Обучение письменной речи на среднем этапе обучения на материале “Opportunities”

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2011 в 01:00, курсовая работа

Краткое описание

Исходя из вышесказанного, целью данной работы является определение сущности письменной речи и специфики обучения ей как средству активизации речевой деятельности на среднем этапе обучения, а так же выявление уровня разработанности комплекса упражнений на базе УМК M.Harris, D.Mower, A.Sikorzynska “Opportunities” (Elementary). [№14]

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3

Глава I. Теоретические основы обучения письменной речи на иностранном языке на среднем этапе

Краткая психологическая характеристика письма как одной из форм письменного общения……………………………………………………..8
Цели обучения письму…………………………………………………..12
Контроль письменных текстов…………………………………………..13
Психологические и лингвистические особенности письменной речи..15
Обучение продуктивной и репродуктивной письменной речи……….16
Методика обучения письму как одной из форм письменного общения…………………………………………………………………...18
Глава II. Обучение письменной речи на среднем этапе на базе УМК M.Harris, D.Mower, A.Sikorzynska “Opportunities” (Elementary)

2.1 Анализ УМК M.Harris, D.Mower, A.Sikorzynska “Opportunities” (Elementary) с целью определения особенностей используемых письменных аутентичных материалов и предлагаемой методики работы с ними при обучении письменной речи на среднем этапе.………………………….………………………………………………32

2.2. Технология работы с упражнениями по обучению письменной речи на материале 10-го раздела УМК “Opportunities” (Elementary)………………………………………………….……………51

Заключение…………………………………………………………………...55

Библиографический список…………………………………………………57

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 275.00 Кб (Скачать)

     2) репродукция содержания с опорой  на текст:

     • письменные вопросы к тексту;

     • составление плана (в форме вопросов или номинации);

     • дополнение или сокращение текста;

     • озаглавливание текста с письменным обоснованием выбранного заголовка;

     • трансформация диалога в монолог;

     • видоизменение диалога (введение нового действующего лица, изменение ситуации общения);

     • характеристика одного из действующих лиц с помощью данных, содержащихся в тексте, и др.;

     3)  продукция с опорой на изобразительную  наглядность:

     • описание картины, открытки, фрагмента  кино-, диафильма;

     • написание изложения с опорой на картину/фрагмент кинофильма;

     • написание сочинения с опорой на текст, серию рисунков и двух-трех проблемных вопросов;

     • составление и запись диалога  по содержанию картины (работа в парах);

     • составление письменной рецензии на текст, посвященный описанию картины, и др.;

     4)  продукция с опорой на прежний речевой и жизненный опыт (на однажды увиденное или прочитанное):

     • составление развернутых планов/анкет, связанных с изучаемой темой (но не с текстом);

     • изложение содержания прослушанного  текста, не связанного с изучаемой  темой, и оценка информации;

     • объяснение значения пословиц, поговорок, изречений, заимствованных из литературы и фольклора стран изучаемого языка;

     •  составление письменной оценки доклада, сделанного одним из одноклассников, на уроке;

     • написание курсовой/проектной работы (старшие этапы обучения в школах с расширенной сеткой часов);

     • написание рецензии на курсовую/проектную  работу;

     • сочинение на тему, указанную учителем. Например, «Книги — мое хобби» или  «Что я знаю о Берлине/Париже/Лондоне» и т.д.;

     •  составление текста официального и неофициального письма (текста объявления).

     Если  сравнить между собой даже наиболее трудные типы речевых упражнений, то легко заметить, что наряду с  общими моментами (комплексом трудностей, направленностью внимания на содержание, новизной информации) они имеют некоторое отличие.

     Более сложные упражнения связаны с  собственным определением содержания высказывания, с отсутствием формальных или содержательных опор. Один и  тот же тип упражнения, например

     изложение или сочинение, может видоизменяться в зависимости от уровня языковой подготовки и сложности темы.

     Для иллюстрации различий обратимся  к более подробному анализу отдельных  типов из перечисленных выше упражнений.

     Составление плана к прочитанному или прослушанному  тексту связано с умением учащихся делить текст на смысловые отрезки, сокращать и перефразировать его. Более легким с точки зрения мыслительных задач является составление плана в виде номинативных предложений. Составить план в форме ключевых словосочетаний труднее, так как учащиеся должны очень точно определить предикаты суждения и уметь выделить их из текста.

     Мыслительные  действия при составлении плана  сводятся к следующему: прочитанный  или прослушанный текст осмысливается  с точки зрения содержания языковых средств и структуры, затем материал делится на части, которым даются заголовки. Составленный план уточняется с точки зрения полноты и последовательности отражения основных мыслей. Исправленный план может быть использован затем для модификации текста, связанной с большим количеством самых разнообразных заданий. В приведенном выше перечне они представлены диалогизацией текстов, эпистоляризацией (т. е. составлением письма на основе текста), расширением или сокращением содержания, оценкой информации. Все эти и многие другие операции с содержанием могут решаться в комплексе, если речь идет об изложениях и сочинениях.

     В зависимости от степени модификации  текста изложения делятся на три  вида: развернутые, сжатые, свободные.

     Развернутое, или близкое к тексту, изложение  является одним из эффективных средств развития письменной речи, хотя по сравнению с другими видами изложений оно носит менее творческий характер. Используя в изложении слова и обороты, данные в тексте, учащиеся закрепляют уже знакомые слова и усваивают новые лексические и фразеологические единицы, а это, в свою очередь, создает базу для дальнейшего развития речевых умений.

     Сжатое  изложение связано с умением  выделять в тексте главное и исключать  второстепенное, что требует одновременной  концентрации внимания на содержании текста (оригинала) и его формы.

     При обобщенной форме передачи содержания учащийся выполняет сложные логические операции, связанные с анализом, синтезом, абстрагированием и сравнением.

     Сокращая  текст, учащийся работает творчески. Он стремится найти синонимические замены, иногда видоизменяет структуру и композицию текста, не отступая от темы и основной мысли первичного текста. Этот вид изложения может включать в себя элементы критического анализа или собственной оценки, сравнения или сопоставления отдельных фактов, расширение или дополнение содержания и т.д.

     Каждый  из этих видов изложений требует  собственных приемов обучения, выбор  которых определяется языковой подготовкой  класса, этапом обучения и характером исходного текста, который должен быть последовательным и логичным, без ненужной повторяемости, интересным и доступным по содержанию.

     Для развернутого, или близкого к тексту, изложения предпочтительны образцы  повествовательного или описательного  характера, задача которых сводится к объективной и точной передаче фактов.

     Речевое сообщение данного типа характеризуется  относительной стилистической нейтральностью.

     Фабульные тексты, характеризующиеся в отличие  от повествований и описаний определенной субъективностью, эмоциональностью и  наглядностью изображения, могут быть использованы для сокращенного изложения, если они обладают возможностями сокращения (т. е. имеют второстепенные эпизоды и детали, сходные явления, синонимические языковые средства и др.), или для свободного изложения, если эти тексты легко продолжить, расширить или видоизменить.

     Развернутому  изложению предпосылаются вступительная  беседа учителя, создающая направленность мысли и расширяющая возможности  прогнозирования; чтение или слушание текста; вопросы, контролирующие понимание; составление плана; письменное изложение.

     Если  изложение проводится на заключительном этапе работы над темой, то наличие  перечисленных выше этапов необязательно, так как изложение может быть проведено по ряду текстов изученной  темы или на аналогичную тему, не требующую специальной подготовки.

     Сжатому изложению предпосылаются: восприятие текста — образца; определение основной мысли, озаглавливание текста; определение  композиции текста (начало, середина, концовка), составление плана и выделение  в каждой микротеме основной мысли; сокращение текста за счет исключения, объединения и обобщения; написание изложения.

     Сжатому изложению близок по характеру мыслительных операций конспект, т. е. выбор из текста опорных предложений, запись мыслей автора в сжатой форме. В отличие  от изложения здесь фиксируются в первую очередь факты, примеры, цитаты и выводы.

     Свободное изложение, как явствует из этого  условного названия, связано не только с трансформацией языковой стороны  текста, но и с определенной модификацией содержания.

     Работая над изложением данного типа, учащийся может прибегнуть к рассуждениям, к краткой оценке (в форме резюме, сравнения, характеристики одного из действующих лиц и т. д.), к видоизменению конца рассказа или к описанию того, что могло предшествовать событию, к избирательному пересказу отдельных частей

     текста (например, детальное, несколько расширенное  изложение основных моментов, за счет сокращения второстепенных и др.).

     Реферирование и аннотирование. Для успешного  обучения письменному реферированию  и аннотированию необходимо учитывать не только специфику операций, лежащих в основе создания вторичных текстов, но и специфические особенности реферата и аннотации как текстов информационного жанра.

     Основными функциями реферата являются поисковая, коммуникативная и частично оценочная.

     Обязательным  для реферата является требование ясного и точного воспроизведения содержания первичного текста. Сжатие текста происходит за счет сокращения тематической части, однако сохраняются семантические  свойства информации, клише, термины  и общепринятые сокращения.

     В структуре реферата принято выделять три основные части: заголовочную, собственно реферативную и справочную.

     Заголовочная  часть состоит из заглавия реферата (названия статьи, журнала); фамилии  автора; места, времени и условий  проведения работы/исследования.

     Реферативная  часть является основной. Это результат  аналитико-синтетической деятельности референта, отражающей основное содержание первичного текста.

     Справочная  часть содержит дополнительные сведения: описание иллюстраций, схем и таблиц, притекстовую библиографию, ссылки на дополнительную литературу и т.д. Критический анализ, по мнению многих авторов, не входит в задачу референта, краткая оценка не исключается. Реферат и аннотация принадлежат к жанру научной литературы и имеют схожие коммуникативные функции.

     К отличительным чертам аннотации  относятся обобщенность, лаконичность изложения, небольшой объем, оценочная  направленность и монотемность содержания. Аннотации свойственно также  типичное употребление языковых единиц и стереотипность оборотов.

     Аннотация выполняет три основные функции: информативно-познавательную, оценочную  и побудительно-рекомендательную.

     Знание  основных особенностей реферирования  и аннотирования, а также свойств  реферата и аннотации как специфических  текстов, обладающих единством формы и постоянством структуры, имеет важное значение для обучения письменному вторичному тексту.

     Для успешного выполнения письменного  реферата необходимо:

     1) уметь преобразовывать текст;

     2) знать терминологию соответствующей  науки;

     3) корректно оформлять ссылки на литературу;

     4) обобщать факты, излагаемые в  первичном тексте;

     5) пользоваться сокращениями.

     Реферированию и аннотированию предшествуют следующие  упражнения:

     • выписывание из текста указанных фактов (терминов, клише, ключевых слов, синонимических оборотов и т.д.);

     • нахождение в тексте фактографической или оценочной информации;

     • составление списка проблем, затронутых в тексте;

     •  комментирование цифровых данных, реалий или имен собственных, встречающихся в тексте;

     • письменный пересказ текста;

     • группировка материала, например выделение  ключевой информации и второстепенной (дополнительной и дублирующей);

     • сокращение текста;

     • формирование оценки текста (выводов, summary) и др.

Информация о работе Обучение письменной речи на среднем этапе обучения на материале “Opportunities”