Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2011 в 01:00, курсовая работа
Исходя из вышесказанного, целью данной работы является определение сущности письменной речи и специфики обучения ей как средству активизации речевой деятельности на среднем этапе обучения, а так же выявление уровня разработанности комплекса упражнений на базе УМК M.Harris, D.Mower, A.Sikorzynska “Opportunities” (Elementary). [№14]
Введение………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические основы обучения письменной речи на иностранном языке на среднем этапе
Краткая психологическая характеристика письма как одной из форм письменного общения……………………………………………………..8
Цели обучения письму…………………………………………………..12
Контроль письменных текстов…………………………………………..13
Психологические и лингвистические особенности письменной речи..15
Обучение продуктивной и репродуктивной письменной речи……….16
Методика обучения письму как одной из форм письменного общения…………………………………………………………………...18
Глава II. Обучение письменной речи на среднем этапе на базе УМК M.Harris, D.Mower, A.Sikorzynska “Opportunities” (Elementary)
2.1 Анализ УМК M.Harris, D.Mower, A.Sikorzynska “Opportunities” (Elementary) с целью определения особенностей используемых письменных аутентичных материалов и предлагаемой методики работы с ними при обучении письменной речи на среднем этапе.………………………….………………………………………………32
2.2. Технология работы с упражнениями по обучению письменной речи на материале 10-го раздела УМК “Opportunities” (Elementary)………………………………………………….……………51
Заключение…………………………………………………………………...55
Библиографический список…………………………………………………57
Чтение и письменная речь опосредованы графикой, и этим связаны. Условием письма является техника письма – умение соотнести звук с графическим символом, это сложный психологический и психолингвистический процесс, который связан с общеречевыми механизмами:
1. Механизм осмысления (установления смысловых связей). На первом уровне его действие выражается в установлении смысловых связей между понятиями; на втором – связи между членами предложения, которая определяется как логикой описываемых событий, так и формой связи между словами; третий уровень – это связь межу данным и новым, т.е. между темой и ремой.
2.
Механизм упреждающего синтеза.
3.
Механизм памяти. Особенно важную
роль при письменной речи
В устной речи мы шли от замысла к его реализации, в письменной речи те же этапы и механизмы. Замысел распространяется в двух программах: в программе первого предложения и последующего предложения, при этом необходимо отобрать слова, грамматически их оформить и записать.
Мы помним, что аудирование и говорение – это одновременные процессы, а в письменной речи есть временное отстояние от замысла и его фиксации, т.к. работа руки связана с работой мышц, а мысль как молния, она всегда быстрее письменной фиксации. К этому надо добавить и ретроспективный контроль за письмом. [№2]
1.5. Обучение продуктивной и репродуктивной письменной речи.
Письменная речь может быть двух видов:
1. репродуктивная:
изложение прочитанного или прослушанного;
жанры: конспекты статей, лекций, разделов учебника, тезисы (развернутый план), планы, рефераты.
2. продуктивная:
собственная речь, описание, повествование;
жанры: письмо, записка, заметка, статья, заявление, объяснительная записка, отчет.
Как правило, обучение письму начинается на вводно-фонетическом курсе. Это начальный этап, на котором происходит обучение графике, системе написания знаков, принятых в данной языковой общности.
На среднем этапе происходит обучение написанию различных текстов.
Текст – это высшая единица обучения. Умение писать связано с текстом, который сначала легкий и состоит из 3-4-х предложений, а потом постепенно укрупняется и усложняется.
Мы учим репродуктивной и продуктивной речи одновременно, но репродуктивную вводим позднее, так как для нее нужен такой текст, который можно сократить, подвергнуть компрессии, а вначале таких текстов нет, их нельзя сократить, к тому же учащиеся владеют ограниченным объемом лексики, в их запасе практически нет синонимических средств.
Постепенно на среднем этапе подключаем и такой вид работы как составление плана:
1. В виде вопросов (это самое легкое);
2. В виде глагольных предложений;
3. В виде назывных предложений.
Дополнительный вид работы – различные устные и письменные диктанты. При устном диктанте мы проговариваем по слогам, как пишется это слово.
Диктант может быть и фразовый, а не только из слов, и может быть и микротекст. С самого начала надо обращать особое внимание на написание слов, таким образом впоследствии это поможет избежать лексических ошибок.
По мере дальнейшего изучения языка вводятся и специально ориентированные тексты.
Мы
предъявляем следующие
1.Умение оформить собственное высказывание на основе прослушанного текста;
2. Умение оформить план: простой и составной (1-а),б); 2-а),б),в));
3. Оформить сообщение на изученную тему.
Щукин [№13] пишет, что учащиеся должны писать изложения и сочинения, а также уметь написать частное бытовое письмо.
При
обучении конспектированию надо научить
учащихся очень быстро переформулировать
информацию, оформив ее в правильном
английском предложении. Для этого необходимо
тренировать учащихся в пересказе текстов,
неотъемлемой частью которых является
их сокращение и выделение основной
информации; также развитию этому умению
способствует составление различных
планов текста. [№5]
1.6. Методика обучения письму как одной из форм общения.
Обучение письменному выражению мыслей осуществляется с помощью подготовительных (тренировочных) и речевых упражнений.
Подготовительные упражнения обучают умениям и навыкам, лежащим в основе письменного высказывания: трансформации, сжатию или расширению предложений, группировке по различным признакам, эквивалентным заменам (лексическим или грамматическим), вопросоответным умениям, выборочному переводу и др.
Упражнения в преобразовании материала неравнозначны по сложности. При выполнении, например, подстановок учащиеся овладевают механизмом построения предложения, умением наполнять его новым языковым материалом. Подстановки иногда имеют зрительную опору в виде образцов выполнения заданий. В хорошо подготовленном классе желательно сопровождать эти задания трансформациями или несложным репродуцированием (например, при выполнении упражнения «один учащийся спрашивает, другой отвечает» реплики каждый раз должны заменяться новыми). Выполняя упражнения такого типа, учащиеся обучаются умению выбирать нужные по значению и форме слова и располагать их в зависимости от синтаксической функции этих слов. Упражнения сначала выполняются в классе устно, а затем письменно как домашнее задание.
Расширение и сокращение предложений относится также к несложным заданиям. При сокращении учащиеся обучаются исключать несущественные, избыточные элементы (дополнения, обстоятельства, иногда придаточные предложения), различать базисную и трансформированную структуры. При расширении учащийся должен, наоборот, развивать мысль, содержащуюся в предложении, правильно оформить расширенную структуру с точки зрения формы (морфологии, синтаксиса) и не нарушить логику изложения.
Заполнение пропусков недостающими словами имеет два варианта выполнения: полумеханический, когда вставить нужно слова, данные в скобках, и более творческий, когда подсказка отсутствует. В первом случае требуется знание грамматических форм слова, во втором — умение самому выбрать слова, подходящие к конкретному контексту, правильно сочетать их, дифференцировать объем значений слова и др.
Конструирование предложений является весьма ценным упражнением, так как при его выполнении происходит дальнейшее осмысление и запоминание материала, а также формируются навыки и умения:
а) строить предложения по образцу;
б) выбирать и комбинировать языковые единицы в зависимости от их морфолого-синтаксической характеристики и смыслового содержания;
в) правильно строить предложения, соблюдая правила графики, орфографии и пунктуации.
К конструированию относятся следующие виды упражнений:
• составление сложносочиненного или сложноподчиненного предложения из двух простых;
• описание несложной ситуации с помощью заданных слов и словосочетаний;
• образование краткого диалога при опоре на указанные этикетные формулы и речевые намерения (например, представление, приветствие, прощание и т.д.).
Вопросоответные упражнения подготовительного характера связаны, как правило, с конкретными предложениями текста и представляют собой, по существу, переконструирование предложений из повествовательной формы в вопросительную. Особое значение имеют альтернативные вопросы, содержащие своеобразную подсказку как для положительного, так и для отрицательного ответа.
Переводные подготовительные упражнения предполагают поиск эквивалентных замен в родном и иностранном языке на уровне словосочетаний, предложений и микротекстов. Речь идет здесь в первую очередь о переводе с родного языка на иностранный, поскольку данное упражнение служит не только средством закрепления лексики и грамматики, но и средством контроля усвоенного, позволяя более точно оценить успехи учащихся, а также ошибки и вызвавшие их причины.
Отличительной чертой речевых упражнений является направленность внимания на содержание письменного высказывания, включающего в себя комплекс различных трудностей, характерных для данной формы общения.
Механизмы письменного составления текста осуществляются примерно следующим образом:
1)
наличие у автора письменного
текста речевого намерения, т.
2)
отбор языковых средств для
реализации коммуникативной
3)
выделение предиката как
4)
осуществление связи между
В результате выполнения речевых упражнений формируются следующие умения письма:
• передача в письменном высказывании главной мысли;
•
выбор способа передачи главной
мысли — индуктивный или
• передача основного содержания прочитанного или прослушанного текста;
• правильное (нормативное и узуальное) оформление текста;
• использование знаков графики, орфографии и пунктуации для выражения субъективной информации;
• выделение в письменном высказывании основных мыслей (абзацев), а также зачина, середины и концовки;
• соблюдение логики изложения;
• учет социокультурных особенностей иноязычной эпистолярной речи;
• умение показать культуроведческую осведомленность в письменных текстах страноведческой тематики и др.
Речевые письменные упражнения органически вытекают из подготовленной устной коммуникации. Постепенно усложняясь, они приобретают более творческий характер, когда исключается опора на образцы или иные подсказки, а сам текст порождается либо из побуждения к высказыванию, либо из желания получить новую информацию.
Речевые письменные упражнения можно условно разделить на ряд групп с учетом сложности содержания, объема текста, характера опор и роли творчества при их выполнении:
1) репродукция с использованием формальных опор (ключевых слов, речевых формул, заголовков/подзаголовков, образцов из учебника, таблиц):
•
воспроизведение печатного
• письменно обоснованное прогнозирование содержания текста с опорой на заголовки, подзаголовки и план;
• составление текста с помощью цепочки логически связанных предложений (ряды Ф. Гуэна и др.);
Информация о работе Обучение письменной речи на среднем этапе обучения на материале “Opportunities”