Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 22:19, дипломная работа
Целью дипломной работы является разработка на основе теоретико-методологических положений рекомендаций по совершенствованию инвестиционной привлекательности Курского ОАО «Прибор».  
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, а именно:
             уточнить понятие «инвестиции» и «инвестиционная привлекательность»;
             рассмотреть типы и классификацию инвестиций на предприятии;
             установить сущность инвестиционной деятельности предприятия и ее участников;
             определить ключевые показатели формирования инвестиционной привлекательности предприятия;
             обозначить методы качественной  оценки инвестиционной привлекательности;
             выделить методы количественной  оценки инвестиционной привлекательности;
             охарактеризовать финансово-хозяйственную  деятельность Курского ОАО «Прибор»; 
             оценить инвестиционную привлекательность Курского ОАО «Прибор»
             разработать рекомендации по повышению инвестиционной привлекательности  Курского ОАО «Прибор».
Введение …………………………………………………………………  5                                           
1.                  Теоретические основы оценки инвестиционной привлекательности предприятия ………………………………..8 
1.1        Понятие инвестиций и инвестиционной привлекательности предприятия .8
1.2        Типы и классификация инвестиций на предприятии …………………… 17
1.3        Инвестиционная деятельность предприятия и ее участники ……………..25
2                    Методологические аспекты оценки инвестиционной привлекательности предприятия …..34 
2.1        Факторы и  критерии оценки инвестиционной привлекательности предприятия …………………………………………………………………34 
2.2        Методы качественной  оценки инвестиционной привлекательности ….…43
2.3        Методы количественной  оценки инвестиционной привлекательности….51
3. ОЦЕНКА И ПОВЫШЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ  КУРСКОГО ОАО «ПРИБОР» ……………….58
3.1        Оценка финансово-хозяйственной деятельности Курского ОАО «Прибор»………………………………………………………………………58
3.2        Оценка инвестиционной привлекательности Курского ОАО «Прибор»…64
3.3        Разработка рекомендаций по повышению инвестиционной привлекательности  Курского ОАО «Прибор» ……………………………76                                                                                    
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………79                                                                                                  
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………...83
В целом, система показателей для оценки инвестиционной привлекательности должна отвечать следующим требованиям:
 непротиворечивость;
Выполнение этого требования связано с построением логичной системы показателей.
 полнота;
Система показателей должна в достаточной степени оценивать выделенные факторы инвестиционного процесса для инвестора.
 дифференцированность;
Данное требование предполагает учет степени значимости оцениваемых факторов.
 осмысленность.
Каждый из показателей системы должен нести экономический смысл, который, в свою очередь, определяет роль показателя в оценке инвестиционной привлекательности [21, с. 44].
Сравнительная характеристика методик оценки инвестиционной привлекательности представлена в таблице 2.
Таблица 2 − Методики оценки и анализа инвестиционной привлекательности предприятия
| Автор (коллектив авторов) | Используемые показатели инвестиционной привлекательности | Возможность количественной оценки и анализа инвестиционной привлекательности предприятия по использованным (рассчитанным) показателям | 
| Белякова М. Ю. [6] | Доходность акций по сравнению с облигациями, валютой и депозитными вкладами; потоки доходов; выплата дивидендов; отношение цены акции к чистой прибыли | Такой возможности нет, отсутствует количественная интерпретация уровня инвестиционной привлекательности предприятия | 
| Щиборщ К.В. [38] | Кредитный период; рентабельность инвестиций (с учетом включения процента по их привлечению в расходы); разница между годовой прибыльностью совокупных активов и годовым процентом по кредиту | Предприятие считается принципиально (абсолютно) привлекательным для инвестора, если кредитный период не превышает 8 лет, рентабельность инвестиций составляет не менее 20%, а разность между прибыльностью активов и процентом по кредиту положительна | 
| Рентабельность продукции; балансовая прибыль на рубль совокупных активов; балансовая прибыль к собственным средствам; балансовая прибыль к величине оборотных средств; доля собственных средств в совокупных пассивах (источниках финансирования) | Критерий инвестиционной привлекательности рассчитывается как средневзвешенная сумма перечисленных показателей, что позволяет построить рейтинг уже относительной привлекательности тех предприятий, которые удовлетворяют условию своей абсолютной инвестиционной привлекательности | |
| Крылов Э.И. и др. [27] | Показатели, характеризующие платежеспособность и ликвидность, коэффициенты финансовой устойчивости, оборачиваемости и рентабельности 
 | Данные показатели сравниваются с их нормативными значениями. Инвестиционная привлекательность предприятия считается тем выше, чем бoльшее число оцениваемых показателей удовлетворяют своим нормативам | 
| Яшина Н.М. [39] | Показатели рыночной стоимости (ценности) корпорации: экономическая добавленная стоимость; рыночная добавленная стоимость | Чем выше данные показатели стоимости бизнеса, тем выше инвестиционная привлекательность оцениваемой корпорации | 
Из сравнения методик видно, что в качестве исходной информационной базы используются разные показатели финансового состояния. Собственно методикой оценки именно инвестиционной привлекательности является только методика К.В. Щиборща, поскольку в ней оперируют не абсолютными, как в методиках Э.И. Крыловой и Т.В. Федорович показателями, а относительными, позволяющими потенциальному инвестору сравнивать оцениваемые предприятия между собой.
Единым для всех методик является то, что, независимо от числа учитываемых факторов и способа расчета конечных показателей, все они построены по вышеуказанному принципу «от частного к общему» (рисунок 4) по схеме расчета «снизу вверх».
Рисунок 4 − Схема оценки инвестиционной привлекательности предприятия с учетом её внутренних и внешних факторов
Внешние факторы (инвестиционная привлекательность РФ, региона, отрасли, предприятия) – это факторы, не зависящие от хозяйствующего субъекта. К внешним факторам относятся система законодательных норм, регламентирующих деятельность отечественных и зарубежных инвесторов в области привлечения инвестиций. В России действуют следующие основные нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере инвестиций: Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (ред. от 24.07.2007); Закон РСФСР от 26 июня 1991 г. № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» (ред. от 30.12.2008); Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (ред. от 29.04.2008); Федеральный закон от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» (ред. от 19.07.2009); Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (ред. от 26.07.2006); Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг» (ред. от 27.12.2009); указы Президента РФ [1].
Внутренние факторы инвестиционной привлекательности зависят от деятельности предприятия. Это − факторы, на которые хозяйствующий субъект может повлиять (система управления организации; номенклатура выпускаемой продукции; степень применения инновационных решений в технологии производства и оборудования).
Важнейшим внутренним фактором, оказывающим влияние на инвестиционную привлекательность предприятия, является финансовое состояние организации. М.И.Баканов и А.Д.Шеремет отмечают, что финансовое состояние проявляется «в платежеспособности предприятия, в способности вовремя удовлетворить платежные требования поставщиков, возвращать кредиты, выплачивать заработную плату рабочим и служащим, вносить платежи в бюджет»[4, с. 81].
Общей чертой представленных ниже методик оценки инвестиционной привлекательности является тенденция учета как можно большего числа определяющих инвестиционную привлекательность предприятия факторов.
Собственную классификацию факторов и соответствующих им параметров предложил В.М.Кожухар (таблица 3) [35, с. 88].
Предложенные В.М.Кожухаром факторы и их параметры, на наш взгляд, оптимальны и могут быть применимы в практике инвестиционного анализа.
Таблица 3− Факторы и критерии инвестиционной привлекательности (по В.М.Кожухару)
| Факторы | Их параметры | 
| Внутренние | |
| Конкурентные преимущества предприятия | Доля рынка; качество продукции; стадия жизненного цикла продукции; привязанность потребителей к торговой марке; инновационность предприятия | 
| Стратегический потенциал предприятия | Доходность инвестиций; профессионализм персонала; возможность диверсификации продукции; уровень риска; технологичность продукции; новизна и совершенство используемого оборудования | 
| Внешние | |
| Привлекательность отрасли для инвестора | Потенциал роста; потенциал доходности; инновационность отрасли; уровни использования ресурсов в отрасли; возможность самостоятельного выхода на рынок | 
| Стабильность окружающей среды | Темп инфляции; прочность (статус) валюты; бюрократические формальности, связанные с ведением бизнеса; уровень и стабильность налогового бремени; устойчивость и привлекательность гражданского законодательства | 
Так, Д.В. Дорошин предлагает учитывать в оценке инвестиционной привлекательности 24 фактора (таблица 4)[35, с. 88].
Таблица 4− Факторы и критерии инвестиционной привлекательности (по Д.В. Дорошину)
| Факторы | Их параметры | 
| Внутренние | |
| Характер привлекательности предпринимательства для инвестора | Месторасположение; объект инвестирования (существующий производственный процесс, вновь реализуемый проект и др.); инвестиционная программа; производственный потенциал; рентабельность производства; финансовое состояние; имущественные правоотношения; деловая репутация; менеджмент | 
| Уровень корпоративности бизнеса | Организационно-правовая форма; состояние кооперирования; отраслевая специализация; уровень концентрации основного производства; уровень диверсификации; принадлежность к видам корпораций (холдинг, ФПГ, концерн, ассоциация) | 
| Внешние | |
| Уровень прогрессивности взаимоотношений бизнеса с регионом | Товарная специализация; налоговые режимы; договорные отношения; финансовое взаимодействие; кадровые взаимодействия; взаимодействие в социальной инфраструктуре | 
| Место и роль в общественном разделении труда | Участие в международных программах; участие в федеральных региональных программах; межбюджетные отношения; социально- общественные отношения | 
Л.С. Валинурова и О.Б. Казакова разработали классификацию внутренних факторов инвестиционной привлекательности предприятия и определили их параметры (таблица 5). Методика Л.С. Валинуровой и О.Б. Казаковой является наиболее детальной и трудоемкой из всех анализируемых, поскольку предполагает учет 55 (!) параметров, характеризующих оцениваемое предприятие [35, с. 89].
Таблица 5− Внутренние факторы инвестиционной привлекательности предприятия и их параметры (по Л.С. Валинуровой и О.Б. Казаковой).
| Факторы | Их параметры | |
| 
 | 
 | |
| Инвестиционный | Отношение текущего объема инвестиций к предыдущему | |
| Финансовый | Доля собственных оборотных средств в активах; коэффициенты общей и абсолютной ликвидности; коэффициент финансовой независимости; коэффициенты автономии и маневренности собственных средств; финансовый цикл; рентабельности продаж, активов и чистых активов; рентабельность собственного капитала; финансовый рычаг; экономический рост предприятия; номинальная стоимость и общий объем обыкновенных акций, а также их доля в уставном капитале; акционерный капитал; балансовая стоимость обыкновенной акции; прибыль на акцию | |
| Производственный | Фондоотдача; рост запасов, постоянных активов, краткосрочных кредитов, дебиторской и кредиторской задолженности за год; доля просроченной дебиторской и кредиторской задолженности; рост заемных и собственных средств, а также добавочного и накопленного капитала за год; рост активов, выручки, валовой и чистой прибыли за год; доля чистой прибыли в выручке; динамика объема произведенной продукции; выработка на одного работающего; рост затрат за год; вклад в покрытие (валовая маржа), точка безубыточности (необходимый объем продаж); коэффициент вклада на покрытие; запас финансовой прочности; сила операционного рычага по объему реализации и по цене; коэффициенты замены и прироста основных средств; степень износа | |
| Кадровый | Среднемесячная зарплата; текучесть кадров; доля работников с высшим образованием; рост зарплаты; количество конфликтных ситуаций в год | |
| 
 | ||