Особенности уроков английского языка для дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 22:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – предложить оптимальный урок для дошкольников с использованием современных методик, психологических особенностей дошкольников и существующих программ по изучению английского языка.
В рамках достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать методическую литературу по проблеме.
2. Дать определение понятию «урок» и описать различные формы его проведения.
3. Рассмотреть психологические особенности детей 3-6 лет.
4. Представить существующие методики, методы и принципы в обучении дошкольников.
5. Рассмотреть структуру, особенности и виды работ на уроках английского языка на начальном этапе обучения.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………..4
Глава 1. Теоретические предпосылки изучения организации урока английского языка для дошкольников………………………………………..…………………..7
1.1. Урок как основная составляющая обучения английскому языку…………...7
1.2. Психологические особенности дошкольников……………………………...15
1.3. Особенности обучения дошкольников английскому языку………………..23
1.3.1. Ведущие методы обучения дошкольников…………………………………...
1.3.2. Принципы, цели и задачи обучения дошкольников английскому языку..23
1.3.3. Методы, формы и виды работ с дошкольниками на уроках английского языка………………………………………………………………………………...27
Глава 2. Особенности уроков английского языка для дошкольников …………32
2.1. Организация уроков и содержание курса английского языка на начальном этапе обучения……………………………………………………………………...32
2.2. Начало урока ………………………………………………………………...37
2.2.1. Приветствие………………………………………………………………….37
2.2.2. Обучение дошкольников произношению…………………………………38
2.3. Виды работ на основном этапе урока………………………………………47
2.3.1. Обучение лексике дошкольников…………………………………………..47
2.3.2. Игра как основной элемент обучения на основном этапе урока…………51
2.3.3. Физкультминутка на основном этапе урока ………………………………54
2.4. Заключительный этап урока ………………………………………………..57
2.4.1. Повторение изученного на уроке материала ……………………………...57
2.4.2. Прощание…………………………………………………………………….58
Заключение …………………………………………………………………………59
Список использованной литературы……………………………………………...62
Приложения………………………………………………………………………...64

Файлы: 1 файл

Курсовик.doc

— 479.50 Кб (Скачать)

И все-таки, несмотря на то, что ребенок способен выполнять интересную деятельность в течение 8-10 минут, он испытывает серьезные трудности в переключении и распределении внимания.

Укажем особенности  развития внимания в дошкольном возрасте:

- значительно возрастает  его концентрация, объем и устойчивость;

- складываются элементы  произвольности в управлении  вниманием на основе развития  речи, познавательных интересов; 

- внимание становится  опосредованным;

- появляются элементы  послепроизвольного внимания.

Внимание - это важнейшее  качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней. Дело в том, что в человеческий мозг ежесекундно поступают тысячи сигналов из внешнего мира. Если бы не существовало внимания (своеобразного фильтра), то наш мозг не смог бы избежать перегрузки.

В поведении детей  дошкольного возраста существуют черты, отличающие их от малышей. Дети данного  возраста отличаются довольно высокой  возбудимостью, слабостью тормозных  процессов, поэтому требуют частой смены деятельности. Это помогает ребенку восстановить силы и успокоиться.

Средний дошкольник нуждается  в содержательных контактах со сверстниками. Речевые контакты становятся более  длительными и активными.  Дети среднего возраста отличаются высокой  эмоциональностью, ярко и непосредственно выражают свои чувства. Взрослый развивает эстетические чувства детей.

Старший дошкольный возраст  благодатный для развития творчества, познавательной активности и интересов  детей. Этому должна способствовать вся атмосфера жизни детей.

Старшие дошкольники способны освоить правила культуры поведения и общения. Им становятся понятны мотивы выполнения правил. Поддерживая положительные действия и поступки, взрослый опирается на развивающееся в ребенке чувство самоуважения и его растущую самостоятельность.

Исходя из вышесказанного, структура и содержание урока английского языка должны исходить из психологических особенностей дошкольников. Основным видом деятельности на уроке должна быть игра. Через игру ребенок узнает новые слова, повторяет ранее изученные. Учитывая неусидчивость, быструю утомляемость и некоторую сложность в концентрации внимания у детей, на уроке обязательно должна быть физкультминутка, а для детей младшего дошкольного возраста их может быть две. Для лучшей концентрации внимания, постоянно нужно  менять сферу деятельности и место проведения игр, ребенок не должен уставать.

 

1.3. Особенности обучения дошкольников английскому языку

1.3.1. Ведущие  методы обучения дошкольников

Существует четыре основных методов обучения иностранному языку.

Грамматико-переводной. Цель обучения при таком методе - научить читать литературу на языке.

Ход обучения: демонстрация грамматических правил и заучивание их индивидуально и в группах. Применение изученных правил для  перевода с и на изучаемый язык отрывочных, не связанных между собой предложений, а потом и целых текстов. Изучается лексика с помощью списков на двух языках - родном и изучаемом. Обучение происходит на родном языке. Основное значение придается правильности речи..

Прямой метод. Основан на "естественном" усвоении языка, имитируя усвоение языка ребенком. Используются следующие приемы: 1. Все обучение ведется исключительно на изучаемом языке. 2. Материалом для изучения служили повседневные разговорные слова и выражения. 3. Общение учителя с учащимися строилось в основном не в виде лекций, а в виде вопросов и ответов, проходило в небольших группах. 4. Грамматические правила выводились из конкретных примеров, а не давались с самого начала, как в грамматико-переводном методе. 5. Новые слова, если они обозначали конкретные понятия, объяснялись через демонстрацию картинок и прочего, а если понятия были абстрактными - то через ассоциацию их с определенными идеями. 6. Если в грамматико-переводном методе внимание уделялось главным образом чтению и письму, то в прямом методе - говорению и аудированию. 7. Особенное внимание уделялось правильности произношения и грамматики.

Аудиолингвальный  метод. Концепция метода утверждает приоритет устной речи над письменной (отсюда устное опережение в работе и организация занятий в последовательности: слушание – говорение – чтение – письмо), направленность занятий на формирование речевых навыков в результате выполнения упражнений типа дрилл (многократное повторение образцов), преобладание речевой практики по отношению к объяснениям и комментарию, широкому использованию страноведческой информации. В процессе овладения структурами языка были выделены четыре этапа: заучивание путем подражания; сознательный выбор новой модели при ее противопоставлении уже известным; практика в тренировке модели; свободное употребление модели. Заслугой создателей метода являются тщательная разработка методики занятий, ведущая к автоматизации моделей, и органическое включение в систему занятий лингафонной техники. Аудиолингвальная методика обучения  относится к ситуационному типу обучения.

Коммуникативный метод. Главное направление этого метода – общение. Поэтому на уроке обязательно присутствие представителя языковой группы, изучаемого языка. На занятиях ученикам позволяют применять свои языковые способности в реальных жизненных условиях. Благодаря таким возможностям учащиеся могут свободно выражать свои мысли на иностранном языке, используя соответствующие грамматические правила.

Первый шаг к осваиванию языка – запоминание слов, выражений, а уже потом наложение имеющихся  знаний на их грамматическую основу. В  процессе обучения развиваются все  языковые навыки. Вы научитесь устной и письменной речи, вы сможете на слух переводить иностранные тексты и хорошо читать. Студенты учатся говорить легко и свободно, а главное без ошибок.

Во время занятий  студенты, а тем более преподаватели  не разговаривают на родном языке. Все объяснения происходят с помощью уже знакомых фраз и лексических конструкций, также для пояснения используется мимика, жесты, аудиозаписи, любой наглядный материал – видеоролики, картинки, фотографии. Важным моментом является то, что в процессе обучения учащиеся погружаются в культуру, географию, историю той страны, язык которой они изучают. Читая прессу этой страны, смотря ее телевидение, слушая ее музыку, ученики с большим интересом относятся к изучению языка.

Можно выделить шесть  общих условий, которые определяют выбор метода обучения:

1. Закономерности и  принципы обучения, которые вытекают  из них.

2. Содержание и методы  определенной науки вообще и  предмета, темы в частности.

3. Цели и задачи  обучения.

4. Учебные возможности  школьников (возрастные, уровень подготовленности, особенности классного коллектива).

5. Внешние условия  (географические, производственное  окружение).

6. Возможности учителей (опыт, уровень подготовленности, знание  типичных ситуаций процесса обучения).

Сейчас самым популярным и широко используемым методом является коммуникативный. Но, на наш взгляд, при обучении дошкольников английскому языку, в первую очередь используется наглядность, поэтому основным в обучении должен быть прямой метод с использованием коммуникативного и аудиолингвального.

 

1.3.1. Принципы, цели и задачи обучения дошкольников английскому языку

Начальный этап в изучении иностранного языка позволяет заложить основы коммуникативной компетенции, опираясь на прямой, аудио-лингвальный и грамматико-переводной методы, необходимые и достаточные для их дальнейшего развития и совершенствования в курсе изучения предмета.

Обучение детей дошкольного  возраста должно строиться с учетом психофизического состояния, характерного для этого возраста и существенно  отличаться от обучения в начальной школе.

На протяжении всего  обучения сохраняется единство форм и видов работ, при этом доминирует наглядность и образность, так как фраза ребенком воспринимается ребенком не как набор отдельных лексических единиц, а как блок, нечто единое, целое, образ.

В связи с этим в  обучение необходимо включать элементы закономерности языкового строя. При  этом:

  • не отходить от основного принципа наглядности и образности;
  • руководствоваться принципом «делай, как я», «говори, как я»;
  • учить языку на практике без применения даже элементарных языковых понятий.

Цели:

  • ознакомление детей с несложной лексикой, доступной и соответствующей их уровню развития;
  • введение элементарных языковых конструкций;
  • воспитание и развитие личности посредством приобщения к культуре англоязычных стран с помощью детского фольклора.

Задачи:

  • ознакомление с основными звуками фонетического строя языка и дальнейшее развитие речевого аппарата ребенка;
  • формирование умения понимать несложные команды учителя и реагировать на ряд элементарных вопросов;
  • развитие элементарных языковых навыков и умений (умения реагировать на команды учителя, отвечать на несложные вопросы, узнавать доступную лексику);
  • развитие языковой памяти (фотографической, образной графической, словесной) и творческих способностей;
  • формирование навыков понимания элементарных языковых явлений и умения сопоставлять простые целостные инструкции как блок на родном языке в сравнении с изучаемым;
  • расширение кругозора детей и их общей культуры;
  • развитие навыков работы в группе, умение работать  в команде.

Принципы работы:

  • обязательно использовать различные средства поощрения;
  • формировать у детей положительный образ учителя, что повышает рефлексивные способности ребенка;
  • лимитировать речь учителя на русском языке до 5-10%;
  • системно вводить лексику: первое занятие 3 слова, второе – закрепление, последующие занятия – активизация с использованием речевых конструкций + 3-4 новых слова;
  • учитывать кратковременную память детей на данном этапе развития, системно возвращаться к ранее пройденному материалу и включать его в последующие занятия;
  • обучать полным речевым структурам, что способствует развитию навыков говорения;
  • отдавать преимущественно парному и групповому обучению. Это помогает установить благоприятный психологический климат в группе и снимает языковые барьеры;
  • развивать быстроту реакции на команды и вопросы учителя.

Этими принципами, целями и задачами учитель должен руководствоваться  на каждом уроке, используя новые  ведущие методики по обучению английскому языку или их совокупность.

 

1.3.2. Формы и виды работ с дошкольниками на уроках английского языка

Методика обучения малышей  иностранному языку базируется на четырех  видах работы: игре, движении, музыке и наглядности. Они помогают повысить качество обучения, добиться лучших результатов при постоянном взаимодействии между собой. Рассмотрим подробнее каждый вид работы в отдельности.

Поскольку у детей 4 – 6 лет игровая деятельность является ведущей, обучение любому аспекту языка  должно базироваться на большом количестве разнообразных игр. Это позволяет ввести и, что более важно, отрабатывать новые лексические единицы в увлекательной форме в течение определенного количества времени. Большинство зарубежных УМК для маленьких детей содержат дополнительный набор игр, помимо упражнений, представленных в учебниках. Наиболее распространенные игры базируются на вопросах и ответах. Основная цель – чтобы ребенок понял вопрос. Дети могут показать свое понимание, отвечая односложно: Yes, No, Blue, Three. При вопросе они могут говорить полно, но допускается и фраза, состоящая только из ключевых слов: Red?/ Is it red? Во время игры желательно выделять интонацией ключевые слова [13]. Большое внимание при обучении лексике должно быть уделено играм с карточками, которые бывают двух типов: развивающие устное распознавание – аудирование, развивающие устное воспроизведение – говорение. Важно предоставить детям достаточное количество практики аудирования, прежде чем переходить к воспроизведению изучаемых лексических единиц.

Музыкальный вид деятельности представлен песнями и чантами, помогающими закреплению языкового  материала, расширению и закреплению  лексических единиц и речевых  образцов. Когда слова соединены  ритмом и музыкой, они являются более  эмоциональными и индивидуально значимыми и лучше запоминаются [14]. Практика показывает, что после разучивания стихотворения, рифмовки, их  лексическое содержание включается в активный словарь ученика.

Что касается наглядности, дети дошкольного возраста учатся через  восприятие пяти органов чувств и еще не понимают абстрактных вещей. Особенно рекомендуется данный вид деятельности при изучении лексики, связанной с глаголами движения, хотя при помощи двигательных упражнений можно отрабатывать любую лексическую тему, если дети уже владеют определенным набором команд на английском языке.

Следует отметить, что  лексика запоминается лучше всего, когда значения слов продемонстрированы наглядно, при помощи картинок, жестов, мимики или предметами. Поскольку  у дошкольников развита преимущественно  образная память, средства наглядности служат не только для раскрытия значения слова, но и для его запоминания. Здесь помогает использование таких вспомогательных средств, как игрушки, рисунки, реальные предметы, которые в большом количестве демонстрируются детям на занятии. Далее дети совместно с преподавателем отрабатывают  эти слова, употребляя их в соответствующих  контекстах, чтобы зафиксировать их в памяти. Кроме того, преобладающим видом детского творчества в раннем возрасте является рисование [5]. Следовательно, творческий потенциал ребенка должен быть максимально учтен в процессе обучения его лексике английского языка, что объясняет большое количество заданий на раскрашивание, вырезание и наклеивание, обведение по точечкам и других при отработке изучаемых слов.

Информация о работе Особенности уроков английского языка для дошкольников