Обучение письменной речи на среднем этапе обучения на материале “Opportunities”

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2011 в 01:00, курсовая работа

Краткое описание

Исходя из вышесказанного, целью данной работы является определение сущности письменной речи и специфики обучения ей как средству активизации речевой деятельности на среднем этапе обучения, а так же выявление уровня разработанности комплекса упражнений на базе УМК M.Harris, D.Mower, A.Sikorzynska “Opportunities” (Elementary). [№14]

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3

Глава I. Теоретические основы обучения письменной речи на иностранном языке на среднем этапе

Краткая психологическая характеристика письма как одной из форм письменного общения……………………………………………………..8
Цели обучения письму…………………………………………………..12
Контроль письменных текстов…………………………………………..13
Психологические и лингвистические особенности письменной речи..15
Обучение продуктивной и репродуктивной письменной речи……….16
Методика обучения письму как одной из форм письменного общения…………………………………………………………………...18
Глава II. Обучение письменной речи на среднем этапе на базе УМК M.Harris, D.Mower, A.Sikorzynska “Opportunities” (Elementary)

2.1 Анализ УМК M.Harris, D.Mower, A.Sikorzynska “Opportunities” (Elementary) с целью определения особенностей используемых письменных аутентичных материалов и предлагаемой методики работы с ними при обучении письменной речи на среднем этапе.………………………….………………………………………………32

2.2. Технология работы с упражнениями по обучению письменной речи на материале 10-го раздела УМК “Opportunities” (Elementary)………………………………………………….……………51

Заключение…………………………………………………………………...55

Библиографический список…………………………………………………57

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 275.00 Кб (Скачать)

     Письменная  фиксация информации как комплекс сложных речевых умений во многом совпадает с порождением устных высказываний.

     Пишущий проходит путь от мысли, осознаваемой в форме внутренней речи, к языковым средствам. Отбор лексических единиц и организация их в грамматически оформленные предложения, абзацы и текст осуществляется через этапы выбора, сличения, комбинирования и контроля. Цепочка последовательных речевых действий развертывается при этом в соответствии с коммуникативным намерением автора.

     Механизм  внутренней речи, т. е. составление внутреннего  плана или конспекта будущего текста, играет в процессе письма значительную роль.

     При письменном высказывании мыслей, как  и при говорении, функционируют  одни и те же переходы между внешне выраженными и внутренне произносимыми языковыми формами. При письме осуществляется переход от слова, произносимого вслух или про себя, к слову видимому. В процессе говорения действует переход от слова, произносимого про себя, к слову, произносимому вслух.

     Пишущий сначала представляет себе или воспринимает (при записи со слуха) те звуковые комплексы, которые подлежат фиксации. Затем он соотносит их с соответствующими графемами. При порождении письменного высказывания с опорой на печатный текст работа начинается с восприятия графем, после чего происходит ассоциация их с соответствующими фонемами. Положение об «интонационном укладе» записываемого предложения свидетельствует о том, что связное письменное высказывание упреждается не только проговариванием порождаемого текста, но и сокращенным прослеживанием порядка изложения, включая ход развития мысли. Упреждающий синтез предполагает прежде всего умение выбирать нужные слова, распределять предметные признаки (т. е. элементы содержания) в соответствии с замыслом, находить синтаксические структуры, наиболее подходящие для выражения тех или иных мыслей, выделять предикат как основную часть в смысловой организации предложения и т.д.

     Внутренняя  речь имеет разную степень интенсивности, что зависит от уровня владения языком и сложности порождаемого письменного текста.

     Из  всех форм устного и письменного общения письмо и говорение наиболее взаимозависимы. Тесная связь между ними проявляется не только в близости моделей порождения, о чем упоминалось выше, но и в корреляции психологических механизмов — речевого слуха, прогнозирования, памяти, внимания, а также в использовании таких анализаторов, как зрительный, речедвигательный и слуховой, так как сначала мы пишем под диктовку собственного голоса, затем просматриваем и мысленно произносим написанное, вслушиваясь в ритм и интонацию.

     Попутно следует отметить, что в процессе письма функционируют не только перечисленные выше анализаторы наряду с кратковременной и долговременной памятью, но и тесно взаимодействующие с ними словесно-логическая, образная и моторная (рукодвигательная) виды памяти, способствуя созданию опор и ориентиров для речемыслительной деятельности пишущего.

     Разница между устным и письменным высказыванием  сводится к тому, что в первом случае общение завершается передачей информации, причем этот процесс отличается большой степенью автоматизации, при которой содержание текста и его языковое оформление передаются синхронно. Письмо как дистантная форма общения рассчитано на реципиентов, не связанных с автором письменного текста общностью языковых средств и ситуацией непосредственного общения, оно лишено и паралингвистических средств, которые значительно облегчают устное общение. С учетом вышесказанного письменный текст должен быть развернутым, логичным, точным и последовательным, с более тщательным отбором лексических и грамматических средств. Отсутствие партнера по общению и соответственно жестов, мимики и др. накладывает отпечаток на выбор языковых средств и знаков пунктуации, которые выполняют роль заместителей реальной паралингвистической ситуации, свойственной устной речи. Используя пунктуационные знаки, пишущий обращает внимание реципиента на те факты, которые он считает особо важными. Наиболее часто употребляются с этой целью восклицательные знаки со скобками — приглушенная восклицательность.

     Восклицательный знак обладает, по мнению некоторых  авторов, сходством с лексическими средствами, с выражениями типа: обратите внимание, еще раз повторяю/подчеркиваю и т.д. Разные оттенки дополнительной информации передаются с помощью многоточия, двух восклицательных знаков, сочетанием: восклицательного знака с вопросительным и т.д. Все перечисленные средства употребляются не для маркирования грамматической структуры высказывания, а для облегчения адекватного понимания письменного текста реципиентом Текст как продукт письма должен обладать следующими особенностями:

     1)композиционно-структурной завершенностью и логико-смысловой структурой;

     2) единством начала, центрального  коммуникативного блока и заключительной  части;

     3) соотнесенностью заголовка с  содержанием;

     4)индуктивной  или дедуктивной формой изложения,  которая облегчает вероятностное прогнозирование самого пишущего и реципиента;

     5) предметным содержанием;

     6) коммуникативными качествами;

     7) монообъектными или полиобъектными  связями 

     В отличие от говорения или слушания письмо — процесс более медленный, так как при порождении текста пишущий может изменить первоначальный замысел, скорректировать содержание, дополнить или видоизменить его. Из-за возможности возврата к тексту с целью контроля и исправления написанного многие авторы считают письмо более легкой речевой деятельностью и в отдельных случаях, как это имело место в аудиовизуальном методе, рекомендуют переходить от слушания и говорения не к чтению, а к письму, усматривая в последнем надежное средство для совершенствования форм устного обучения.

     Связь письма с чтением объясняется тем, что обе формы общения базируются на графическом коммуникативном коде, хотя преследуют при этом разные цели.

     Опыт  обучения показывает, что письмо является не только способом контроля прочитанного, но и средством обучения чтению. Автоматизация звукобуквенных соответствий, закрепление с помощью письменных упражнений материала разных уровней языка совершенствуют технику чтения и способствуют успешному развитию умений извлекать и фиксировать информацию из печатного текста. [№3] 

          1.2. Цели обучения письму.

     Письмо  как цель обучения предусмотрено  в программах школ разного типа на всех этапах обучения.

     В качестве конечных требований выдвигается  развитие умений письменно выражать свои мысли, т.е. использовать письмо как  средство общения.

     Что же касается среднего этапа (V—VII классы), он должен обеспечить более интенсивное развитие умения по овладению письмом в разных ситуациях общения. Расширяются тематика и объем письменных высказываний, улучшается качественная характеристика текстов. Содержание обучения на данном этапе должно отличаться большей информативностью и строиться преимущественно на аутентичном материале: образцы эпистолярного типа — тексты писем, открыток, а также статьи из газет и журналов для подростков с целью использования их в качестве образцов для развития следующих умений:

     • сообщать зарубежному другу информацию о себе, своей семье, школе, городе, о своих интересах и увлечениях;

     • запрашивать информацию о том  же у своего адресата;

     • написать заметку/письмо в газету или журнал, соблюдая принятые в стране изучаемого языка нормы;

     • сообщать в анкете/формуляре основные сведения личного характера;

     • делать рабочие записи после чтения печатного текста (составлять план, выписывать ключевые слова, речевые формулы и др.) с целью последующего использования их в письменном высказывании.

     Тем не менее, на всех этапах обучения, в  том числе и на среднем, развиваются  общие стратегические умения, к основным из которых относятся следующие:

     • использовать текст-образец в качестве информационной и языковой опоры;

     • сверять написанное с образцом;

     • обращаться к справочной литературе и словарям;

     • пользоваться перифразой;

     • упрощать письменный текст;

     • использовать слова — описания общих  понятий;

     • прибегать к синонимическим заменам;

     • связывать свой опыт с опытом партнера по общению. [№3] 

     1.3. Контроль письменных  текстов.

     Показателями  сформированности умений письма являются:

     1) успешность осуществления письменного  общения;

     2) качество содержания продуцируемого  письменного текста;

     3) качество языковой стороны письменного текста;

     4)  степень самостоятельности в выполнении письменных заданий.

     Успешность  осуществления письменного общения определяется:

     1) разнообразием ситуаций, в рамках которых создается письменный текст;

     2) наличием речевого намерения;

     3) способностью выбирать языковые средства в зависимости от речевого замысла и ситуации.

     Качество  содержания письменного текста определяется:

     1) разнообразием тематики;

     2) количеством передаваемых фактов;

     3) уровнем языковой трудности;

     4) разнообразием предложений и речевых, в том числе этикетных, формул;

     5) объемом письменного текста.

     Качество  языковой стороны определяется:

     1) правильностью языковых средств  и точностью информации, передаваемой  в письменном тексте;

     2)  степенью соответствия языковых средств письма стилистическим нормам.

     Степень самостоятельности определяется:

     1) уверенностью в отношении использования  языковых средств при составлении  письменного текста;

     2) отсутствием повтора в решении  коммуникативной задачи или необходимости  исправления текста;

     3) отсутствием необходимости помощи.

     Данные  критерии положены в основу разработки форм и способов контроля сформированности умений письменной речи.

     Ошибки  в письменных текстах принято  делить на:

     • лексико-грамматические;

     • орфографические;

     • фактические (относящиеся к логике изложения);

     • ошибки в оформлении письменного  текста;

     • соответствие содержания вторичного текста оригиналу (если речь идет о письменном тексте, составленном при опоре на печатный текст или на текст, воспринятый со слуха). [№3] 
 
 

     1.4. Психологические  и лингвистические  особенности письменной  речи.

     Письмо  – деятельность, направленная на графическую  фиксацию речи ее элементов.

     Письменная  речь – вид РД, который связан с умением излагать информацию в  письменной форме.

     Письмо  – это и цель и средство обучения. В качестве средства письмо связано с выполнением различного рода упражнений и заданий в письменной форме. Цель – обучение письменной речи, выработка умений излагать мысли в письменной форме. Цель обучения варьируется от категории учащихся: в школе задачи более скромные, в университете шире, т.к. надо записывать лекции, составлять планы, писать рефераты и конспектировать литературу, если это деловые люди, то задачи иные – составлять деловые письма.

Информация о работе Обучение письменной речи на среднем этапе обучения на материале “Opportunities”