Особенности уроков английского языка для дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 22:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – предложить оптимальный урок для дошкольников с использованием современных методик, психологических особенностей дошкольников и существующих программ по изучению английского языка.
В рамках достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать методическую литературу по проблеме.
2. Дать определение понятию «урок» и описать различные формы его проведения.
3. Рассмотреть психологические особенности детей 3-6 лет.
4. Представить существующие методики, методы и принципы в обучении дошкольников.
5. Рассмотреть структуру, особенности и виды работ на уроках английского языка на начальном этапе обучения.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………..4
Глава 1. Теоретические предпосылки изучения организации урока английского языка для дошкольников………………………………………..…………………..7
1.1. Урок как основная составляющая обучения английскому языку…………...7
1.2. Психологические особенности дошкольников……………………………...15
1.3. Особенности обучения дошкольников английскому языку………………..23
1.3.1. Ведущие методы обучения дошкольников…………………………………...
1.3.2. Принципы, цели и задачи обучения дошкольников английскому языку..23
1.3.3. Методы, формы и виды работ с дошкольниками на уроках английского языка………………………………………………………………………………...27
Глава 2. Особенности уроков английского языка для дошкольников …………32
2.1. Организация уроков и содержание курса английского языка на начальном этапе обучения……………………………………………………………………...32
2.2. Начало урока ………………………………………………………………...37
2.2.1. Приветствие………………………………………………………………….37
2.2.2. Обучение дошкольников произношению…………………………………38
2.3. Виды работ на основном этапе урока………………………………………47
2.3.1. Обучение лексике дошкольников…………………………………………..47
2.3.2. Игра как основной элемент обучения на основном этапе урока…………51
2.3.3. Физкультминутка на основном этапе урока ………………………………54
2.4. Заключительный этап урока ………………………………………………..57
2.4.1. Повторение изученного на уроке материала ……………………………...57
2.4.2. Прощание…………………………………………………………………….58
Заключение …………………………………………………………………………59
Список использованной литературы……………………………………………...62
Приложения………………………………………………………………………...64

Файлы: 1 файл

Курсовик.doc

— 479.50 Кб (Скачать)

Особое внимание уделяется  системе упражнений, рекомендуемой  для отработки и закрепления  лексического материала на начальном  этапе изучения английского языка. В системе упражнений, развивающих  любой вид речевой деятельности, выделяются две подсистемы – подготовительные упражнения и речевые упражнения. При обучении английскому языку детей 4 – 6 лет следует говорить об использовании подготовительных упражнений, поскольку речевые упражнения должны проводиться на текстах, обладающих значительным потенциалом в плане решения не только  коммуникативных, но и познавательных задач, что для рассматриваемого возраста     невозможно. Для формирования лексических навыков у дошкольников рекомендуются следующие упражнения:

  • угадывание (слов, игрушек, картинок, отгадывание загадок);
  • рисование, лепка, аппликация, раскрашивание и называние того, что изображено, что слепили дети;
  • физкультминутка или TPR (называние действий, выполнение действий и команд);
  • игра на внимание/понимание (учитель называет лексическую единицу и показывает игрушку или картинку; дети повторяют хором только те слова, которые имеются на картинке);
  • выбор слов/картинок по теме или по ситуации;
  • соревнование;
  • игра «лото» с картинками/домино;
  • повторение слов по принципу «снежного кома»;
  • общение детей в рамках тематики [1, c. 44].

Таким образом, если задания  увлекательны и интересны, то они  хорошо запоминаются; изучаемый материал «приклеивается» и у детей  появляется чувство определенного  достижения, развивающее мотивацию  к дальнейшему обучению. Этот циклический процесс генерирует позитивное отношение к изучению английского языка, что является одной из самых ценных вещей, которые преподаватели могут дать детям на начальном этапе.

Глава 2. Особенности  уроков английского языка для  дошкольников

2.1. Организация уроков и содержание курса английского языка для дошкольников

С самого начала обучения необходимо выработать определенный стиль  работы с детьми на английском языке, ввести своего рода ритуалы, соответствующие  наиболее типичным ситуациям общения. Такие ритуалы (приветствия, прощание, короткая зарядка, использование принятых в английском языке формул вежливости) позволяют настроить детей на иноязычное общение, облегчить переход на английский язык, показывают детям, что занятие началось, закончилось, что сейчас последует определенный этап занятия.

Важнейшее условие успешности обучения – активизация речемыслительной деятельности детей и вовлечение их в иноязычное общение. Необходимо постоянно менять порядок речевых  действий (порядок вопросов, обращений, названия предметов и т.д.), чтобы дети реагировали на смысл слова, а не запоминали звуковой ряд механически. При повторении игр нужно обязательно делать ведущими, активными участниками разных детей, чтобы хотя бы по одному разу все дети выполнили предусмотренное учебной задачей речевое действие.

Уроки для дошкольников должны происходить с учетом всех психологических особенностей детей  дошкольного возраста. Причем уроки  для трехлетних детей и детей 5-6 лет должны отличаться.

В младшем дошкольном возрасте внимание детей рассеяно. Продолжительность урока должна быть 20 минут. Для детей средней группы (возраст 4-5 лет) занятия могут быть увеличены до 25 минут. В старшей группе занятия проводятся по 30 минут.

Чтобы предупредить утомление, потерю интереса у детей, учитель должен каждые 5-7 минут занятия проводить игры с элементами движения, с командами на английском языке.

Если занятия проводятся в группе детского сада, со всей группой  детей, то возникает серьезная трудность: как организовать игру так, чтобы 5-7 человек играли, а остальные следили внимательно, не отвлекаясь. Здесь важно дать учителю некоторые рекомендации:

  • чаще менять ведущих, чтобы остальным было интересно следить за игрой: они понимают, что в любой момент окажутся в числе игроков;
  • просить детей оказывать игрокам помощь в том случае, если они не могут справиться с игровым заданием;
  • просить детей хором оценивать действия игроков (да, нет, правильно, неправильно);
  • максимально ''театрализовать'' ситуацию, чтобы дети с интересом следили, чем она закончится.

Основным методом обучения дошкольников является игровой метод.

При обучении английскому  языку следует учитывать сходства и различия родного и неродного  языков. Преподавателям нужно использовать материал творчески, учитывая языковую среду и индивидуальные способности детей.

В большинстве программ детей предлагается учить:

1) умениям и навыкам  распознавания неродной речи  на слух;

2) умению правильно  строить конструкции по определенным  моделям;

3) элементарной диалогической  речи в определенных ситуациях;

4) связной монологической  речи в объеме 2-5 предложений.

Обязательно чередование  деятельности. С детьми необходимо проводить физкультминутку, разминку, зарядку. Если для старшей и средней  группы это должна быть хотя бы одна физкультминутка в середине занятия, для младшей нужно хотя бы две.

На занятиях дети сидят  и стоят полукругом или кругом, как можно ближе к учителю, что помогает им хорошо видеть и  слышать учителя и создает  теплый психологический климат, а  также позволяет быстро менять виды деятельности.

На уроках обязательно  руководствоваться правилом, что  дошкольникам лучше давать новый  материал в начале урока, все серьезные  виды деятельности должны быть в начале.

В конце урока хорошо петь с детьми песни, рассказывать стихи, смотреть мультфильмы и повторять пройденный материал.

Исходя из личного  опыта и изучения соответствующей  литературы, предлагаю следующий  план урока.

Примерный план урока:

1. Приветствие. 
2. Фонетическая зарядка. 
3. Активизация пройденного и введение нового лексического материала.  
4. Разминка с использованием подвижных игр. 
5. Повторение пройденного лексического материала

6. Разучивание стихов  и рифмовок. 
7. Просмотр английских мультфильмов.

Занятия с детьми-дошкольниками лучше проводить 3-4 раза в неделю Эффективнее всего организовывать эти занятия утром (с 10 до 12 часов).

К сожалению, в Украине  нет четкой программы по изучению детей дошкольного возраста английскому  языку. Существуют учебники, рабочие  тетради, но нет единого шаблона  и содержания курса английского  языка для дошкольников.

При выборе тематики, лексико-грамматических конструкций учитываются уровень  развития детей, их мотивация и интересы, а также соотнесенность с учебными планами по развитию познавательных способностей и речи на русском языке  в детском саду. На этом этапе обучения детей и, исходя из опыта обучения английскому языку детей данного возраста, представляется целесообразным ввести следующие темы:

1. Люди:

  • давайте познакомимся;
  • моя семья.

2. Природа:

  • животные и птицы;
  • еда;
  • овощи и фрукты;
  • времена года.
  1. Культура:
  • дом, мебель;
  • одежда;
  • игры.
  1. «Я сам»:
  • тело человека;
  • рабочий день.

Все темы разрабатываются  в зависимости от возраста и года изучения иностранного языка, разрабатывается календарный и поурочный план.

Примерный план урока по одной тем  представлен в приложении 1.

 

2.2. Начало урока

2.2.1. Приветствие

Каждый урок английского  языка для дошкольников должен начинаться с приветствия. В процессе этого  ребенок закрепляет свой словарный  запас, учится фонетически правильно  повторять английские слова за преподавателем, то есть постепенно формирует слуховое восприятие, фонетический слух и правильное произношение.

Помимо этого, приветствие помогает настроиться на начало урока английского  языка.

На начальном этапе обучения, ребенок должен реагировать на приветствие  “Good morning, children!”, отвечая “Good morning, teacher!”

Постепенно по мере обучения английскому  языку, можно выучить небольшие  стихи-рифмовки.

Можно предложить следующее приветствие:

Teacher: “Good morning, children!”

Children: ”Good morning, good morning,

                 Good morning to you!

                 Good morning, good morning,

                 I’m glad to see you!”

Затем ответ можно усложнить, тем  самым увеличить словарный запас  и ввести новую грамматическую конструкцию “How are you?”

              “Good morning, good morning,

                And how are you?

                Good morning, good morning,

                I’m fine, thank you!”

Такого типа приветствия  должны быть отработаны у детей на уровне инстинктов. Таким образом, отрабатывается произношение, запоминаются слова и обороты, и происходит переход к следующей части урока.

 

2.2.2. Обучение дошкольников произношению

В данной части работы приводятся примерные упражнения для обучения дошкольников произношению, используя игровую методику.

Это обучение происходит после приветствия и называется фонетическая разминка. Занимает примерно 5 минут урока. За один урок во время фонетической разминки можно повторить 2-4 звука и отработать 1-2 новых.

Существует огромное количество вариаций при обучении дошкольников произношению, используя игровую методику. Одна из которых - игра в сказочную страну. Каждый звук – это житель этой сказочной страны, который или произносит какие либо звуки, либо занят какой либо работой, производящей звуки, например: ''Вот рано утром мистер Язычок просыпается и выпрыгивает из кровати. Как холодно в доме! Это потому, что за ночь камин совсем остыл. Мистер Язычок дрожит от холода. Находим бугорки за верхними зубами. Когда Язычок дрожит, то ударяется кончиком об эти бугорки: [d], [d], [d]! Но вдруг он слышит из ванной такие звуки: [t t-t t]! Это капает вода из крана, который он плохо закрыл вечером. Кончик язычка ударяется в бугорки за верхними зубами, как капли о дно раковины: [t], [t], [t]!

Ребята повторяют за учителем звуки, не давая себе отчета в том, что  они тренируют произношение. Каждый урок к сказке прибавляются новые звуки-герои, новые приключения звуков. При этом соблюдаются условия, необходимые для того, чтобы ребята не переставали получать удовольствие от рассказываемой им истории: с одной стороны основа сказки сохраняется, остаются неизменными условные моменты, за точностью воспроизведения которых ученики ревностно следят, напоминая, подсказывая, исправляя ошибки учителя; с другой стороны в сюжет каждый раз вносится что-то новое, поэтому сказка не надоедает, и продолжает вызывать активный интерес.

Особый интерес представляют упражнения в обучении произношению звуков, которые  не имеют аналогов в русском языке, например: [ ].

Когда мы произносим этот звук, язык, как лягушка, хочет выпрыгнуть изо рта. Но ему не позволяют это сделать нижние зубы за которые он зацепляется кончиком. Крепко упираем язык в нижние зубы… Как правило половина детей при этом неправильно ставит язык, так как у детей отсутствует моторная привычка. Но эту ошибку легко исправить: '' Мистер Язычок высовывается из окна своего домика, чтобы посмотреть какая на улице погода, и чуть не вываливается, но зацепляется за подоконник. Нижние зубы – это подоконник, а губы по ходу сказки обыгрываются как занавески. Разве удержишься за занавеску? Если ты не зацепишься языком за нижние зубы-подоконник, то язычок выпадет из окна и ушибется.

Сказка увеличивается, как снежный ном, обрастая все  новыми и новыми героями и сюжетами, но сказка должна не только расти, но и сокращаться, иначе она станет слишком длинной и громоздкой и станет утомлять детей, которым необходима частая смена деятельности. Отработанные и не слишком сложные звуки постепенно выключаются из сказки вместе со связанными с ними сюжетными моментами. Это происходит постепенно: сначала этот эпизод становится короче, излагается во все более сжатой, схематичной форме, без подробностей, а затем уже и вовсе исчезает. Однако время от времени стоит возвращаться к уже отработанным моментам, ведь без тренировки отработанные звуки легко забываются, и произношение становится по-русски вялым.

Лучшему овладению фонетическим строем языка способствует также  сопровождение процесса произнесения звуков движениями рук и всего  тела, ведь ребенок, как считает американский педагог Элизабет Клейр, учится всем своим существом. Пользу физического действия для усвоения языкового материала заметили уже давно, поэтому существует такое огромное количество ''пальчиковых игр'' у англичан и американцев. 

Помимо отработки звуков можно делать, так называемую, фонетическую зарядку, с помощью которой можно  научить произносить ребенка  сложные звуки и уделить больше внимания правильному положению  языка. Все отработки произношения с учетом психологических особенностей дошкольников должны происходить в игровой форме.

Информация о работе Особенности уроков английского языка для дошкольников