Оценка инвестиционной привлекательности предприятия на примере Курского ОАО «Прибор»

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 22:19, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является разработка на основе теоретико-методологических положений рекомендаций по совершенствованию инвестиционной привлекательности Курского ОАО «Прибор».
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, а именно:
 уточнить понятие «инвестиции» и «инвестиционная привлекательность»;
 рассмотреть типы и классификацию инвестиций на предприятии;
 установить сущность инвестиционной деятельности предприятия и ее участников;
 определить ключевые показатели формирования инвестиционной привлекательности предприятия;
 обозначить методы качественной оценки инвестиционной привлекательности;
 выделить методы количественной оценки инвестиционной привлекательности;
 охарактеризовать финансово-хозяйственную деятельность Курского ОАО «Прибор»;
 оценить инвестиционную привлекательность Курского ОАО «Прибор»
 разработать рекомендации по повышению инвестиционной привлекательности Курского ОАО «Прибор».

Оглавление

Введение ………………………………………………………………… 5
1. Теоретические основы оценки инвестиционной привлекательности предприятия ………………………………..8
1.1 Понятие инвестиций и инвестиционной привлекательности предприятия .8
1.2 Типы и классификация инвестиций на предприятии …………………… 17
1.3 Инвестиционная деятельность предприятия и ее участники ……………..25
2 Методологические аспекты оценки инвестиционной привлекательности предприятия …..34
2.1 Факторы и критерии оценки инвестиционной привлекательности предприятия …………………………………………………………………34
2.2 Методы качественной оценки инвестиционной привлекательности ….…43
2.3 Методы количественной оценки инвестиционной привлекательности….51
3. ОЦЕНКА И ПОВЫШЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ КУРСКОГО ОАО «ПРИБОР» ……………….58
3.1 Оценка финансово-хозяйственной деятельности Курского ОАО «Прибор»………………………………………………………………………58
3.2 Оценка инвестиционной привлекательности Курского ОАО «Прибор»…64
3.3 Разработка рекомендаций по повышению инвестиционной привлекательности Курского ОАО «Прибор» ……………………………76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………...83

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ (05.06.11).doc

— 771.00 Кб (Скачать)

В целом, система показателей для оценки инвестиционной привлекательности должна отвечать следующим требованиям:

                  непротиворечивость;

Выполнение этого требования связано с построением логичной системы показателей.

                  полнота;

Система показателей должна в  достаточной степени оценивать выделенные факторы инвестиционного процесса для инвестора.

                  дифференцированность;

Данное требование предполагает учет степени значимости оцениваемых факторов.

                  осмысленность.

Каждый из показателей системы должен нести экономический смысл, который, в свою очередь, определяет роль показателя в оценке инвестиционной привлекательности [21, с. 44].

 

Сравнительная характеристика методик оценки инвестиционной привлекательности представлена в таблице 2.

 

Таблица 2 − Методики оценки и анализа инвестиционной привлекательности предприятия

Автор (коллектив авторов)

Используемые показатели инвестиционной

привлекательности

Возможность количественной оценки и анализа инвестиционной привлекательности предприятия по использованным  (рассчитанным) показателям

Белякова М. Ю. [6]

Доходность акций по сравнению с облигациями, валютой и депозитными вкладами; потоки доходов; выплата дивидендов; отношение цены акции к чистой прибыли

Такой возможности нет, отсутствует количественная интерпретация уровня инвестиционной привлекательности предприятия

Щиборщ К.В. [38]

Кредитный период; рентабельность инвестиций (с учетом включения процента по их привлечению в расходы); разница

между годовой прибыльностью совокупных активов и годовым процентом по кредиту

Предприятие считается принципиально (абсолютно) привлекательным для инвестора, если кредитный период не превышает 8 лет, рентабельность инвестиций составляет не менее 20%, а разность между прибыльностью активов и процентом по кредиту положительна

Рентабельность продукции; балансовая прибыль на рубль совокупных активов; балансовая прибыль к собственным средствам; балансовая прибыль к величине оборотных средств; доля собственных средств в совокупных пассивах (источниках финансирования)

Критерий инвестиционной привлекательности рассчитывается как средневзвешенная сумма перечисленных показателей,

что позволяет построить рейтинг уже относительной привлекательности тех предприятий, которые удовлетворяют условию своей абсолютной инвестиционной привлекательности

Крылов Э.И.

и др. [27]

Показатели, характеризующие платежеспособность и ликвидность, коэффициенты финансовой устойчивости, оборачиваемости и рентабельности

 

Данные показатели сравниваются с их нормативными значениями. Инвестиционная привлекательность предприятия считается тем выше, чем бoльшее число оцениваемых показателей удовлетворяют своим нормативам

Яшина Н.М. [39]

Показатели рыночной стоимости (ценности) корпорации: экономическая добавленная стоимость; рыночная добавленная стоимость

Чем выше данные показатели стоимости бизнеса, тем выше

инвестиционная привлекательность оцениваемой корпорации

 

Из сравнения методик видно, что в качестве исходной информационной базы используются разные показатели финансового состояния. Собственно методикой оценки именно инвестиционной привлекательности является только методика К.В. Щиборща, поскольку в ней оперируют не абсолютными, как в методиках Э.И. Крыловой и Т.В. Федорович показателями, а относительными, позволяющими потенциальному инвестору сравнивать оцениваемые предприятия между собой.

Единым для всех методик является то, что, независимо от числа учитываемых факторов и способа расчета конечных показателей, все они построены по вышеуказанному принципу «от частного к общему» (рисунок 4) по схеме расчета «снизу вверх».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 4 − Схема оценки инвестиционной привлекательности предприятия с учетом её внутренних и внешних факторов

 

Внешние факторы (инвестиционная привлекательность РФ, региона, отрасли, предприятия) – это факторы, не зависящие от хозяйствующего субъекта. К внешним факторам относятся  система законодательных норм, регламентирующих деятельность отечественных и зарубежных инвесторов в области привлечения инвестиций. В России действуют следующие основные нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере инвестиций: Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (ред. от 24.07.2007); Закон РСФСР от 26 июня 1991 г. № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» (ред. от 30.12.2008); Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (ред. от 29.04.2008); Федеральный закон от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» (ред. от 19.07.2009); Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (ред. от 26.07.2006); Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг» (ред. от 27.12.2009); указы Президента РФ [1].

Внутренние факторы инвестиционной привлекательности зависят от деятельности предприятия. Это − факторы, на которые хозяйствующий субъект может повлиять (система управления организации; номенклатура выпускаемой продукции; степень применения инновационных решений в технологии производства и оборудования).

Важнейшим внутренним фактором, оказывающим влияние на инвестиционную привлекательность предприятия, является финансовое состояние организации. М.И.Баканов и А.Д.Шеремет отмечают, что финансовое состояние проявляется «в платежеспособности предприятия, в способности вовремя удовлетворить платежные требования поставщиков, возвращать кредиты, выплачивать заработную плату рабочим и служащим, вносить платежи в бюджет»[4, с. 81].

Общей чертой представленных ниже  методик  оценки инвестиционной привлекательности является тенденция учета как можно большего числа определяющих инвестиционную привлекательность предприятия факторов.

Собственную классификацию факторов и соответствующих им параметров предложил  В.М.Кожухар (таблица 3) [35, с. 88].

Предложенные  В.М.Кожухаром факторы  и их параметры, на наш взгляд, оптимальны и могут быть применимы в практике инвестиционного анализа.

 

 

Таблица 3− Факторы и критерии инвестиционной привлекательности (по В.М.Кожухару)

Факторы

Их параметры

Внутренние

Конкурентные

преимущества

предприятия

Доля рынка; качество продукции; стадия жизненного цикла продукции; привязанность потребителей к торговой марке; инновационность предприятия

Стратегический

потенциал

предприятия

Доходность инвестиций; профессионализм персонала; возможность диверсификации продукции; уровень риска; технологичность продукции; новизна и совершенство используемого оборудования

Внешние

Привлекательность отрасли

для инвестора

Потенциал роста; потенциал доходности; инновационность отрасли; уровни использования ресурсов в отрасли; возможность самостоятельного выхода на рынок

Стабильность

окружающей

среды

Темп инфляции; прочность (статус) валюты; бюрократические формальности, связанные с ведением бизнеса; уровень и стабильность налогового бремени; устойчивость и привлекательность гражданского законодательства

 

Так, Д.В. Дорошин предлагает учитывать в оценке инвестиционной привлекательности 24 фактора (таблица 4)[35, с. 88].

Таблица 4− Факторы и критерии инвестиционной привлекательности (по Д.В. Дорошину)

Факторы

Их параметры

Внутренние

Характер привлекательности

предпринимательства для инвестора

Месторасположение; объект инвестирования (существующий производственный процесс, вновь реализуемый проект и др.); инвестиционная программа; производственный потенциал; рентабельность производства; финансовое состояние; имущественные правоотношения; деловая репутация; менеджмент

Уровень корпоративности бизнеса

Организационно-правовая форма; состояние кооперирования; отраслевая специализация; уровень концентрации основного производства; уровень диверсификации; принадлежность к видам корпораций (холдинг, ФПГ, концерн, ассоциация)

Внешние

Уровень прогрессивности

взаимоотношений бизнеса с регионом

Товарная специализация; налоговые режимы; договорные отношения; финансовое взаимодействие; кадровые взаимодействия; взаимодействие в социальной инфраструктуре

Место и роль в общественном разделении труда

Участие в международных программах; участие в федеральных региональных программах; межбюджетные отношения; социально- общественные отношения

Л.С. Валинурова и О.Б. Казакова  разработали классификацию внутренних факторов инвестиционной привлекательности предприятия и определили их параметры (таблица 5). Методика Л.С. Валинуровой и О.Б. Казаковой является наиболее детальной и трудоемкой из всех анализируемых, поскольку предполагает учет 55 (!) параметров, характеризующих оцениваемое предприятие [35, с. 89].

Таблица 5− Внутренние факторы инвестиционной привлекательности предприятия и их параметры (по Л.С. Валинуровой и О.Б. Казаковой). 

 

Факторы

Их параметры

 

 

Инвестиционный

Отношение текущего объема инвестиций к предыдущему

Финансовый

Доля собственных оборотных средств в активах; коэффициенты общей и абсолютной ликвидности; коэффициент финансовой независимости; коэффициенты автономии и маневренности собственных средств; финансовый цикл; рентабельности продаж, активов и чистых активов; рентабельность собственного капитала; финансовый рычаг; экономический рост предприятия;  номинальная стоимость и общий объем обыкновенных акций, а также их доля в уставном капитале; акционерный капитал; балансовая стоимость обыкновенной акции; прибыль на акцию

Производственный

Фондоотдача; рост запасов, постоянных активов, краткосрочных кредитов, дебиторской и кредиторской задолженности за год; доля просроченной дебиторской и кредиторской задолженности; рост заемных и собственных средств, а также добавочного и накопленного капитала за год; рост активов, выручки, валовой и чистой прибыли за год; доля чистой прибыли в выручке; динамика объема произведенной продукции; выработка на одного работающего; рост затрат за год; вклад в покрытие (валовая маржа), точка безубыточности (необходимый объем продаж); коэффициент вклада на покрытие; запас финансовой прочности; сила операционного рычага по объему реализации и по цене; коэффициенты замены и прироста основных средств; степень износа

Кадровый

Среднемесячная зарплата; текучесть кадров; доля работников с высшим образованием; рост зарплаты; количество конфликтных ситуаций в год

 

Информация о работе Оценка инвестиционной привлекательности предприятия на примере Курского ОАО «Прибор»