Методика использования интерактивной доски на уроках английского языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 19:01, курсовая работа

Краткое описание

Использование информационных технологий в учебном процессе значительно повышает эффективность усвоения материала учащимися. Больших результатов можно достичь, применяя данные технологии в преподавании английского языка в младшей и средней школе. В старших классах использование информационных технологий позволяют раскрывать возможности учащихся в создании серьезных исследовательских, проектных работ с мультимедийными презентациями и т.д.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

1 МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ SMART BOARD 5

1.1 Эффективность использования информационных технологий в обучении иностранным языкам 6

1.2 Использование интерактивной доски Smart Board для подготовки специалистов нового типа 8

2 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ SMART BOARD НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА 11

2.1 Формы работы с интерактивной доской Smart Board на уроках иностранного языка 12

2.2 Примеры эффективных упражнений с использованием интерактивной

Доски 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25

ПРИЛОЖЕНИЕ А 26

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 1.34 Мб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Северо-Казахстанский  Государственный университет им. М.Козыбаева 

Институт  языка и литературы

Кафедра германской филологии 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 

МЕТОДИКА  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ  НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

050119.ЗО.ИЯу-08-1 
 
 

АВТОР                                Лютова Э.М.                   ____________________ 

РУКОВОДИТЕЛЬ             Николаенко Е.А.           _____________________ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Петропавловск, 2011

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ                                 3

1 МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ SMART BOARD                                                                                                                         5

1.1 Эффективность  использования информационных технологий в обучении иностранным языкам                                                                                                   6

1.2 Использование  интерактивной доски Smart Board для подготовки специалистов нового типа                                                                                          8        

2 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ SMART BOARD НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА                                                 11

2.1 Формы работы  с интерактивной доской Smart Board  на уроках иностранного языка                                                                                                   12

2.2 Примеры эффективных  упражнений с использованием  интерактивной

 Доски                                                                                                                          16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                          23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ                                                25

ПРИЛОЖЕНИЕ А                                                                                                     26 

 

ВВЕДЕНИЕ 

      Использование информационных технологий в учебном  процессе значительно повышает эффективность усвоения материала учащимися. Больших результатов можно достичь, применяя данные технологии в преподавании английского языка в младшей и средней школе. В старших классах использование информационных технологий позволяют раскрывать возможности учащихся в создании серьезных исследовательских, проектных работ с мультимедийными презентациями и т.д.

     Использование интерактивной доски в сочетании  с аудиосредствами позволяет  реализовывать принципы наглядности, доступности и системности изложения  материала.

     При этом эти возможности реализуются не только в режиме просмотра, как это было при использовании презентаций на уроках, но и используя, специальный маркер и другие возможности доски, мы можем сочетать проверенные методы и приемы работы с обычной доской и набор интерактивных и мультимедийных возможностей.

     Интерактивная доска позволяет осуществлять: активное комментирование материала, выделение, уточнение, добавление дополнительной информации посредством электронных  маркеров.

     Возможности интерактивной доски позволяют переключить школьников на понимание того, что видео и игровые программы успешно используются для обучения, способствуя развитию творческой активности, увлечению предметом, созданию наилучших условий для овладения навыками аудирования и говорения, что обеспечивает, в конечном счете, эффективность усвоения материала на уроках английского языка

     Использование средств информационных и коммуникационных технологий на уроках иностранного языка достаточно актуально для развития личности обучаемого и формирования у учащихся следующих компетенций: умений сравнивать преимущества и недостатки различных источников информации, выбирать соответствующие технологии ее поиска, создавать и использовать адекватные модели и процедуры изучения и обработки информации и т.д. Актуальность данного исследования определяет постепенное изменение традиционных методов учебы на интерактивные.        Предметом исследования является использование интерактивных методов на современном этапе обучения английскому языку.       Объектом исследования является методика использования интерактивной доски на уроках английского языка.  Гипотеза исследования: Использование интерактивной доски на уроках английского языка повышает мотивацию учащихся к изучению предмета, способствует повышению активности учащихся на уроке.   Цель работы - понять, насколько этот метод эффективен, а в чём его минусы. Согласно цели поставлены следующие задачи:

рассмотреть особенности использования интерактивной  доски в процессе обучения школьников, формы работы с интерактивной доской, этапы планирования уроков.

       Будут проработаны многие источники:  учебные пособия по методике  изучения английского языка, пособия  по ИКТ, различные журналы и  статьи.

     О том, как интерактивные доски  используются в обучении иностранным  языкам, мы поговорим в первой главе. Использование Smart Board способствует развитию различных сторон психической деятельности учащихся, и прежде всего, внимания и памяти. Правда ли, что во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности?

     Во  второй главе мы увидим, как ТСО, а именно Smart Board, применяется на уроках.

     В заключении мы подводим итоги работы и предлагаем свои выводы. 

 

      1 МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ  ДОСКИ SMART BOARD

                                                                                                                       

     В начале изучения данной темы нам бы хотелось дать несколько определений, которые помогут в понимании  данной проблемы.

     Средства  обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития [1, с.266].

     Технические средства обучения (ТСО) – средства обучения, состоящие из экранно-звуковых носителей учебной информации и аппаратуры, с помощью которой проявляется эта информация. Экранно-звуковые средства (ЭЗС) подразделяются на звуковые (аудитивные) - грамзаписи, магнитные записи, радиопередачи; экранные (визуальные) - "немые" кинофильмы, диафильмы и другие; экранно-звуковые (аудиовизуальные) - звуковые кинофильмы, телепередачи. Особую группу средств обучения составляют лингафонные устройства (языковые лаборатории), а также обучающие машины и компьютеры. Специфика всех ЭЗС заключается в способности сообщить такую учебную информацию, которую нельзя познать без специальной аппаратуры. Главное средство передачи учебной информации - зрительный, звуковой или звукозрительный образы, предельно реалистично моделирующие объект, явление и процесс. Важная особенность ЭЗС - их документальная основа, фиксация фактов, событий, научных опытов и т.д. ЭЗС подразделяются на статичные (диафильмы, диапозитивы, транспаранты и пр.) и динамичные (кинофильмы, телепередачи, видеозаписи). Новые перспективы использования ТСО, например их сочетание с компьютерами и микропроцессорной аппаратурой, создают условия для накопления и хранения значительных массивов учебной информации, оперативного её применения, для выработки новых форм общения учителя и учащихся, а также для самостоятельной работы учащихся [1, с.267].

       Интерактивная доска SMART Board –  это сенсорный дисплей, который  работает как часть системы,  в которую также входит компьютер  и проектор. Компьютер посылает изображение на проектор. Проектор передает изображение на интерактивную доску. Она работает одновременно как монитор и устройство введения данных: руководить компьютером можно дотрагиваясь маркером  поверхности доски. Если какая-то программа открыта на компьютере, вы можете работать с ней непосредственно на интерактивной доске. 
 
 
 
 
 

    1.1 Эффективность  использования информационных технологий  в обучении иностранным языкам 

     Использование компьютерных технологий в обучении иностранным языкам в значительной мере изменило подходы к разработке учебных материалов по этой дисциплине. В отличие от традиционного, интерактивное обучение на основе мультимедийных программ позволяет более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делает процесс познания более интересным и творческим. Так, возможности учитывать уровни языковой подготовки обучаемых и разрабатывать задания различной степени сложности в рамках одной программы служат хорошей основой для реализации принципа индивидуализации и дифференцированного подхода в обучении. При этом обеспечивается соблюдение принципа посильной трудности и доступности заданий, учитывается индивидуальный темп работы каждого обучаемого.

     Использование новых информационных технологий в обучении иностранным языкам предполагает активную позицию самого обучаемого в процессе усвоения знаний. Новый вид познавательной деятельности исключает пассивное восприятие информации. Она осуществляется на основе напряженной мыслительной деятельности, требующей сосредоточенности и максимального внимания, результатом которой является открытие новых знаний. В свою очередь, креативный характер учебно-познавательной деятельности способствует развитию познавательной самостоятельности учащихся, формированию умений самостоятельно пополнять знания, осуществлять поиск и ориентироваться в потоке информации.

     Необходимо  также отметить, что визуализация учебного материала — создание обучающей  среды с наглядным представлением информации, использованием цвета и звука, воздействуя на эмоциональные и понятийные сферы, способствует более глубокому усвоению языкового материала. Мультимедийные программы одновременно стимулируют у обучаемого сразу несколько каналов восприятия, лучше поддерживают его внимание, способствуют снижению утомляемости и обеспечивают необходимую релаксацию. В свою очередь, сочетание зрительного образа, текста и звукового ряда предоставляет большие возможности для комплексного развития навыков речевой деятельности учащегося на иностранном языке. Этот процесс приобретает интерактивный характер благодаря возможности двусторонней связи, диалога с компьютером, когда обучаемый и компьютер могут задавать друг другу вопросы, получать на них ответы, когда компьютер может давать корректирующие подсказки и к нему можно обратиться за помощью.

     Большим преимуществом автоматизированных обучающих систем является способность  регистрировать, хранить и анализировать  ответы учащихся, предоставлять им в случае необходимости помощь, осуществлять поэтапную и сквозную оценку знаний, определять прогресс в их работе, т.е. осуществлять более гибкую систему контроля усвоения и оценки знаний. Вместе с тем, обеспеченность программ разного рода ключами дает возможность обучаемым осуществлять также и самоконтроль.

     Создание  качественных обучающих и контролирующих программ — сложный процесс, требующий больших затрат сил и времени преподавателей иностранных языков, лингвистов и методистов, предполагающий активное участие в работе специалистов в области компьютерной техники. Результат этого творческого труда — мультимедийные программы — могут использоваться как в традиционной методике обучения иностранным языкам, так и в дистанционном обучении.

     В последние годы всё чаще поднимается  вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.

     Задача  учителя состоит в том, чтобы  создать условия практического  овладения языком для каждого  учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому  ученику проявить свою активность, своё творчество. Задача учителя - активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет - ресурсов помогают реализовать личностно - ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей и т.д. Знакомство с некоторыми компьютерными обучающими программами побудило меня изменить своё отношение к преподаванию иностранного языка в школе.

     Разнообразие  тем, видов деятельности, красочность, увлекательность компьютерных программ вызвали огромный интерес у учащихся. Существующие сегодня CD-ROM-диски позволяют выводить информацию в виде текста, звука и видеоизображения. Обучение с помощью компьютера дает возможность организовать самостоятельные действия каждого ученика. При обучении аудированию, каждый ученик получает возможность слышать иноязычную речь, при обучении говорению каждый ученик может произносить фразы на иностранном языке в микрофон, при обучении грамматических явлений – каждый ученик может выполнять грамматические упражнения, добиваясь правильных ответов и т.д. Существующие сегодня в продаже компьютерные обучающие программы по иностранным языкам не всегда отвечают основным требованиям школьных программ, они предназначены, в основном, для индивидуальных занятий, для самостоятельного изучения иностранных языков. И, в то же время, без опытного преподавателя такой способ изучения языка является мало эффективным. Конечно, в настоящее время, созданы компьютерные программы, поддерживающие уже существовавшие ранее курсы изучения иностранных языков, например, "Reward". Обучение по таким программам проводится в определённой системе. Но не каждая школа сегодня может позволить себе приобрести такие дорогостоящие учебники и СD-ROM-диски к ним. Многие школы использую на уроках такие компьютерные программы, как Triple play plus in English, English on holidays, English Gold, "Hello, America!", "Bridge to English", "Professor Higgins", "English for communication", ""Говорящий оксфордский словарь и другие. Практически к каждому разделу учебника можно подобрать материал одной из названных программ и использовать её фрагмент на уроке, как вспомогательное средство при введении нового лексического или грамматического материала, отработке произношения, при обучении диалогической речи, чтения и письма, а так же, при тестировании. Учащиеся работают с компьютерными программами не весь урок, а только часть его, примерно 10-15 минут.

Информация о работе Методика использования интерактивной доски на уроках английского языка