Особенности уроков английского языка для дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 22:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – предложить оптимальный урок для дошкольников с использованием современных методик, психологических особенностей дошкольников и существующих программ по изучению английского языка.
В рамках достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать методическую литературу по проблеме.
2. Дать определение понятию «урок» и описать различные формы его проведения.
3. Рассмотреть психологические особенности детей 3-6 лет.
4. Представить существующие методики, методы и принципы в обучении дошкольников.
5. Рассмотреть структуру, особенности и виды работ на уроках английского языка на начальном этапе обучения.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………..4
Глава 1. Теоретические предпосылки изучения организации урока английского языка для дошкольников………………………………………..…………………..7
1.1. Урок как основная составляющая обучения английскому языку…………...7
1.2. Психологические особенности дошкольников……………………………...15
1.3. Особенности обучения дошкольников английскому языку………………..23
1.3.1. Ведущие методы обучения дошкольников…………………………………...
1.3.2. Принципы, цели и задачи обучения дошкольников английскому языку..23
1.3.3. Методы, формы и виды работ с дошкольниками на уроках английского языка………………………………………………………………………………...27
Глава 2. Особенности уроков английского языка для дошкольников …………32
2.1. Организация уроков и содержание курса английского языка на начальном этапе обучения……………………………………………………………………...32
2.2. Начало урока ………………………………………………………………...37
2.2.1. Приветствие………………………………………………………………….37
2.2.2. Обучение дошкольников произношению…………………………………38
2.3. Виды работ на основном этапе урока………………………………………47
2.3.1. Обучение лексике дошкольников…………………………………………..47
2.3.2. Игра как основной элемент обучения на основном этапе урока…………51
2.3.3. Физкультминутка на основном этапе урока ………………………………54
2.4. Заключительный этап урока ………………………………………………..57
2.4.1. Повторение изученного на уроке материала ……………………………...57
2.4.2. Прощание…………………………………………………………………….58
Заключение …………………………………………………………………………59
Список использованной литературы……………………………………………...62
Приложения………………………………………………………………………...64

Файлы: 1 файл

Курсовик.doc

— 479.50 Кб (Скачать)

3.Кукла - партнер,  адресат речи.

Можно попросить ребёнка  рассказать кукле о том, чего она  не знает; научить её чему-то.

4.Кукла - третье  лицо, предмет разговора

Можно отвести куклу  к врачу и поговорить о её здоровье; сходить с ней в магазин одежды и подобрать с продавцом платье и т.д.

«На первый взгляд кажется, что нет никакой разницы в  том, каким способом задаётся роль: словесно или наглядно. Но опыт показывает, что исполнение роли куклой способствует вовлечению в игру большего числа обучаемых, активизирует их речевую деятельность».

Для запоминания новых  слов хорошо использовать игру “What’s missing?” Для этого обязательны карточки (прил. 2) или игрушки по изученной теме. Когда дети посмотрели внимательно на картинки и запомнили их, учитель просит их закрыть глаза, в это время убирает одну из карточек, а дети должны потом назвать на английском, какая карточка исчезла.

Как мы уже говорили выше, для детей дошкольного возраста хорошо использовать наглядный материал. Для этой игры нужны большой лист с нарисованными на нем изучаемыми предметами (прил. 3) и маленькие карточки с такими же изображениями. Ребенок получает или сам выбирает маленькую карточку, должен назвать ее на английском, а затем найти ее на большом листе.

 

2.2.3. Физкультминутка  на основном этапе урока

Активное поведение  учащихся на уроке обеспечивается за счет использования рифмовок, стихотворений, песен на основе движений и проведения физкультминуток: на уроке проводятся 1-2 физкультминутки по 2-3 минуты продолжительностью.

Цели проведения физкультминутки:

    • отдых от умственной, сидячей работы;
    • повторение слов, выученных на предыдущих уроках;
    • изучение новых слов;
    • работа под музыку.

В игровой форме можно  провести и физкультминутку. Так  при изучении темы «Глаголы движения» мы играем в игру «Повторяй за мной». Суть игры проста: необходимо показать и назвать глагол движения. Однако по мере усвоения учащимися новой лексики игра усложняется и видоизменяется. На первом этапе движение называет и показывает учитель, ученики повторяют и движения, и слова. Когда лексика освоена учитель, а позже ведущий из учеников только показывает действия, учащиеся же должны его повторить и назвать самостоятельно.

Таким образом, в ходе игры происходит актуализация или закрепление лексики и проводится физкультминутка.

С помощью этой же игры мы отрабатываем конструкцию «Let’s do smth». Элементы пантомимы используются и при изучении других лексических  тем: Спорт, Одежда, Внешность, Части тела и др.

Хорошо разучивать с  детьми известные песенки-разминки, которые передают национальный колорит и в то же время являются хорошей зарядкой для дошкольников (прил. 4)

Физкультминутки могут  быть также и закрепляющим материалом по теме, которая сейчас изучается. Как, например при изучении темы «Мое тело», во время физкультминутки хорошо использовать песню “Head, shoulders, knees, and toes”: 

Head, shoulders, knees, and toes,   
Knees and toes.    
Head, shoulders, knees, and toes,    
Knees and toes.    
Eyes and ears, and mouth and nose.    
Head, shoulders, knees, and toes.    
Knees and toes.  

Помимо песней-разминок существуют и другие виды физкультминуток. Например: инсценировка стихотворения (прил. 5), зарядка для глаз

 

2.4. Заключительный этап урока

2.4.1.Повторение изученного на уроке материала

На заключительном этапе  урока хорошо повторять пройденный материал. Это повторение желательно проводить в игровой форме. Игра на заключительном этапе отличается от игр на основном этапе урока.

К играм, рекомендуемым для заключительного этапа урока, можно отнести: игру с мячиком, кубиком или «Эхо».

Игра с мячиком заключается  в том, что учитель по очереди  бросает мяч ученикам, называя  слово, изученное на уроке, на русском  языке, а ребенок должен ответить его на английском. Особо сложные  слова можно называть по нескольку раз разным ученикам. В игру включаются все дети. Поощряется помощь всех участников. Можно за каждый заработанный ответ давать балы. А в конце урока подвести итоги.

Для игры с кубиком  понадобится подготовленный заранее  кубик. на каждой грани которого наклеить картинки - слова, пройденные и изученные по теме. Каждый ребенок по очереди бросает кубик. Изображение на верхней грани он должен назвать на английском. В этой игре тоже поощряется помощь других детей.  Можно усложнить игру, используя выражения “It is…”? “This is…”? “I like…” etc.

Игра «Эхо» - игра на повторение слов, слов, словосочетаний, лексических  конструкций. Учитель, обращаясь к  одному ребенку, громко говорит слово  на английском языке, ученик его повторяет. К следующему ребенку учитель обращается тише, ученик повторяет английское слово тише. И дальше можно говорить шепотом, а затем чередовать: то громко, то тихо, то шепотом. Ребенок должен произнести правильно изученное слово или фразу и повторить голосовой оттенок речи учителя.

Для лучшего запоминания  хорошо использовать англоязычные мультфильмы, в которых употребляются слова, изученные на данном уроке и в  процессе всего обучения.

 

2.3.2. Прощание

Обязательным ритуалом на уроке английского языка должно стать прощание. Оно может состоять из обычного:

 “Good-bye, children!”

“Good-bye, teacher!”

Мы предлагаем другой вариант, когда прощание является маленьким  стихотворением, так же как и приветствие:

“One, two, three, four, five

I say: Good-bye!”

Такое прощание является и повторением счета и простой рифмовкой, легкой для запоминания и является сигналом к окончанию урока, когда дети должны помахать рукой и начать убирать свои рабочие места.

На начальном этапе  обучения английского языка можно  предложить более простую рифмовку с использованием русских слов, в виде договорки:

Будь вежливым, не забывай 

Уходя сказать: “Good-bye!”

В этой договорке ребенок  учится вежливости и запоминает, как  прощаются англичане. После изучения темы счет можно вводить предыдущую рифмовку. Обязательно жестами показать «до свиданья» и счет на пальчиках. В этом возрасте наглядность дети запоминают лучше.

 

Заключение

Целью данной работы являлось раскрыть основные возможные направления, общую идею организации преподавания иностранного языка детям дошкольного возраста и предложить оптимальный урок для дошкольников с использованием современных методик, с учетом психологических особенностей дошкольников и существующих программ по изучению английского языка.

Для достижения цели были изучены труды как отечественных, так и зарубежных авторов по данной проблеме.

Основным элементом  учебного процесса является урок. На уроке концентрируется главная часть работы учителя с учащимися с целью усвоения ими системы знаний, умений и навыков, это наиболее удобная форма при систематических курсах предметных учебных программ.

На уроке происходит обучение лексике, фонетике, используются различные виды работ для запоминания  и повторения новых слов и фраз. Мы сформулировали основные методические принципы, которыми следует руководствоваться при занятиях фонетической стороной языка:

1) сознательная работа над звуком, даже в самом раннем возрасте;

2) игровой подход к фонетике; включение фонематической тренировки в занимательный сюжет, разыгрываемый учителем совместно с учениками;

3) сопровождение звукопроизнесения движениями рук и тела;

4) создание эмоционального отношения к звуку.

При обучении дошкольников нужно уделять большое внимание использованию наглядно-иллюстративного  материала, однако, когда речь идет об организации ролевой игры, имитации действий при выполнении команд или  иллюстрировании стихотворений и песен, лучше, чтобы предметы были воображаемыми.

Мы рассмотрели виды работ, при помощи которых ребенок  может лучше усвоить учебный  материал. Подбирая тексты к уроку, необходимо учитывать любовь детей  к звукоподражательным и звукоизобразительным словам и, опираясь на это свойство возраста, прививать детям вкус к чужому языку, вводить их в его атмосферу.

Помимо этого, мы выяснили, что игра является неотъемлемой частью урока и должна служить достижению дидактических целей урока. Поэтому необходимо точно знать какой именно навык, умения тренируются в данной игре, что ребенок не умел делать до проведения игры и чему он научился в процессе игры.

Заключительный этап урока является также важным элементом  учебного процесса. При его построении используются грамматические и лексические конструкции, изученные ранее, повторяется пройденный материал.

Обучение детей иностранному языку должно носить коммуникативный  характер, когда ребенок овладевает языком, как средством общения, то есть не просто усваивает отдельные слова и речевые образцы, но учится конструировать высказывания по известным ему моделям в соответствии с возникающими у него коммуникативными потребностями. Общение на иностранном языке должно быть мотивированным и целенаправленным. Необходимо создать у ребенка положительную психологическую установку на иноязычную речь. Способом создания такой положительной мотивации является игра. Игры на уроке должны быть эпизодическими и изолированными. Необходима сквозная игровая методика, объединяющая и интегрирующая в себя другие виды деятельности в процессе обучения языку. В основе игровой методики лежат создание воображаемой ситуации и принятие ребенком или преподавателем той или иной роли.

Обучение иностранному языку в детском саду направлено на воспитание и развитие детей средствами предмета на основе и в процессе практического овладения языком как средством общения.

Обучение иностранному языку выдвигает задачу гуманитарного  и гуманистического становления  личности ребенка. Этому способствует знакомство с культурой стран изучаемого языка; воспитание вежливости, доброжелательности; осознание себя человеком определенного пола и возраста, личностью. Изучение иностранного языка призвано также внести определенный вклад в развитие самостоятельного мышления, логики, памяти, воображения ребенка, в формирование его эмоций, в развитие его коммуникативно-познавательных способностей.

 

Список использованной литературы

 

  1. Негневицкая Е.И., Шахнарович А.М. Язык и дети. М.: 1981.
  2. Негневицкая Е.И. Иностранный язык для самых маленьких: вчера, сегодня, завтра // Иностранные языки в школе. 1987.- № 6. 26.
  3. Пассов Е.И., Кузовлёв В.П. Царонова В.П. Учитель иностранного языка. Мастерство и личность.- М.: Просвещение, 1993.
  4. Протасова Е.Ю. Обучение иностранному языку дошкольников (Обзор теоретических позиций) // Иностранные языки в школе. 1990.- № 1.
  5. Протасова Е.Ю. Двуязычный детский сад: организация жизнедеятельности // Дошкольное воспитание. 2003.- № 9.
  6. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс.- Уч. В кн.- М.: ВЛАДОС, 2002.
  7. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. -СПб.: Питер, 2002.
  8. Сергеева О.Е. Использование символов в работе с дошкольниками для формирования лексических и первичных грамматических умений в иностранном языке // Иностранные языки в школе, 2002.- № 6.ъ
  9. Салистра И.Д. Очерки методов обучения иностранным языкам. - М.: Высшая школа, 1966.
  10. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. М.: Просвещение, 2005
  11. Столяренко Л.Д. Педагогика, - М.: Юрайт, 2001.
  12. Тарасюк Н.А. Иностранный язык для дошкольников: уроки общения. - М.: Флинта: Наука, 1999.
  13. Ткаченко Р.Г., Роговская Б.И., Карлайл М.С. О речи учителей на уроках английского языка. // Иностранные языки в школе.- 1984.- №2
  14. Тылызина Н.Ф. Педагогическая психология. - М.: Академия, 1999.
  15. Шевякова Е.В. Учим говорить по-английски с 6(7) лет. - Новосибирск 1996.
  16. Шишкова И.А., Вербовская М.Е. Английский для малышей. -- М.: «Росмэн», 2001.
  17. Шолпо И.Л. Как научить дошкольника говорить по-английски. - СПб.: Специальная литература, 1999.
  18. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: 1978.
  19. Яцковская Г.В. Кукла в ролевой игре // Иностранные языки в школе, 1985.
  20. Учебник для студ.вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. – С. 163.
  21. elnlicey.edurm.ru/makarova/etap.doc

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Примерный план вводного урока по теме “Toys” для старшей группы (детей 5 – 6 лет).

 

Цель:

Практическая: закрепление понятия «игрушка».

Образовательная: введение нового лексико-грамматического материала. Новые лексические единицы: house, ball, doll, top, mask, flag, badge, star, plane, train, kite, car, robot, bricks, balloon, drum.

Развивающая: совершенствование устойчивого внимания, развитие умения моментального запоминания.

Воспитательная: воспитание доброжелательности, старательности.

 

Начало занятия.

Мини-диалог:  ”Good morning, good morning,

                 Good morning to you!

                 Good morning, good morning,

                 I’m glad to see you!”

 

Фонетическая  разминка.

Проговорить рифмовку “My cat”.

My cat is black,

My cat is fat.

I like my cat,

It is my fat.

 

Знакомство с новыми словами темы «Игрушки».

Можно предложить детям  рассмотреть заранее приготовленные картинки с перечисленными выше словами. Эти слова должен сказать сначала  учитель, затем повторить дети должны хором, а потом по очереди каждый ребенок.

Для лучшего запоминания хорошо провести игру “What’s missing?”

Для этого учитель  раскладывает 6-7 карточек на выбор и  просит детей их запомнить. Затем  следует команда:”Close your eyes!” После этого учитель убирает одну карточку и следует следующая команда и вопрос:“Open your eyes! What’s missing?” Дети должны угадать, что пропало и назвать на английском. Эту игру можно проводить так, чтоб ребенок зарабатывал баллы или, обращаясь лично к ученику, для того чтобы все дети были включены в игру.

 

Физкультминутка.

Можно предложить детям повторять движения и действия за учителем. Хорошо при этом иметь магнитофонную запись, чтобы дети слышали правильную английскую речь.

 

If You're Happy and You Know It

If you're happy and you know it,  
Clap your hands. 
 
If you're happy and you know it,  
Clap your hands. 
 
If you're happy and you know it,  
Then your face will surely show it. 
 
If you're happy and you know it,  
Clap your hands. 
 
If you're happy and you know it,  
Tap your toe. 
 
If you're happy and you know it,  
Tap your toe. 
 
If you're happy and you know it,  
Then your face will surely show it. 
 
If you're happy and you know it,  
Tap your toe. 
 
If you're happy and you know it,  
Nod your head 
 
If you're happy and you know it, 
Nod your head. 
 
If you're happy and you know it,  
Then you're face will surely show it. 
 
If you're happy and you know it,  
Nod your head. 
 
If you're happy and you know it,  
Clap your hands. 
 
If you're happy and you know it,  
Clap your hands. 
 
If you're happy and you know it,  
Then your face will surely show it. 
 
If you're happy and you know it,  
Clap your hands. 
 
If you're happy and you know it,  
Clap your hands. 
 
If you're happy and you know it,  
Clap your hands

Информация о работе Особенности уроков английского языка для дошкольников