:

28. Концепция структурных уровней организации материи в биологии:

29. Современные концепции происхождения жизни

30. Идея эволюции в биологии

31. Основные этапы антропогенеза.

32. Современный этап эволюции человека:

Файлы: 33 файла

8.doc

— 23.00 Кб (Открыть, Скачать)

13.doc

— 27.00 Кб (Открыть, Скачать)

9.doc

— 29.00 Кб (Скачать)

9. Структура  научного познания.

Особого рассмотрения заслуживает вопрос о  структуре научного познания. В ней  необходимо выделить три уровня: эмпирический, теоретический, философских оснований. На эмпирическом уровне научного познания в результате непосредственного контакта с реальностью ученые получают знания об определенных событиях, выявляют свойства интересующих их объектов или процессов, фиксируют отношения, устанавливают эмпирич. закономерности. Для выяснения специфики теоретического познания важно подчеркнуть, что теория строится с явной направленностью на объяснение объективной реальности, но описывает непосредственно она не окружающую действительность, а идеальные объекты, которые в отличие от реальных объектов характеризуются не бесконечным, а вполне определенным числом свойств. Например, такие идеальные объекты, как материальные точки, с которыми имеет дело механика, обладают очень небольшим числом свойств, а именно, массой и возможностью находиться в пространстве и времени. Идеальный объект строится так, что он полностью интеллектуально контролируется. Теоретич. уровень научного знания расчленяется на две части: фундаментальные теории, в которых ученый имеет дело с наиболее абстрактными идеальными объектами, и теории, описывающие конкретную область реальности на базе фундаментальных теорий. Сила теории состоит в том, что она может развиваться как бы сама по себе, без прямого контакта с действительностью. Поскольку в теории мы имеем дело с интеллектуально контролируемым объектом, то теоретический объект можно, в принципе, описать как угодно детально и получить как угодно далекие следствия из исходных представлений. Если исходные абстракции верны, то и следствия из них будут верны. Кроме эмпирического и теоретического в структуре научного знания можно выделить еще один уровень, содержащий общие представления о действительности и процессе познания - уровень философских предпосылок, философских оснований. Например, известная дискуссия Бора и Эйнштейна по проблемам квантовой механики по сути велась именно на уровне философских оснований науки, поскольку обсуждалось, как соотнести аппарат квантовой механики с окружающим нас миром. Эйнштейн считал, что вероятностный характер предсказаний в квантовой механике обусловлен тем, что квантовая механика неполна, поскольку действительность полностью детерминистична. А Бор считал, что квантовая механика полна и отражает принципиально неустранимую вероятность, характерную для микромира. Определенные идеи философского характера вплетены в ткань научного знания, воплощены в теориях. Теория из аппарата описания и предсказания эмпирических данных превращается в знания тогда, когда все ее понятия получают онтологическую и гносеологич. интерпретацию. Иногда философские основания науки ярко проявляются и становятся предметом острых дискуссий (например, в квантовой механике, теории относительности, теории эволюции, генетике и т.д.). В то же время в науке существует много теорий, которые не вызывают споров по поводу их философских оснований, поскольку они базируются на философских представлениях, близких к общепринятым. На эмпирическом уровне знания существует определенная совокупность общих представлений о мире. Эти представления воспринимаются как очевидные и не выступают предметом специальных исследований. Тем не менее, они существуют, и рано или поздно меняются и на эмпирическом уровне. Эмпирический и теоретический уровни научного знания органически связаны между собой. Теоретический уровень существует не сам по себе, а опирается на данные эмпирического уровня. Но существенно то, что и эмпирическое знание неотрывно от теоретических представлений; оно обязательно погружено в определенный теоретический контекст. Дело в том, что несмотря на теоретическую нагруженность, эмпирический уровень является более устойчивым, более прочным, чем теоретический. Это происходит потому, что эмпирический уровень знания погружается в такие теоретические представления, которые являются непроблематизируемыми. Эмпирией проверяется более высокий уровень теоретических построений, чем тот, что содержится в ней самой. В истории науки наблюдается тенденция свести все естественнонауч. знание к единой теории, редуцировать к небольшому числу исходных фундаментальных принципов. В современной методологии науки осознана принципиальная нереализуемость такого сведения. Она связана с тем, что любая научная теория принципиально ограничена в своем интенсивном и экстенсивном развитии. Научная теория - это система определенных абстракций, при помощи которых раскрывается субординация существенных и несущественных в определенном отношении свойств действительности. В науке обязательно должны содержаться различные системы абстракций, которые не только нередуцируемы друг к другу, но рассекают действительность в разных плоскостях. Это относится и ко всему естествознанию, и к отдельным наукам - физике, химии, биологии и т.д. - которые нередуцируемы к одной теории. Одна теория не может охватить все многообразие способов познания, стилей мышления, существующих в современной науке.

10.doc

— 29.50 Кб (Открыть, Скачать)

11.doc

— 28.50 Кб (Открыть, Скачать)

18.doc

— 38.00 Кб (Открыть, Скачать)

16.doc

— 30.00 Кб (Открыть, Скачать)

30.doc

— 41.50 Кб (Открыть, Скачать)

19.doc

— 25.50 Кб (Открыть, Скачать)

20.doc

— 27.50 Кб (Открыть, Скачать)

21.doc

— 26.00 Кб (Открыть, Скачать)

22.doc

— 24.00 Кб (Открыть, Скачать)

23.doc

— 26.00 Кб (Открыть, Скачать)

29.doc

— 28.00 Кб (Открыть, Скачать)

31.doc

— 28.50 Кб (Открыть, Скачать)

12.doc

— 22.50 Кб (Открыть, Скачать)

17.doc

— 23.50 Кб (Открыть, Скачать)

15.doc

— 33.00 Кб (Открыть, Скачать)

14.doc

— 26.00 Кб (Открыть, Скачать)

25.doc

— 24.50 Кб (Открыть, Скачать)

26.doc

— 25.00 Кб (Открыть, Скачать)

27.doc

— 24.50 Кб (Открыть, Скачать)

28.doc

— 26.00 Кб (Открыть, Скачать)

32.doc

— 28.50 Кб (Открыть, Скачать)

1.doc

— 28.00 Кб (Открыть, Скачать)

2.doc

— 27.50 Кб (Открыть, Скачать)

3.doc

— 28.50 Кб (Открыть, Скачать)

4.doc

— 25.00 Кб (Открыть, Скачать)

5.doc

— 23.50 Кб (Открыть, Скачать)

6.doc

— 23.00 Кб (Открыть, Скачать)

7.doc

— 26.00 Кб (Открыть, Скачать)

24.doc

— 28.00 Кб (Открыть, Скачать)

Список.doc

— 22.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Наука и религия