Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2011 в 01:00, курсовая работа
Исходя из вышесказанного, целью данной работы является определение сущности письменной речи и специфики обучения ей как средству активизации речевой деятельности на среднем этапе обучения, а так же выявление уровня разработанности комплекса упражнений на базе УМК M.Harris, D.Mower, A.Sikorzynska “Opportunities” (Elementary). [№14]
Введение………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические основы обучения письменной речи на иностранном языке на среднем этапе
Краткая психологическая характеристика письма как одной из форм письменного общения……………………………………………………..8
Цели обучения письму…………………………………………………..12
Контроль письменных текстов…………………………………………..13
Психологические и лингвистические особенности письменной речи..15
Обучение продуктивной и репродуктивной письменной речи……….16
Методика обучения письму как одной из форм письменного общения…………………………………………………………………...18
Глава II. Обучение письменной речи на среднем этапе на базе УМК M.Harris, D.Mower, A.Sikorzynska “Opportunities” (Elementary)
2.1 Анализ УМК M.Harris, D.Mower, A.Sikorzynska “Opportunities” (Elementary) с целью определения особенностей используемых письменных аутентичных материалов и предлагаемой методики работы с ними при обучении письменной речи на среднем этапе.………………………….………………………………………………32
2.2. Технология работы с упражнениями по обучению письменной речи на материале 10-го раздела УМК “Opportunities” (Elementary)………………………………………………….……………51
Заключение…………………………………………………………………...55
Библиографический список…………………………………………………57
Обучение
письменному реферированию и
аннотированию может
Сочинение относится к наиболее трудному виду письменных работ, поскольку оно предполагает самостоятельный отбор фактов или событий, связанных с выражением чужих и своих собственных мыслей в письменной форме. Для этого необходимо обладать умением свободно оперировать на письме значительным по объему языковым материалом. В отличие от изложения, в котором событие или описание раскрывается согласно плану, которому следовал автор, сочинение требует самостоятельного составления плана, соответствующего заданной теме, и умения дать элементарную оценку событиям и поступкам персонажей.
По способу изложения материала сочинения могут быть описательные, повествовательные, сочинения-рассуждения.
Сочинение
описательного характера
Временная последовательность происходящего обусловливает расположение материала, и тем самым устраняется одна из основных трудностей этого упражнения — нахождение нужной композиции, все внимание сосредоточивается на слове.
Сочинение-повествование представляет собой развитие действия или события во времени. Повествование считается более простым способом изложения мыслей по сравнению с описанием и рассуждением в первую очередь потому, что последовательность изложения в повествовательном тексте обычно соответствует фактическому ходу событий; здесь не выделяется точка зрения автора, нет анализа фактов. В повествовании необходимо уловить причинно-временную последовательность в развертывании событий и показать последовательность в смене действий, что чаще всего связано с правильным употреблением времен.
К особенностям повествования как рассказа о событии следует отнести его композицию, которая может иметь два варианта:
1)
начало события, развитие
2) вступление, завязка, узловой момент, развязка, заключение.
Что касается опор, по которым пишется сочинение, то эта проблема связана с трудностью темы и языковой подготовкой учащихся. При наличии текста как опоры работа значительно облегчается, а само сочинение приближается по форме к изложению. Для написания такого сочинения необходимо умение трансформировать текст и делать оценку на основе изложенных фактов.
Сочинение-рассуждение — это раскрытие частей целого в их логической последовательности, причем развертывание мысли происходит по определенной схеме.
Этот
вид упражнения предполагает не только
описание предмета или события, но и
мотивировку того, на каком основании
дается это описание. Сочинение-рассуждение
связано с большой
а) составлением плана сочинения;
б) формулировкой тезисов;
в) отбором речевых формул для аргументации/обоснования собственной точки зрения или оценки описываемых событий;
г) составлением заключительной части в форме краткого вывода (Summery).
Выполняя данное упражнение, учащиеся должны правильно распределять в тексте формулировки тезисов и определять последовательность собственных аргументаций. Сочинения-рассуждения могут быть написаны в жанре письма, статьи в школьную газету, отзыва или рецензии.
Написание писем неофициального и официального характера проводится с целью передачи адресату определенной информации. Для письма нужно владеть: а) этикетными формулами неофициального и делового письма (приветствие, прощание, запрос сведений, благодарность и т.д.); б) правилами организации иноязычного письменного текста, включая умение оформлять адрес на конверте; в) соблюдение правил орфографии и пунктуации.
Разновидностями эпистолярной письменной речи являются: тексты поздравлений, телеграмм, приглашений, объявлений (например: о времени и месте проведения кружка, школьного собрания), тексты заявлений (о потере, пропаже и т.д.).
В
письмах сочетаются все формы
выражения мысли: изложение, описание,
повествование, рассуждение и др.
Начинать обучение письму следует с
более легких форм, например: составления
текста записки к однокласснику/другу
с просьбой принести книгу, позвонить,
сходить вместе в кино и т.д. В письмах
принято придерживаться определенной
последовательности: после приветствия
следует обращаться к информации, касающейся
адресата, затем сообщать то, что касается
других и, наконец, самого автора письма.
Заключительная часть письма составляется
в зависимости от того, кому оно адресовано
и с какой целью. [№3]
II.
Обучение письменной
речи на среднем этапе.
2.1.
Анализ УМК M.Harris,
D.Mower, A.Sikorzynska “Opportunities” (Elementary) с
целью определения особенностей
используемых письменных
аутентичных материалов
и предлагаемой методики
работы с ними при обучении
письменной речи на
среднем этапе.
В современной методике письменная речь может выступать как цель и как средство обучения. В реальной школьной практике эти две функции тесно переплетаются. Письменная речь как средство обучения обеспечивает знакомство учащихся с новым языковым и речевым материалом, выступает как средство формирования навыков и умений во всех других видах речевой деятельности, способствует поддержанию достигнутого уровня владения речью, формирует собственно навыки письма. То есть, работая с письменными текстами, учащиеся параллельно отрабатывают лексические и грамматические навыки. Письменные тексты дают информацию для обсуждения, что, в свою очередь, предполагает дальнейшее развитие навыков говорения.
Письменная
речь как цель обучения предполагает
работу учащихся с аутентичными текстами,
приобщение к среде изучаемого языка,
и тем самым научиться свободно письменно
выражаться на нем.
В своей работе я представляю на рассмотрение, изучение и анализ учебно-методический комплекс M.Harris, D.Mower, A.Sikorzynska “Opportunities” (Elementary), Longman. Это современный зарубежный учебно-методический комплекс.
Моей целью является рассмотрение заданий для письменной речи, представленные в этом УМК. Так как я рассматриваю средний этап обучения, в данном случае это Elementary Level, по которому ведется работа в 7-х классах. В этом УМК представлен коммуникативный подход к обучению иностранному языку.
Мне представляется целесообразным провести анализ данного УМК по следующему плану:
1. Краткое описание самого УМК.
2. Описание и анализ материалов для письменной речи.
3. Предлагаемая методика работы с письменными текстами.
“Opportunities” (Elementary), издательство Longman, авторы комплекса M.Harris, D.Mower, A.Sikorzynska, представляет собой современный зарубежный учебно-методический комплекс, изданный в Англии, для обучения английскому языку, предназначенный для иностранных студентов. Он содержит 16 тематических разделов. Каждый из разделов построен таким образом, что предусматривает параллельное обучение всем видам речевой деятельности: чтению, говорению, аудированию и письму. Учебник красочно оформлен и содержит зрительные опоры: разнообразные фотографии, забавные рисунки, репродукции произведений искусства. В нем широко представлены как учебно-аутентичные, так и подлинно аутентичные материалы: очерки страноведческого и культурологического характера, прагматические материалы, отрывки из художественных произведений.
Следует отметить, что данный УМК является новым изданием, дополненным и переработанным.
New Opportunities - новое издание популярного учебника, созданное специально для российских школ.
Состав New Opportunities Elementary:
Задания данного
методического пособия
Основой для заданий являются аутентичные тексты. К упражнениям, которые могут выполняться по образцу и без него, прилагаются необходимые лексические единицы (key words) и соединяющие конструкции (linking words), план составления текста (writing strategies).
Безусловно, следует уделять больше внимания письму в силу его тесной связи с другими формируемыми речевыми умениями и навыками. В данном УМК предлагаются упражнения такого характера как: анкетирование, интервьюирование, составление рассказа, написание короткого поздравления, личного письма.
Письменная речь выявляет все языковые проблемы и пробелы в овладении речью. Письменные задания готовят учащихся к самостоятельной работе, а также используются и в качестве контроля речевых умений. Несомненно, важен предварительный этап, связанный с тренировкой и использованием необходимой лексики, уместных связующих элементов, логикой построения письменного высказывания, разбором определенной темы и знакомством со стилем изложения в данной ситуации. Также необходимо обучение правильному использованию открывающих и закрывающих фраз, составлению плана, написанию абзацев. В Opportunities Elementary предлагается написание по образцам кратких записок, докладов, описаний, биографии, рассказов, электронных сообщений, объявлений, открыток, личных писем и писем-жалоб.
Тренировка написания по образцам записок, писем официального и неофициального характера, сочинений, эссе, репортажей, обзора книг, фильмов, представленных в учебнике, значительно снижает трудности лексического и грамматического характера при выполнении заданий по развитию письменной речи.
Итак, в данном УМК представлено
16 тематических модулей и каждый
из них содержит тренировочные
и речевые упражнения по
Тема | Вокабуляр | Грамматика | Навыки \ умения |
Друзья | Хобби; места для встречи; спорт | Настоящее простое (утверждение и отрицание) | Составление объявления; чтение небольших текстов |
Личность | Настроение; отношения в семье | Наречия частотности; соединительные союзы | Обсуждение хобби и интересов |
В городе | Ориентиры в городе | There is/ there are; сокращенные формы глаголов | Буклеты для туристов;
написание записок с |
Путешествия | Времена года; название месяцев; развлечения на отдыхе; погода | Притяжательный падеж; составление вопросов | Составление письменного запроса; обсуждение погоды |
История | Исторические события; биография | Прошедшее простое время утверждения; | Составление биографии |
Истории | Жанры в литературе; кошки | Прошедшее время; отрицательные и вопросительные предложения | Составление краткого пересказа |
Здоровье | Еда и напитки; упаковка | Исчисляемые и неисчисляемые существительные | Повествование; написание кратких рассказов |
Спорт | Виды спорта; спортивное оборудование | Модальные глаголы; глаголы надлежания | Советы; составление плана для письменной работы |
Праздники | Прилагательные; места отдыха | Настоящее продолженное время | Выяснение направления; объяснение дороги |
Культуры мира | Музыкальные инструменты; страны и национальности | Сравнение настоящего продолженного и настоящего простого времен | Бронирование отеля; обсуждение национальной кухни |
Имидж | Одежда; внешность | Сравнительная степень прилагательных | Описание внешности людей; составление кратких объявлений |
Знаменитости | Профессии; прилагательные для выражения собственного мнения | Превосходная степень прилагательных | Проведение интервью; составление резюме |
Добровольцы | Сочетание глагол+существительное | Будущее время + be going to | Проверка информации; дополнительные вопросы |
Покупки | Размеры одежды; магазины | Предположения с will и won't | Написание электронного запроса |
Компьютеры | Части компьютера; глаголы \работа с компьютером | Настоящее совершенное время | Построение логически последовательных аргументов |
Космос | Сложносоставные существительные | Сравнение простого прошедшего и настоящего совершенного времен | Составление и заполнение опросника |
Информация о работе Обучение письменной речи на среднем этапе обучения на материале “Opportunities”