Методика использования интерактивной доски на уроках английского языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 19:01, курсовая работа

Краткое описание

Использование информационных технологий в учебном процессе значительно повышает эффективность усвоения материала учащимися. Больших результатов можно достичь, применяя данные технологии в преподавании английского языка в младшей и средней школе. В старших классах использование информационных технологий позволяют раскрывать возможности учащихся в создании серьезных исследовательских, проектных работ с мультимедийными презентациями и т.д.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

1 МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ SMART BOARD 5

1.1 Эффективность использования информационных технологий в обучении иностранным языкам 6

1.2 Использование интерактивной доски Smart Board для подготовки специалистов нового типа 8

2 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ SMART BOARD НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА 11

2.1 Формы работы с интерактивной доской Smart Board на уроках иностранного языка 12

2.2 Примеры эффективных упражнений с использованием интерактивной

Доски 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25

ПРИЛОЖЕНИЕ А 26

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 1.34 Мб (Скачать)

     Требуется немало времени, чтобы изучить компьютерные программы обучения английскому  и немецкому языкам и выбрать  материал, соответствующий школьным программам для разного возраста. Не всегда есть возможность применить эти программы в школе. Но эти уроки отличаются своим разнообразием, повышенным интересом учащихся к иностранному языку, эффективностью. Каждый ученик, даже самый слабый, проявляет свои умения, азарт соревнования заставляет его добиваться лучших результатов.

     Бытуют  опасения, что техника может вытеснить  учителей. Некоторые учителя скептически  относятся к такой методике: “Зачем это нужно? Имеется много новых  учебных пособий, аудио и видео  программ, да, и лучше самого учителя никто не научит”. Возможно, они правы. Но никто не говорит о замене «живого учителя на электронного». Как вспомогательные средства обучения иностранному языку, компьютерные программы имеют свои преимущества. Они позволяют осуществлять индивидуальный подход к учащимся, компьютеры занимаются с каждым столько, сколько нужно. Особое внимание детям, отстающим в учёбе. Мультимедийные средства позволяют учителю корректировать учебные планы исходя из интересов и возможностей отдельных учеников. Учащиеся могут использовать мультимедийные элементы в своих домашних работах, передавая их в электронной форме на дискете или через Интернет. 

    1.2 Использование интерактивной доски для подготовки специалистов нового типа 

     За  последнее десятилетие немало было сказано об изменении концепции образования, разработке инновационных методик преподавания, применении новых технологий в процессе обучения. В настоящее время перед преподавателями открыты широкие возможности для обучения теоретическим и практическим дисциплинам с применением различных технических средств. Многие учебные заведения могут похвастаться лингафонными кабинетами, мультимедийными классами, видеозалами. На занятиях активно используются аудио- и видеотехника, компьютерные технологии, в том числе Интернет, проекторы различных типов (оверхеды, цифровые проекторы и др.), интерактивные доски.

     Вместе  с тем, методика использования современного парка технических средств, по-видимому, не может считаться до конца разработанной. Зачастую работа с мультимедийными  средствами сводится к работе с презентациями. Однако возможности применения значительно шире. Иными словами, необходимо разработать методику использования различных технических средств, в том числе и интерактивной доски в процессе преподавания.

     Остановимся на возможностях применения интерактивной доски Smart Board.

     Интерактивные доски могут изменить преподавание и обучение в различных направлениях. Вот три из них: презентации, демонстрации и создание моделей

     Использование необходимого программного обеспечения  и ресурсов в сочетании с интерактивной доской может улучшить понимание новых идей.

     Мотивация и вовлеченность учащихся на занятии  может быть увеличена за счет использования  интерактивной доски.

     Использование интерактивной доски может улучшить планирование, темп и течение урока.

     Интерактивная доска - ценный инструмент для обучения всего класса. Это визуальный ресурс, который помогает преподавателям излагать новый материал очень живо и увлекательно. Она позволяет представить информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов, преподаватели и учащиеся могут комментировать материал и изучать его максимально подробно. Она может упростить объяснение схем и помочь разобраться в сложной проблеме[5,с. 53] .

     Преподаватели могут использовать доску для  того, чтобы сделать представление идей увлекательным и динамичным. Доски позволяют учащимся взаимодействовать с новым материалом, а также являются ценным инструментом для преподавателей при объяснении абстрактных идей и концепций. На доске можно легко изменять информацию или передвигать объекты, создавая новые связи. Преподаватели могут рассуждать вслух, комментируя свои действия, постепенно вовлекать учащихся и побуждать их записывать идеи на доске.

     Правильная  работа с интерактивной доской может  помочь преподавателям проверить знания учащихся. Правильные вопросы для прояснения некоторых идей развивают дискуссию, позволяет ученикам лучше понять материал.

     Управляя  обсуждением, преподаватель может  подтолкнуть учащихся к работе в  небольших группах. Интерактивная  доска становится центром внимания для всего класса. А если все материалы подготовлены заранее и легко доступны, она обеспечивает хороший темп урока.

             Заранее подготовленные тексты, таблицы, диаграммы, картинки, музыка, карты, тематические CD-ROMы, а также  добавление гиперссылок к мультимедийным файлам и Интернет-ресурсам зададут занятию бодрый темп: вы не будете тратить много времени на то, чтобы написать текст на обычной доске или перейти от экрана к клавиатуре. Все ресурсы можно комментировать прямо на экране, используя инструмент Перо, и сохранять записи для будущих уроков. Файлы предыдущих занятий можно всегда открыть и повторить пройденный материал.

     Подобные  методики привлекают к активному  участию в занятиях. Все, что учащиеся делают на доске можно сохранить  и использовать в другой раз. Страницы можно разместить сбоку экрана, как эскизы, преподаватель всегда имеет возможность вернуться к предыдущему этапу урока и повторить ключевые моменты занятия.

     Итак, мы выяснили, что технические средства активно применяются в обучении. Главное средство передачи учебной информации - зрительный, звуковой или звукозрительный образы, предельно реалистично моделирующие объект, явление и процесс. Использование компьютерных технологий в обучении иностранным языкам в значительной мере изменило подходы к разработке учебных материалов по этой дисциплине. Мы можем отметить, что визуализация учебного материала создание обучающей среды с наглядным представлением информации, использованием цвета и звука, воз действуя на эмоциональные и понятийные сферы, способствует более глубокому усвоению языкового материала. Мультимедийные программы одновременно стимулируют у обучаемого сразу несколько каналов восприятия, лучше поддерживают его внимание, способствуют снижению утомляемости и обеспечивают необходимую релаксацию. В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком. Исходя из первой главы, мы можем сделать вывод, что на данный момент не существует идеально разработанной методики обучения иностранному языку с использованием ТСО, а в частности интерактивной доски. Но, тем не менее, этот метод с большой скоростью внедряется в процесс обучения. 

 

      2 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ SMART BOARD НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА 

     В последнее время всё больше и  больше педагогов-практиков понимают, что использование информационных технологий в учебном процессе значительно  повышает эффективность усвоения материала  учащимися. Больших результатов  можно достичь, применяя данные технологии в преподавании иностранных языков.

     Использование проекционной техники в сочетании  с аудиосредствами дает возможность  привлекать на занятиях при объяснении нового материала тезисы, таблицы, видео- и справочные материалы, при анализе  текстов - схемы и данные электронных словарей. Это позволяет реализовать принципы наглядности, доступности и системности изложения материала.

Однако  такие возможности при наличии  связки компьютер-проектор-экран реализуются  только в режиме просмотра. Для проверки письменных заданий и при анализа текста приходится вновь обращаться к обычным меловым или маркерным доскам. Здесь педагог нередко сталкивается с объективными трудностями: нередко аудитория с мультимедиа-проектором может быть оснащена только экраном или маркерной доской, поверх которой устанавливается экран. Таким образом, затрудняется одновременное использование и доски и экрана.

     В контексте вышесказанного поистине революционным изобретением является интерактивная доска SMART Board. Используя  такую доску, мы можем сочетать проверенные методы и приемы работы с обычной доской с набором интерактивных и мультимедийных возможностей.

Большой иллюстративный материал, представленный в SMART Notebook, позволяет осуществлять введение новой лексики, наработку  слов для лексических минимумов. Удобным является структурирование по темам (человек, животные, погода, природа, транспорт, одежда и т.д.). Картинки можно копировать как в сам Notebook, так и в различные редакторы (Word, Power Point). Функция Clone позволяет быстро увеличить количество одинаковых картинок, что удобно использовать при изучении темы Числительные. Вставив рисунки в определенный фон, мы можем на материале картинок организовать речевую ситуацию, что способствует развитию связной речи. Этой цели служит и подбор картинок к конкретным сказкам, например, "Три поросенка", что особенно ценно при изучении языков в начальной школе. При работе с картинками SMART Notebook возможно не только вводить новые лексические единицы, но и обучать постановке вопроса, составлению высказывания, организации диалога.

     Необходимо  учесть и важный психологический  момент: современные школьники, у  которых дома обычно есть компьютеры с многочисленными играми и телевизоры с агрессивным видеорядом, привыкают  подобным образом воспринимать окружающую действительность. Возможности интерактивной доски позволяют переключить школьников на понимание того, что видео и игровые программы успешно используются для обучения, способствуя развитию творческой активности, увлечению предметом на уроках иностранного языка.

     Но  в отличие от мультимедийного  проектора интерактивная доска  не просто позволяет отобразить мобильную  информацию, является не только средством  визуального сопровождения урока, но и дает возможность включить учащихся в диалоговый режим обучения. Взаимодействие с интерактивной доской больше походит на диалог с партнером, чем на ряд монологических высказываний с возможностью печатать текст или продемонстрировать картинку. Интерактивная доска дает возможность перемещать объекты, менять их свойства (увеличивать, уменьшать, разворачивать). На доске мы имеем не просто изображение, мы можем его “оживить” и комментировать происходящий процесс.  
SMART-board, действительно, является невероятно гибким и удобным инструментом для записи, отображения и анализа информации любого формата, дает возможность работать с электронной картой, схемой, рисунком, картинкой
. 

     2.1Формы  работы с доской Smart Board 

     Использование SMART Board на уроках дает огромную возможность  варьировать выполнение «монотонных» заданий по грамматике, использовать красочные, современные иллюстрации, показывать актуальные сюжеты, взятые из Интернета, а также прослушивать «живые» записи носит Интерактивные доски есть во многих учреждениях образования нашей республики, но не везде ими активно пользуются. Во-первых, интерактивная доска работает лишь при наличии проектора, и некоторые учителя просто боятся такого сложного и дорогостоящего оборудования. Во-вторых, для работы с доской необходимо лицензионное программное обеспечение, найти его не просто, да и опыта работы с подобным обеспечением у учителей нет, в программе курсов повышения квалификации этот вопрос не затрагивается.

       На сегодняшний день наиболее  популярным программным обеспечением  для интерактивной доски являются  программные оболочки «Notebook» и «Lynx 4», они просты в применении, удобный интерфейс облегчает процесс создания интерактивных заданий. Данное программное обеспечение позволяет одновременно работать с текстом, графическим изображением, видео и аудиоматериалами, управляя процессом работы с помощью указки по сенсорной поверхности доски.

     Возможность анимации, перемещение объектов, изменение  и выделение наиболее значимых элементов  при помощи цвета, шрифта позволяют  задействовать визуальные, аудиальные, а также кинестетические каналы усвоения информации, что особенно актуально для учащихся средних классов, для которых именно кинестетический способ восприятия информации является наиболее эффективным. Рассеянные ученики лучше воспринимают информацию, размещенную на большом экране, это активизирует их воображение, и усвоение материала не вызывает затруднений. Школьники работают сообща, придумывают и обсуждают новые идеи, комментируют изображение. Дети учатся успешно проявлять свою самостоятельность, сотрудничать с одноклассниками и учителем, развивают коммуникативные качества. В результате повышается мотивация и активизируется познавательная деятельность учащихся. Создание на уроках и во внеурочной деятельности доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества поднимает авторитет детей среди одноклассников, помогает верить в себя.

       Кроме того, программные оболочки  «Notebook» и "Lynux 4” позволяют четко структурировать занятия. Возможность сохранять уроки, дополнять их записями улучшает способ подачи материала. Страницы можно просматривать в любом порядке, демонстрируя определенные темы и возвращаясь к изученному материалу, а рисунки и тексты перемещать с одной страницы на другую. Очень удобно размещать иллюстрированные задания на слайде при выполнении тестовых заданий и самостоятельных работ или в рамках обобщающего урока. Большой экран и наглядность позволяют разрешить вечную проблему раздаточного материала.

Информация о работе Методика использования интерактивной доски на уроках английского языка