Подведомственность и подсудность гражданских дел

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 14:08, контрольная работа

Краткое описание

Каждый орган государства, выполняя возложенные на него задачи, должея
действовать в пределах предоставленных ему полномочий и не вторгаться в
компетенцию других органов. Такое разграничение полномочий является важным
условием, обеспечивающим нормальную, правомерную деятельность всего
государственного аппарата, в том числе и судов.
По смыслу ст. 163 Конституции, правосудие в Российской Федерации может
осуществляться только судом, никакой другой орган государственной власти
или управления не вправе принять на себя судебные функции и разрешить
вопрос, отнесенный законом к ведению суда. Точно так же ни один суд не
может принять к производству и разрешить дело, отнесенное по закону к
ведению других правоохранительных органов.

Оглавление

Понятие и виды подведомственности. 3


Подведомственность гражданских дел судам. 4


Подведомственность отдельных категорий гражданских дел. 8


Понятие и виды подсудности 13


Порядок разрешения вопросов о подсудности. Передача дел из одного суда в
другой. 18


Литература: 20

Файлы: 1 файл

Подведомственность и подсудность гражданских дел25.docx

— 109.56 Кб (Скачать)

Подведомственность и  подсудность гражданских дел

 

                                    [pic]

             Министерство общего и профессионального  образования

                       Волжский Гуманитарный Институт

                Волгоградского Государственного  Университета

 

 

 

кафедра правовых дисциплин

 

 

 

                             КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

По гражданскому процессуальному  праву

 

На тему: "Подведомственность и подсудность гражданских дел."

 

 

 

                                                                   выполнил:

                                                студент V курса юридического

                                                    факультета группы ЮЗ-942

                                                               Петренко С.Н.

 

 

 

                                                       научный руководитель:

                                                               Мелихов В. М.

 

 

 

                               Волжский 1999г.

 

                                 Содержание:

 

 

 

Содержание: 2

 

 

Понятие и виды подведомственности.      3

 

 

Подведомственность гражданских  дел судам.    4

 

 

Подведомственность отдельных  категорий гражданских дел.  8

 

 

Понятие и виды подсудности   13

 

 

Порядок разрешения вопросов о подсудности. Передача дел из одного суда в

другой.     18

 

 

Литература: 20

 

 

 

                     Понятие и виды подведомственности.

 

 

     Каждый орган  государства, выполняя возложенные  на него задачи,  должея

действовать в пределах предоставленных  ему  полномочий  и  не  вторгаться  в

компетенцию других органов. Такое разграничение полномочий  является  важным

условием,   обеспечивающим  нормальную,   правомерную   деятельность   всего

государственного аппарата, в том числе и судов.

    По смыслу ст. 163 Конституции, правосудие в Российской  Федерации  может

осуществляться только судом, никакой  другой  орган  государственной  власти

или управления не вправе  принять  на  себя  судебные  функции  и  разрешить

вопрос, отнесенный законом  к ведению суда. Точно  так  же  ни  один  суд  не

может принять к производству  и  разрешить  дело,  отнесенное  по  закону  к

ведению других правоохранительных органов.

    Отсюда следует,  что, принимая дело к производству,  суд  должен  прежде

всего проверить, может ли данное  дело  вообще  рассматриваться  в  судебном

порядке, не отнесено ли оно  законом к ведению какого - либо другого  органа.

Другими словами, он должен определить подведомственность дела.

 

                  Подведомственность гражданских  дел судам.

 

    Подведомственность  в  гражданском   процессе  имеет   задачей   точное

определение круга гражданских  дел, разрешение  которых  законом  отнесено  к

компетенции   определенного   государственного   органа   или   общественной

организации. В соответствии с этим различается  подведомственность  судебная

(общему или арбитражному  суду),  административная,  подведомственность  дел

общественным организациям (третейскому суду, биржевым комиссиям  и др.).

    Следовательно,  определить   подведомственность  гражданских  дел  общему

суду - значит выяснить, какие  именно из них по закону подлежат  рассмотрению

в судах в порядке гражданского судопроизводства.

    Границы подведомственности  гражданских дел  общим   судам  до  недавнего

времени достаточно точно  очерчивались ст. ст.  25,  28   ГПК.  Эти  нормы  и

сегодня в основном сохраняют  значение.

    Согласно ст. 25 ГПК, к ведению общих судов  относятся:

    а) дела по  спорам, возникающим из  гражданских,  семейных,  трудовых  и

колхозных правоотношений, если хотя бы одной  из  сторон  в  споре  является

гражданин, за исключением  случаев, когда  разрешение  таких  споров  законом

отнесено к ведению  административных или иных органов;

    б) дела по  спорам, возникающим из договоров  перевозки грузов  в  прямом

международном  железнодорожном  и   воздушном   грузовом   сообщении   между

предприятиями, организациями, с одной стороны, и  органами  железнодорожного

или воздушного транспорта, с другой  стороны,  вытекающим  из  международных

соглашений;

    в)   дела,   возникающие   из    административно-правовых    отношений,

перечисленные в ст. 231 ГПК;

    г) дела особого  производства, перечисленные в ст. 245 ГПК.

    Судами рассматриваются  также и другие  дела  в   случаях,  установленных

законодательством Российской Федерации или входящих в ее состав республик.

    Статья 28 ГПК   дополняет  изложенные  выше  правила  подведомственности

следующим положением: при  объединении  нескольких  связа  нных  между  собой

требований, из которых одни подведомственны суду, а  Другие  -  арбитражному

суду, все требова ния  подлежат рассмотрению в общем суде.

    Однако  надо  учитывать,  что  экономическая   реформа   в   Российской

Федерации,   непосредственно   связанная   с   изменением    всей    системы

экономических отношений  на основе введения  многообразия  и  равенства  форм

собственности и форм  хозяйствования,  коренные  изменения,  произошедшие  в

политической, социальной  жизни  общества  повлекли  за  собой  существенное

изменение   гражданского   процессуального   законодательства,   значительно

расширившего компетенцию  судов по  разрешению  гражданских  дел.  Поэтому  в

настоящее время указанные  нормы необходимо рассматривать  в  тесной  связи  с

многочисленными законами, принятыми  в  последнее  время,  из  числа  которых

прежде всего  следует  выделить  Закон  «Об  арбитражном  суде»,  Закон  «Об

обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права  и  свободы  граждан»

от  27   апреля   1993   г.;   Земельный   кодекс,   налоговое,   пенсионное

законодательство и др.

    Анализ этих  и других законов, принятых  в последнее  время,  показывает,

что  гражданское  судопроизводство  становится  основным   и   всеобъемлющим

способом  защиты  прав  и  охраняемых  законом  интересов   граждан   и   их

объединений, не только в  случаях, указанных ст. 25  ГПК,  но  практически  в

любых конфликтных ситуациях, когда в  результате  действий  каких-либо  лиц,

организаций,  органов  государственной  власти   и   управления   ущемляются

гарантированные Конституцией и другими  законами  права  и  свободы  граждан

либо создаются помехи в их осуществлении.

    Это  принципиальное  положение  четко  закреплено   в   ст.   7   Основ

законодательства о судоустройстве: граждане имеют право на  судебную  защиту

от    неправомерных   действий   органов   государственного   управления   и

должностных лиц, а также  от любых  посягательств  на  честь  и  достоинство,

жизнь и здоровье, на личную свободу и  имущество,  иные  права  и   свободы,

предусмотренные  Конституцией  и  законами.  Иной  порядок  защиты  прав   и

законных интересов граждан  может быть установлен только законами  Российской

Федерации и республик, входящих в ее состав.

    Таким образом,  при определении судебной  подведомственности  в  области

разрешения   гражданских  дел в настоящее время не имеет  значения,  из  каких

правоотношений  возник  спор,  поскольку,  как  это  видно  из  приведенного

положения, любое право  и свобода гражданина подлежат судебной  защите,  если

иной порядок прямо  не установлен законом.

    Круг таких случаев  весьма незначителен. Так, в соответствии  со ст.  220

КЗоТ подавляющая  часть  коллективных  трудовых  споров,  возникающих  между

администрацией  предприятия  (организации)  и   трудовым   коллективом   или

профсоюзом, судам не подведомственна  и  рассматривается  в  особом  порядке.

Исключение составляют дела о  признании  забастовки  незаконной,  разрешение

которых отнесено к ведению  общих судов.

    Из числа индивидуальных  трудовых  споров  суду  не  подведомственны  и

разрешаются в  особом  порядке  споры  руководящих  работников,  избираемых,

утверждаемых или назначаемых  на должность высшими  органами  государственной

власти и управления Российской Федерации,  а  также  судей,  прокуроров,  их

заместителей  и  помощников  по  вопросам  увольнения,  перевода  на  другую

работу, оплаты за время вынужденного  прогула  или  выполнения   нижеоплачи-

ваемой работы и наложения  дисциплинарных взысканий.

    Полностью  сохраняет   значение  административный   порядок   разрешения

некоторых жилищных дел, земельных  споров, споров, возникающих  из  семейных,

финансовых,  административных  правоотношений,  из  отношений,  регулируемых

изобретательским, патентным  правом и др.

    Примерно тот  же  принцип  действует  и   при  определении  общих   границ

подведомственности дел  арбитражному суду. В соответствии со ст.ст. 1,  5,  6

Закона «Об арбитражном  суде»  и  ст.ст.  20-22   АПК,  регулирующими  данный

вопрос,  к  ведению  арбитражных  судов  отнесено  разрешение  экономических

(хозяйственных)  споров  между  предприятиями,  учреждениями,  организациями

независимо от ведомстве  нной принадлежности и  подчиненности;  споров  между

гражданами-предпринимателями, - возникающих  в  процессе  осуществления  ими

предпр инимательской  деятельности, а также определенных категорий споров  в

сфере  управления.  Все  возможные  отступления  от  этого  общего   правила

допускаются  только  в  случаях,   прямо   установленных   законодательством

Российской Федерации  или входящих в ее состав республик,

    Сложнее решается  вопрос о  разграничении   подведомственности  общего  и

арбитражного  судов.  Исходные  факторы   при  решении  данного  вопроса   -

характер спорного правоотношения и его субъектный состав.

    Арбитражный   суд  действует  преимущественно   в   области   разрешения

хозяйственных  (экономических)  споров,  возникающих  между   предприятиями,

организациями,   а    также    гражданами-предпринимателями    в    процессе

осуществления ими предпринимательской  деятельности.

    Но те же споры  подлежат рассмотрению в общем  суде, если хотя  бы  одной

из сторон является гражданин, не имеющий  статуса  предпринимателя,  либо  в

случае, когда гражданин  имеет такой статус, но дело возникло не  в  связи  с

осуществлением им предпринимательской  деятельности.  Приоритет  общим  судам

отдается  также   и   в   том   случае,   когда   в   законодательном   акте

подведомственность определена альтернативно  (суду  или  арбитражному  суду)

либо имеются лишь общие  указания о судебном порядке рассмотрения  требования

или жалобы. С другой стороны, надо иметь в виду, что немалое  число  споров,

возникающих   между   организациями,   в   настоящее    время    по-прежнему

рассматривается общими судами.

    В  порядке   исключения   из   общего   правила   о   подведомственности

арбитражному суду споров, возникающих из  договоров  перевозки,  в  пределах

под ведомственности общих  судов оставлены дела  по  спорам,  возникающим  из

договоров  перевозки  грузов  в  прямом  международном   железнодорожном   и

воздушном грузовом  сообщении  (ст.  25   ГПК).  Суды  вправе  рассматривать

подобные споры независимо от суммы иска, если международным  соглашением  не

установлено иное.

    Обязательным  признаком  такого  договора,  а  значит,   и   критерием,

позволяющим   отграничить  указанные дела от всех прочих  споров,  вытекающих

из   договоров  перевозки,   является   наличие   накладной   международного

железнодорожного,   воздушного   или   смешанного     железнодорожно-водного

сообщения,  составленной по установленной форме.  При  отсутствии  накладной

дело подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

    В системе общих  судов  рассматриваются  дела,  связанные  с  нарушением

законодательства  об  экономической  зоне  Российской  Федерации;   дела   о

признании противозаконной  деятельности  объединений  граждан,  в  том  числе

политических  партий,  общественных   организаций   и   массовых   движений,

посягающей на национальное равноправие граждан  и  насильственное  нарушение

единства территории Российской Федерации, и ее запрещении.

    Законом Российской  Федерации  от  27  декабря  1991  г.  «О  средствах

массовой информации» (ст. 61) установлено, что отказ в регистрации  средства

массовой информации либо нарушение государственным органом  порядка и  сроков

регистрации, а также решение  о прекращении  деятельности  средства  массовой

информа-мации могут быть обжалованы в суд и рассматриваются  судом,  включая

имущественные    споры,    в    порядке    гражданского    судопроизводства.

Воспрепятствование распространению  продукции средства  массовой  информации,

Информация о работе Подведомственность и подсудность гражданских дел