Подведомственность юридических дел

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 15:30, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ института подведомственности юридических дел. Вышеназванная цель предполагает постановку и разрешение ряда задач:
Определение понятия и правовой природы подведомственности;
Сравнение подведомственности со смежными категориями;
Выделение видов подведомственности;
Рассмотрение общих правил определения подведомственности;
Анализ критериев, разграничивающих подведомственность дел судам общей юрисдикции и иным органам;

Файлы: 1 файл

текст полный.doc

— 434.50 Кб (Скачать)

     Из  этого правила допускаются следующие  исключения:

     а) брак между супругами, не имеющими несовершеннолетних детей, при взаимном согласии их на развод, расторгается органами загса. Однако при споре между ними брак может быть расторгнут только в судебном              порядке;

     б) в таком же порядке расторгается брак с лицами, признанными в установленном  законом порядке безвестно отсутствующими, недееспособными; с лицами, осужденными за совершение преступления к лишению свободы на срок не менее трех лет. Однако если находящийся в местах лишения свободы супруг или опекун недееспособного супруга возбудит спор о детях, разделе совместно нажитого супругами имущества, выплате средств на содержание нуждающемуся нетрудоспособному супругу, брак расторгается через суд;

     в) споры между родителями, касающиеся воспитания детей,                  разрешаются органами опеки и попечительства с участием родителей;

       г) споры о порядке участия  в воспитании детей родителя,                  проживающего от них отдельно, разрешаются органами опеки и              попечительства с участием родителей. В тех случаях, когда родители не подчиняются решению органа опеки и попечительства, последний вправе обратиться за разрешением спора в суд;

       д) споры по поводу установления опеки и попечительства,                освобождения и отстранения опекунов и попечителей от их обязанностей и по другим вопросам, связанным с осуществлением опеки и                           попечительства, разрешаются в административном порядке органами              местного самоуправления.

     Однако  решение указанных органов может  быть обжаловано в                     порядке, установленном законом  для обжалования неправомерных                действий государственных органов, общественных организаций и               должностных лиц.

     Основные  правила, определяющие подведомственность трудовых споров, содержатся в Трудовом кодексе Кыргызской Республики, а также ряде других законов. Указанные нормативные акты в зависимости от    предмета спора и участвующих в нем субъектов устанавливают различный порядок разрешения трудовых споров.

     Трудовые  споры между работником и администрацией по вопросам, связанным с применением  законодательства о труде, коллективных             трудовых договоров и правил внутреннего трудового распорядка, а также условий трудового договора (контракта), разрешаются в комиссиях по трудовым спорам  (КТС), после рассмотрения в которых они могут быть перенесены на решение суда.

     Из  этого правила допускаются исключения:

       а) действующим трудовым законодательством  предусматривается ряд случаев,  когда трудовой спор может  рассматриваться непосредственно  в суде без обращения в комиссию  по трудовым спорам;

       б) некоторые категории трудовых  дел изъяты из компетенции             указанных органов и разрешаются в особом порядке.

     Все трудовые споры, подведомственные КТС  и суду, могут быть приняты к  рассмотрению судом лишь при условии  предварительного             рассмотрения их в указанных органах. Поэтому суды не должны                   принимать к рассмотрению такого рода дела, если истцом не был                 соблюден указанный порядок.

     Так, непосредственно в суде рассматриваются:

     - трудовые споры по заявлениям работников предприятий,               учреждений, организаций, где  КТС не избираются или почему-либо не созданы;

     - иски рабочих и служащих о восстановлении на работе (независимо от причины увольнения), об изменении формулировки причин и даты увольнения, об оплате за время вынужденного прогула или выполнения  нижеоплачиваемой работы;

     - иски администрации предприятия, учреждения, организации к            работникам о возмещении причиненного ущерба;

     - споры об отказе в приеме на работу: лиц, приглашенных в порядке перевода с другого предприятия, из учреждения, организации; молодых специалистов, окончивших высшее или среднее специальное учебное             заведение и направленных в установленном порядке на работу на данное предприятие, в учреждение, организацию; других лиц, с которыми             администрация предприятия, учреждения, организации в соответствии с законодательством о труде была обязана заключить трудовой договор.

     Этот  порядок не распространяется на трудовые споры некоторых            категорий работников. Так, трудовые споры руководящих работников,               избираемых, утверждаемых или назначаемых на должности органами              государственной власти и управления, по вопросам увольнения, изменения даты и формулировки причины увольнения, перевода на другую работу, оплаты за время вынужденного прогула или выполнения                                    нижеоплачиваемой работы и наложения дисциплинарных взысканий,               рассматриваются в порядке подчиненности вышестоящими органами                 государственной власти и управления. Однако решение, принятое             вышестоящим органом по данному вопросу, может быть оспорено                 работником в суде в порядке, установленном для обжалования                        неправомерных действий органов управления, должностных лиц и               общественных организаций, ущемляющих права граждан. 

     Споры судей, прокуроров, их заместителей и  помощников,                следователей прокуратуры рассматриваются в особом порядке,                 установленном законодательством.

     В особом порядке разрешаются коллективные споры (конфликты), возникающие между администрацией предприятия, учреждения,                        организации и трудовым коллективом (коллективом подразделения) или профсоюзом по вопросам установления новых или изменения                         существующих условий труда и быта, заключения и исполнения                коллективного договора и иных соглашений, в части установления новых или изменения существующих социально-экономических условий труда.

     Такого рода споры разрешаются специальными комиссиями,              которые создаются на паритетных началах из равного числа                           представителей сторон. Решение в комиссии принимается на основе                переговоров между сторонами, оформляется протоколом и имеет                  обязательную силу для сторон. При недостижении соглашения в                  примирительной комиссии или неисполнении ее решения стороны вправе обратиться к трудовому арбитражу. Трудовой арбитраж создается самими сторонами, соглашением сторон определяется и его персональный состав. Решение в трудовом арбитраже должно быть принято в семидневный срок и обязательно для исполнения.

     В случаях неурегулирования конфликта  примирительными органами трудовой коллектив вправе использовать для  удовлетворения своих                требований все иные предусмотренные законом средства, вплоть до                 объявления забастовки. Решение о начале забастовки принимается               собранием (конференцией) трудового коллектива тайным голосованием. В случае несогласия с решением коллектива о проведении забастовки               администрация, другие органы управления вправе обратиться в суд с             заявлением о признании забастовки незаконной. Решение суда должно быть незамедлительно доведено до сведения участников забастовки и          других членов трудового коллектива.

     Организация забастовки, признанной судом незаконной, или участие в ней рассматриваются  как нарушение трудовой дисциплины и могут           повлечь применение мер дисциплинарного взыскания и материальной              ответственности.

     Подведомственность  земельных споров регулируется главным             образом Земельным кодексом Кыргызской Республики и другими                 нормативными актами.

     Заложенное  в названных нормативных актах  многообразие                земельных отношений, их принципиальная новизна, радикальные                      перемены в правовом режиме  использования земель делают неизбежным появление разнообразных конфликтов, связанных с выделением и                 изъятием земель, нарушением или ограничением права собственности на землю, землепользования и землевладения, невыполнением участниками этих отношений взаимных прав и обязанностей.

     Для некоторых земельных споров установлен особый порядок их разрешения. На примере законодательства Российской Федерации, споры предприятий, учреждений и организаций других субъектов СНГ по           вопросам землепользования на территории Российской Федерации           рассматриваются в согласительном порядке представителями                          заинтересованных государств.

     Споры с участием республик, входящих в  состав                                    Российской Федерации, автономной области, автономных округов,                возникающие в связи с предоставлением и использованием земли,                рассматриваются комиссиями, образуемыми на паритетных началах из представителей заинтересованных республик, входящих в состав                  Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов. В случае если комиссия не пришла к согласованному решению, споры разрешаются комиссией, образуемой законодательным органом Российской Федерации, решение которой окончательно.

     Подавляющая часть споров из земельных правоотношений с              участием граждан разрешается общими судами. Это споры по вопросам: предоставления и изъятия  земель, изменения границ землевладений и          землепользований, условий осуществления прав на землю, восстановления правомочий, владения при неправомерном занятии или удержании           земельных участков, устранения препятствий в осуществлении                 пользования земельными участками, прекращения права собственности на землю, а также в связи с отказом в регистрации заключения договора        аренды земли и др.

     Общим судам, кроме того, подведомственны: споры между              садоводческим товариществом и его членами; споры членов товарищества между собой, а также споры между супругами, в том числе и бывшими, по поводу раздела земельного участка или определения порядка пользования участком; споры между членами  дачно-строительного кооператива и              кооперативом, а также споры членов дачно-строительного кооператива между собой по поводу пользования земельным участком или его раздела; споры между собственниками индивидуальных жилых строений,                     расположенных на смежных (соседних) земельных участках, об                 устранении препятствий в пользовании земельным участком, в том числе и в случае, когда оспариваются его границы и размеры; все имущественные споры, связанные с изменением, прекращением или ограничением права собственности на землю, права землепользования либо его нарушением, в том числе дела о возмещении убытков, связанных с изъятием или              временным занятием земельного участка или ухудшением качества земель в результате производственной и иной деятельности предприятий, других организаций и граждан; дела по требованиям о возмещении убытков,             причиненных в результате неправомерного занятия земельного участка, его загрязнения, порчи и других нарушений прав собственников                    земельных участков, землевладельцев и землепользователей, а также в            связи с проведением изыскательских работ.

     Кроме того, к ведению судов отнесено рассмотрение споров,                связанных с реализацией собственником земли, землевладельцами или землепользователями предоставленных им законом возможностей по             распоряжению землёй (например, споров, связанных с нарушением            договоров аренды земли и других договоров на временное пользование землей); споры относительно взимания платы за землю в форме                       земельного налога; требования о возмещении местным органом власти (местной администрацией) стоимости затрат на улучшение земель в случае добровольного прекращения права пожизненного наследуемого владения и пользования земельными участками и их аренды.

     Вместе  с тем надо учитывать, что все  перечисленные выше споры, в том  числе жалобы, связанные с предоставлением  или изъятием земли,              прекращением прав на землю, по вопросам приобретения, аренды и                 отчуждения земельных участков, когда участниками являются               предприятия, организации любых организационно-правовых форм, а также граждане, самостоятельно осуществляющие предпринимательскую                    деятельность, в том числе ведущие крестьянское (фермерское) хозяйство, в подлежат рассмотрению в арбитражном суде.

     Важно также учитывать, что подавляющая  часть указанных              земельных споров может стать предметом рассмотрения общего или              арбитражного суда при условии предварительного рассмотрения его               соответствующим органом власти. Отказ местного органа власти (местной администрации) в рассмотрении дела, равно как и принятое по нему               решение, могут быть обжалованы в суд. В таком случае спор по заявлению заинтересованной стороны переносится на разрешение общего или            арбитражного суда в соответствии с их компетенцией. Этот порядок не распространяется на имущественные споры, связанные с земельными            правоотношениями, которые могут рассматриваться непосредственно в     суде.

 

III. НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССУАЛЬНОМ ПРАВЕ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ 

     До  недавнего времени подведомственность юридических дел в правовой науке рассматривалась как категория процессуальная. Этот взгляд не вызывал каких-либо возражений. Подведомственность споров о праве изучалась почти исключительно наукой гражданского процессуального права и включалась в программы учебного курса только названной отрасли правовой науки.

Информация о работе Подведомственность юридических дел