Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 22:19, дипломная работа
Целью дипломной работы является разработка на основе теоретико-методологических положений рекомендаций по совершенствованию инвестиционной привлекательности Курского ОАО «Прибор».
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, а именно:
уточнить понятие «инвестиции» и «инвестиционная привлекательность»;
рассмотреть типы и классификацию инвестиций на предприятии;
установить сущность инвестиционной деятельности предприятия и ее участников;
определить ключевые показатели формирования инвестиционной привлекательности предприятия;
обозначить методы качественной оценки инвестиционной привлекательности;
выделить методы количественной оценки инвестиционной привлекательности;
охарактеризовать финансово-хозяйственную деятельность Курского ОАО «Прибор»;
оценить инвестиционную привлекательность Курского ОАО «Прибор»
разработать рекомендации по повышению инвестиционной привлекательности Курского ОАО «Прибор».
Введение ………………………………………………………………… 5
1. Теоретические основы оценки инвестиционной привлекательности предприятия ………………………………..8
1.1 Понятие инвестиций и инвестиционной привлекательности предприятия .8
1.2 Типы и классификация инвестиций на предприятии …………………… 17
1.3 Инвестиционная деятельность предприятия и ее участники ……………..25
2 Методологические аспекты оценки инвестиционной привлекательности предприятия …..34
2.1 Факторы и критерии оценки инвестиционной привлекательности предприятия …………………………………………………………………34
2.2 Методы качественной оценки инвестиционной привлекательности ….…43
2.3 Методы количественной оценки инвестиционной привлекательности….51
3. ОЦЕНКА И ПОВЫШЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ КУРСКОГО ОАО «ПРИБОР» ……………….58
3.1 Оценка финансово-хозяйственной деятельности Курского ОАО «Прибор»………………………………………………………………………58
3.2 Оценка инвестиционной привлекательности Курского ОАО «Прибор»…64
3.3 Разработка рекомендаций по повышению инвестиционной привлекательности Курского ОАО «Прибор» ……………………………76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………...83
Удельный коэффициент инвестиционной привлекательности на данном этапе определяется по формуле (7):
, (7)
где Rij – балльная оценка i-ого фактора за j-ый отчетный период; – максимально возможная балльная оценка i-ого фактора за j-ый отчетный период; Vyi – удельный вес i-ого фактора; n – общее количество факторов текущей экономической устойчивости; m – количество анализируемых отчетных периодов.
Этап 1В. Перспективный анализ экономической устойчивости предлагается выполнять на основе показателя вероятности банкротства предприятия по пятифакторной модели Альтмана (таблица 10).
Таблица 10 Определение коэффициента экономической устойчивости
№ | Значение Z | Вероятность наступления банкротства | Коэффициент К1В |
|
|
|
|
1 | Z <1,81 | очень велика | К1В =0 |
2 | 1,81<Z <2,675 | средняя | 0<К1В <0.5 |
3 | Z =2,675 | равна 0,5 | К1В =0.5 |
4 | 2,675<Z <2,99 | невелика | 0.5<К1В <1 |
5 | Z >2,99 | крайне мала | К1В =1 |
Точное значение удельного коэффициента инвестиционной привлекательности для случаев 2 и 4 предлагается определять методом линейной интерполяции в зависимости от значения Z.
Этап 2С. Количественная оценка интегрального показателя экономической устойчивости, согласно разработанному алгоритму, выполняется на основе удельных коэффициентов инвестиционной привлекательности, определенных на этапах 1А и 1В (8).
, (8)
где и – весовые характеристики результатов этапов «1А» и «1В» соответственно.
Этап 2D. При проведении процедуры анализа качественных факторов инвестиционной привлекательности предприятия, каждому фактору присваивается балл на основе разработанных в исследовании критериев оценки. При этом предложена пятибалльная шкала с шагом в один балл, где максимальный балл присваивается фактору, имеющему лучшие критерии оценки. В качестве максимального значения балла показателя, в рамках данного этапа, установлен балл «5», минимального – «1».
Расчет количественного значения удельного коэффициента инвестиционной привлекательности этапа «2D» проводим по формуле (9):
где – балльная оценка i-ого фактора; – максимальная балльная оценка i-ого фактора; – удельный вес фактора; n – количество качественных факторов.
Согласно принятой, в рамках данного этапа, методике балльных оценок =5. В этом случае коэффициент может быть выражен следующим соотношением (10):
, (10)
Этап 3. Определим коэффициент инвестиционной привлекательности исследуемого предприятия (11):
, (11)
где и – весовые характеристики результатов этапов «2С» и «2D» соответственно.
Возможные значения всех удельных коэффициентов инвестиционной привлекательности, рассмотренных в рамках данной методики, а также значение итогового коэффициента инвестиционной привлекательности предприятия находятся в пределах числового интервала [0;1].
Итак, верная количественная оценка инвестиционной привлекательности позволяет определить место предприятия на рынке, его конкурентные преимущества в области инвестирования. После проведения SWOT-анализа потенциальный субъект инвестиционной деятельности − инвестор может четко представлять себе преимущества и недостатки предприятия, а также ситуацию на рынке. Идея SWOT-анализа заключается в следующем: приложение всех усилий для превращения слабых сторон предприятия в сильные и угроз в возможности, развитие сильных сторон предприятия. Это позволит выбрать оптимальный путь развития, избежать опасностей и максимально эффективно использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы, попутно пользуясь предоставленными рынком возможностями.
В целом, привлекательность предприятия для инвестиций необходимо определять на основе многокритериального подхода, а совокупность факторов инвестиционной привлекательности должна учитывать инвестиционные цели, интересы и стратегии всех типов инвесторов. Метод SWOT-анализа является одним из наиболее наглядных среди множества инструментов анализа рыночной позиции и инвестиционной привлекательности предприятия.
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСКОГО ОАО «ПРИБОР»
3.1 Характеристика производственной деятельности Курского ОАО «Прибор», необходимость инвестирования
Полное наименование предприятия Курское Открытое Акционерное Общество «Прибор». Адрес: 305040, г. Курск, ул. Запольная, д. 47.
Курское ОАО «Прибор» создано в структуре Государственного комитета авиатехники Совета министров СССР как предприятие А-156 в 1959 г. на основании Постановления № 495-248 от 18 февраля 1953г. Совета Министров СССР. Курское ОАО «Прибор» является правопреемником Курского производственного объединения ОАО «Прибор» имени 60-летия СССР.
Акционерное общество действует на основании Устава. Устав Курского ОАО «Прибор» зарегистрирован 26 июня 2002 г., регистрационный № 304.
В настоящее время Курское ОАО «Прибор» входит в состав ОАО «Концерн «Авионика», созданного на основе ОАО «Научно-производственный центр «Технокомплекс», согласно Указу Президента Российской Федерации № 1187 от 18.09.2004 г. и Постановления Правительства Российской Федерации № 93 от 22.02.2005 г. Создание Концерна обусловлено задачей эффективной интеграции научного и промышленного потенциала приборостроителей, для более оперативной модернизации и оснащения Вооруженных Сил Российской Федерации современной авиационной техникой, создания боевых авиационных комплексов нового поколения и увеличения экспорта авиационной техники.
Устав Курского ОАО «Прибор» зарегистрирован 26 июня 2002 г. Учредителем Общества является Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом.
Органами управления общества являются общее собрание акционеров, совет директоров, единоличный исполнительный орган (Генеральный директор), коллегиальный исполнительный орган (Правление Общества).
Органом контроля над финансово-хозяйственной деятельностью Общества является ревизионная комиссия. Высшим органом управления общества является общее собрание акционеров. Совет директоров Общества осуществляет общее руководство деятельностью Общества, за исключением решения вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров.
Общество осуществляет следующие основные виды деятельности:
производство и ремонт приборов и оборудования для авиационной промышленности, производство и ремонт спецтехники;
выполнение научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ в области авиационного приборостроения, медицинской техники, продукции производственно-технического назначения;
производство и ремонт непродовольственных товаров народного потребления, продукции производственно-технического назначения.
Курское ОАО «Прибор» является крупным машиностроительным предприятием, выпускающим авиационные приборы для военной и гражданской авиации: курсовые системы, бортовые системы регистрации полетной информации (чёрные ящики) и контроля бортовых параметров, информационно-аналитические системы реального времени, датчики и указатели положения элементов самолётов и вертолётов. В рамках конверсии на базе передовых авиационных технологий предприятие освоило и серийно выпускает более 70 типоразмеров электроприводов в общепромышленном и взрывозащищенном исполнении (и блоков автоматики к ним) для ТЭК, нефте-, газо-, химической отраслей промышленности и атомной энергетики. Электроприводы производства ОАО «Прибор» используются в запорной, быстрозапорной (ПЗК) и регулирующей арматуре, выпускаемой целым рядом арматурных заводов, выгодно отличаются от отечественных и зарубежных аналогов высокими показателями надёжности, малыми массо-габаритными и энергоёмкостными характеристиками.
Курское ОАО «Прибор» производит и успешно реализует широкий ассортимент товаров народного потребления (ТНП): портативные радиоприемники, персональные компьютеры, кипятильники, утюги, электрические плиты, электросушилки и т.д. Продукция предприятия сертифицирована. В 2010 г. органом по сертификации СМК «Оборонсертифика» была проведена сертификационная проверка соответствия требованиям ГОСТ ИСО ISO 9001:2008, ГОСТ РВ 15.002-2003. По результатам проверки Курскому ОАО «Прибор» выдан сертификат соответствия СМК требованиям стандартов со сроком действия до 2013 г.
В 2010 г. структура товарной продукции предприятия сложилась следующим образом: 79,7% приходилось на производство основной продукции (приборы для военной и гражданской авиации), 10,3% − товары гражданского назначения, 10% − товары народного потребления (рисунок 7)
Рисунок 7 – Структура продукции Курского ОАО «Прибор»
Курское ОАО «Прибор» осуществляет непрерывный процесс модернизации производства, осваивает новые востребованные потребительским рынком товары, что в условиях современной жёсткой конкуренции позволяет предприятию динамично развиваться.
У предприятия − разветвлённая товаросбытовая сеть, которая охватывает 62 региона России и насчитывает более чем 200 предприятий оптовой и розничной торговли.
Продукция Курского ОАО «Прибор» (гражданская) используются в следующих отраслях хозяйства (рисунок 8)
Рисунок 8 – Структура использования гражданской продукции Курского ОАО «Прибор»
Внедрённая и действующая на предприятии система контроля качества МС ИСО 9001-94 осуществляется в течение всего производственного цикла, начиная от создания конструкторско-технической документации (КТД) и входного контроля качества сырья и заканчивая выпуском готовой продукции и её контрольными испытаниями.
Стратегическая цель (миссия) Курского ОАО «Прибор» − «через совершенство деятельности и качества достичь таких результатов в области проектирования, разработки, производства, эксплуатации и ремонта изделий специального назначения, которые вызовут максимальное удовлетворение запросов и ожиданий потребителей, укрепят заинтересованность акционеров и общества, сделают ОАО «Прибор» надежным, привлекательным партнером для его персонала, потребителей и поставщиков»[].
Курское ОАО «Прибор» ставит перед собой задачу совершенствовать инвестиционную политику (рисунок 9)
Рисунок 9 − Цели предприятия в области инвестиций
За более чем полуторавековой период деятельности Курского ОАО «Прибор» создана мощная производственная база, оснащенная современным оборудованием, имеется квалифицированный кадровый потенциал. Численность персонала Курского ОАО «Прибор» составляет 2 962 чел. (на 01.12.2010 г.).
Основная деятельность Курского ОАО «Прибор» в 2010 г. была направлена на увеличение производственных мощностей за счет внедрения прогрессивного оборудования и увеличения загрузки имеющихся мощностей (Приложение А).
В частности в 2010 г. предприятие подготовило и освоило производство 27 новых изделий; новая техника в общем объеме серийного производства составила 27,5%.
В ходе организационно-технических мероприятий на 2010 г. было запланировано снижение себестоимости выпускаемых изделий на сумму 6,7 млн руб. Фактически выполнено мероприятий на сумму 8,5 млн. руб., т.е. на 127%. Внедренные за прошедший год организационно-технические мероприятия позволили снизить трудоемкость изготовления продукции на 127,6 н/ч, что составляет 7,7% от общей трудоемкости годовой программы.
В целях наращивания и обеспечения объемов производства, снижения себестоимости, изготавливаемых изделий: