Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 14:08, контрольная работа
Каждый орган государства, выполняя возложенные на него задачи, должея
действовать в пределах предоставленных ему полномочий и не вторгаться в
компетенцию других органов. Такое разграничение полномочий является важным
условием, обеспечивающим нормальную, правомерную деятельность всего
государственного аппарата, в том числе и судов.
По смыслу ст. 163 Конституции, правосудие в Российской Федерации может
осуществляться только судом, никакой другой орган государственной власти
или управления не вправе принять на себя судебные функции и разрешить
вопрос, отнесенный законом к ведению суда. Точно так же ни один суд не
может принять к производству и разрешить дело, отнесенное по закону к
ведению других правоохранительных органов.
Понятие и виды подведомственности. 3
Подведомственность гражданских дел судам. 4
Подведомственность отдельных категорий гражданских дел. 8
Понятие и виды подсудности 13
Порядок разрешения вопросов о подсудности. Передача дел из одного суда в
другой. 18
Литература: 20
Подведомственность и подсудность гражданских дел
Министерство общего и
Волжский Гуманитарный Институт
Волгоградского
кафедра правовых дисциплин
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По гражданскому процессуальному праву
На тему: "Подведомственность
и подсудность гражданских дел.
Волжский 1999г.
Содержание: 2
Понятие и виды подведомственности. 3
Подведомственность
Подведомственность отдельных категорий гражданских дел. 8
Понятие и виды подсудности 13
Порядок разрешения вопросов о подсудности. Передача дел из одного суда в
другой. 18
Литература: 20
Понятие и виды
Каждый орган
государства, выполняя
действовать в пределах предоставленных ему полномочий и не вторгаться в
компетенцию других органов.
Такое разграничение
условием, обеспечивающим нормальную, правомерную деятельность всего
государственного аппарата, в том числе и судов.
По смыслу ст.
163 Конституции, правосудие в
осуществляться только судом, никакой другой орган государственной власти
или управления не вправе принять на себя судебные функции и разрешить
вопрос, отнесенный законом к ведению суда. Точно так же ни один суд не
может принять к производству и разрешить дело, отнесенное по закону к
ведению других правоохранительных органов.
Отсюда следует,
что, принимая дело к
всего проверить, может ли данное дело вообще рассматриваться в судебном
порядке, не отнесено ли оно законом к ведению какого - либо другого органа.
Другими словами, он должен определить подведомственность дела.
Подведомственность
Подведомственность в гражданском процессе имеет задачей точное
определение круга гражданских дел, разрешение которых законом отнесено к
компетенции определенного государственного органа или общественной
организации. В соответствии с этим различается подведомственность судебная
(общему или арбитражному суду), административная, подведомственность дел
общественным организациям (третейскому суду, биржевым комиссиям и др.).
Следовательно, определить подведомственность гражданских дел общему
суду - значит выяснить, какие именно из них по закону подлежат рассмотрению
в судах в порядке гражданского судопроизводства.
Границы подведомственности гражданских дел общим судам до недавнего
времени достаточно точно очерчивались ст. ст. 25, 28 ГПК. Эти нормы и
сегодня в основном сохраняют значение.
Согласно ст. 25 ГПК, к ведению общих судов относятся:
а) дела по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых и
колхозных правоотношений, если хотя бы одной из сторон в споре является
гражданин, за исключением случаев, когда разрешение таких споров законом
отнесено к ведению административных или иных органов;
б) дела по спорам, возникающим из договоров перевозки грузов в прямом
международном железнодорожном и воздушном грузовом сообщении между
предприятиями, организациями, с одной стороны, и органами железнодорожного
или воздушного транспорта, с другой стороны, вытекающим из международных
соглашений;
в) дела, возникающие из административно-правовых отношений,
перечисленные в ст. 231 ГПК;
г) дела особого производства, перечисленные в ст. 245 ГПК.
Судами рассматриваются также и другие дела в случаях, установленных
законодательством Российской Федерации или входящих в ее состав республик.
Статья 28 ГПК дополняет изложенные выше правила подведомственности
следующим положением: при объединении нескольких связа нных между собой
требований, из которых одни подведомственны суду, а Другие - арбитражному
суду, все требова ния подлежат рассмотрению в общем суде.
Однако надо учитывать, что экономическая реформа в Российской
Федерации, непосредственно связанная с изменением всей системы
экономических отношений на основе введения многообразия и равенства форм
собственности и форм хозяйствования, коренные изменения, произошедшие в
политической, социальной жизни общества повлекли за собой существенное
изменение гражданского процессуального законодательства, значительно
расширившего компетенцию судов по разрешению гражданских дел. Поэтому в
настоящее время указанные нормы необходимо рассматривать в тесной связи с
многочисленными законами, принятыми в последнее время, из числа которых
прежде всего следует выделить Закон «Об арбитражном суде», Закон «Об
обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»
от 27 апреля 1993 г.; Земельный кодекс, налоговое, пенсионное
законодательство и др.
Анализ этих и других законов, принятых в последнее время, показывает,
что гражданское судопроизводство становится основным и всеобъемлющим
способом защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и их
объединений, не только в случаях, указанных ст. 25 ГПК, но практически в
любых конфликтных ситуациях, когда в результате действий каких-либо лиц,
организаций, органов государственной власти и управления ущемляются
гарантированные Конституцией и другими законами права и свободы граждан
либо создаются помехи в их осуществлении.
Это принципиальное положение четко закреплено в ст. 7 Основ
законодательства о
от неправомерных действий органов государственного управления и
должностных лиц, а также от любых посягательств на честь и достоинство,
жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество, иные права и свободы,
предусмотренные Конституцией и законами. Иной порядок защиты прав и
законных интересов граждан может быть установлен только законами Российской
Федерации и республик, входящих в ее состав.
Таким образом, при определении судебной подведомственности в области
разрешения гражданских дел в настоящее время не имеет значения, из каких
правоотношений возник спор, поскольку, как это видно из приведенного
положения, любое право и свобода гражданина подлежат судебной защите, если
иной порядок прямо не установлен законом.
Круг таких случаев весьма незначителен. Так, в соответствии со ст. 220
КЗоТ подавляющая часть коллективных трудовых споров, возникающих между
администрацией предприятия (организации) и трудовым коллективом или
профсоюзом, судам не подведомственна и рассматривается в особом порядке.
Исключение составляют дела о признании забастовки незаконной, разрешение
которых отнесено к ведению общих судов.
Из числа индивидуальных трудовых споров суду не подведомственны и
разрешаются в особом порядке споры руководящих работников, избираемых,
утверждаемых или назначаемых на должность высшими органами государственной
власти и управления Российской Федерации, а также судей, прокуроров, их
заместителей и помощников по вопросам увольнения, перевода на другую
работу, оплаты за время вынужденного прогула или выполнения нижеоплачи-
ваемой работы и наложения дисциплинарных взысканий.
Полностью сохраняет значение административный порядок разрешения
некоторых жилищных дел, земельных споров, споров, возникающих из семейных,
финансовых, административных правоотношений, из отношений, регулируемых
изобретательским, патентным правом и др.
Примерно тот же принцип действует и при определении общих границ
подведомственности дел арбитражному суду. В соответствии со ст.ст. 1, 5, 6
Закона «Об арбитражном суде» и ст.ст. 20-22 АПК, регулирующими данный
вопрос, к ведению арбитражных судов отнесено разрешение экономических
(хозяйственных) споров между предприятиями, учреждениями, организациями
независимо от ведомстве нной принадлежности и подчиненности; споров между
гражданами-предпринимателями, - возникающих в процессе осуществления ими
предпр инимательской деятельности, а также определенных категорий споров в
сфере управления. Все возможные отступления от этого общего правила
допускаются только в случаях, прямо установленных законодательством
Российской Федерации или входящих в ее состав республик,
Сложнее решается вопрос о разграничении подведомственности общего и
арбитражного судов. Исходные факторы при решении данного вопроса -
характер спорного правоотношения и его субъектный состав.
Арбитражный
суд действует
хозяйственных (экономических) споров, возникающих между предприятиями,
организациями, а
также гражданами-предпринимателями
осуществления ими предпринимательской деятельности.
Но те же споры подлежат рассмотрению в общем суде, если хотя бы одной
из сторон является гражданин, не имеющий статуса предпринимателя, либо в
случае, когда гражданин имеет такой статус, но дело возникло не в связи с
осуществлением им предпринимательской деятельности. Приоритет общим судам
отдается также и в том случае, когда в законодательном акте
подведомственность определена альтернативно (суду или арбитражному суду)
либо имеются лишь общие указания о судебном порядке рассмотрения требования
или жалобы. С другой стороны, надо иметь в виду, что немалое число споров,
возникающих между организациями, в настоящее время по-прежнему
рассматривается общими судами.
В порядке исключения из общего правила о подведомственности
арбитражному суду споров, возникающих из договоров перевозки, в пределах
под ведомственности общих судов оставлены дела по спорам, возникающим из
договоров перевозки грузов в прямом международном железнодорожном и
воздушном грузовом сообщении (ст. 25 ГПК). Суды вправе рассматривать
подобные споры независимо от суммы иска, если международным соглашением не
установлено иное.
Обязательным признаком такого договора, а значит, и критерием,
позволяющим отграничить указанные дела от всех прочих споров, вытекающих
из договоров перевозки, является наличие накладной международного
железнодорожного, воздушного или смешанного железнодорожно-водного
сообщения, составленной по установленной форме. При отсутствии накладной
дело подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
В системе общих судов рассматриваются дела, связанные с нарушением
законодательства об экономической зоне Российской Федерации; дела о
признании противозаконной деятельности объединений граждан, в том числе
политических партий, общественных организаций и массовых движений,
посягающей на национальное равноправие граждан и насильственное нарушение
единства территории Российской Федерации, и ее запрещении.
Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. «О средствах
массовой информации» (ст. 61) установлено, что отказ в регистрации средства
массовой информации либо
нарушение государственным
регистрации, а также решение о прекращении деятельности средства массовой
информа-мации могут быть обжалованы в суд и рассматриваются судом, включая
имущественные споры, в порядке гражданского судопроизводства.
Воспрепятствование
Информация о работе Подведомственность и подсудность гражданских дел