Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 10:59, курсовая работа
Целью исследования является анализ инфраструктуры гостиничного хозяйства города Пскова и разработка рекомендации по совершенствованию развития гостиницы «Октябрьская».
Для достижения этой цели потребуется решение следующих основных задач:
- рассмотреть теоретические основы гостиничного сервиса;
Введение……………………………………………………………………4
Глава 1. Теоретические аспекты организации гостиничного сервиса
1.1. Концепции гостиниц и гостеприимства…………………………..7
1.2. Организационная структура гостиницы…………………………16
Глава 2. Анализ гостиничной инфраструктуры города Пскова
2.1. Анализ рынка гостиничных услуг города Пскова…………….......28
2.2. Анализ внутренней среды хозяйства гостиницы «Октябрьская» города Пскова…………………………………………………………………………..44
Глава 3. Совершенствование программы путей развития гостиницы «Октябрьская» город Псков
3.1 Продукция гостиницы и укомплектование персоналом……………53
3.2. Рекомендации по совершенствованию развития обслуживающего персонала гостиницы «Октябрьская»…………………………………………57
Заключение………………………………………………………………...69
Список литературы………………………………………………………..73
Приложение………………………………………………………………..78
Правовые аспекты услуг гостиниц регулируются следующими документами:
1. Федеральный закон РФ от 27.12.2000 №184 ФЗ “О техническом регулировании”
2. Закон РФ “О защите прав потребителей” (в ред. Федеральных законов от 09.01.1996 № 2-ФЗ, от 17.12.19999 № 212-ФЗ);
3. Правила предоставления гостиничных услуг в РФ”, утвержденные постановлением Правительства РФ от 25.04.1997 № 490 (в ред. Постановления Правительства РФ от 02.10.1999 № 1104, от 15.09.2000 № 693);
4. ГОСТ 28681.4-95 “Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц”;
5. ГОСТ Р 51185-98 “Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования”;
6. Рекомендации Всемирной туристской организации 1993 года “Устойчивое развитие туризма: пособие для специалистов по местному планированию”.
7. Указ Президента РФ ''О реорганизации и развитии туризма в Российской Федерации'' (с изменениями на 6 апреля 2000 года), закон № 48-оз ''О туристской деятельности в Псковской области'' от 14 июля 1999 года
В соответствии с законодательством, каждый уровень государственной власти выполняет свои нормативно-правовые функции. Так, первый уровень государственной власти - Федеральное Собрание в составе Совета Федерации и Государственной Думы выполняет представительную и законодательную функции. На следующем уровне находится власть субъектов Российской Федерации, а именно: Областное собрание депутатов, являющееся высшим представительным и законодательным органом; и Администрация области, являющаяся высшим исполнительным органом. Уровень местного самоуправления представлен Администрацией города, выполняющем исполнительную и представительную функции. В следующей главе будет, рассматриваются анализ гостиниц и их рынка в городе Пскове.
Глава 2. Анализ гостиничной инфраструктуры города Пскова
2.1. Анализ рынка гостиниц города Пскова
Псковская область является очень привлекательной территорией для туристов с точки зрения расположения, экологической обстановки и культурно-исторического наследия. Сюда приезжаю люди, чтобы полюбоваться древними памятниками архитектуры и искусства, и насладится природой.
Псковская область расположена на северо-западе Российской Федерации. Территория области 55,3 тысяч кв. км., включая 2 100 кв. км. озер. Протяженность области с севера на юг - 380 км, с запада на восток - 260 км. Площадь Псковской области больше чем территория Дании, Нидерландов, Швейцарии или Эстонии. При этом население области сравнительно небольшое - 778 тыс. человек, что обуславливает наличие нетронутых и экологически чистых мест.
Область административно разделена на 24 района, из них 9 – приграничных, имеет два относительно больших экономических центра: город Псков в центральной части региона и город Великие Луки на юге.
Главной особенностью экономического и географического положения Псковской области является ее приграничное расположение. Псковская область имеет:
• внутренние границы с Новгородской и Ленинградской областями Северо-западного района, Тверской и Смоленской областями Центрального района Российской Федерации. это дает возможность изучать историческое наследие отмеченных выше областей, делиться своими достижениями в области развития туризма.
• внешние границы с Белоруссией (протяженность границы 352 км), Эстонией (249 км) и Латвией (270 км). В данном случае наличие таких связей дает возможность поддерживать деловые и культурные контакты с этими странами.
Область служит звеном, соединяющим огромный потенциал туристских возможностей Севера - Запада и Центральной части РФ.
Псковскую область пересекают автомобильные и железные дороги, соединяющие Москву с Ригой и Таллинном, и Санкт - Петербург с Ригой и Киевом. Аэропорт г. Пскова имеет международный статус.
Областной центр - город Псков расположен примерно на равном расстоянии от Санкт - Петербурга (250 км), Таллинна (280 км) и Риги (260 км) и в 600-х км от Москвы.
По ходатайству Администрации Псковской области в городе Пскове открыты и действуют: Представительство МИД РФ в г. Пскове и консульский пункт в пункте пропуска “Шумилкино”, Консульство Латвийской Республики, Канцелярия Эстонского генерального консульства в городе Санкт - Петербурге.
Исключительный интерес для туристов могут представлять древнерусские памятники города Псков.
Туристский сезон в Псковской области приходится на период с мая по октябрь. Основными месяцами приема являются май, июнь. Данный пик связан с проведением масштабных событийных мероприятий (Дни славянской письменности и культуры, празднование дня рождения А.С. Пушкина). Основными потребителями услуг являлись жители Москвы и Московской области, Санкт - Петербурга и Ленинградской области. Из других регионов России въездной поток незначителен. Основной поток иностранных граждан представлен туристами из стран Прибалтики (Латвия, Эстония, Литва), Финляндии, США, Германии, Франции, Швеции.
Гостеприимство, или сфера гостиничного и ресторанного бизнеса, является ведущим фактором и базой туризма. В Псковской области насчитывается 29 гостиниц и гостиничных комплексов. Не так давно к псковским гостиницам добавился комплекс (мотель) «Балтия». На 29-ти предприятиях гостиничного типа имеется 1997 мест. В основном это одно или двухместные номера. Иностранные компании не представлены в числе собственников гостиниц, расположенных на территории Псковской области.
Несмотря на большое количество мест, тенденция роста туристского интереса к области обостряет проблемы размещения туристов. В городе из семи гостиниц только две - «Рижская» и «Октябрьская» - имеют категорию «три звезды», которая является основой для приема иностранных туристов, и одна недавно добавилось четырёх звёздначная – «HELIOPARK Old Estate». Кроме их действуют «Кром», «Ольгинская», «Колос», «Транзит», «Спорт». Есть объекты более низкого уровня, которые предназначены для школьного туризма. Однако есть надежда, что в скором будущем завершится строительство 4-«звездного» отеля на берегу Великой «Интурист». Такое плачевное состояние принимающей базы не может содействовать привлечению туристов, а наоборот будет отталкивать их, не говоря уже об иностранных туристах, которые привыкли к высокому качеству услуг. В настоящее время необходимо провести косметический ремонт номеров в существующих гостиницах. Чтобы реализовать данную программу, областной администрации следует принять ряд мер, которые бы стимулировали владельцев гостиниц провести ремонт или реконструкцию. Это может быть: помощь в поиске инвесторов или подготовке инвестиционного проекта на реконструкцию гостиницы, а также предоставление льготного налогообложения гостиницам или инвесторам на время реализации проекта по реконструкции.
Летом 2005 года в Пскове состоялось открытие– «HELIOPARK Old Estate», первой и единственной гостиницы стандарта «четыре звезды» в Псковской области. Это событие имеет все шансы стать, конечно, не поворотной, но своеобразной контрольной точкой в истории регионального бизнеса. Подводить итоги и делать выводы рано — общество все еще переваривает сам факт появления отеля.
Тема отсутствия в Пскове «хорошей» или хотя бы «приличной» гостиницы, пригодной для размещения взыскательных туристов и приема VIP - делегаций, на протяжении ряда лет оставалась одной их самых популярных в общественном дискурсе. Неразвитостью гостиничного сектора объясняли и слабость псковского туризма, и малый приток инвестиций в экономику региона, и даже невозможность наладить регулярные пассажирские авиаперевозки. Постепенно создалось полное ощущение замкнутого круга: туристов нет, потому что нет гостиниц, а гостиницы не строят, потому что не приезжают туристы.
Этот замкнутый круг был разорван компанией «Старые кварталы» и ее генеральным директором Виталием Ткаченко. Пять с лишним лет работы и более 11 млн. долларов инвестиций претворились в 50 номеров класса «четыре звезды», ультрасовременный конференц-зал, ресторан «Аристократь», SРА-центр и многое другое, собранное под крышами исторических и современных строений на улице Верхне-Береговая.
Виталий Ткаченко рассказывал, что в 1999 году когда на Верхне-Береговой уже вовсю шли археологические раскопки, о гостинице еще никто и не помышлял. Компания «Старые кварталы», получив под застройку участок набережной реки Псковы над Финским парком, собиралась превратить его в элитный жилой район.
Первоначально речь шла о так называемых таун - хаусах (Town-house - ряд двухэтажных домов, у каждого владельца отдельный вход, перед входом маленький палисадник), однако к началу строительства не удалось найти ни одного покупателя
Перебирая варианты, застройщики и архитекторы вышли к идее гостиницы. Необходимость оной была очевидна «уж, сколько лет как», «и к тому же, — говорит Виталий Ткаченко, — морально подавлял пример соседа Новгорода и его гостиницы «Береста Palace », ставшей центром деловой жизни города».
К 2002 году уже прошел конкурс среди архитекторов Пскова, коллегиально, совместно с управлением архитектуры и органом охраны памятников был выбран лучший вариант и заключен договор о проектировании гостиницы. Готовящийся проект отдали на экспертизу компании «Radisson SAS». Получив 28 листов замечаний, заказчик был вынужден остановить проектирование и начать все заново. Строительство начали после повторной и уже положительной экспертизы второго проекта.
Эксперты «Radisson SAS» помогли увеличить вместимость отеля с 40, как предполагал первый проект, до 50 номеров, это минимальный порог рентабельности для «четырех звезд». Еще одно нововведение появилось уже на завершающей стадии строительства. В гостиницу был введен SРА-центр, который сегодня входит в пятерку лучших в стране. Управляющей компанией была выбрана российская гостиничная сеть «НЕLIОРАRК Но1еI». В июне 2005 года отель принял первых гостей, 9 июля состоялось официальное открытие.
«НЕПОРАRК ОLD Estate» вырос в самом сердце исторического Пскова, в двух шагах от церкви Богоявления с Запсковья и на полпути от Кремля до Гремячей башни «Старые кварталы», к слову говоря, — это пример еще и взаимовыгодного сотрудничества застройщиков и историков. Найденные при раскопках подызбицы ХIV века превратились в винный погреб и бар «Рублев», а в доме Статиной разместились самые престижные номера «Гелиопарка» — именные «люксы». Теперь исторические компоненты гостиницы с гордостью демонстрируются клиентам как редкостные «изюминки» отеля.
Конференцзал «Гелиопарка», по общему признанию, сегодня является лучшим в городе и по сути единственным, который отвечает современным международным стандартам обсуждения серьезных вопросов. Удобная эргономичная мебель, возможность стенографирования и синхронного перевода, отстроенные радиомикрофоны с чистым звуком и проектор с идеально четким цифровым изображением, попадающим точно в белый квадрат экрана.
Конференцзал был естественным образом воспринят как средство общения и стал своеобразным катализатором общественно-политической жизни Пскова. Попользоваться им уже успели и власть, и бизнес, но наиболее рьяно за него ухватился некоммерческий сектор. С момента открытия гостиницы там состоялось уже около полудюжины крупных мероприятий с участием заметных российских экспертов в области экономики и политики (таких как Георгий Сатаров, Михаил Делягин, Владислав Иноземцев...). Организатором встреч стал Центр социального проектирования «Возрождение».
Будучи самым частым арендатором конференц-зала, Лев Маркович связывает с «Гелиопарком» исключительно позитивные ожидания. «Когда подобного рода точки появляются в малых городах - а это принципиально именно для малых городов, - они становятся универсальным инструментом развития, ориентированным на любые сферы жизни, — говорит он. - Это некий шлюз, позволяющий выйти в другие пространства, ситуация, когда территория входит в цивилизованную сеть, и появляется возможность общения с другими точками этой сети.
Для владельцев отеля конференц-зал — это еще и существенная часть бизнес-плана. Встраивая его в инфраструктуру гостиницы Виталий Ткаченко учитывал тенденции на общероссийском рынке конференций который испытывает острую нехватку европейского уровня залов, вместимостью до 100 человек. По его мнению, Псковская область сама по себе не сможет в полной мере загрузить инфраструктуру отеля. Поэтому принципиально важно вписаться в российский реестр конференц-предложений, выиграть конкурентную борьбу по уровню сервиса, стоимости, качеству услуг и занять свое место в рейтинге. И место это должно быть явно где-то в первых строчках, ибо к собственным достоинствам отеля присовокупляется уникальная обстановка за его стенами - историко-культурное наследие города Пскова.
«Радует то, — от слов генеральный директор гостиницы «НЕLIOРАRК OLD Estate» Елена Усова, — что корпоративные клиенты Москвы, Санкт-Петербурга активно рассматривают предложения о проведении корпоративных мероприятий за пределами мегаполисов, когда могут быть сопряжены и те мероприятия, ради которых люди встретились, и какие—то экскурсионно-познавательные туры». Ориентация на привлечение корпоративных клиентов — политика управляющей компании в отношении «НЕLIOРАRК OLD Estate»
На уровне «НЕLIOРАRК OLD Estate» интересен не только как часть туристического предложения или налогоплательщик, но и как инструмент ведения бизнеса.
Наличие гостиницы категории «четыре звезды» — нормальная, даже необходимая часть деловых контактов с потенциальными инвесторами и партнерами. Сейчас ситуация изменилась, но еще совсем недавно людям, привыкшим к определенному уровню комфорта, просто негде было переночевать в Пскове.