Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 22:19, дипломная работа
Целью дипломной работы является разработка на основе теоретико-методологических положений рекомендаций по совершенствованию инвестиционной привлекательности Курского ОАО «Прибор».
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, а именно:
уточнить понятие «инвестиции» и «инвестиционная привлекательность»;
рассмотреть типы и классификацию инвестиций на предприятии;
установить сущность инвестиционной деятельности предприятия и ее участников;
определить ключевые показатели формирования инвестиционной привлекательности предприятия;
обозначить методы качественной оценки инвестиционной привлекательности;
выделить методы количественной оценки инвестиционной привлекательности;
охарактеризовать финансово-хозяйственную деятельность Курского ОАО «Прибор»;
оценить инвестиционную привлекательность Курского ОАО «Прибор»
разработать рекомендации по повышению инвестиционной привлекательности Курского ОАО «Прибор».
Введение ………………………………………………………………… 5
1. Теоретические основы оценки инвестиционной привлекательности предприятия ………………………………..8
1.1 Понятие инвестиций и инвестиционной привлекательности предприятия .8
1.2 Типы и классификация инвестиций на предприятии …………………… 17
1.3 Инвестиционная деятельность предприятия и ее участники ……………..25
2 Методологические аспекты оценки инвестиционной привлекательности предприятия …..34
2.1 Факторы и критерии оценки инвестиционной привлекательности предприятия …………………………………………………………………34
2.2 Методы качественной оценки инвестиционной привлекательности ….…43
2.3 Методы количественной оценки инвестиционной привлекательности….51
3. ОЦЕНКА И ПОВЫШЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ КУРСКОГО ОАО «ПРИБОР» ……………….58
3.1 Оценка финансово-хозяйственной деятельности Курского ОАО «Прибор»………………………………………………………………………58
3.2 Оценка инвестиционной привлекательности Курского ОАО «Прибор»…64
3.3 Разработка рекомендаций по повышению инвестиционной привлекательности Курского ОАО «Прибор» ……………………………76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………...83
Опросы профессиональных участников рынка ценных бумаг на предмет инвестиционной привлекательности того или иного предприятия требует их высокой компетентности и независимости. Но позволяет проводить оценку оперативно. Составление рейтинга в данном случае не составляет труда.
Оценка качества корпоративного управления удобна при наличии публичной раскрытой информации о предприятии. При этом алгоритм расчета раскрыт, критерии наглядны. Но российские особенности ведения бизнеса не позволяют проводящим внешнюю оценку предприятия экспертам оперировать всей требуемой в этих случаях информацией.
Приемлема, на наш взгляд, методика факторной оценки, предложенная Д.А Ендовицким [16, с. 20 − 21]. На основе рейтинговых оценок крупнейших банков России (Банк ВТБ (ОАО), Сбербанк России (ОАО), были каждой группе факторов оценки рейтинга инвестиционной привлекательности присваиваются весовые значения, исходя из степени влияния каждой отдельной группы на изменение итогового рейтинга. Полученные результаты подвергались регрессионному анализу для получения наиболее оптимального результата (формула 1).
Rip = *0,5*K фин.сос.+ 0,15*K кред.ист. + 0,1*K обор. + 0,25*Kдел.риск , (1)
где: Rip – рейтинг инвестиционной привлекательности; K фин.сос. – показатели финансового состояния; K кред.ист. – показатели кредитной истории; K обор. – показатели оборотов; Kдел.риск – показатели делового риска.
На основе вышеуказанных методик и научной литературы нами была определена группа нефинансовых показателей, которые оказывают непосредственное влияние на инвестиционную привлекательность предприятия:
1. корпоративное управление;
2. анализ положения на рынке продукции, работ, услуг;
3. период деятельности организации на рынке;
4. степень зависимости от поставщиков/подрядчиков;
5. степень зависимости от покупателей;
6. отраслевой риск;
7. региональный риск;
8. зависимость от государственных заказов.
Методики факторного анализа и экспертных оценок позволяют ранжировать предприятия, т.е. объединять предприятия в группы со сходным уровнем инвестиционной привлекательности. В результате этой процедуры составляется рейтинг, то есть линейных ряд объектов, в котором по сочетанию выбранных признаков регионы располагаются на равном расстоянии друг от друга. Каждому из них присваивается номер (ранг), соответствующий его месту в общем ряду. Наиболее предпочтительному объекту обычно присваивается первый ранг.
На основе рейтингов и абсолютных значений показателей осуществляется группировка предприятий. В этом случае каждое предприятие относится к определенному классу (типу) объектов, выделенному экспертами по сочетанию условий инвестирования и уровню предпочтительности для инвесторов. Таким образом, решение об осуществлении инвестиционной деятельности в том или ином предприятии принимается инвестором, исходя из присвоенного ему рейтинга инвестиционной привлекательности.
На сегодняшний день это самый популярный способ принятия решения об инвестировании.
Кроме того, оценки экспертов субъективны, на них оказывают влияние разнообразные факторы, что приводит к различиям в интерпретации одних и тех же экономических индикаторов и явлений. Другими словами, в зависимости от присвоенного экспертами весового коэффициента, тот или иной блок показателей становится более или менее важным по сравнению с остальными (например, при оценке инвестиционной привлекательности региона показатели эффективности регионального производства будут превалировать над показателями природно-климатических условий).
Еще одним ограничением для использования метода факторной оценки является недостаточное развитие фондового рынка России. Акции большинства предприятий остаются малодоступными для инвесторов, а отсюда и отсутствие инвестиций в большинство российских предприятий в форме акционерных обществ.
Подведем итог. Сравнение достоинств и недостатков метода факторной оценки позволяет сделать вывод, что на сегодняшний день это самый популярный способ принятия решения об инвестировании. Основными недостатками, ограничивающими более широкое применение метода факторной оценки инвестиционной привлекательности, является субъективизм, узкая «специализация» под конкретных заказчиков оценки (например, портфельных или только стратегических инвесторов) и закрытая методика определения коэффициентов весомости факторов.
2.3 Методы количественной оценки инвестиционной привлекательности
Методика оценки инвестиционной привлекательности предприятия представляет совокупность организационно-методических положений, специальных методов и конкретных приемов, применяемых при обработке информации для достижения поставленной цели.
Так, главной задачей руководства является уточнение общего уровня эффективности операционной и инвестиционной деятельности компании.
Стратегическому инвестору необходимо освещение вопроса целесообразности инвестирования в предприятие с учетом оптимизации будущих доходов и понесенных инвестиционных затрат.
Портфельный инвестор нацелен на изучение возможности максимизации собственного капитала через проведение финансовых операций с ценными бумагами предприятия и наиболее часто использует метод расчета комплексного показателя.
Определение комплексного показателя инвестиционной привлекательности осуществляется через суммирование трех составных элементов (2):
ТIinv = (ICom + IMinv + IFinv), (2)
где ICom − составной показатель инвестиционной привлекательности с позиции руководства предприятия; IMinv − составной показатель инвестиционной привлекательности с позиции стратегического инвестора; IFinv − составной показатель инвестиционной привлекательности с позиции портфельного инвестора.
Непосредственное исчисление значения показателя инвестиционной привлекательности с позиции руководства предприятия ICom производится по следующей формуле (3):
ICom = AiхК1+ AiхК2+ AiхК3+ AiхК4+ AiхК5+ AiхК6+ AiхК7+ AiхК8+AiхК9+ + AiхК10+ AiхК11,
где Ai – величина весового коэффициента используемого показателя; i = от 1 до 11; К1 – коэффициент операционной прибыли (убытка); К2 – собственный оборотный капитал (чистые активы); К3 – добавленная экономическая стоимость; К4 – промежуточный коэффициент покрытия; К5 – величина свободного денежного потока; К6 – общий коэффициент покрытия; К7 – коэффициент обеспеченности собственным оборотным капиталом; К8 – коэффициент локального покрытия; К9 – коэффициент автономии; К10 – коэффициент финансирования; К11 – коэффициент абсолютной ликвидности.
Расчет показателя инвестиционной привлекательности с позиции стратегического инвестора рассчитывается по следующей формуле (4):
IMinv = AiхУ1+ AiхУ2+ AiхУ3+ AiхУ4+ AiхУ5+ AiхУ6+ AiхУ7+ AiхУ8+AiхУ9+ + AiхУ10+ AiхУ11+ AiхУ12+ AiхУ13+ AiхУ14, (4)
где Ai – величина весового коэффициента используемого показателя; i = от 1 до 14; У1 – доля чистой прибыли (убытка) в стоимости инвестированного капитала; У2 – вероятность дефолта; У3 – отношение активов к задолженности; У4 – соотношение собственного и долгосрочного заемного капитала; У5 – доля чистой прибыли (убытка) в сумме собственного капитала; У6 – отношение капитализации к задолженности; У7 – уровень производительности; У8 – степень налоговой нагрузки; У9 – показатель социальной ответственности; У10 – экономическая влиятельность отрасли/вида деятельности; У11 – контроль над рынком труда; У12 – коэффициент инвестиционного содействия; У13 – доля чистой прибыли (убытка) в общей стоимости активов (имущества); У14 – доля выручки от продаж в объеме производства отрасли.
Расчет показателя инвестиционной привлекательности с позиции портфельного инвестора рассчитывается по формуле (5):
IFinv = AiхС1+ AiхС2+ AiхС3+ AiхС4+ AiхС5, (5)
где Ai – величина весового коэффициента используемого показателя; i = от 1 до 5; С1 – коэффициент валовой прибыли (убытка); С2 – коэффициент прибыльности (убыточности) продаж; С3 – капитализация прибыли (убытка); С4 – коэффициент оборота ценных бумаг; С5 – уровень капитализации (капитализация в ВРП).
К.В. Лагутин предлагает следующую методику комплексной оценки инвестиционной привлекательности (таблица 8)[29].
Таблица 8 − Методика комплексной оценки (по К.В.Лагутину)
Номер этапа | Факторы | Уд. вес этапа (Vx) | Уд. вес фактора (Vy) |
1А | Анализ текущей экономической устойчивости 1.1. Коэффициент текущей ликвидности 1.2. Коэффициент абсолютной ликвидности 1.3. Коэффициент доли заемных средств 1.4. Коэффициент покрытия процента 1.5. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности 1.6. Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности 1.7. Коэффициент рентабельности продаж 1.8. Рентабельность активов 1.9. Мультипликатор отношения цены акции к ее чистой прибыли 1.10. Прибыль на акцию | 0,74 |
0,13 0,12 0,09 0,07
0,09
0,08 0,14 0,13 0,08
0,07 |
1В | Перспективный анализ экономической устойчивости 1.11 Вероятность банкротства Z-Альтмана | 0,26 | - |
2С | Комплексный анализ экономической устойчивости предприятия | 0,56 | - |
2D | Анализ качественных факторов инвестиционной привлекательности 2.1. Срок позиционирования предприятия на рынке 2.2. Уровень конкуренции на освоенных рынках сбыта 2.3. Возможность выхода на неосвоенные рынки сбыта 2.4. Диверсификация продукции 2.5. Зависимость объемов продаж продукции от сезона 2.6. Отзывы потребителей о качестве продукции 2.7. Наличие задолженностей заработной платы работникам 2.8. Добровольная и обязательная сертификация продукции 2.9. Наличие открытой информации о конечных владельцах 2.10. Длительность хозяйственных связей с контрагентами 2.11. Характер участия владельцев в управлении 2.12. Наличие конфликтов в руководящем составе 2.13. Распределение долей, акций, паев между собственниками 2.14. Характеристика менеджмента предприятия 2.15. Принадлежность предприятия к определенной отрасли 2.16. Региональный инвестиционный климат 2.18. Инвестиционный климат страны 2.19. Влияние на экологическую ситуацию | 0,44 |
0,05 0,04 0,03 0,06 0,07 0,03 0,04 0,05 0,06 0,05 0,04 0,04 0,03 0,05 0,05 0,07 0,07 0,04 |
Для каждого этапа (1 А, 1 В, 2 С, 2 D) определены факторы и удельные коэффициенты инвестиционной привлекательности. При этом предложено определять их в одном числовом интервале.
Этап 1А. Анализ текущей экономической устойчивости выполняется на основании отобранных показателей. Определяется динамика изменения каждого показателя по формуле (6):
,
где Δij – изменение фактора; Dij+1 – численное значение фактора за период «j+1»; Dij – численное значение фактора за период «j».
Горизонт анализа, количество и интервал анализируемых прошедших отчетных периодов определяются индивидуально для каждого случая в зависимости от типа инвестора, предполагаемого горизонта инвестиций, макроэкономической ситуации и условия достаточности для анализа тренда.
Максимальный балл присваивается показателю, имеющему наилучшие критерии оценки. В качестве максимального значения балла показателя в рамках данного этапа установлен балл «6», минимального – «1» (таблица 9).
На основе изучения существующих подходов трендового анализа в качестве устойчивых значений принят интервал в пределах «±5%».
Таблица 9 Балльная оценка факторов экономической устойчивости
Анализ тренда | Балльная оценка | |||
Показатели первого типа (имеющие нормативные значения) | Показатели второго типа (не имеющие нормативные значения) | |||
Нормативные значения | Значения не соответствуют нормативным | Выше или равны среднеотраслевому значению | Ниже среднеотраслевого значения | |
Улучшение | 6 | 3 | 6 | 3 |
Значения | 5 | 2 | 5 | 2 |
Ухудшение | 4 | 1 | 4 | 1 |